Выступление «Цветные счетные палочки Кюизенера».
материал по математике (старшая группа)

Родькина Людмила Михайловна

описание работы с детьми посредством палочек Кюизеера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_seminar_.palochki_kyuizenera.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:  воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Росинка» Родькина Л.М.

Выступление

 «Цветные счетные палочки Кюизенера».

                                         Математика имеет задачей не обучение исчислению,

                                         но обучение приемам человеческой мысли

                                         при исчислении.

Л.Н. Толстой.

Уважаемые педагоги детских садов!  Если вы хотите, чтобы ваши воспитанники полюбили математику, вы  должны обязательно использовать в своей работе «Цветные палочки Кюизенера». Автор их бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976), который  разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Вот уже более двадцати лет  цветные счетные палочки Кюизенера используются в России с целью сформировать у детей представления о числе, содействовать развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения. В России цветные счетные палочки Дж. Кюизенера выпускает  ООО «Корвет»1993 года. Сегодня этот многофункциональный материал используется в целях образования во многих странах мира.

Счетные палочки Кьюзенера  еще называют:

  • «числа в цвете»,
  • цветными палочками, цветными числами,
  • цветными линеечками.

К цветным счетным палочкам разработан игровой учебно-методический комплекс.

Почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки  Кюизенера?

1. Палочки – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных  мыслительным.

2. Многие математические  представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т.д.) ребенок получает играя.

3. Палочки учат ребенка  ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве.

4. Благодаря палочкам, развивается логическое мышление.

5. Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.

6.  Ставя задачи разной сложности, палочки можно  использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.

7. Этот материал можно также использовать с целью коррекции.

8. Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.

9. Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.

Палочки друг от друга отличаются цветом и размером. Каждой палочке соответствует число, равное ее длине. Все палочки одного цвета – одной длины.  Палочки можно объединить в «семьи».

Очень важно, чтобы дети усвоили взаимосвязь между цветом палочки и числом, ей соответствующим. Белые- число один, розовые- 2, голубые- 3, красные- 4, желтые- 5, фиолетовые- 6, черные- 7, бордовые- 8, синие- 9, оранжевые- 10.

В работе с детьми очень важно уточнить, знают ли они цвет палочек. Можно задать детям задание: дай палочку такого же цвета, назови цвет палочек, возьми разные по цвету палочки, построй дом только из оранжевых палочек и т.д. Умеют ли сравнивать по длине (задание: дай палочку такой же длины, найди палочку одинаковой длины с красной и т.д.). Нужно помочь детям сделать открытие: все одинаковые по цвету палочки одинаковой длины, и наоборот.

Можно даже провести исследование при помощи палочек. Например:

1. Выберем по одной палочке разного цвета. Получилось  десять палочек разного цвета (рис.1).

2. Разложим выбранные палочки по длине, от самой короткой до самой длинной. Получилась «лесенка». Первая ступенька - белый кубик. Если принять длину стороны белого кубика за единицу, то длина каждой следующей палочки будет на единицу больше предыдущей. Длина белой палочки – один, розовой – два, голубой  - три и т.д.  Каждой палочке соответствует число, равное ее длине. Затем проверяем, действительно ли каждая следующая палочка на единицу длиннее предыдущей,  прикладывая белый кубик к ступенькам (рис. 2)

3.  А теперь мы объединим палочки в семьи. Измерим розовой палочкой все палочки красной семейки и узнаем, сколько раз мера укладывается  в длину палочки

                                         розовая – 1 раз

                                         красная – 2 раза

красная семья              фиолетовая – 3 раза

                                         бордовая -  4 раза

                                         оранжевая – 5 раз

Итак, каждая палочка красной семьи включает в себя целое число розовых палочек, т. е. каждое  «красное» число кратно двум. Аналогично для синей семьи – все ее члены кратны пяти.  Белая  и черная  палочки каждая составляет собственную семью.

Как работать с материалом?

Можно выделить 2 этапа использования цветных счетных палочек в образовании детей:

1 этап:  работа с детьми 2 – 4 лет.

На этом этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками. Их привлекают конкретные образы, качественные  характеристики материала – цвет, размер, форма. Дети выкладывают по образцу и самостоятельно простейшие изображения: стул, домик…, так же выкладывают квадраты, прямоугольники, ориентируются на листе бумаги (в середине – красная палочка, слева – голубая)

2 этап:  работа с детьми 4 – 7 лет.

На этом этапе можно проводить упражнения в плоскостном и объемном моделировании. Выкладывание из палочек объектов, сюжетных картин. Исследовательская деятельность: измеряем палочки единицей: сколько единиц – таково число; открытие: красная палочка – четыре единицы.

Использование палочек для освоения количественного  и порядкового счета, сравнение по длине и высоте, составление задач по моделям (модель задач на сложение и вычитание, например:  на ветке сидело 5 птиц, прилетела еще одна. Сколько птиц сидит на ветке?) Игры «Разноцветные вагончики», «Веселый поезд».

Большое внимание уделяется развитию творческих способностей, самостоятельности. Даются так же задания: придумай рисунок, в котором бы использовались палочки двух, трех и более цветов.

В работе используем разработанные игровые альбомы:

«На златом крыльце…», демонстрационный материал.

«Волшебные дорожки»

«Дом с колокольчиком»

Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда каждая игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится  переводить игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

Необходимо наблюдать за игрой ребенка и можно сделать много открытий: умеет ли он ставить цель и добиваться результата, как относится к неудаче и т.д. все это поможет увидеть, в чем именно ему необходима помощь.

 Игры взрослых вместе с детьми очень важны в жизни ребенка. Ведь развитие интеллектуальных  и творческих способностей не повредило еще ни одному ребенку.

Работая с палочками Кюизенера ребята в детском саду знакомятся со своеобразной Цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше, чем предусмотрено программой. Практический опыт показывает, что использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует успешности обучения ребенка в школе по математике.

А сейчас я хочу Вам предложить мастер-класс «Цветные палочки Кюизенера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по использованию сказочного и универсального дидактического материала цветных счетных палочек Кюизенера в обучении математике

Палочки Кюизенера – это удивительный  дидактический материал, который можно использовать практически во всех видах деятельности с дошкольниками....

Игры с цветными счетными палочками Кюизенера

бОльшую часть математики для дошкольников составляет изучение1.Чисел (дети узнают о числах, считая предметы). 2.Геометрических и пространственных отношений (дети учатся мастерить фигурк...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»

Цель:Развитие логического мышления.Задачи:учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числительные...

Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст)

Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст) Цель: Знакомство с палочками Кюизенера Задачи:1. Поз...

Дидактическое пособие « Учимся играя» для работы с детьми раннего возраста как подготовительный этап освоения учебно-методического комплекса Джордж Кюизенера «Цветные счетные палочки Кюизенера»

Дидактическое пособие « Учимся играя» для работы с детьми раннего возраста как подготовительный этап освоения учебно-методического комплекса Джордж Кюизенера «Цветные счетные палочки...