конспект по ФЭМП на тему "Задачи на сложение и вычитание. Счет в прямом и обратном порядке в пределах 20"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Тайшина Елена Геннадьевна

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Начальная школа п. Горнокнязевск

Разработка конспекта занятия по ФЭМП

Тема: «Задачи на сложение и вычитание. Счет в прямом и обратном порядке в пределах 20»

Составитель: Тайшина Елена

Геннадьевна

п. Горнокнязевск

2020

Цель: 

Учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание. 

Задачи:

Образовательная: Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание и записывать их решение с помощью цифр, составлять модели задачи. 

Развивающая: Развивать смекалку, зрительную память, воображение. 

Воспитательная: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, действовать по инструкции.

Возраст: подготовительная группа

Продолжительность: 30 мин

Тип занятия: усвоение новых знаний

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.

Методические приёмы: 

• Игровой (использование сюрпризных моментов, путешествие в страну математики). 
• Наглядный (использование иллюстрации). 

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). 

• Поощрение, анализ занятия

Оборудование: фланелеграф, цифры, знаки, мяч.

Демонстрационный материал: картинки с изображением разных месяцев зимы, 2 ветки дерева, силуэты птиц: 10 синиц, 10 снегирей, картинки с изображением дельфина, сундука, ключика, макет машины, макет волшебного дерева, коробочка с геометрическими фигурами, путевые листы
Раздаточный материал: счёты, карточки с заданиями, математические наборы, счётные палочки, геометрические фигуры, тетради в клетку, карандаши, проволока.

 Ход занятия

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент

Интеллектуальная разминка

Повторение пройденного материала

Введение темы

Игра «Назови число»

Игровое упражнение «Письмо-загадка»

Физкультминутка

Игра «Не зевай, быстро на вопросы отвечай»

Закрепление темы, изучение нового материала

Заключительный этап

Дети стоят в кругу.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день - мы отправляемся в путешествие в одну загадочную страну. Но для начала давайте улыбнемся друг другу, чтобы в пути у нас было хорошее настроение.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, вы всех прекрасней на свете. Посмотрите на меня и подарите мне улыбку. Вот таких пригожих я приглашаю с собой в путешествие. Хотите узнать куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку.

Она царица всех наук,

Без нее мы – как без рук,

Научит думать и решать,

И много действий совершать (математика).

Молодцы, дети, вы правы! Мы с вами отправимся путешествовать по волшебной стране под названием «Математика» и остановимся на острове арифметической задачи. Путь наш будет непрост, но интересен, поэтому давайте сделаем небольшую разминку.

Сколько дней в неделе? (7)

Если сегодня четверг, то какой день недели был вчера (будет завтра) (среда, пятница)

Сколько месяцев у времени года «Зима» (3)

Назовите 3 зимний месяц (февраль)

Сколько времён года? (4)

Сколько хвостов у пяти коров? (5)

Сколько лап у двух гусей? (4)

Сколько пальцев на правой руке, а на правой ноге? (5)

Сколько ушей у двух мышей? (4)

Сколько лап у двух медвежат(8)

Сколько месяцев в году? (12)

Молодцы! А сейчас мы с вами превратимся в водителей, сядем в свои волшебные машины и поедем (дети садятся на стульчики и едут на своих воображаемых машинках).

Мы едем, мы едем вперед и вперед.

Дорога нам новые силы дает.

Мы едем в машине куда захотим,

И едем так быстро, как будто летим.

Мы едем, мы едем вперед и вперед

Машина везет нас и не устает,

Так много дорог впереди поворот,

Свернули – и снова вперед и вперед!

Ребята, у нас первая остановка по пути на наш остров. На пути у нас сломан мост, а нам нужно перейти на другую сторону, чтобы исправить мост, нужно достать волшебный ключ, который находится в сундучке на волшебном дереве, чтобы его достать и открыть сундучок нужно решить задачу.

(стоит изображение дерева на нём на одной ветке сидят 7 синиц, на другой 3 синицы)

Дети давайте попробуем составим условие задачи и вопрос, ориентируясь на наш сюжет.

Дети предлагают свои варианты задач.

Да, правильно, у нас получилась следующая задача «На веточке дерева сидели семь синичек. К ним прилетели ещё три синички. (условие) Сколько всего синичек стало на дереве? (вопрос)

Ребята, из чего состоит наша задача. (Ответы детей.)

Да, правильно из условия и вопроса. А теперь давайте определим структуру задачи, уточним числовые данные и арифметическое действие, с помощью которого её можно решить.

Дети предлагают варианты решения задачи.

К доске вызывается ребёнок, он повторяет задачу. Дети отвечают на вопрос задачи и рассказывают, как её решать. Дети решают задачу, откладывая на счётах соответствующее количество косточек. И записывают решение задачи в волшебных путевых листах, на которых будут записывать все наши решения.

Ребята, задачу можно записать с помощью моделирования. Посмотрите, как я её изображаю. «Круг с семью точками обозначает количество сидевших на ветке птиц; круг с тремя точками – количество прилетевших птиц; общий круг – сколько всего птиц».

Смоделируйте решение задачи с помощью схемы.

(Дерево переворачивается другой стороной)

На нём на одной ветке 10 снегирей.

Ребята, посчитайте сколько снегирей сидит на дереве?

Ответы детей. Воспитатель берёт 3 снегирей и пересаживает на нижнюю ветку дерева.

Ребята, попробуйте теперь составить задачу.

Работа по этой задаче ведётся в той же последовательности, что и в первой.

Давайте, попробуем составить модель задачи.  

Да, правильно общий круг показывает, сколько всего снегирей было на ветки. Три точки- сколько снегирей улетело. Точки слева от черты – сколько снегирей осталось».

Молодцы, ребята все справились хорошо. Открываем наш сундучок и достаём ключик. Открываем волшебную коробочку, достаём оттуда геометрические фигуры и счётные палочки и с помощью них моделируем мост из геометрических фигур и счётных палочек на листе бумаги. Мост исправен. Двигаемся дальше в нашу волшебную страну.

Садимся в наши машины и держим путь дальше.

Дети, но чтобы не скучать в пути мы будем загадывать загадки про цифры, и отвечать на веселые вопросы. 

1.Я так мила, я так кругла.

Я состою из двух кружочков.

И я довольна, что нашла

Себе таких, как вы, дружочков (8).

2.Цифра вроде буквы «О»,

Но не значит ничего (0).

3.Нам вы можете не верить,

Но попробуйте проверить:

Эта цифра-кочерга.

У нее одна нога (7).

4.От нее ведется счет, и за это ей почет.

Тонкая, как спица, цифра…(единица).

5.Острый локоть оттопыря, за тремя идет…(4).

Молодцы. Вот мы с вами и доехали до следующей остановки «Веселый счет». Его жители-цифры. Выбежали они из своих домиков нас встречать и растерялись.  Давайте поможем им найти свое место.

С чего начинается числовой ряд? (с единицы).

Почему это число первое? (оно самое маленькое из всех).

Какое число называется предыдущим? (то, которое стоит перед названным).

Какое число называется последующим? (то, которое стоит после названного).

Воспитатель называет число, дети называют предыдущее и последующее числа.

Дети, вы очень хорошо справились с заданием и помогли жителям города. Поехали дальше.

Дети, посмотрите, на какую красивую полянку мы с вами приехали.  А кто у нас здесь под деревом сидит? Да, зайчик, посмотрите у него в лапах письмо – загадка. Давайте прочитаем, что там написано.

На доске вывешиваются картинки с изображением разных месяцев зимы и загадываются загадки:

После отгадывания загадки, с месяцем дети находят соответствующие иллюстрации и рассказывают о приметах данного месяца.

Загадки:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

(зимние месяцы)

Назовите – ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год!

(Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз,

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели.

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

Воспитатель: Молодцы, ребята, назовите зимние месяцы по порядку.

Поехали дальше. Остановка и на пути остров математической физкультминутки.

(Дети выходят на ковер. Текст произносится до начала выполнения упражнений)

– Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

– Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Сколько клеток до черты, столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз, (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

– Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

– Сколько черточек до точки, столько встанем на носочки (4-5 раз, (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)

– Наклонились столько раз, сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)

– Будем считать, Грибы собирать (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед (имитация сбора грибов)

– Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза, (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках)

– Ягоды считаем, Дружно приседаем, (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Голову не опускать, спина прямая)

Молодцы, все справились. Поехали дальше?  По пути не зевай на вопросы отвечай.

1. У бабушки Даши внучка Маша

Кот Пушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков? (1)

2. 9 грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос:

Сколько он грибов принес?» (10)

3. Петух на одной ноге весит 3 кг. А сколько он весить на двух ногах?

Следующая остановка. Остров задач. Маленький дельфинчик попал в беду, его заточил злой волшебник в заколдованный замок. Чтобы его открыть нужно добыть ключ, решив задачи.

1-е задание: игровая ситуация «Составь задачу».

(схемы для составления задач на сложение и вычитание)

Ребята, а вы знаете, как пользоваться этими схемами? А дельфинчик нет (ответы детей)

Поможем дельфинчику? (ответы детей)

Эта схема на какое действие? (на сложение)

Сколько точек в первом круге (во втором круге?

Какие числа будем использовать?

Какой знак действия поставим? (плюс)

А эта схема? (на вычитание)

Сколько точек в круге?

Сколько точек отделили?

Какие числа будем использовать?

Какой знак действия поставим?

Сможете ли по этим схемам придумать задачи?

Прежде чем вы составите задачи, давайте вспомним:

- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить? (минус)

- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить? (плюс)

Составьте задачу на сложение и на вычитание, по этим схемам.

(спросить на выбор 2-3 детей: какую задачу составили они)

(разобрать и решить одну из задач детей, записать в путевой лист)

Вопросы для разбора задачи:

Какое условие в этой задаче?

Составьте вопрос.

Эта задача на какое действие?

Покажите решение с помощью чисел и знаков.

Проговорите выражение.

Какой ответ у этой задачи?

У кого такой же ответ?

Молодцы, вы умеете решать задачи. За это получаете волшебный ключик и открываем дельфинчика. Дельфинчик очень вам благодарен и попросил меня передать вам волшебные воздушные шарики. (Появляется связка из шариков красных и голубых).

Ребята, чтобы наши шарики превратились в волшебные и помогли нам быстро переместиться с острова арифметической задачи нужно составить и решить про них задачу.

Какую задачу можно составить и решить задачу про шарики?

Дети предлагают варианты задач.

Действуем по предыдущей схеме. Записываем решение в путевой лист.

Молодцы, справились отлично. А теперь возвращаемся обратно к нам в нашу группу. Подойдите ко мне поближе, я буду держать шарики, а вы прицепляйтесь ко мне закрываем глаза, говорим волшебные слова: «Ари, шари, пари, вари», открываем глаза и змейкой двигаемся по группе.  

Ребята, вот и закончилось, наше увлекательное путешествие в страну математику, на остров математической задачи. Во время пути вы были очень внимательными и хорошо справлялись со всеми заданиями. Молодцы.

О чем мы сегодня с вами говорили, что нового вы узнали?

В какой стране мы с вами побывали?

Понравилось вам наше путешествие в волшебную страну математики?

Что в нашем занятии запомнилось больше всего?

 Все хорошо сегодня старались. Молодцы!

3 мин

25 мин

2 мин

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Интеллектуальная разминка
  3. Повторение пройденного материала
  4. Введение темы
  5. Игра «Назови число»
  6. Игровое упражнение «Письмо-загадка»
  7. Физкультминутка
  8. Игра «Не зевай, быстро на вопросы отвечай»
  9. Закрепление темы, изучение нового материала
  10. Заключительный этап


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике в подготовительной группеТема: «Закрепление счета в пределах первого десятка в прямом и обратном порядке, ориентировка на плоскости и пространстве»

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.Развивать смекалку, зрительную память, воображение.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умен...

Занятие по математике в подготовительной группе. Тема: «Закрепление счета в пределах первого десятка в прямом и обратном порядке, ориентировка на плоскости и пространстве»

Программное содержание:Обучающие задачи:1 Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.2. Уп...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке для детей 5-6 лет»

Цель: закрепить счет в пределах десяти (прямой, обратный)Программные задачи:Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10;учить составлять четырёхугольники из счётных палочек;учить распознава...

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе "Прямой и обратный счёт в пределах 10"

Конспект занятия по математическому развитию с детьми подготовительной к школе группы...