Занятие "Королевство математики и всё живое" в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Юсупова Лейсан Альбертовна

Итоговое занятие по математике в старшей грппе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_st_gr_matem.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Загадки леса

 Цель: Развивать и активизировать у детей умственную деятельность, применяя полученные знания при выполнении заданий.

 Задачи:

1.Продолжать учить считать в пределах 10, сравнивать две группы предметов выраженных соседними числами 8 – 9.

2.Упражнять в умении сравнивать два предмета по длине, используя условную меру, совершенствовать навыки счёта на слух.

3.Закрепить представление о геометрических фигурах.

4.Индивидуальная работа: учить Олега пользоваться условной мерой.

 Демонстрационный материал:  поляна, следы зверей, молоточек, ширма, картинка дятла, условная мера лента белая, две ленты: жёлтая длинная и зелёная короткая, конверт с  заданием.

Раздаточный материал: карточки с геометрическими фигурами, карточки с кружками от  5 – 9 на каждого ребёнка, билеты с геометрическими фигурами.

 Предшествующая работа: дидактические игры: «Сосчитай звуки», «Не ошибись», «Недостающая фигура», «Сделай столько же».

Ход занятия:

1 часть:

 Ребята  мы отправимся сегодня в лес, путешествовать. Поедем на автобусе. Я вам раздаю билеты. На каждом билете нарисована фигура геометрическая, согласно этого билета найдите своё место в автобусе, на спинке точно такая же фигура, как в билете. Будьте внимательнее. Проверяем правильность. Поехали.

Мы приехали с вами на поляну,  выходим ребята, садимся на траву. (дети садятся на ковёр вокруг поляны)

Пробежал заяц и оставил на поляне следы.

- Сколько следов оставил заяц?     ( ответ:  заяц оставил 8  следов)

- Кто  думает иначе?    ( 2-3 ответа)

За зайцем пробежала лиса и оставила следы .

- Сколько следов оставила лиса?      (ответ:  лиса оставила  9  следов)

- Кто ещё так думает?  (ответ 2 – 3 детей)

-  Кто больше следов оставил лиса или заяц? (ответ: лиса оставила больше следов  чем заяц)

- А ты как думаешь?    (спрашиваю 2 – 3 детей)

- Кто меньше оставил следов заяц или лиса? (ответ: заяц оставил меньше следов  чем лиса)

- А ты как думаешь?     (спрашиваю 2-3 детей)

- На сколько меньше следов оставил заяц чем лиса?( Ответ заяц оставил следов меньше на один чем лиса).

- Кто думает по другому? (ответ 2-3 детей)

- На сколько больше оставила следов лиса чем заяц?  ( ответ: лиса оставила на один больше следов, чем заяц).

- Кто ещё так считает? (ответ 2 – 3 детей)

- Что больше 9 или 8?   (ответ: 9 больше чем 8)          2 – 3 ребёнка отвечают

- На сколько?   (ответ: на 1)   отвечают 2- 3 ребёнка

- Что меньше 8 или 9?   (ответ: 8 меньше чем 9)      2 – 3 ребёнка отвечают

- На сколько?    (ответ: на 1)   отвечают 2- 3 ребёнка

Молодцы справились с заданием.

А заяц оставил нам задание: нам надо измерить дорожку. Какая дорожка короткая, а какая длинная. Измерять будем условной мерой. Условной мерой служит белая лента.

 - Как узнать, сколько раз поместится белая лента на зелёной дорожке?       (ответ: надо приложить белую ленту на зелёную дорожку.)

-  Идёт ко мне Олег измерять дорожку.

- Сколько раз поместилась белая лента на  зелёной дорожке?    (ответ: белая лента поместилась на зелёной  дорожке 1 раз)   Вызываю ещё 2- 3 детей измерять дорожку уточняем правильность ответа.

А теперь надо померить жёлтую дорожку. Вызываю ребёнка измерять дорожку.

- Сколько раз поместилась белая лента на жёлтой дорожке?  (ответ: белая лента поместилась три раза на жёлтой дорожке).

Вызываю ещё 2 – 3 измерять дорожку, уточняем правильность ответа.

- Какая дорожка длиннее?  (ответ: жёлтая дорожка длиннее, чем зелёная)

- А ты как думаешь?       2 -3 ребёнка повторяют.

- С помощью чего мы это узнали?   (ответ: мы это узнали с помощью условной меры) Молодцы справились с заданием зайца.

 

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

 

2 часть: «Считаем звуки»

Дальше идём по лесу. И садимся за столы,  отдохнём немного и послушаем лесные голоса. Отгадайте загадку:

                               Кто в беретке ярко-красной,

                               В чёрной курточке атласной?

                               На меня он не глядит,

                              Всё стучит, стучит, стучит.       Ответ:  Дятел.

Дятел будет стучать по дереву, а вы будете считать и показывать мне ту карточку, сколько раз он стукнул по дереву. Карточки лежат у вас на столе. Будьте внимательными, вслух не считаем.

- Почему ты поднял эту карточку?  (ответ: я выбрал эту карточку, где семь кругов, потому что дятел постучал по дереву семь раз.)

- А ты почему поднял эту карточку?  Спрашиваю 1 – 2 детей. Выполняем задание 3 – 4 раза.

Молодцы были внимательными.    (Отмечаю, кто ошибался)

 3 часть: «Недостающая фигура»

Нам  дятел оставил задание на внимание. На столе лежат карточки со знакомыми  геометрическими фигурами в клетках, а одна клетка пустая, надо нарисовать недостающую фигуру. Дети выполняют. Проверяю правильность  выполнения задания.

-  Какой фигуры не хватало у тебя?     (ответы детей)

На этом наше путешествие заканчивается. Понравились  вам ребята загадки леса?

-  Какие задания мы выполняли?    Ответы детей

 Садимся ребята в автобус на свои места и отправляемся домой. Молодцы ребята мне понравилось, как вы сегодня занимались.

Математические загадки кота Базилио – «Математическая  молчанка».

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто будет задавать вам загадки из этого конверта? Правильно – кот Базилио. Он хочет с вами сыграть в математическую молчанку. Самое главное условие – ответы говорить вслух нельзя, можно только показывать правильные цифры с помощью картинок.

  • Сколько пальцев на левой  руке?
  • Сколько пальцев на правой руке?
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько углов у треугольника?
  • Сколько хвостов у двух котов?
  • Сколько раз в году бывает день рождения?
  • Сколько ушей у двух мышей
  • Сколько носов у трех котов?
  • Сколько монет дал Буратино Карабас Барабас?

 

Игровое упражнение «Завяжи Мальвине бантик».

Воспитатель: Следующий конверт приготовила нам девочка с голубыми волосами. Правильно, зовут ее Мальвина. Мальвина готовится к празднику 8 Марта -  хочет заплести две косички и завязать бантики. У куклы уже есть одна ленточка и ей надо подобрать пару такой же длины.  

- У меня есть ленточка. Давайте сравним ее с ленточкой Мальвины. Какая ленточка длиннее, какая короче?

- Что значит длиннее? (Это значит больше по длине.)

- Что значит корче? (Это значит меньше по длине.)

- Как мы определили, какая ленточка длиннее, а какая короче? (Приложили ленточки друг к другу, наложили ленточки друг на друга.) 

Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку нужной длины?

- Удобно ли будет нам отмерить вторую ленточку для Мальвины при помощи приложения и наложения ленточек? (нет, ленточки скользят и распадаются).

У меня на столе лежат разные предметы, которые могут служить мерками, то есть предметы для измерения различных предметов: кусок веревки, тесьма, палочки, картонные полоски.

- Как вы думаете, какой меркой будет удобнее отмерять нашу ленточку? (Картонной полоской.) Запомните правила измерения при помощи мерки: начинать надо точно от конца, уложить полоску-мерку прямо.

При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и завязывает кукле бантики.

Воспитатель: Я немного устала, а вы? Давайте отдохнем.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

Карточка с заданием №1. (Висит листок с заданием над полочкой с машинками – вопросы про дни недели и части суток).  

   Вот первое из них.

- Ребята, а какой геометрической формы у нас первая карточка? (треугольная, правильно)

 - Чтобы пройти первый шаг, вам нужно будет ответить на вопросы. Я буду задавать, а вы быстро отвечайте. Готовы? Дети встают в круг.

 - Какое сейчас время года? (осень)

 - Перечислите все осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 - А сколько всего осенних месяцев? (3)

 - А какой сегодня день недели? (среда)

 - А какой был вчера? (вторник) Какой будет завтра? (четверг)

 - А сколько всего дней в неделе? (7)

 - Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в садик? (утро)

 - Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (день)

 - Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (вечер)

 - Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (ночь)

 (Еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь)

- Молодцы с этим заданием справились.  Вот мы и приблизились  на один шаг к острову.  

(Воспитатель на карте прикрепляет первую геометрическую фигуру)

3. Карточка с заданием №2. Карточка прикреплена на кухонный шкафчик.

 -Ребята, а какой формы у нас вторая карточка? (круглая)

 - Чтобы продвинуться дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Поиграем в игру, которая называется «Посадим пальмы в ряд».  Дети усаживаются на коврике.

 - Давайте расставим пальмы в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой.(Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов – слева на право,  на фланелеграфе)

 - Какая по высоте первая пальма? (самая низкая)

 - Какая по высоте последняя пальма? (самая высокая)

 - Какая по высоте третья пальма? (чуть выше 1-2ой и чуть ниже четвертой)

 - Давайте теперь расскажем про каждую пальму, какой она высоты? (самая низкая, низкая,  высокая, самая высокая)

 Затем дети выстраивают пальмы в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. (Самая высокая, высокая,  низкая, самая низкая)

А теперь тоже самое нам нужно проделать на столах с полоскам( Воспитатель помагает детям) Дети послушайте, вдруг подул сильный ветер и одну из пальм унесло в море, сколько у меня осталось пальм? (3) А сколько у вас полосок? (4) Что нужно сделать чтоб у нас с вами стало равное количество пальм и полосок? (убрать одну полоску)

 - Молодцы, и с этим заданием справились.  Вот мы и приблизились еще на один шаг к острову.  Воспитатель прикрепляет круг к карте.

4. Карточка с заданием №3. (Висит листок с заданием на белом шкафчике – прямой и обратный счет).  Дети встают в одну шеренгу.

 -Ребята, а какой формы у нас вторая карточка? (квадратная)

 - На нашем пути к сокровищам много препятствий. Нам нужно будет сейчас ребята перебраться через болото по камням. Но камни эти необычные, а пронумерованные от 1 до 10. Перепрыгивая по камням по порядку, не путаясь, мы будем на один шаг ближе к сокровищам. (Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит выложить пронумерованные камни по порядку и посчитать).

 - Ребята, а нам ведь всё равно придётся возвращаться обратно, домой, давайте сразу проверим, знаете ли вы счет наоборот. (Воспитатель вызывает другого ребёнка для счёта наоборот).

- Молодцы, дети, и тут справились!

-  Вот мы и приблизились еще на один шаг к острову. Воспитатель прикрепляет квадрат  к карте.

5.    Давайте прочитаем следующую записку капитана Весельчака. Карточка с заданием №4 прикреплена  на детский  магазин.  Работа за столами.

 -Ребята, а какой формы у нас четвертая карточка? (прямоугольная)

  1.  - У вас на столах вы видите длинные карточки с двумя полосками. Сейчас мы с вами выполним еще одно задание, и окажемся еще на шаг ближе к сокровищам пирата Джека. Но для начала мы немного разомнемся
  2. ДИНАМИЧЕСКАЯ  ПАУЗА

 Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

 А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

 На счёт раз кулак сожмём,

 На счёт два в локтях сожмём.

 На счёт три прижмём к плечам,

 На четыре – к небесам.

 Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись.

 Про пятёрку не забудем – добрыми всегда мы будем.

 На счёт шесть прошу всех сесть.

 Числа, я и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

 (Ребята, какая цифра слышится в слове семья? Правильно 7, вы очень внимательны, молодцы)

Слушайте меня внимательно.

 - На верхнюю полоску нужно положить 8 треугольников, а на нижнюю,  на 1 круг больше. (Сколько получается нужно кругов выложить на нижнюю полоску)

 - Где у нас больше фигур, на нижней или верхней полоске? Что получается больше 8 или 9? 8 больше или меньше 9?

 9 больше или меньше 8?

 - А как сделать так, чтобы было поровну фигур на обеих полосках? (убрать 1 круг)

 - А как еще можно сделать,  чтобы было поровну? (добавить 1 треугольник)

 -Молодцы, всё правильно делаете! Справились с заданием!    Вот мы и приблизились еще на один шаг к острову. Воспитатель прикрепляет прямоугольник   к карте.

 ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

 В гости к пальчику большому, прибежали прямо к дому:

 Указательный и средний, безымянный и последний.

 Вот мизинчик - малышок, постучался на порог.

 Вместе пальчики – друзья. Друг без друга им нельзя!

 - Ну вот ребята, мы с вами выполнили практически все задания, мы совсем уже близко к сундуку с сокровищами.

8.  Задание на ориентировку.

-  Но нам его ведь надо найти. Здесь есть план. Давайте будем двигаться от доски прямо  5 шагов, потом 2 шага на лево и возможно мы что-то найдём.  (Находим сундук с сокровищами,  открываем  и  находим сокровища).

9.  ИТОГ:

Дети садятся на коврик.

- Ребята, я отдам вам эти сокровища тогда, когда вы скажете, чем мы сегодня занимались на занятии, что мы делали, чтоб найти сокровища?

 (ответы детей – прыгали по камням, чтобы перебраться через болото, повторяя прямой и обратный счет; выстраивали пальмы в ряд; искали сундук, соединяли  картинки с фруктами  с  тем же числом точек… и т. д.)

 - А сейчас я прочту волшебные слова, а вы закроете глаза. А когда откроете глаза,  увидите, что  вернулись с необитаемого острова обратно к нам в группу и получите сокровища – это награда за ваши труды, за то, что вы хорошо отвечали и всегда справлялись с заданиями.

- Крибле -  крабле – бумс… .

- Открыли глаза. Молодцы!

.Введение в тему.  Воспитатель вносит в группу корзинку.

Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад и нашла

перед группой эту корзинку. Посмотрите, какая она красивая, яркая.

Интересно, кто нам её принёс? Чтобы узнать - отгадайте загадку.           

Пусто в поле, дождь идёт. 

Ветерок срывает листья. 

С севера туман ползёт, 

Тучи грозные нависли. 

Птицы движутся на юг 

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг, 

Что за время года? (Осень).

5 мин 

Основная часть

занятия 

2. Основная часть занятия. 

Воспитатель: Давайте заглянем в корзинку и узнаем, что принесла нам

осень.   Из корзины достается листок дерева.   

Задание 1:  Лист  «Найди место в ряду» 

Падают, падают листья – 

В нашем саду листопад… 

Желтые, красные листья 

По ветру вьются, летят. 

Задание 6:  Дидактическая игра « Да или нет?». 

Воспитатель: Что же нам еще осень принесла? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и экологии в старшей группе «Поможем ежику собрать грибы»

 Цель: Продолжать учить детей количественному счету в пределах 10, пользуясь при этом правильными приемами счета.Продолжать учить детей порядковому счету в пределах 10.Продолжать знакомить детей с дня...

Образовательная ситуация математика с блоками Дьенеша старшая группа.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возроста с использованием блоков Дьенеша....

"Путешествие в страну Математики" занятие для детей старшей группы.

Занятие по математике « Путешествие в страну математики» в старшей группеЦели занятия:Формирование элементарных математических представлений.Повышение интереса детей к изучению математики, подготовка ...

Интегрированное занятия по математике и экологии в старшей группе «Поможем ежику собрать грибы»

Интегрированное занятия по математике и экологии в старшей группе«Поможем ежику собрать грибы»...

Конспект занятия "Математика с Незнайкой" в старшей группе.

Занятие по математике для детей старшей группы....

Конспект интегрированного урока по математике и конструированию в старшей группе

Конспект интегрированного урока по математике и конструированию в старшей группе с элементами развивающего обучения А так же занятие по математике в старшей группе «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»...