Тема: «Математика с лисичкой»
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Давыдова Светлана Алексеевна

 Пояснительная записка

 

Что такое математика в детском возрасте? Это формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Математика даёт огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

На проведённых в течение года занятиях по математике во второй младшей группе у детей формировался запас знаний, умений и навыков которые станут базой для дальнейшего получения знаний, занятия способствовали логическому мышлению, формированию умения понять задачу и выполнить её самостоятельно, также способствовали овладению навыками речевого развития, развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Так как у младших дошкольников память кратковременная, требуется закрепление материала в эмоционально насыщенной деятельности. Поэтому возникает необходимость проведения итогового занятия.

Итоговое занятие представляет собой увлекательные игры и упражнения (с предметами, геометрическими фигурами, пространственными отношениями и др.) позволяющими закрепить материал полученный детьми в течение года.

Тема изучалась в рамках образовательной области «Познавательное развитие» при решении задач формирования элементарных математических представлений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davydova.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект образовательной деятельности

4

III.

Список литературы

7


2. Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

Организационная информация

Примечание

1.

Ф.И.О. педагога

Давыдова Светлана Алексеевна

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

3.

Вид деятельности детей

Игровая – дидактические игры, коммуникативная – беседы, двигательная – подвижные игры, конструирование – постройки из строительного материала

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Математика с лисичкой

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Сюрпризный момент, д/и «Найди лисичку», «Волшебный мешочек», «Разложи по цвету», «Накорми зайчат», п/и «Лиса и зайцы», д.и «Собери капельки», «Длинный, короткий»

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие – закрепление математических понятий, социально-коммуникативное развитие – взаимодействие с воспитателем и сверстниками, речевое развитие – обогащение словаря, физическое развитие – развитие физических качеств, художественно-эстетическое развитие – восприятие произведений искусство

4.

Возрастная группа:

Вторая младшая группа

5.

Цель:

Активизация и закрепление первичные математические представления в обстановке эмоционально насыщенной деятельности

6.

Задачи:

6.1

Закрепить знание геометрических фигур; формировать умение группировать предметы  по цвету и форме

6.2

Упражнять детей в ориентировке в пространстве;

6.3

Закреплять умение согласовывать слова-числительные «один», «много», «ни одного» с существительными в роде и числе; закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров пользуясь приёмами приложения. Развивать внимание, логическое мышление, речь.

7.

Планируемые результаты:

7.1

Дети реализуют полученные математические знания в игре, развивают логическое мышление, способны самостоятельно группировать предметы по цвету и форме, ориентироваться в пространстве (вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева), умеют согласовывать слова числительные «один», «много», «ни одного» с существительными в роде и падеже, сформированы представления о геометрических фигурах (треугольник, круг, квадрат), способны самостоятельно сравнивать предметы пользуясь приёмом приложения (короткий-длинный)

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Кукла бибабо «Лиса», «Чудесный мешочек», разноцветные счётные палочки и разноцветные домики из бумаги сделанные при помощи аппликации (красный, жёлтый, зелёный), карточки с зайчиками на каждого ребёнка, раздаточный материал – морковки, стаканы с наклеенными геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат), мелкие геометрические фигуры, разные по длине полоски по две на каждого ребёнка

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Создание в группе условий для совместной деятельности воспитателя с детьми. Д/и и упражнения «Спрячь игрушку», «Найди такого же цвета», «Один или много», «Следопыты», «Кто выше?», п/и «Лиса и зайцы»

Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Ребята сегодня утром мне пришла телеграмма, к нам в гости должна прийти лисичка, но что то я её не вижу, а может быть вы её видели?

1.2

Мотивация деятельности детей

Наверное она спряталась где ни будь, помогите мне пожалуйста её найти, дети ищут потерянную игрушку, которая должна была прийти в гости, д/и «Найди лисичку» (ориентировка в пространстве: посмотрите справа, слева, впереди. позади и т.д.)

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Находят лисичку за спиной у воспитателя. Лисичка пришла в гости не с пустыми лапами, а принесла целый мешок с играми, который нашла по дороге в д/с и поиграть в них сможет только тот, кто знает математику. Но вот беда сама лисичка в эти игры не умеет играть, потому что она живёт в лесу  и ничего не знает. Лисичка просит помочь ребят: научите меня играть в эти игры. Ребята поможем лисичке?  

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

д/и «Волшебный мешочек» (дети на ощупь определяют что лежит в мешочке, счётные палочки высыпаются, сколько палочек на столе? много, а в мешочке? ни одной), «Разложи по цвету» (палочки разных цветов, каждая живёт в своём домике, дети раскладывают палочки по цветам в домики, сколько красных домиков? один, а палочек в нём? много и т.д.). «Накорми зайчат» ( друзья лисички, маленькие зайчата проголодались, а мама зайчиха ушла по делам поможем лисичке накормить зайчишек морковками, каждому зайчику надо дать только одну морковку, дети выполняют задание, сколько зайчиков? много, сколько морковок? столько сколько зайчиков), п/и «Лиса и зайцы» (дети зайцы, поют песенку по ходу игры, лисичка их догоняет), «Собери капельки» ( пока дети играли прошел дождь из геометрических фигур, определяют и называют фигуры каждую капельку надо положить в стакан где наклеена данная фигура), «Длинный, короткий» (ребята не успели собрать все капельки и они превратились в ручейки разные по длине, у каждого ребёнка по две полоски разной длины, как определить какой ручеёк длиннее, а какой короче? приложить, дети выполняют задание, определяют длинные и короткие ручейки)

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

После игры «Разложи по цвету» детям дается задание найти предметы определенного цвета в группе и определить их местоположение (например, зеленый коврик лежит под столом, зеленое яблоко на столе и т. д.)

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

«Лисички-сестрички» (из предложенных геометрических фигур дети выкладывают фигуру лисы, где хотят, под стулом, на столе, на полу и т.д.)

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Лисичка благодарит детей за подружек которых ребята сделали для неё, а дети описывают у кого какая получилась лисичка,  какие геометрические фигуры они использовали и определяют местоположение лисички сестрички; Лисичка и дети вспоминают какие игры были в мешке. Получилось ли помочь лисичке, что мы для этого сделали? Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить?

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Уголок изодеятельности

Аппликация «Дерево» (составление из геометрических фигур, деревьев)

В детском саду

4.2

Оформление группы

Выставка детских работ «В лесу»

4.3

Уголок математики

Д/и «Целое из частей», «Разложи по длине», «Построй домик из счётных палочек»

3. Список литературы

  1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. – 400 с.
  2. Блехер, Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф.Н. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 14-23.
  3. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
  4. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 384 с.
  5. Носова, Е.А., Непомнящая, Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 224 с.
  6. Петерсон, Л.Г., Холина, Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников / Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. – СПб.: Ювента, 2011. – 256 с.
  7. Соболева, О.Л., Агафонова, В.В., Агафонова, О.В. Новая математика для дошкольников с элементами развития речи / О.Л. Соболева и др. – М.: Дрофа, 2008. – 272 с.
  8. Федин, С.Н. Развиваем математическое мышление / С.Н. Федин. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 96 с.
  9. Шевелев, К.В. Развитие математических способностей у дошкольников / К.В. Шевелев. – СПб.: Ювента, 2014. – 48 с.
  10. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду / Е.И. Щербакова. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Заяц и лиса» Занятие для детей раннего возраста (познавательное развитие)

Тема «Заяц и лиса»Занятие для детей раннего возраста (познавательное развитие)Программное содержание: Дать детям первоначальное представление о лесе и его обитателях: зайце и лисе. Лес - это...

Конспект занятий по обучению детей средней группы пересказу тема: Пересказ рассказа "Лиса" (по Е. Чарушуну)

Формироавние навыков пересказа коротного текста с использованием графических схем....

Конспект занятия по обучению детей средней группы пере-сказу Тема: Пересказ рассказа «Лиса» (по Е. Чарушину)

Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием графических схем....

Конспект занятия по математике "Помоги лисе".

Занятие для средней группы.Знакомство с цифрой 6, ориентировка по плану. P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...