Конспект занятия по математике в средней группе «Помощники бабушки Варварушки»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Исеркепова Елена Владимировна

конспект организованной оьразовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе «Лисята»

Тема: «Помощники бабушки Варварушки»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цель:  закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5.)

Программное содержание: 

Образовательные задачи: Закрепить состав числа «5» из единиц и двух меньших, умение видеть равенство и неравенство двух групп предметов, владение двумя способами уравнивания. Формировать умение определять форму предметов визуально и на ощупь, отражая результат в речи. Учить дифференцировать вопросы «Сколько?» и «На котором по счету месте?», правильно называть порядковые числительные.

Развивающие задачи: Активизировать мыслительные процессы. Закрепить обобщающие понятия «овощи» - «фрукты». Способствовать развитию тактильно-двигательных ощущений, зрительного внимания и памяти.

Воспитательные задачи: Продолжать воспитывать умение работать в коллективе, давать адекватную самооценку и оценивать деятельность сверстников.

Материалы и оборудование: «чудесный мешочек», муляжи фруктов и овощей, предметные картинки с их изображениями, 3 одинаковых пластмассовых (детских) ведерка; двуполосные карточки – на каждого ребенка, счетный материал (карточки с изображениями помидоров и огурцов), 3 яблока разного размера.

Планируемые результаты:  дети знают порядковый счет в пределах 5.

Структура занятия

I

Вводная часть

Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

3 мин

II

Основная часть

15 мин

1

Игровое упражнение

«Как получили число пять»

3мин

2

Игра

«Поделись, не ошибись!»

3мин

3

Игровое упражнение

«Заготовки на зиму»

3 мин

4

Подвижная игра

«Овощи и фрукты»

3  мин

5

Дидактическая игра

«Разложи верно»

3 мин

6

Дидактическая игра

«Что изменилось»

III

Заключительная часть

«Выбери яблочко»

2 мин

Длительность 20 минут.

Ход занятия

 I. Вводная часть

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»  

- Ребята, сегодня к нам пришла посылка от нашей хорошей знакомой – бабушки Варварушки. Как вы думаете, что может быть в этой посылке?

Дети выдвигают предположения.

- Теперь давайте проверим. Предлагаю вам по очереди брать по одному предмету из мешочка, но прежде, чем достать, попробуйте догадаться, что это, на ощупь.

В мешочке лежат лимон, яблоко, огурец, груша, морковь (муляжи). Дети пытаются отгадать предмет, ориентируясь на доступные сенсорные признаки (форму, размер).

II. Основная часть

  1. Игровое упражнение «Как получили число пять»  

 - Действительно, бабушка Варварушка прислала нам угощение из своих сада и огорода. Сколько всего у каждого из вас предметов в руках? (По одному предмету.)

- А сколько всего? (Всего пять предметов.)

- Как получили пять предметов? (В руках у нас по одному предмету, всего пять. Взяли по одному пять раз – получили пять, потому что пять – это один, один, один, один да еще один.)

2. Игра «Поделись, не ошибись!»  

 - Вы правильно ответили, ребята. А теперь поиграем в игру «Поделись, не ошибись!» сейчас вам нужно будет делиться на две группы: справа встанут те, у кого в руках фрукт, а слева – те, у кого в руках овощ.

Дети выполняют.

- Проверяем, все ли верно. Почему ребята, у которых яблоко, груша и лимон, встали справа, а ребята, у которых морковь и огурец – слева? (Потому что яблоко, груша и лимон – это фрукты, а морковь и огурец, - это овощи.)

- Отлично! Ребята, вы выполнили задание быстро и точно. Сколько всего фруктов? (Фруктов всего три.)

- А сколько овощей? (Овощей всего два.)

- У нас получилось, что фруктов три, овощей два. А сколько же всего? (Всего пять.)

- Верно, потому что пять – это два и три или три и два. А теперь пусть слева останется только тот, у кого предмет зеленого цвета.

Слева остается ребенок, у которого в руках огурец.

- Сколько же теперь человек справа от меня? (Справа четыре человека.)

- А слева? (Слева один человек.)

- А всего? (Всего пять человек, потому что пять – это один и четыре, или четыре и один.)

3.        Игровое упражнение «Заготовки на зиму»

- А сейчас я приглашаю вас за столы. У бабушки Варварушки есть просьба: она просит вас помочь справиться с заготовками на зиму. У каждого из вас на столах лежат карточки, а в тарелочках – картинки с помидорами и огурцами. Разложите на верхней полоске все картинки с помидорами, а на нижней все картинки с огурцами.

Дети выполняют задание.

- Что вы заметили? (мы заметили, что помидоров больше, чем огурцов. Мы заметили, что огурцов меньше, чем помидоров.)

- Вы правы. А наша помощь будет заключаться в том, чтобы сделать равное количество овощей. Сколько помидоров? (Помидоров пять.)

- Сколько огурцов? (Огурцов четыре.)

- Что больше пять или четыре? (Пять больше чем четыре.)

- На сколько? (На один.)

- Что меньше – четыре или пять? (Четыре меньше, чем пять.)

- На сколько? (На один.)

- Как вы радуете меня своими ответами! Как сделать так, чтобы овощей стало поровну? (Можно добавить один огурец или убрать один помидор.)

- Хорошо ребята потрудились, можно и отдохнуть. Выходите на ковер, поиграем. 

 4.        Подвижная игра «Овощи и фрукты»  

 - Ребята, если я называю овощ, то вы хлопаете в ладоши, а если фрукт, то топаете ногами.

5.        Дидактическая игра «Разложи верно»

- А у нас очередное задание. Посмотрите-ка – целая корзина овощей и фруктов. Нужно разложить их в ведра в зависимости от формы. Например, лимон имеет какую форму? А огурец? (И лимон, и огурец овальные, значит, мы положим их в одно  и то же ведро.)

После проведения игры педагог и дети анализируют и проверяют, все ли выполнено верно, еще раз проговаривают точное название формы: овальная (-ый), круглая (-ый), треугольная (-ый).

- Сколько предметов в первом ведре? (В первом ведре пять предметов.)

- Во втором? (Во втором ведре четыре предмета.)

- В третьем? (В третьем ведре три предметов.)

- В каком самое большое количество предметов? (Больше всего предметов круглых, их пять в первом ведре.)

- Почему? (Пять больше чем три и четыре.)

- В каком самое меньшее количество предметов? (Меньше всего треугольных предметов, их три в третьем ведре.)

- Почему? (Три меньше, чем пять и четыре.)

- И это задание оказалось нам по силам! Вы не только окличные овощеводы, но и замечательные счетоводы.

6. Дидактическая игра «Что изменилось?»

- Бабушка Варварушка – большая затейница. Она придумала для вас игру «Что изменилось?». Посмотрите, перед вами картинки с изображениями разных фруктов и овощей. Сколько их всего? (Всего пять.)

- Точно. А как мы будем считать, если нужно ответить на вопрос: «На котором по счете месте?»? (Первый, второй…)

- Чтобы справиться с заданием, нам нужно не только запомнить картинку, но и то, на каком по счету месте она находиться.

- На котором по счету месте находится яблоко?

- Перед чем стоит картинка с капустой?

- между какими предметами находится морковка?

III. Заключительная часть

Рефлексия «Выбери яблочко»

- Славно мы сегодня потрудились! Вы со мной согласны?

- Вам было интересно?

- А что понравилось больше всего?

Ответы детей.

- Сегодня все старались, я заметила это. А вот всем ли было интересно и легко? Предлагаю вам выбрать из трех яблок одно. Самое большое – для тех, у кого все получилось, все задания оказались интересными и несложными. Яблоко поменьше – для тех, кому некоторые задания показались труднее, чем другие, и не все получилось правильно. А самое маленькое яблоко – для тех, кто считает, что сегодня не справился с заданиями и не смог ничем помочь бабушке Варварушке.

Дети подходят к одной из трех картинок. Далее проводится анализ выбора, его адекватность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

занятие по математике для следней группы детского сада...

конспект занятия по тестопластике в средней группе " К бабушке Маланьюшке"

Одним из самых интересных видов творчества является лепка из солёного теста. На занятиях дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развит...

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Конспект занятия по математике в средней группе "Машины помощники"

                                                      ...

Конспект занятия по математике в средней группе Тема: «Помощник Незнайки»

Цель: закрепление математических понятий и действий.Задачи.Образовательные:-закрепить навыки количественного и порядкового счёта в пределах 5,-закрепить умение находить место предмета при счете в пред...

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...