Итоговое занятие по математике для детей детского сада. Тема: «Что? Где? Когда?» (математическая викторина).
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Гайдарова Марина Николаевна

Цель: проверить знания и умения детей средней группы в соответствии с программными требованиями по математике. Проверить навык счета в пределах 5; знания о количественных и порядковых числах.

Различать и называть геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, складывать из них предметы.

Определять и называть части суток и выстраивать их в логической последовательности.

Сравнивать предметы по размеру и величине и раскладывать их в убывающем порядке (от большого до маленького).

Определять направления и стороны – право, лево, вперед, назад. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_po_matematike_srednyaya_gruppa.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по математике для детей детского сада.

         Гайдарова Марина Николаевна

           воспитатель

        МДОУ «Детский сад» Солнышко» г. Надыма

       

   

Тема:  «Что? Где? Когда?» (математическая викторина)

Участники: дети средней группы детского сада.

Ведущий: воспитатель детского сада.

Цель: проверить знания и умения детей средней группы в соответствии с программными требованиями по математике.

Задачи:

Проверить навык счета в пределах 5; знания о количественных и порядковых числах.

Различать и называть геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, складывать из них предметы.

Определять и называть части суток и выстраивать их в логической последовательности.

Сравнивать предметы по размеру и величине и раскладывать их в убывающем порядке (от большого до маленького).

Определять направления и стороны – право, лево, вперед, назад.

Оборудование:

              - столы, стулья, юла, табло (для выставления счета), черный ящик.

              - конверты с заданиями, комплект геометрических фигур,

                 пирамида.

             - мячи, корзинка, рисунки овощей, утки и утенка, почтальона с

               письмами и почтовыми ящиками.

             - воздушные шары, медали, бантики- бабочки, эмблемы с названиями команд у каждого ребенка.

             - музыкальное сопровождение.

Место проведения: музыкальный зал.

      Музыкальный зал оформлен воздушными шарами, бантиками – бабочками из цветной бумаги.

      В центре зала два стола. Один стол разделен на секторы. В каждом секторе м- конверт с заданием.  В центре стола – юла. Дети старшей и средней группы разделены на две команды: игроков – дети средней группы и зрителей – дети старшей группы.

Правила игры: вращают юлу в центре стола, стрелка юлы при остановке показывает на конверт с заданием (конверты подписаны именами зрителей). Зрители задают вопросы. Знатоки советуются и отвечают на него. За каждый правильный ответ на табло выставляется 1 балл.

       

Конспект непосредственно образовательной деятельности.          

Дети под музыку входят в зал и занимают свои места. Игроки садятся за столы с юлой, зрители- за свободным столом.

         Воспитатель представляет капитанов команд: у знатоков – Ф.И. ребенка. У зрителей – Ф.И. ребенка.

 Вопрос от Ф. И. ребенка зрителя.

Без расчески причесался

И умылся без воды.

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады. (кот)

Ведущий: не спешите с ответом. Соберите слово отгадку из геометрических фигур. И тогда все узнают кто это. Три минуты на размышление.

         Дети советуются друг с другом. А потом выкладывают из геометрических фигур свой ответ:  1.  1круг – голова;

             2.  2 квадрата- туловище;

             3. 3 треугольника- ушки и хвостик;

             4.  4 прямоугольника – лапки.

За правильный ответ команда получает 1 очко. На табло выставляется счет.

Звучи музыка, вращается юла.

Задание от Ф. И. ребенка.

(рисунок почтальона с письмами и почтовыми ящиками). Помочь почтальону разложить письма в почтовые ящики. Каждому знатоку раздается такой лист с рисунком – выполняется задание. Дети должны назвать цифру на конверте и провести от нее линию к почтовому  ящику с такой же цифрой.

Дается время на размышление и знатоки отвечают на вопрос. Если они ответили правильно, то приносят по 1 баллу своей команде, если ответ не правильный у двоих знатоков. То очко зачитывается команде зрителей.

           Звучит музыка, вращается юла.

Задание от Ф.и. ребенка.

«Отгадай-ка». Рассмотреть картинку (рисунок утки и утенка) и сказать у кого больше лап: у утки или утенка?

       Знатоки совещаются и отвечают на вопрос (одинаковое количество, поровну).

       На табло выставляется счет. Звучит музыка и объявляется музыкальная пауза.

     Проводится физминутка под мелодию песни «Буги – вуги»:

Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом ее вперед и немного потрясем.

Руку левую вперед, а потом ее назад, а потом ее вперед и немного потрясем.

Мы танцуем буги – вуги, поворачиваем в круге и в ладоши хлопаем вот так!

Ногу правую вперед, а потом ее назад, а потом ее вперед и немного потрясем.

Ногу левую вперед, а потом ее назад, а потом ее вперед и немного потрясем.

Мы танцуем буги – вуги. Поворачиваем в круге и в ладоши хлопаем вот так!

         После физминутки знатоки и зрители занимают свои места. Звучит музыка, вращается юла.

Задание от Ф.И. ребенка

Вносится черный ящик. В нем лежит письмо  с загадками о времени суток.

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все вокруг уснуть должны,

Наши дети тоже. (ночь)      

 Солнце ярко встает.

   Петушок в саду поет.

           Наши дети просыпаются,

                            В детский садик собираются. (утро)

Солнце в небе ярко светит,

На прогулку вышли дети. (день)

Знатоки дают ответы на загадки и поднимают карточки с изображением времени суток. Выстраивают логическую цепочку по порядку времени суток: утро, день, ночь.

             На табло выставляется счет.  Звучит музыка, вращается юла.

Задание от Ф. И. ребенка

Собрать пирамидку: от самого большого кольца до самого маленького.

Сравнить кольца по величине, размеру.

Знатоки за отведенное время совещаются, отвечают. Выставляется счет.

Объявляется музыкальная пауза.

Дети (игроки и зрители) выстраиваются вокруг корзинки, под музыку берут мячи и забрасывают их в корзинку, которая находится на определенном расстоянии. Считают заброшенные мячи. Подсчитывают их общее  количество по завершении игры.

Дети занимают свои места.

Задание от Ф. И. ребенка

Перед знатоками раскладывается рисунки с изображением в ряд овощей – лук, морковь, огурец. Помидор. Свекла. Ответить на вопросы.

- Сколько всего овощей в ряду? (5)

- Какой по счету помидор? (4-й)

- Что находится справа от моркови? (огурец)

- Что находится слева от огурца? (морковь)

- Что находится за луком? (морковь)

- Что лежит перед свеклой? (помидор)

За каждый правильный ответ знатокам начисляется 1 балл. За неправильные ответы начисляется очко зрителям. Выставляется счет на табло.

Подведение итогов: Ведущий говорит, что игра подошла к концу, понравилась игра или нет? Чем понравилась? Что нового узнали? Что было интересного? Подсчитывается количество очков у команд, объявляет результаты игры. Победителей награждает медалями.

Дети благодарят друг друга за игру и под музыку выходят из зала.

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ - МАТЕМАТИКА

Программное содержание: закрепить знание цифр от 1 до 5. Упражнять в порядковом и количественном счёте до 5.

Закрепить

умение уравнивать множества. Упражнять детей в сравнение предметов по

величине и в использовании понятий: самый длинный, самый короткий,

длиннее, короче. Развивать умение различать геометрические фигуры и

классифицировать их по признакам. Развивать логическое мышление.

Методы и приёмы: игровой приём, демонстрационный, наглядный, художественное слово.

Материал к занятию: набор

геометрических фигур по количеству детей, материал для счёта (грибочки)

по количеству детей, полоски разной ширины, корзиночки на каждого

ребёнка, карточки с цифрами от 1 до 5.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня утром почтальон принёс нам в детский сад письмо. Сейчас я вам его прочитаю: «Здравствуйте ребята. Пишет вам Лесовичок. Очень хочу, чтобы вы пришли ко мне в гости, а что бы вы не заблудились в моём волшебном лесу, посылаю вам план, как дойти до моего дома».

- Ну что, ребята, принимаем приглашение? Тогда давайте посмотрим на план. Сейчас мы находимся с вами вот здесь (показываю на обозначенное место на плане). Куда мы сейчас пойдём? В какую сторону указывает стрелка? (прямо).

- Для нашего путешествия я предлагаю каждому взять по корзиночке, думаю в пути они нам пригодятся. Итак, идём прямо.

 

Задание 1

- Перед нами болото, на нём кочки с цифрами, нужно перейти это болото, наступая на цифры по порядку.

Вот мы и перебрались через болото. Теперь снова посмотрим на наш план, в какую сторону нам двигаться. Куда стрелка показывает? (влево). Идёмте.

Задание 2

- Перед нами полянка на ней растут грибы. Какие грибы растут на полянке? (маслята и мухоморы). Ребята вот следующее задание:

каждый должен собрать в свою корзинку столько маслят, сколько мухоморов растёт на полянке. (опрос каждого ребёнка – сколько он собрал грибов, почему) Опять посмотрим на наш план, куда стрелка показывает? (прямо). Значит идём прямо.

Задание 3

Мы дошли с вами до речки. Чтобы перейти на другую сторону речки, нам нужен мостик. Для этого необходимо подобрать дощечку нужной длины. Возьмите каждый по одной дощечке и приложите к речке, посмотрим чья дощечка подходит. Чья дощечка подойдёт по ней и перейдём на тот берег. (выполняют задание).

- Посмотрим опять на план. В какую сторону указывает стрелка? (вправо).

Перед нами ещё одна чудесная полянка, встаньте вокруг неё. В середине полянки цветок. Кто на нём сидит? (бабочка). Сейчас мы с вами поиграем, превратимся в бабочек, расправим крылышки.

Физкульт минутка: «Прилетела бабочка краса.

Как горошины глаза,

Вправо, влево поглядела,

Вверх и вниз она смотрела.

На цветочке посидела,

В лес волшебный улетела.»

(Дети выполняют движения по тексту стихотворения).

Задание 4

- А теперь внимательно посмотрите на полянку, она необыкновенная – волшебная. На ней вместо цветов что выросло? (геометрические фигуры). Сейчас я каждому из вас дам задания. Задания будут разными. (собирают геометрические фигуры по признакам).

- Молодцы, хорошо справились с заданием. Посмотрим на наш план, куда стрелка дальше указывает? (прямо).

Задание 5

- Перед нами лежат камни. Не простые камни, а с загадками. Если вы отгадаете загадки, то камни станут лёгкими и их можно будет убрать с дороги. (загадываю загадки).

-Ну вот мы и дошли до домика Лесовичка. Давайте подойдём поближе.

(Лесовичок встречает детей, здоровается, спрашивает, трудно ли было до него добраться, какие встречались препятствия на пути. Дети рассказывают какие они выполняли задания. Лесовичок хвалит детей, рассматривает корзинки с грибами и фигурками, благодарит детей, за то, что они выполнили такие трудные задания и навестили его. Он уже давно не встречал таких умных, находчивых, смекалистых детей, и поэтому хочет их угостить шоколадными конфетами, которые растут на его волшебной ёлке. Лесовичок угощает детей, прощается с ними и приглашает их ещё раз в гости).

Цель: знакомство с образованием числа 5 и с цифрой 5, умение считать до пяти, закрепление геометрических фигур, развитие логического мышления, памяти, внимания, мелкой моторики пальцев рук, воспитываем чувство сострадания и желание помочь героям сказки.

Ход занятия

Сегодня хочу вам рассказать сказку «Репку». Сказку необычную с математическими заданиями.

Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Тянет дед репку, а вытянуть не может. Позвал дед бабку. А бабка говорит: «Выполнят детки задание, тогда и помогу тебе дед».

- Сколько на столе тарелочек? (4)

-Сколько ложек? (3)

- Тарелочек больше или ложек? (Тарелочек больше, а ложек меньше)

- Какое число меньше 3 или 4?

- Какое число больше 3 или 4?

- Что надо сделать, чтобы было поровну? (Надо убрать одну тарелочку, надо добавить одну ложку)

- Добавим одну ложечку. Сколько стало ложечек? (4)

-Что можно сказать про тарелки и про ложки? (их стало поровну)

А бабка и говорит:

- Ах, вот еще у меня одна тарелочка.

- Сколько стало тарелочек? (5)

- Как получилось пять тарелочек? (к 4 тарелочкам прибавили еще одну тарелочку, получилось 5 тарелочек)

- Тарелочек 5, а ложек сколько? (4)

- Больше тарелочек или ложек? (тарелочек)

- Число 4 больше 5? (меньше)

- Число 5больше 4? (больше)

- Как сделать, чтобы тарелочек и ложек было поровну? (добавить 1 ложку)

- Что мы сделали, чтобы ложек стало 5? (к 4 ложкам добавили еще 1 ложку)

- Сколько тарелочек? Сколько ложек?

Бабка:

-Спасибо, малыши, помогли старому человеку тарелки разложить. Помогу и я деду репку тащить.

Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка и говорит:

- Помогу вам, только детки пусть меня научат считать и познакомят с новой цифрой.

- На полочке стоят чашки, давайте посчитаем. (5)

На столе лежат карточки с цифрами 1,2,3,4,6,7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей. Детям предоставляется самостоятельность. Если никто не сможет правильно выбрать цифру 5, вопросы:

- Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (нет)

- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число5)

Показ цифры 5. Беседа о цифре.

- Давайте вместе с внучкой обведем на листочках по точкам цифру 5. (работа на листочках).

Внучка:

- благодарю вас, ребята! Помогли вы мне, познакомили с цифрой 5, научили считать до 5. Помогу и я бабушке.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

Жучка говорит:

- Помогу вам репку тянуть, но сначала пусть детки со мной отдохнут.

Физминутка:

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Жучка позвала кошку.

Кошка:

- Очень я проголодалась, угостите меня рыбкой. Сил нет тянуть репку.

- На доске геометрические фигуры, назовите их. (круг, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, квадрат).

- На столе у вас лежат геометрические фигуры, какие? (ромб, треугольник)

- Из ромба и треугольника сделайте рыбку.

Кошка:

- Молодцы, ребята! Пойду помогу репку тянуть.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянуть не могут. Кошка позвала мышку.

Мышка:

- Помогу, если дети расскажут, что нового они узнали, с какой цифрой познакомились?

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут, вытянули репку. Спасибо вам за помощь, ребята.

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Дидактическая игра-развлечение "Когда это бывает?"

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Наземный пассажирский транспорт"

Разработка занятия по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Есть на свете городок..."

Работа автоклуба "Мы идем и едем по улицам города"

Занятие по подготовке руки к письму на тему: "В гости белочка пришла" (развитие координации руки по горизонтали)

Развлечение на воде "Ты морячка, я моряк". Старший дошкольный возраст

| конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | математике | математикой | средней | среднее | группе | группы песен | знакомство | сайт знакомств | числом | какое число | цифрой | буквы и цифры | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Конспект занятия по математике в средней группе Знакомство с числом 5 и цифрой 5 Детский сад

Конспект занятия по математике в средней группе "Поможем друзьям"

Гайдарова Марина Николаевна, воспитатель

Статья отнесена к разделу: Преподавание математики, Работа с дошкольниками

Программные задачи:

Познакомить детей с прямоугольником, учить различать прямоугольник и квадрат.

Формировать умение соотносить количество предметов с числом.

Совершенствовать навыки счета в пределах 5.

Закрепить умение ориентироваться в пространстве на месте бумаги: слева, справа, вверху, внизу.

Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.

Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Оборудование:

Демонстрационный материал: фланелеграф, теремок, мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, 5 деревьев, овощная грядка, числовые карточки от 1 до 5, 3 куклы, 5 ракет, 2 помидора, дидактический мешочек, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Раздаточный материал: прямоугольник, квадрат, лист бумаги, 4 моркови, 3 свеклы, 2 яблока, клубничка.

Ход занятия

1. Разминка

1, 2, 3, 4, 5

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

2. Формирование мотивационной основы.

– Ребята, вы любите сказки?

Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок” и пригласи ее к нам на занятие по математике.

Воспитатель рассказывает:

– Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (выставляет картинку). Бежит мимо Мышка-норушка (карточка), увидела теремок, остановилась и спрашивает: “Терем-теремок! Кто в тереме живет?”. А волшебный голос из теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

3. Повторение изученного ранее материала.

Задание №1.

“Сколько деревьев возле теремка?” (счет до 5).

Сосчитай овощи на грядке (которая по счету).

Д/и “Тик – трак” (Проверить правильно ли расставлены числовые карточки около групп предметов).

Правильно сделали все, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.

Воспитатель:

– Прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?” А волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

4. Знакомство с новым материалом.

Задание №2.

“Чудесный мешочек” (прямоугольник, квадрат).

“Знакомство с прямоугольником”

– Что это? (Квадрат)

– А кто может назвать эту фигуру?

Это прямоугольник.

Сегодня мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (выставить на доску). Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их? А теперь обведем прямоугольник. У прямоугольника есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их?

– Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?

– Как можно проверить? (Наложить)

– Что теперь мы видим? Что можем сказать?

Вывод: Верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые.

Правильно справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.

Прибежал к теремку Зайчик – Побегайчик, остановился и спрашивает:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

5. Закрепление изученного.

Задание №3. “Подбери ключ к замку”.

Возьмите понравившуюся вам геометрическую фигуру – это ключ от замка. Входим в круг, походим под музыку, попляшем. По сигналу: “Открой замок”, вы должны подойти, подобрать ключ, чей подошел, тот в ворота зашел.

Молодцы, помогли Зайке попасть в теремок. Прибежал к теремку Волчок – серый бочок. Остановился и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

6. Закрепление материала, изученного на предыдущем занятии.

Задание №4. “Разложи (овощи) урожай по полкам”.

– Поможем Волчишке?

а) Морковь положите на верхнюю полку.

б) Свеклу на нижнюю полку.

в) Яблоки на левую полку.

г) Клубничку на правую полку.

На каких полках лежат овощи и фрукты?

Все разложили правильно, двери волшебного теремка открылись для Волчишке. Вошел Волчек и стал в нем жить.

Прибежала Лисичка – сестричка к Теремку, спрашивает: Терем теремок! Кто в тереме живет?”

– Я Мышка – Норушка!

– Я Лягушка – Квакушка!

– Я Зайчик – Побегайчик!

– Я Волчок – Серый бочок! А ты кто?

– А я Лисичка – Сестричка, пустите к себе жить.

Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

Задание №5.

– Сколько зверей в теремке?

– Кто первый прибежал?

– Кто последний?

– Кто после зайца?

– Кто прибежал перед лисой?

Дверь теремка и открылась для Лисички. Стали звери дружно жить да поживать.

7. Итог занятия.

– Сколько героев в этой сказке?

– Кто помог зверям попасть в теремок?

– Конечно же, вы и ваши знания!

– Ребята, кому из зверей вам особенно понравилось помогать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие по сказкам» Образовательная область «Познание» Итоговое занятие по математике для детей 3-4 лет

Занятие по Петерсону. Закрепление понятий "много", "один", "по одному", "ни одного"; понимать вопрос «Сколько?»  Закрепление понятия о  ширине, уточнение в речи употребления слов "шир...

Итоговое занятие во второй младшей группе детского сада

Занятие проводится в конце учебного года. Основная цель его - выявить знания и умения детей по развитию речи и формированию элементарных математических понятий....

Итоговое занятие по математике для детей детского сада.

Тема:  «Что? Где? Когда?» (математическая викторина)Участники: дети средней группы детского сада.Ведущий: воспитатель детского сада.Цель: проверить знания и умения детей средней группы в соответс...

Конспект контрольно- итогового занятия во второй младшей группе детского сада.

Конспект контрольно - итогового занятия во второй младшей группе детского сада.(образовательная область "Безопасность") Тема "Красный, Желтый, Зеленый"...

Итоговое занятие по сенсорике " Мишка в детском саду"

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предтов. Ему самому еще трудно разобраться во всем этом многообразии и он нуждается в помощи взрослых. Накопление сенсорных п...

Итоговое занятие во второй младшей группе детского сада

Итоговое занятие по математике во второй младшей группеЦель: закрепление и систематизация  математических представлений у детей.Задачи:1. Закреплять умение различать и называть геометрически...