Конспект НОД по ФЭМП на тему «В поисках цветика – семицветика» для детей старшей группы
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Пелевина Елена Сергеевна

Материал для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_3.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП на тему «В поисках цветика – семицветика»

для детей старшей группы

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Упражнять детей в количественном счёте. Закрепить умение сравнивать предметы по величине по представлению. Развивать навыки ориентировки в пространстве относительно себя. Закрепить представления о геометрических фигурах, умение группировать их по признаку формы, находить фигуры с помощью условных обозначений их свойствах. Продолжить учить опосредованному соизмерению предметов с помощью условной мерки (находить предмет, равный условной мерке). Продолжать учить узнать и называть цифры на карточках, моделировать число  с помощью кружков. Побуждать обозначать соотношения по величине словами: выше-ниже, короче-длиннее, шире-уже. Употреблять слова, обозначающие пространственные направления.

Развивающие задачи:

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность: продолжать учить объяснять, рассказывать, доказывать, давать развернутые ответы. Побуждать отыскивать разные способы решения познавательных задач. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные задачи:

Воспитывать способность к сочувствию, к оказанию помощи тому, кто в ней нуждается. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей, привычку заниматься вместе. Поощрять самостоятельность детей, инициативность.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы к детям, указания, поощрения, художественное слово.

Наглядные: рассматривание наглядного материала ( геометрических фигур, чертежа «волшебной палочки», домика с логическими блоками, панно, цифр);

Практические: выполнение логических задачек, нахождение по чертежу с помощью мерки предмета определенной величины, работа с логическими блоками, работа подгруппами-моделирование число с помощью кружков.

Игровые: физкультминутка, д/и «Подбери нужное слово», игровая ситуация.

Материал к занятию:

Ковёр-самолет, набор плоскостных геометрических фигур, числовые карточки, кружки для моделирования одного цвета, магнитофон, аудиозапись, свисток-рисунок «волшебной палочки», шапка, сапоги, скатерть, сумочка, длинная полоска бумаги, верёвочка, табличка - указатель; цветик-семицветик с одним лепестком, домик с наличниками (на них 3 условных знака, обозначающих свойства фигур; сундучок, игрушка БИБАБО, кукла).

Предварительная работа:

Знакомство с цифрами, моделирование чисел с помощью геометрических фигур, дидактические игры: «Найди домик», «Подбери ключик», «Укрась ёлку игрушками», «Кто где», «Геометрическая мозаика», «Найди отличия», «Будь внимателен», и др; индивидуальная работа с картотекой развивающих игр, игры со счётными палочками, чтение сказки Катаева «Цветик-семицветик», решение логических задач.

Ход занятия

Речь воспитателя

Предполагаемые ответы детей

-Ребята, к нам в гости пришла девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик», которую мы с вами недавно читали. (показываю куклу)

Она что –то хочет мне сказать. (подношу к уху куклу)

Женя мне сказала, что потеряла последний лепесток от цветка. А ей так хотелось, чтобы снова мальчик Витя смог бегать и прыгать. Женя просит помочь ей найти волшебный лепесток. Ну что, ребята, поможем?

- Я и не сомневалась в вашей отзывчивости и доброте. Тогда в путь! Но на чем же мы отправимся в путь?

На пароходе-глубоко,

Пешком – как?

На поезде- как?

А, знаете что, давайте полетим на ковре-самолёте. Вот он раскинулся. (показываю на ковёр) Посмотрите, какой он необычный.

1,2,3,4,5- мы готовимся взлетать,

Но при этом все фигуры мы должны пересчитать.

Здесь квадратов сколько?

Прямоугольников?

Про круги мы не забыли? На ковре их ровно …

Треугольников?

Приготовились совсем!

-Потихонечку садитесь,

Осторожно шевелитесь,

Чтобы наш самолёт

Поскорей летел вперёд (звучит музыка)

- Вот летим мы над полями

Вот и море перед нами.

Вижу лодку рыбака

Море шире иль река?

1,2,3,4- ну, конечно, море шире

Вот под нами темный лес

Ветки тянет до небес.

В нём дровишек целый груз,

Выше дерево иль куст?

Однин, 2,3,4,5- не ошиблись вы опять. Справа горы высоки. Покажите и скажите где они?

Слева-реки глубоки. Покажите и скажите, где реки?

Впереди большой овраг. Где овраг? Покажите.

-Ой! Ковер клонится назад!

Чтоб на нем удержаться, нужно всем вперед наклоняться.

- Всё, опасность миновала,

Продолжаем мы полет.

Вижу остров я ребята, встреча с кем-то нас здесь ждет. (подходят к цветочной поляне)

- Интересно, куда мы попали?

Таких цветов мы давно не видали.

Встаньте между цветами,

Не топчите их ногами.

(Слышен голос):

 «Путь ваш в гости был далёк,

 С вами говорит хозяин этого острова.

Мой остров непростой-

Здесь загадок целый рой»

 - Дорогой хозяин острова! Не попал ли сюда лепесток от волшебного цветика-семицветика?

Голос:  «Нет, не видел здесь такого,

                Не хочу вас огорчать.

               Но дальнейшую дорогу

              Вам без отгадок не видать.

             Найдите сначала мои загадки,

            А потом их отгадайте,

           Иначе останетесь здесь навсегда».

- Нам нельзя здесь оставаться,

Загадки искать давайте приниматься!

1.Под кустами у реки жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать?

2. Вдруг упал Сережка, а за ним и Алешка, а за ним Игнат. Сколько было здесь ребят?

3. У стены стоят кадушки,

В каждой ровно по лягушке.

 Если было 5 кадушек,

Сколько было в них лягушек?

- Молодцы, справились с загадками. Теперь пойдем дальше за цветиком – семицветиком. А куда идти, нам укажет волшебная палочка.

 Вот ее рисунок. (показываю свиток, на котором написано «Посетите наш сказочный магазинчик.   В нём среди чудесных вещей найдете и волшебную палочку. Но есть одно условие! Палочку надо найти сразу. Она должна быть такой же длины , как на рисунке. Если кто-то из вас возьмет в руки другую палочку, то волшебная палочка потеряет свою силу!»

- Запомнили? В руки надо взять только нужной длины палочку! Ну что, пойдем в магазинчик?

Физкультминутка.

«До магазина идти далеко,

До магазина идти не легко.

Вот камень лежит на дороге,

Присядем и вытянем ноги».

- А вот и сказочный магазинчик. Какие чудесные вещи здесь продаются?

-А сколько здесь палочек, не одна, а целых четыре! И почти все одинаковой длинны. И брать в руки их нельзя, примерять вот с этой нарисованной. Как же нам быть? Как найти палочку нужной длины?

Может нам что-то может помочь? Чем бы померить? (открываю сумочку) А вот у меня есть верёвочка. А вот и ножницы. Я придумала! А вы догадались, что я хочу сделать?

Я сейчас вам покажу, как можно с помощью этой верёвочки найти нужную палочку. Я приложу верёвочку к нарисованной палочке и отрежу вот тут. У меня получилась веревочка точно такой же длины, как эта палочка. Это и будет мерка. Кто догадался, что я буду делать дальше?

Правильно. Я сейчас приложу свою мерку к каждой палочке и найду точно такую же по длине как веревочка. (прикладываю)

Это короче, эта чуть длине, это тоже длинее. А вот эта в самый раз. Она точно такой же длины, как мерка. А значит, она будет точно такой же длины, как и нарисованная палочка. Мы нашли волшебную палочку-вот она!

- Точно такой длины. Мы с вами не ошиблись.

Ну, теперь летите дальше

За волшебным лепестком.

На большой лесной поляне

Вы найдете чудный дом.

Не встречал ли лепесток

Тот, кто в домике живет?

(Волшебная палочка указывает направление полета)

-Вот лес начал появляться-здесь пора нам приземляться.

(выставляю домик, ёлочку и мостик)

- Посмотрите внимательно. Вот дом. Ёлка где находится?

-Где находится мостик?

-Лучше под ноги смотри, вот он домик… впереди. Прочитаем табличку. «Домик фокусника. Расколдуйте домик, а потом стучите». Значит, фокусник здесь живет. И домик-то необычный, с фокусом. Как же нам его расколдовать? Вот тут какие-то значки на наличнике, а на земле фигуры лежат. Что бы это значило?

(Воспитатель с детьми читают значки (логические блоки), подбирают фигуры и помещают их на наличник).

-Давайте постучим в домик.

(Появляется игрушка БАБИБО)

Фокусник: Задремал я, задремал. Только стук и услыхал. Здравствуйте, ребята, садитесь на полянке.

- Дорогой фокусник, не встречал ли ты цветик-семицветик?

Фокусник:   Как же, как же. Встречал! На дорожке подобрал, положил в свой сундучок, сохранил и приберёг. (Показывает сундучок). Но ключик к нему я припрятал под ёлкой. Найдёте его- откроете сундучок. (выставляю панно с нарисованными ёлками).

-Обязательно найдем. Да, ребята?

Фокусник:  Ключ спрятан не под самой высокой и не под самой низкой ёлкой.

(прячу игрушку БАБИБО)

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, сколько ёлок здесь нарисовано?

- Они разной высоты. Как сказал фокусник, ключик лежит…

- А где же она? На глаз, кажется, что они все одинаковые. И приставить одну к другой нельзя. Как же узнать, какая из них средняя по высоте? Чем можно воспользоваться?

-Да, можно и верёвочкой. Что же у нас еще в сумочке есть?  А у меня еще есть полоска бумаги. Можем ли мы с помощью полоски смерить высоту ёлок?

- А как?

- Я приложу к этой ёлочке полоску, согну её вот так и разрежу по линии сгиба. Кто мне поможет?

Получилась мерка. Она равна высоте первой ёлке. Что дальше надо сделать?

- Правильно !Иди, Саша, примерь.

- Вот мы с вами и нашли среднюю ёлочку, а значит пора нам открывать сундучок.

(открываю и достаю цветок с одним лепестком).

-Вот, Женя, твой заветный цветок. Береги его, дружок!

- Ребята, а наш ковёр-самолёт заколдовали! В каждом углу ковра лежит цифры. Ими обозначено какое-то число. Чтобы ковёр-самолёт взлетел, надо составить число с помощью кружков под цифрой. Вы готовы?

- Давайте разделимся на 4 группы. Каждая группа составит своё число, указанное на карточке из кружков.

-Вы все молодцы, справились с заданием. (звучит музыка).

- Вот мы и прилетели снова в детский сад.

Вот и садик перед нами, приземляемся, друзья. Мальчика из садика исцелять пришла пора. Давайте поможем Жене, оторвём лепесток и загадаем желание.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Будь по  нашему вели.

Вели, чтобы Витя стал здоровым.

- Я думаю, что наше желание обязательно исполниться. Больной мальчик Витя несомненно поправиться и будет бегать, прыгать, играть. Возможно вы его встретите на улицах нашего родного города, и он обязательно скажет вам спасибо.

А наше путешествие подошло к концу. Вы молодцы. Вам сегодня удалось помочь хорошим людям- Жене и Вите, которые вам очень благодарны. Вам понравилось наше необычное путешествие?

Да, поможем.

(предположения детей)

Пешком долго, медленно.

Шумно.

Квадратов шесть

Прямоугольников десять.

Пять.

Семь

Море шире.

Дерево выше, а куст ниже.

Дети показывают правую сторону и говорят «справа»

-Слева! (показывают)

Впереди! (показывают)

(дети наклоняются вперед)

На полянку.

Дети встают между цветами.

Всего четыре жука.

Было трое ребят.

  Было 5 лягушек.

Запомнили.

Да.

Дети шагают на месте.

Выполняют наклоны туловища влево и вправо.

Наклон вперед.

Дети приседают.

Дети перечисляют.

(шапка –невидимка, сапоги-скороход, скатерть-самобранка)

Ответы детей.

Дети предполагают.

Прикладывать мерку к палочкам.

Дети сравнивают волшебную палочку с рисунком

Ёлка находится справа от домика

Мостик слева от домика.

Надо подобрать геометрические фигуры по признакам, указанным в значках

Нарисовано 3 ёлки.

Не под самой высокой, и не под самой низкой ёлкой.

Значит под средней

Верёвочкой, меркой.

Можем.

Приложением.

(ребенок разрезает по линии сгиба полоску)

Примерить эту мерку к другим ёлкам.

(Ребенок примеряем полоску-мерку к другим ёлкам, находит самую высокую, пониже, низкую ёлочку)

Готовы.

Дети работают в подгруппах. Собираются из кружков нужное число, указанное на карточке.

 Очень понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие «Цветик - семицветик» для детей старшей группы

Формирование у детей элементарных математических представлений....

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Путешествие в королевство Математики» для детей старшей группы.

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Путешествие в королевство Математики» для детей старшей группы....

Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) "Цветик-семицветик" для детей старшей группы

Конспект ООД по ФЭМП  в старшей группе по теме  «Цветик – семицветик»Цель: Развитие образного мышления.Задачи:1.Закреплять умение детей считать предметы, расположенных по к...

Конспект интегрированного занятия "Цветик-семицветик" для детей старшей группы

Программные задачи: Образовательные: учить решать задачиправильно называть части суток, дни недели, весенние месяцы, времена годазакрепить прямой, обратный счётназывать соседей числаучить ориентироват...

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА 8 МАРТА «ЦВЕТИК СЕМИЦВЕТИК» Для детей старшей группы

Воспитание бережного, чуткого отношения к самым близким людям, потребность радовать их....