Конспект НОД с детьми старшей группы «Путешествие в страну геометрических фигур»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Петрова Татьяна Николаевна

Формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира через исследовательскую деятельность, игровую деятельность с элементами Монтессори.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петрова Татьяна Николаевна,

Воспитатель,

             ГБДОУ детский сад № 39

 комбинированного вида

Калининского района СПб

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми  старшей группы

«Путешествие в страну геометрических фигур»

  Используемые технологии:

  • исследовательская деятельность
  • игровая деятельность с элементами Монтессори

Цель: формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Задачи: 

Обучающие:

  • закреплять знания о геометрических фигурах;
  • совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;
  • тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.
  • учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы детей; способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации;
  •  развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • формировать интерес детей к совместной деятельности;
  • развивать умение договариваться;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать культуру речевого общения

        Оборудование:

Геометрические фигуры на липкой основе, коврографы, «Необычная веревочка» с узелками, «Волшебный колодец», мяч, цветные карандаши, картинки для динамической паузы, письмо с билетами и шаблоном ковра, математические картинки для динамической паузы, Монтессори-пособия: геометрические тела и их проекции, геометрические треугольники, геометрический комод, магнитофон и аудиозапись для путешествия, фонарик.

 Предварительная работа:

           Познакомить ребят с геометрическими телами, тренировать в решении логических задач на закономерную последовательность.

Ход занятия:  Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло удивительное письмо. Давайте прочитаем и узнаем, кто же его прислал.

Кому: ребятам детского сада

От кого: от жителей Страны Геометрических Фигур

«Здравствуйте дорогие ребята! У нашей Королевы скоро День Рождения. И мы решили подарить ей прекрасный ковер ручной работы. Но злой волшебник Многоугольник разорвал ковер на кусочки, спрятал их и заколдовал всех наших мастеров шитья! Помогите нам, пожалуйста, найти все части ковра и реставрировать его. Ребята, мы знаем, что вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Очень на вас рассчитываем!                                                                                                            

С уважением, подданные Королевы - Геометрические Фигуры».

Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь геометрическим фигурам в их беде?

Дети: Да, готовы!

Воспитатель: Для этого нам нужно совершить путешествие в волшебную страну Геометрических Фигур. На чем  же нам туда добраться?

Дети дают различные ответы

Воспитатель: Смотрите, а в нашем письме еще что-то написано…

«… Чтобы попасть в страну Геометрических фигур, нужно сесть в волшебный  поезд. Высылаем вам ваши посадочные билеты и карту, в которой указаны места, где спрятал злой Многоугольник  лоскутки от ковра»

Вот карта, билеты и волшебный поезд. Получите, ребята, билеты и  занимайте места в вагонах. Но будьте внимательны, нужно, чтобы ваш билет совпал с фигурой на сиденье в вагоне.

Смотрите, у меня маленький, красный прямоугольник, а вот и моё место.

(Дети рассказывают каждый про свою фигуру.)

Воспитатель: Все заняли свои места, отправляемся в путь.

Звучит музыка

Воспитатель: Приехали! Ребята, для восстановления чудесного ковра, вам надо выполнить все задания  злого Многоугольника! Вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту, где найти первый лоскуток?

От пенька три шага направо, четыре шага налево.                                      

(Дети находят первое задание).

Ваше первое задание! Итак, круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат - это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные! Называют их телами. Может, вы знакомы с некоторыми из них?

Дети: куб, шар, цилиндр…

Воспитатель: Здорово! Вы наверняка знаете, что каждый предмет может отбрасывать тень. Я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека и внимательно рассмотреть свои объемные фигуры. Так же на столе вы найдете их тени. Подберите правильные тени для объемных фигур. Приступаем. (Дети работают в группах)

Воспитатель: Готовы? Давайте проверим, как вы выполнили задание.

Проверяем с помощью фонарика и листа белой бумаги. (Воспитатель объясняет, что у тела может быть две тени, в зависимости от того, как его повернуть.)

Получают лоскуток.

Воспитатель: Здорово вы справились с заданием!

Давайте искать следующий лоскуток. Посмотрим на карту: Пять шагов прямо, три шага налево….

А вот и следующее испытание.

         Королева геометрических фигур большая модница и у нее случилась неприятность! Порвались ее любимые бусы. Перед вами разорванные части, соедините их.

Выполняют задание. Получают лоскуток.

Воспитатель: Молодцы, и это  задание вам по плечу. Отправляемся дальше! Посмотрим на карту: Перепрыгнуть через ручей, найти задание под грибом….

Для выполнения задания я предлагаю вам встать в круг. Мяч передавай, что в группе на круг (квадрат, прямоугольник) похоже называй!

Дети называют предметы. Получают лоскуток.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием!

Воспитатель: Посмотрим  на карту: Три прыжочка от грибочка… 

 Вот и следующее задание. Злой Многоугольник хочет проверить, насколько вы  внимательны!

Положите: -  квадрат в правый верхний угол.

                   - круг в середину листа.
                  - треугольник в левый нижний угол.

                         - овал в левый верхний угол,
                        - прямоугольник в правый нижний угол.

Дети выставляют на коврографе фигуры. Проверяем. Получают лоскуток.

Воспитатель:

А сейчас я предлагаем вам немного размяться! Разминка наша не простая, а математическая!

      Сколько треугольников в елочке зеленой, 
     Столько ты немедленно выполни наклонов. (3)

               Сколько на тарелке овальных пирожков,
              Столько же немедленно выполни прыжков. (5)

Прямоугольных сколько стаканов для гостей,
Столько приседаний выполни скорей. (4)

                На полке, сколько круглых ваз.
               В ладоши хлопни столько раз. (1)

Сколько квадратных флагов повесили для нас,
Столько поворотов выполни сейчас. (2)

Получают лоскуток.

Воспитатель: Давайте посмотрим  на кару: От дерева шесть больших шагов вправо…

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите! Что это? - «волшебный колодец». Известно, что этот колодец может делать чудеса. Фигуры, которые в нем находятся, каким – то чудесным образом могут меняться. Давайте попробуем?

Вынимайте фигурки из колодца и посмотрите, во что могут превратиться две одинаковые фигурки.

Воспитатель демонстрирует, как происходит «волшебство»

Ребята выполняют задание, озвучивают, что было и что стало. Получают лоскуток.

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту, куда она нас еще направит: От колодцев восемь прыжков прямо….

Воспитатель: Посмотрите, какая «Необычная веревочка». На ней неспроста завязаны узелки. Я буду давать вам задания-загадки, а вы, с помощью веревочки, сложите отгадку. Нужно это делать, держа веревочку на весу.

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник). 
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат). 
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник). 

4. Постройте фигуру, у которой нет ни одного угла (круг или овал)

Дети озвучивают каждую фигуру, которую собрали. Получают лоскуток.

Воспитатель: Вот и заключительное задание, которое приготовил для нас Многоугольник.

Перед вами геометрический комод, на каждом этаже которого живут…., как вы думаете кто?

Дети: геометрические фигуры

Воспитатель: Конечно! Отгадав мою загадку, вы сможете узнать, какая фигура спрятала у себя нужный нам лоскуток. Есть одно правило! Заглянуть в домик фигуры можно только один раз! Готовы?

Шесть углов и шесть сторон

На кристалл похожий он

Для пчелы фигуры этой

В целом мире лучше нету.

Ребята ищут шестиугольник. Получают лоскуток.

Воспитатель: Какие вы молодцы ребята!

А теперь давайте сложим из  лоскутков чудесный ковер для Королевы Геометрических Фигур.

Дети выкладывают  ковер.

Воспитатель:   За нашу помощь жители  геометрической страны дарят  раскраски, чтоб вы вспоминали это необыкновенное  путешествие!

Вот и все, нам пора возвращаться в группу, занимайте свои места в поезде. Отправляемся! Звучит музыка поезда

Воспитатель: Ребята, где вы побывали сегодня?

Что делали? Какое задание было сложным для вас? А  очень легким? Какая игра вам понравилась?



Предварительный просмотр:

Петрова Татьяна Николаевна,

Воспитатель,

             ГБДОУ детский сад № 39

 комбинированного вида

Калининского района СПб

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми  старшей группы

«Путешествие в страну геометрических фигур»

  Используемые технологии:

  • исследовательская деятельность
  • игровая деятельность с элементами Монтессори

Цель: формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Задачи: 

Обучающие:

  • закреплять знания о геометрических фигурах;
  • совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;
  • тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование.
  • учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих

Развивающие:

  • развивать познавательные интересы детей; способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации;
  •  развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • формировать интерес детей к совместной деятельности;
  • развивать умение договариваться;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать культуру речевого общения

        Оборудование:

Геометрические фигуры на липкой основе, коврографы, «Необычная веревочка» с узелками, «Волшебный колодец», мяч, цветные карандаши, картинки для динамической паузы, письмо с билетами и шаблоном ковра, математические картинки для динамической паузы, Монтессори-пособия: геометрические тела и их проекции, геометрические треугольники, геометрический комод, магнитофон и аудиозапись для путешествия, фонарик.

 Предварительная работа:

           Познакомить ребят с геометрическими телами, тренировать в решении логических задач на закономерную последовательность.

Ход занятия:  Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло удивительное письмо. Давайте прочитаем и узнаем, кто же его прислал.

Кому: ребятам детского сада

От кого: от жителей Страны Геометрических Фигур

«Здравствуйте дорогие ребята! У нашей Королевы скоро День Рождения. И мы решили подарить ей прекрасный ковер ручной работы. Но злой волшебник Многоугольник разорвал ковер на кусочки, спрятал их и заколдовал всех наших мастеров шитья! Помогите нам, пожалуйста, найти все части ковра и реставрировать его. Ребята, мы знаем, что вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Очень на вас рассчитываем!                                                                                                            

С уважением, подданные Королевы - Геометрические Фигуры».

Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь геометрическим фигурам в их беде?

Дети: Да, готовы!

Воспитатель: Для этого нам нужно совершить путешествие в волшебную страну Геометрических Фигур. На чем  же нам туда добраться?

Дети дают различные ответы

Воспитатель: Смотрите, а в нашем письме еще что-то написано…

«… Чтобы попасть в страну Геометрических фигур, нужно сесть в волшебный  поезд. Высылаем вам ваши посадочные билеты и карту, в которой указаны места, где спрятал злой Многоугольник  лоскутки от ковра»

Вот карта, билеты и волшебный поезд. Получите, ребята, билеты и  занимайте места в вагонах. Но будьте внимательны, нужно, чтобы ваш билет совпал с фигурой на сиденье в вагоне.

Смотрите, у меня маленький, красный прямоугольник, а вот и моё место.

(Дети рассказывают каждый про свою фигуру.)

Воспитатель: Все заняли свои места, отправляемся в путь.

Звучит музыка

Воспитатель: Приехали! Ребята, для восстановления чудесного ковра, вам надо выполнить все задания  злого Многоугольника! Вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту, где найти первый лоскуток?

От пенька три шага направо, четыре шага налево.                                      

(Дети находят первое задание).

Ваше первое задание! Итак, круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат - это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные! Называют их телами. Может, вы знакомы с некоторыми из них?

Дети: куб, шар, цилиндр…

Воспитатель: Здорово! Вы наверняка знаете, что каждый предмет может отбрасывать тень. Я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека и внимательно рассмотреть свои объемные фигуры. Так же на столе вы найдете их тени. Подберите правильные тени для объемных фигур. Приступаем. (Дети работают в группах)

Воспитатель: Готовы? Давайте проверим, как вы выполнили задание.

Проверяем с помощью фонарика и листа белой бумаги. (Воспитатель объясняет, что у тела может быть две тени, в зависимости от того, как его повернуть.)

Получают лоскуток.

Воспитатель: Здорово вы справились с заданием!

Давайте искать следующий лоскуток. Посмотрим на карту: Пять шагов прямо, три шага налево….

А вот и следующее испытание.

         Королева геометрических фигур большая модница и у нее случилась неприятность! Порвались ее любимые бусы. Перед вами разорванные части, соедините их.

Выполняют задание. Получают лоскуток.

Воспитатель: Молодцы, и это  задание вам по плечу. Отправляемся дальше! Посмотрим на карту: Перепрыгнуть через ручей, найти задание под грибом….

Для выполнения задания я предлагаю вам встать в круг. Мяч передавай, что в группе на круг (квадрат, прямоугольник) похоже называй!

Дети называют предметы. Получают лоскуток.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием!

Воспитатель: Посмотрим  на карту: Три прыжочка от грибочка… 

 Вот и следующее задание. Злой Многоугольник хочет проверить, насколько вы  внимательны!

Положите: -  квадрат в правый верхний угол.

                   - круг в середину листа.
                  - треугольник в левый нижний угол.

                         - овал в левый верхний угол,
                        - прямоугольник в правый нижний угол.

Дети выставляют на коврографе фигуры. Проверяем. Получают лоскуток.

Воспитатель:

А сейчас я предлагаем вам немного размяться! Разминка наша не простая, а математическая!

      Сколько треугольников в елочке зеленой, 
     Столько ты немедленно выполни наклонов. (3)

               Сколько на тарелке овальных пирожков,
              Столько же немедленно выполни прыжков. (5)

Прямоугольных сколько стаканов для гостей,
Столько приседаний выполни скорей. (4)

                На полке, сколько круглых ваз.
               В ладоши хлопни столько раз. (1)

Сколько квадратных флагов повесили для нас,
Столько поворотов выполни сейчас. (2)

Получают лоскуток.

Воспитатель: Давайте посмотрим  на кару: От дерева шесть больших шагов вправо…

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите! Что это? - «волшебный колодец». Известно, что этот колодец может делать чудеса. Фигуры, которые в нем находятся, каким – то чудесным образом могут меняться. Давайте попробуем?

Вынимайте фигурки из колодца и посмотрите, во что могут превратиться две одинаковые фигурки.

Воспитатель демонстрирует, как происходит «волшебство»

Ребята выполняют задание, озвучивают, что было и что стало. Получают лоскуток.

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту, куда она нас еще направит: От колодцев восемь прыжков прямо….

Воспитатель: Посмотрите, какая «Необычная веревочка». На ней неспроста завязаны узелки. Я буду давать вам задания-загадки, а вы, с помощью веревочки, сложите отгадку. Нужно это делать, держа веревочку на весу.

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник). 
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат). 
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник). 

4. Постройте фигуру, у которой нет ни одного угла (круг или овал)

Дети озвучивают каждую фигуру, которую собрали. Получают лоскуток.

Воспитатель: Вот и заключительное задание, которое приготовил для нас Многоугольник.

Перед вами геометрический комод, на каждом этаже которого живут…., как вы думаете кто?

Дети: геометрические фигуры

Воспитатель: Конечно! Отгадав мою загадку, вы сможете узнать, какая фигура спрятала у себя нужный нам лоскуток. Есть одно правило! Заглянуть в домик фигуры можно только один раз! Готовы?

Шесть углов и шесть сторон

На кристалл похожий он

Для пчелы фигуры этой

В целом мире лучше нету.

Ребята ищут шестиугольник. Получают лоскуток.

Воспитатель: Какие вы молодцы ребята!

А теперь давайте сложим из  лоскутков чудесный ковер для Королевы Геометрических Фигур.

Дети выкладывают  ковер.

Воспитатель:   За нашу помощь жители  геометрической страны дарят  раскраски, чтоб вы вспоминали это необыкновенное  путешествие!

Вот и все, нам пора возвращаться в группу, занимайте свои места в поезде. Отправляемся! Звучит музыка поезда

Воспитатель: Ребята, где вы побывали сегодня?

Что делали? Какое задание было сложным для вас? А  очень легким? Какая игра вам понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в страну геометрических фигур».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы«Путешествие в страну геометрических фигур» с использованием развивающих игр. Интеграция образовательных областей: «По...

Конспект занятия по математики в средней группе "Путешествие в страну геометрических фигур"

Занятие по теме: «Путешествие в страну геометрических фигур» обеспечивает баланс разных видов активности детей: умственной, познавательной, интеллектуальной, а так же разных видов детской деятельности...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Путешествие в страну геометрических фигур"

Целью данной образовательной деятельности является развитие логического мышления, а также формирование и развитие внимания....

Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе " Путешествие в страну геометрических фигур".

Цель: совершенствовать умение называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Путешествие  в страну геометрических фигур»...

Конспект Непосредственно организованной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну геометрических фигур - Фигуроляндию"

Путешествие в страну геометрических фигур - Фигуроляндию»Цель: формирование познавательных действий дошкольников.Задачи: развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать групп...

Конспект НОД по математике в старшей группе « Путешествие в страну геометрических фигур»

Конспект НОД по математике в старшей группе « Путешествие в страну геометрических фигур»...