Итоговое занятие по математике для детей в старшей группе в рамках проведения мастер класса для педагогов ДОУ.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 46 комбинированного вида «Зоренька»

                                                                                                                                               

                Итоговое занятие по математике для детей в старшей группе

                     в рамках проведения мастер класса для педагогов ДОУ.  

                             

Форма проведения: игра путешествие.

                                                             

   

Конспект подготовила и провела педагог                                                                                                                                                                                                                                                              первой  квалификационной     категории                                                                                                                          Маустер Т.А.

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве и числе).      

Задачи:

Образовательная - Совершенствовать навыки счета в пределах 9, закреплять представления о геометрических фигурах, количественным составом числа 4 из единиц, делением круга на четыре равные части, взаимосвязи целого и частей, продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять умение последовательно называть дни недели.

Развивающая -  развивать внимание, память, наглядно- действенное мышление, инициативу, умение принимать  решение в создавшейся проблемной ситуации и выхода из нее. Обогащать речь детей существительными и прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Закреплять умение отвечать полными  и содержательными ответами.

Воспитательная -  продолжать формировать правила поведения и культуру общения со сверстниками и взрослыми, взаимовыручку и уважение к окружающим людям.

Материалы и оборудование: Зрительный ориентир – солнце, карточки по количеству детей с изображением разного количества геометрических фигур, разного цвета, стульчики с закрепленными на спинке геометрическими фигурами, мелодия песни «Мы едим, едим, едим…», наборное полотно из двух полос, раздаточный материал «грибочки» игрушки  зверята 4 штуки, картина художника, иллюстрация художника или игрушка, цветы по количеству геометрических фигур на билетах. Тарелочки -4 штуки. Изображение ручейка и речки, полоски одинаковые по длине, но разные по цвету и ширине.

Предварительная работа: Д/ игра «Сколько не хватает?», «Цифры», «Дни недели»,

беседа и рассматривание иллюстраций «Железная дорога».

Словарная работа: Регулировщик, железнодорожная касса, платформа, кассир

Музыкальное сопровождение: Мелодия или песня «Мы едим, едим, едим…

Этап занятия

Содержание этапа занятия

Примечание

Организационный момент

Эмоциональный настрой

Визуализация

Дети вместе с воспитателем входят в группу.

Воспитатель: ребята посмотрите, сегодня к нам в гости  пришли сотрудники детского сада. Давайте их поприветствуем.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: ребята посмотрите, какая сегодня хорошая, теплая, весенняя погода, вам улыбается  ясное солнышко (если погода пасмурная, педагог обращает внимание детей на зрительный ориентир – солнце), закройте глаза и представьте, как солнце согревает ваши руки, попадает вам на лицо, вы щуритесь и улыбаетесь. Открывайте глаза  улыбнитесь солнышку  в ответ, и подарите свои улыбки друг другу, и нашим гостям.

Воспитатель: ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: вот сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Как вы думаете, на каком транспорте можно отправиться в путешествие?  

Дети: перечисляют  (на самолете, на машине, велосипеде, на поезде, и т.д.)  

Проблемная ситуация

Пантомимика

Проблемная ситуация

Взаимодействие с детьми по закреплению имеющихся знаний

Самостоятельная работа детей

Физминутка «Зайка»

Ориентировка на листе бумаги

Эмоциональная релаксация

Воспитатель: правильно ребята, а я вам предлагаю в сегодняшнее путешествие, отправится на поезде. Но посмотрите, где, же поезд? Как нам быть, что мы можем сделать?

Дети: предлагают различные варианты. (Построить из кубиков, нарисовать и др. в итоге приходят к решению построить из стульчиков.)

На спинки стульев (их 9) прикреплены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал разного цвета. На полу цифры от 1 до 9 (это платформа)  находящиеся на одинаковом расстоянии.                                                                                                                            

Воспитатель: Раз вы решили строить поезд из стульчиков, тогда  можно, я буду регулировщиком и помогу вам выставить вагоны на платформе (воспитатель показывает рукой на цифры на полу – платформа, можно попросить ребенка перечислить цифры на полу.)

Педагог уточняет кто это, – регулировщик, что означает слово – платформа. Возможно индивидуальное и хоровое повторение.

Слушайте внимательно, в каком порядке вы будете выставлять вагоны.

Воспитатель: Таня возьми стульчик, обозначенный красным кругом, выстави его на 4 платформу. Петя возьми стульчик, обозначенный зеленым треугольником, и выстави его на 1 платформу, и т.д. Все вагоны выставлены. Воспитатель просит пересчитать все вагоны, задает вопрос - Сколько всего?

Дети: Всего вагонов 9.

Воспитатель: Далее педагог задает вопросы:

-На какой платформе  вагон с красным кругом, с зеленым треугольником, с желтым квадратом и т.д.

-Вагон, с какой геометрической фигурой стоит на 1 платформе, на 3 платформе  и т д.

 Воспитатель: Ну, вот поезд построили, теперь можно отправляться за билетами.

Воспитатель: Но сначала, если мы с вами отправляемся в путешествие, я предлагаю вам надеть плащи, и  обуть резиновые сапоги. Все готовы?

Воспитатель: Теперь можно отправляться за билетами, а где продают билеты на поезд?  

Дети: В железнодорожной кассе.

Проходят к кассе.

Воспитатель: Я буду кассиром, и каждому из вас вручу по билету. Раздает детям карточки-билеты, на которых  геометрические фигуры.

Воспитатель: Вы видите ребята билеты у нас не простые, вам нужно сесть в вагон в соответствии с геометрической фигурой на билете.

Дети занимают места, а одному ребенку не хватает места.

Вагонов 9, а детей 10, и у двух детей два одинаковых билета, воспитатель задает вопрос: Как же быть, подумайте ребята и предложите свое решение.

Дети сами или педагог подводит их к тому, что можно добавить еще стульчик, и в одном вагоне поедит два пассажира.

Все разместились в своих вагонах можно ехать! Ту-туууу….(Дети изображают, как поезд едет.) Можно предложить детям спеть один куплет песни «Мы едим, едим, едим…!»

 Воспитатель: Нам пора сделать остановку. Посмотрите, нас встречают лесные обитатели, и о чем-то спорят. Сколько всего животных вы видите?

Дети: Всего четырех животных. (Пересчитывают и обозначают цифрой четыре.)

Воспитатель: А сколько каких?

Дети: Один лисенок, один медвежонок, один зайчонок, один бельчонок. (Обозначают карточками с цифрой один).

Воспитатель: Как мы получили цифру четыре?

Дети: Из четырех единиц. Один, один, один и один.

Воспитатель: А теперь давайте разберемся, из-за чего спорят животные? Оказывается у них всего одно целое яблоко, и они не могут его поделить. Поможем? Как мы это можем сделать?

Дети: Разделить на четыре части.

Воспитатель: Как?

Дети: Сначала разделить пополам.

Воспитатель: Предлагает кому-нибудь из детей сложить, модель яблока пополам и по линии сгиба разрезать его. Что мы получили?

Дети: Две половины. Или две части.

Воспитатель: А что больше, целое или часть? А как еще можно обозначить одну часть целого?

Дети: Одна вторая.

Далее делят половины, еще пополам, получая четыре части. Обозначая части – одна четвертая, две четвертых и т.д.  В итоге разделенным яблоком угощают животных. А впереди грибная поляна.

.Далее дети проходят и садятся за столы, на столах наборное полотно, из двух, или трех полос, наборы раздаточного материала - грибочки.

Воспитатель: Положите на верхнюю  полоску столько грибочков, сколько вы встретили на поляне животных.

 Дети выполняют задание, (кладут на верхнюю полоску четыре  грибочка), воспитатель напоминает детям, что брать грибочки нужно правой рукой, левой придерживать край карточки и раскладывать на полоске слева на право. При ответе отвечать полным ответом. 

Воспитатель: Сколько вы положили грибочков на верхнюю полоску?

Дети: На верхнюю полоску я положил (ла) четыре грибочка.

Далее педагог просит 1-2 детей пересчитать, сколько грибочков на верхней полоске?

Воспитатель: На нижнюю полоску положите грибочков на один меньше.

Дети выполняют задание

Воспитатель: Сколько грибочков положили на нижнюю полоску?

Дети: На нижнюю полоску я положил (ла) три  грибочка.

Воспитатель: На какой полоске грибочков больше?

Дети: На верхней полоске грибочков больше, чем на

нижней.

Воспитатель: А на какой полоске меньше?

Дети: На нижней  полоске  меньше, чем на верхней.

Воспитатель: Добавьте  на нижнюю полоску,  столько грибочков, чтобы их  стало равное количество.

Дети выполняют задание

Воспитатель: Сколько стало грибочков на нижней полоске? ( Четыре). Как вы получили – четыре? (Я добавил один грибок). Что можно сказать о количестве грибочков, на верхней и на нижней полоске. Или – раз на верхней и на нижней полоске по четыре грибочка, то, что можно сказать?

Дети: Их одинаковое количество, или поровну.

Воспитатель: Дети, а каким способом мы можем еще проверить или доказать, что грибочков поровну?

Дети: Способом приложения.

Далее дети выполняют проверку и делают вывод.

Воспитатель: Молодцы ребята, вот мы и побывали на грибной поляне, пора дальше отправляться, но сначала поиграем.

Воспитатель предлагает детям превратиться в зайчат.

1,2,3,4,5-начал заинька скакать.

Прыгать, заинька горазд-

Он подпрыгнул пять раз.

Физминутка проводится два раза.

Воспитатель: Пока мы с вами играли, посмотрите ребята, художник нарисовал картину, давайте подойдем и рассмотрим ее.

На листе бумаги – в центре, в левом верхнем, нижнем, в правом верхнем, нижнем изображения  (елка, грибы, облако, корзинка, солнце)

Воспитатель: Рассмотрите изображения. Что находится в центре картины? Кто расположен в нижнем левом? Сколько птичек над деревом? И т.д.

Воспитатель: Ну, молодцы ребята, а  наше путешествие окончилось. Садимся по вагонам и возвращаемся в детский сад. Можно предложить детям спеть песню «Мы едим, едим, едим !..». Вот мы и вернулись в детский сад. Давайте снимим плащи (снимают),сапоги и все аккуратно сложим.

Педагог предлагает встать в круг и взяться за руки. Понравилось ли вам путешествовать? Что запомнилось? Мы с вами  в детском саду, а чем занимаются дети в детском саду.

Дети: играют и готовятся к школе. Вот и мы с вами давайте поиграем в игру «Дни недели». Повторяют стихотворение « Что я делал?».

В понедельник, я стирала

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

А в четверг играла в мяч,

В пятницу, я чашки мыла,

А в субботу, торт купила,

Всех подружек в воскресенье, позвала на день рожденье!

Педагог благодарит детей за сегодняшнее путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения мастер – класса для педагогов «Приемы мотивации дошкольников к образовательной деятельности».

Сценарий проведения мастер – класса для педагогов «Приемы мотивации дошкольников к образовательной деятельности»....

Занятие по математике для детей логопатов старшей группы (Чудо-дерево)

                                              Пояснительная записка....

Конспект занятия по ФЭМП для детей средне-старшей группы в рамках проекта "В гостях у сказки круглый год" на тему "Теремок. Строительные професии"

Сравнение смежных чисел 6 и 7, 7 и 8. Измерение жидкости. Расширение знаний о строительных профессиях....

Конспект проведения мастер - класса с педагогами ДОУ.

Данный материал может быть использовани в работе воспитателями при формировании у детей элементарных математических представлений....

Фотоотчет о проведении мастер-класса с педагогами ДОО «Партнерское взаимодействие с родителями при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дороге».

Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов16.02.2017 года на педагогическом совете ДОО я представила мастер-класс для педагогов по теме: «Партнерское взаимодействие с родителями при форм...

Отзыв о проведении мастер-класса для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков». 10 декабря 2018 года в детском саду воспитателем Яшновой Л.Ю. был  провед...