НОД "Осенняя картина", средняя группа
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Интегрированная НОД поможет систематезировать знания детей об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx87.9 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Осенняя картина»

Программное содержание:

  1. Систематизировать представления о временах года,
  2. Познакомить с признаками осени, названиями осенних месяцев.
  3. Закладывать основы экологического воспитания.
  4. Активизировать наблюдательность.
  5. Расширять словарь детей за счет глаголов (завяла, пожухла, хмурится, накрапывает, задувает), за счет качественных прилагательных (оранжевый, коричневый, разноцветный, грустный) и притяжательных прилагательных (березовый, кленовый, рябиновый, дубовый) и др., вводим в речь детей сложное слово ЛИСТОПАД.
  6. Учить составлять количественный рассказ по картине.
  7. Учить различать близкие по звучанию звуки [Ш], [С].
  8. Учить рисовать красками и карандашами.
  9. Развивать счетные навыки, умение сравнивать количество предметов, пользуясь понятиями «больше» и «меньше».
  10. Развивать логическое мышление, отгадывать загадки.

Материал:

  • Пособие – часы «Времена года»,
  • Запись муз. П.И.Чайковского «Времена года»,
  • Демонстративные картинки «Осень» и «Осенний букет»,
  • Кисточки, листы бумаги для рисования, цветные карандаши, контурные рисунки листьев дуба, березы, клена, липы, осины.

Предварительная работа.

На прогулке обратить внимание детей на признаки осени: пожелтели листья, завяли цветы, пожухла трава, птицы улетают на юг, дует холодный ветер, небо стало серым и хмурым, по небу плывут тучи, часто идет дождь.

Картинки по запросу "картинка туча и дождь"

Загадка.  Поглядите, поглядите -

                Потянулись с неба нити!

                Что за тоненькая нить

                Землю с небом хочет сшить?

                Не ответишь – подождем,

                Отгадаешь под … (дождем).

Дети отгадывают загадку, предложить отгадку нарисовать красками: тучу и дождевые нити.

Ход занятия

  1. Послушаем и отгадаем.

Включить запись муз. П.И.Чайковского «Времена года» и прочитать под нее стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина,

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Какое настроение у вас навеяла эта музыка и стихи? (грустное)

Как вы думаете, о каком времени года музыка, которую сейчас слушали? (об осени)

Кончилось лето – время тепла и света, нам грустно с ним расставаться. Но в природе все идет своим чередом – времена года всегда идут одно за другим: после лета наступает осень, за осенью спешит зима, потом приходит весна и вновь наступает лето.

  1.  Времена года.

Продемонстрировать на часах «Времена года» смену времен года. Затем предложить детям самим вращать, не спеша, стрелку и называть то время года, на которое она указывает.

Вопросы:

Может ли быть, чтобы после лета сразу наступила зима?

Или после осени снова пришло лето?

После прослушанных ответов еще вернуться к пособию «Времена года».

Восстановить цепочку: Лето…

                                       Зима…

                                       Осень…и т.д.

Каждое время года длиться 3 месяца.

Осенние месяцы: СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ.

Хором повторяют названия осенних месяцев.

  1. Расскажем об осени.

По картине «Осень» предложить детям придумать рассказ.

Попросить детей продолжать начатые фразы. Для этого им нужно внимательно следить за указкой и называть то, что будет показано.

Начать рассказ «Наступила осень». Обвести указкой всю картину. Продолжая рассказ, произносить только начало фразы и одновременно, показывая указкой на соответствующее изображение (цветы, траву, листья, тучу …).

Завяли …(цветы). Пожухла …(трава). Пожелтели на деревьях …(листья). Хмурится …(небо). Накрапывает …(дождь). Улетают на юг …(птицы).

Предложить детям повторить рассказ самостоятельно. На этот раз показывать указкой только на картинку. Рассказ повторяется 5-6 раз.

  1. Расскажем и покажем.

Предложить детям рассказать и показать осень. «Выйдите на лужок, встаньте в кружок». Читается рифма, одновременно выполняя соответствующие действия.

Осень, осень, листопад,

Листья желтые летят.

Плавными движениями поднять рука вверх перед собой, а затем постепенно опускать вниз.

Ветер дует, задувает

Руки от груди не спеша развести в стороны и дуть перед собой, не надувая щек.

Туча солнце закрывает.

Закрыть глаза руками.

Дождик капает с утра,

Сжать кулаки, выставив из каждого только указательный палец. Совершать поочередные движения вверх-вниз, показывая, как капают капли дождя. При этом постепенно приседать, пока указательные пальцы не коснуться пола.

Осень – грустная пора.

Развести руками в стороны и изобразить на лице грусть.

  1. Звуки осени.

Предложить детям послушать и запомнить звуки осени.

Длительно произносится звук [С] и сказать малышам, что так дует осенний ветер. Изобразить ветер по предыдущему упражнению жестом (руки от груди развести в стороны и одновременно подуть перед собой).

Затем длительно произнести звук [Ш] и сказать детям, что так шелестят под ногами опавшие листья (несколько шагов на месте).

Звукоподражание: «Кап – кап –кап …» Что это напоминает? (дождь)

Показать руками движения и соотнести их со звуками: [С]; кап – кап – кап…; [Ш].

  1. Осенний букет.

Показать картинку «Осенний букет».

«Чтобы вы не очень грустили, хочу подарить вам букет из разноцветных осенних листьев. Посмотрите, какой он красивый, яркий.» (березовая веточка, а на ней березовые листочки)

Вот кленовая веточка, а на ней какой листочек? (кленовый)

Вот дубовая ветка, а на ней какие листочки? (дубовые)

Вот осиновая ветка, а на ней какие листочки? (осиновые)

Вот липовая ветка, а на ней какие листочки? (липовые)

Какого цвета березовый листочек? (желтый)

Какого цвета липовый листочек? (зеленый)

Какого цвета кленовый листочек? (оранжевый)

Какого цвета дубовый листочек? (коричневый)

Какого цвета осиновый листочек? (красный)

А как можно сказать про цвет всего осеннего букета? (Разноцветный, потому что в нем много листьев разного цвета)

  1. Сосчитаем листочки.

Попросить детей сосчитать листочки на ветках. Спросить на какой ветке больше листочков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека рассматривания картин в младшей и средней группах с приложением сюжетных картин.

В картотеке даны примеры организаций занятий по рассматриванию картин с детьми младшего и среднего возраста с приложением сюжетных картинок....

КОНСПЕКТ НОД для детей средней группы Образовательная область Познание (Формирование целостной картины мира) тема: "Насекомые.» Составила воспитатель Смирнова О.А. ГБОУ 2075 средняя группа «Акварельки»

Образовательные задачи: Расширить представление детей о жизни насекомых. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида.Активизировать употребление в речи названий частей тела насек...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Ежи» (рассматривание картины) средняя группа

Задачи:Образовательная:закрепить и уточнить представление детей о ежах  (ежиха большая, ежонок маленький);обогатить знания детей о диких животных;учить детей составлять рассказ по картине предлож...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование целостной картины мира» Тема «Моя малая Родина – Туймазы». Возрастная группа: средняя группа

-формирование представления детей о родном городе.- способствовать формированию  понятия «Малая Родина»;  пополнять знания детей о памятных местах. Обогащать речь детей новы...

Конспект НОД по развитию речи. Рассказывание по картине. ( средняя группа )

Цель:  помочь детям понять суть изображенного,  учитьрассказывать о том, что изображено на картине, ориентируясь на образец описательного рассказа воспитателя....