Конспект НОД по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по ФЭМП24.58 КБ
Файл nod_po_femp.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №17 общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

 Конспект открытой непосредственно

 образовательной деятельности

 по познавательному развитию (ФЭМП) в

 старшей группе «Условная мерка»

Подготовили:

Воспитатель Денисова Л.А.

(I квалификационная категория)

 Конспект открытой непосредственно образовательной

 деятельности

 По познавательному развитию (ФЭМП) в старшей

 группе «Условная   мерка»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проблемного обучения на занятиях по математике.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • Продолжать учить детей измерению с помощью условной мерки
  • Продолжать учить называть дни недели в их последовательности
  •         Создавать условия для самостоятельного

экспериментирования детей с измерением

  • Развивать у детей внимание и координацию движений под счет
  • Развивать

познавательную активность детей через

экспериментиро вание

  • Дать детям

почувствовать радость открытий

  • Воспитывать интерес к опытно-

экспериментальной деятельности.

  • Продолжать формировать способность к организации

взаимодействия со взрослым и сверстниками в ходе совместной

деятельности.

Методы и приемы

1.Наглядные: показ; демонстрационный материал. 2.Словесные: беседа; инструкция; вопросы; объяснения.

3.Практические: занимательные ситуации; познавательные игры.

Материалы и оборудование

Демонстрационный материал: прозрачный графин (кувшин), в который налито 5 стаканов слегка подкрашенной воды; пустой прозрачный графин (кувшин); прозрачный стакан с ободком; фишки (кружки или кубики )-10 штук; непрозрачная чашка с рисом и пустая; столовая ложка; половник.

Раздаточный материал: фишки (кружки или мелкие игрушки )-10 штук, непрозрачная чашка с рисом и пустая, столовая ложка, набор чисел от 0 до 10-на каждую пару детей.

Ход деятельности воспитателя с детьми

1. Введение в ситуацию

Вступительная беседа

Педагог: Ребята, давайте вспомним какой сегодня день недели?

  • Какой день недели был вчера?
  • Какой день недели будет завтра?
  • А кто такие ученые?

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем ученые. Вы согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: Ученые занимаются исследовательской работой.Исследовательская работа – это когда люди- ученые ищут что-то новое, проводят опыты и

эксперименты.

Давайте пройдем в научно- исследовательскую лабораторию, присядем за столы.

– Сегодня мы проведем опыты и узнаем что-то новое.

2. Актуализация

знаний

У воспитателя на столе стоят два прозрачных графина (кувшина) –один с водой, другой пустой-рядом находится прозрачный стакан с ободком, столовая ложка, половник. В графин с водой заранее налито 5 стаканов слегка подкрашенной воды.

Далее воспитатель обращает внимание детей на стоящий перед ней графин и спрашивает: Как, вы, думаете, что в графине? Ответы детей?

Воспитатель выслушивает и говорит: Это простая вода, подкрашенная краской. Помогите мне решить одну проблему: Можно ли узнать, сколько здесь воды? Дети отвечают: «Можно». Воспитатель: «А как?» Дети предлагают измерить воду (дать возможность попробовать столовой ложкой, половником и стаканом). Воспитатель договаривается с детьми о том, какой должна быть мерка: «Сколько наливать воды в стакан?» Дети предлагают наливать по ободок. Вода измеряется с помощью стакана, переливается в другой графин.

(измерение проводит ребенок)

3. Затруднение ситуации

Воспитатель спрашивает: «Так сколько здесь воды?» Если ребенок затрудняется, то воспитатель напоминает, что необходимо откладывать фишки по количеству перелитых стаканов. Измерение проводится еще раз с откладыванием фишек. Работа производится в паре

(1-переливает; 2-откладывает фишки)

Воспитатель: А теперь я измерю. (в третий стакан вода до половины, а в четвертый - выше ободка до края стакана

(надо чтобы дети заметили это и поправили педагога).

Динамическая пауза

Затем организуется игра «Руки-ноги». Воспитатель рассказывает детям правила игры: один хлопок-сигнал для рук, два хлопка-сигнал для ног. «Когда я хлопну в ладоши один раз, вы поднимаете руки, хлопну еще один раз- опускаете руки. Хлопну два раза-встаете. Хлопну еще два раза-садитесь». Например, последовательность может быть такой: один хлопок-подняли руки; два хлопка-встали с поднятыми руками; один хлопок-стоя

опустили руки; два хлопка-сели с опущенными руками

4. Включение способа

действий в систему знаний и умений ребенка

На столе перед каждой парой детей стоит непрозрачная чашка, из которой удобно ложкой набирать рис. В каждой чашке-5 ложек риса (детям об этом не сообщается). У каждой пары также имеется пустая чашка другого цвета, столовая ложка и фишки. Аналогичный набор находится и на столе у воспитателя.

Воспитатель сообщает детям что сейчас измерять рис они будут сами в парах и узнают, сколько ложек риса у них в чашке. Договаривается с детьми, что насыпать рис все будут по края ложки, и показывает детям ложку, наполненную рисом до краев (не с верхом и не на донышке), предполагая, что дети поняли, какой полноты должна быть ложка. Таким образом, уславливаются, какова будет мерка.

Далее воспитатель демонстрирует алгоритм действий:

  • набрать рис в ложку до краев;
  • высыпать из ложки в пустую чашку;
  • отложить фишку.

Продемонстрировав алгоритм действий, воспитатель просит детей начать измерять рис самостоятельно в парах (1-с ложкой, 2-откладывает фишки). (для ограничения времени выполнения задания можно использовать песочные часы). Дети выполняют, воспитатель  наблюдает  за  ними  и  время  от  времени

интересуется,  помнят ли  они, что  риса в  ложке  должно

быть до краев-ни больше, ни меньше? Предупреждает детей, что по окончании работы каждая пара положит рядом с фишками цифру, соответствующую количеству отложенных фишек и отражающую количество ложек риса в чашке.

После окончания работы воспитатель просит детей показать цифры-результаты измерения. Как правило, в руках у детей разные цифры. Воспитатель смотрит на ответы, выбирает наиболее далекие друг от друга и, обращаясь именно к этим детям, спрашивает: «Сколько ложек риса было в вашей чашке?» Дети называют. Например: «три ложки, «девять ложек» и т. п. Далее воспитатель просит встать тех детей, которые показали цифру 5. Спрашивает одного из них: «Так сколько ложек риса было у вас в чашке?» Ребенок отвечает: «Пять ложек риса». Дети с цифрой пять продолжают стоять. (если есть время, то можно повторить измерение-дети в парах меняются ролями).

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «А теперь я вам открою секрет: у вас у каждой пары в чашках риса было поровну, одинаково: по 5 ложек. Почему же у вас получились разные ответы?» Дети рассуждают о происшедшем. Хорошо было бы, если бы в процессе рассуждения дети предположили, что те, у кого получилось больше ложек риса, насыпали в ложку совсем мало-на донышко; а те, у кого получилось 2 или 3 ложки, набирали ложку с верхом. Воспитатель поддерживает данное направление рассуждений детей и подчеркивает правильность полученных выводов. Таким образом: от мерки зависит количество измеряемого

вещества

5. Итог

Воспитатель, подводя итог, спрашивает детей: Что нового вы узнали сегодня?

Вывод: Ребята, сегодня мы с вами научились измерять жидкость и сыпучее вещество при помощи условной мерки. А условной меркой у нас были: стакан, столовая ложкаСтаканом измеряли количество воды, а столовой ложкой-рис.

Молодцы, ребята, вы были очень активны.

Затем задается вопрос: А, о чем бы вы хотели узнать в следующий раз?



Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №17 общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

 Конспект открытой непосредственно

 образовательной деятельности

 по познавательному развитию (ФЭМП) в

 старшей группе «Условная мерка»

Подготовили:

Воспитатель Денисова Л.А.

(I квалификационная категория)

 Конспект открытой непосредственно образовательной

 деятельности

 По познавательному развитию (ФЭМП) в старшей

 группе «Условная   мерка»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проблемного обучения на занятиях по математике.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • Продолжать учить детей измерению с помощью условной мерки
  • Продолжать учить называть дни недели в их последовательности
  •         Создавать условия для самостоятельного

экспериментирования детей с измерением

  • Развивать у детей внимание и координацию движений под счет
  • Развивать

познавательную активность детей через

экспериментиро вание

  • Дать детям

почувствовать радость открытий

  • Воспитывать интерес к опытно-

экспериментальной деятельности.

  • Продолжать формировать способность к организации

взаимодействия со взрослым и сверстниками в ходе совместной

деятельности.

Методы и приемы

1.Наглядные: показ; демонстрационный материал. 2.Словесные: беседа; инструкция; вопросы; объяснения.

3.Практические: занимательные ситуации; познавательные игры.

Материалы и оборудование

Демонстрационный материал: прозрачный графин (кувшин), в который налито 5 стаканов слегка подкрашенной воды; пустой прозрачный графин (кувшин); прозрачный стакан с ободком; фишки (кружки или кубики )-10 штук; непрозрачная чашка с рисом и пустая; столовая ложка; половник.

Раздаточный материал: фишки (кружки или мелкие игрушки )-10 штук, непрозрачная чашка с рисом и пустая, столовая ложка, набор чисел от 0 до 10-на каждую пару детей.

Ход деятельности воспитателя с детьми

1. Введение в ситуацию

Вступительная беседа

Педагог: Ребята, давайте вспомним какой сегодня день недели?

  • Какой день недели был вчера?
  • Какой день недели будет завтра?
  • А кто такие ученые?

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем ученые. Вы согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: Ученые занимаются исследовательской работой.Исследовательская работа – это когда люди- ученые ищут что-то новое, проводят опыты и

эксперименты.

Давайте пройдем в научно- исследовательскую лабораторию, присядем за столы.

– Сегодня мы проведем опыты и узнаем что-то новое.

2. Актуализация

знаний

У воспитателя на столе стоят два прозрачных графина (кувшина) –один с водой, другой пустой-рядом находится прозрачный стакан с ободком, столовая ложка, половник. В графин с водой заранее налито 5 стаканов слегка подкрашенной воды.

Далее воспитатель обращает внимание детей на стоящий перед ней графин и спрашивает: Как, вы, думаете, что в графине? Ответы детей?

Воспитатель выслушивает и говорит: Это простая вода, подкрашенная краской. Помогите мне решить одну проблему: Можно ли узнать, сколько здесь воды? Дети отвечают: «Можно». Воспитатель: «А как?» Дети предлагают измерить воду (дать возможность попробовать столовой ложкой, половником и стаканом). Воспитатель договаривается с детьми о том, какой должна быть мерка: «Сколько наливать воды в стакан?» Дети предлагают наливать по ободок. Вода измеряется с помощью стакана, переливается в другой графин.

(измерение проводит ребенок)

3. Затруднение ситуации

Воспитатель спрашивает: «Так сколько здесь воды?» Если ребенок затрудняется, то воспитатель напоминает, что необходимо откладывать фишки по количеству перелитых стаканов. Измерение проводится еще раз с откладыванием фишек. Работа производится в паре

(1-переливает; 2-откладывает фишки)

Воспитатель: А теперь я измерю. (в третий стакан вода до половины, а в четвертый - выше ободка до края стакана

(надо чтобы дети заметили это и поправили педагога).

Динамическая пауза

Затем организуется игра «Руки-ноги». Воспитатель рассказывает детям правила игры: один хлопок-сигнал для рук, два хлопка-сигнал для ног. «Когда я хлопну в ладоши один раз, вы поднимаете руки, хлопну еще один раз- опускаете руки. Хлопну два раза-встаете. Хлопну еще два раза-садитесь». Например, последовательность может быть такой: один хлопок-подняли руки; два хлопка-встали с поднятыми руками; один хлопок-стоя

опустили руки; два хлопка-сели с опущенными руками

4. Включение способа

действий в систему знаний и умений ребенка

На столе перед каждой парой детей стоит непрозрачная чашка, из которой удобно ложкой набирать рис. В каждой чашке-5 ложек риса (детям об этом не сообщается). У каждой пары также имеется пустая чашка другого цвета, столовая ложка и фишки. Аналогичный набор находится и на столе у воспитателя.

Воспитатель сообщает детям что сейчас измерять рис они будут сами в парах и узнают, сколько ложек риса у них в чашке. Договаривается с детьми, что насыпать рис все будут по края ложки, и показывает детям ложку, наполненную рисом до краев (не с верхом и не на донышке), предполагая, что дети поняли, какой полноты должна быть ложка. Таким образом, уславливаются, какова будет мерка.

Далее воспитатель демонстрирует алгоритм действий:

  • набрать рис в ложку до краев;
  • высыпать из ложки в пустую чашку;
  • отложить фишку.

Продемонстрировав алгоритм действий, воспитатель просит детей начать измерять рис самостоятельно в парах (1-с ложкой, 2-откладывает фишки). (для ограничения времени выполнения задания можно использовать песочные часы). Дети выполняют, воспитатель  наблюдает  за  ними  и  время  от  времени

интересуется,  помнят ли  они, что  риса в  ложке  должно

быть до краев-ни больше, ни меньше? Предупреждает детей, что по окончании работы каждая пара положит рядом с фишками цифру, соответствующую количеству отложенных фишек и отражающую количество ложек риса в чашке.

После окончания работы воспитатель просит детей показать цифры-результаты измерения. Как правило, в руках у детей разные цифры. Воспитатель смотрит на ответы, выбирает наиболее далекие друг от друга и, обращаясь именно к этим детям, спрашивает: «Сколько ложек риса было в вашей чашке?» Дети называют. Например: «три ложки, «девять ложек» и т. п. Далее воспитатель просит встать тех детей, которые показали цифру 5. Спрашивает одного из них: «Так сколько ложек риса было у вас в чашке?» Ребенок отвечает: «Пять ложек риса». Дети с цифрой пять продолжают стоять. (если есть время, то можно повторить измерение-дети в парах меняются ролями).

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «А теперь я вам открою секрет: у вас у каждой пары в чашках риса было поровну, одинаково: по 5 ложек. Почему же у вас получились разные ответы?» Дети рассуждают о происшедшем. Хорошо было бы, если бы в процессе рассуждения дети предположили, что те, у кого получилось больше ложек риса, насыпали в ложку совсем мало-на донышко; а те, у кого получилось 2 или 3 ложки, набирали ложку с верхом. Воспитатель поддерживает данное направление рассуждений детей и подчеркивает правильность полученных выводов. Таким образом: от мерки зависит количество измеряемого

вещества

5. Итог

Воспитатель, подводя итог, спрашивает детей: Что нового вы узнали сегодня?

Вывод: Ребята, сегодня мы с вами научились измерять жидкость и сыпучее вещество при помощи условной мерки. А условной меркой у нас были: стакан, столовая ложкаСтаканом измеряли количество воды, а столовой ложкой-рис.

Молодцы, ребята, вы были очень активны.

Затем задается вопрос: А, о чем бы вы хотели узнать в следующий раз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Конспект ОД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет на тему «Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы».

Конспект ОД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет  на тему «Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы»....

Технологическая карта для НОД по ФЭМП; Конспект НОД по ФЭМП

Технологическая карта для НОД по ФЭМП "Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Влево, вправо"...