Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Колесникова Ирина Анатольевна
Представляю конспект по математическому развитию, который будет полезен педагогам и родителям. Актуален для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_matematike.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                             «Детский сад общеразвивающего вида №3

с. Бехтеевка  Корочанского района Белгородской области»

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе

Тема: Число и цифра 6, знаки = и +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий».
     Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей посредством игровой деятельности.
     Форма работы: игровая ситуация.
     Задачи: учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; познакомить с цифрой 6; учить писать цифру 6;
учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько? на котором по счету месте?; знакомить с составом числа 6 из двух меньших; учить решать логическую задачу на установление закономерностей; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.
     Материалы и оборудования: рабочая тетрадь Колесниковой Е.В.
                                                          Ход НОД
    Воспитатель:
 Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и подарим улыбку.

Воспитатель: Мы сегодня познакомимся с цифрой, а с какой вы догадаетесь, когда отгадаете загадку.

Игра «Отгадай загадку» 
 Ежик шел по лесу, шел,
 На обед грибы нашел.
 Пять под березой, один у осины.
 Сколько их будет в плетеной корзине? (Шесть)
    Воспитатель: Как получилось число 6?

Дети: 5 прибавить 1 будет 6.
    Воспитатель: Давайте с вами попробуем записать решение загадки, используя соответствующие цифры и знаки, читаем запись: 5 + 1 = 6 (пять плюс один равняется шести).
    Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение:
 Рисуем сверху мы крючок
 И плавно вниз, рисуем круг.
 Так получилась цифра шесть.
 Ты молодец, мой юный друг!
    Воспитатель:  Найдите справа среди других цифр цифры 6 и обведите их.
Обведите цифру 6 по точкам, а затем напишите в каждой клеточке до конца строчки.

Воспитатель: Молодцы, а сейчас мы с вами отдохнём.
    Физкультминутка «Считай и делай».
Один — подняться, потянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
   Воспитатель: Ребята, нам нужно исправить ошибку художника, который должен был в каждом прямоугольнике нарисовать по 6 предметов, но ошибся.

Игра «Исправь ошибку художника».
   Дети должны дорисовать предметы так, чтобы их было по 6, и написать цифру, соответствующую количеству дорисованных предметов в пустом квадратике.

Воспитатель: Сколько вы нарисовали яблок?

Дети: 2.

    Воспитатель: Сколько вы нарисовали мячей?

    Дети: 3.

    Воспитатель: Сколько вы нарисовали шариков?

    Дети: 4.

Воспитатель: Сколько вы нарисовали морковок?

Дети: 1.
    Воспитатель: А сейчас прочитайте запись под каждым прямоугольником:

2 + 4 = 6, 3 + 3 = 6, 4 + 2 = 6, 5 + 1 = 6.
    Логическая задача «Дорисуй последний карандаш»
   Воспитатель:
 Ребята, посмотрите на картинку и скажите, какого размера должен быть последний карандаш?

    Дети: Самый короткий.

    Воспитатель: Какого размера должен быть первый карандаш?

    Дети: Длинный.

    Упражнение «Закрась правильно».
   Воспитатель:
 Ребята, закрасьте первый карандаш красным цветом, второй - синим, третий - зеленым, четвертый - желтым, пятый - оранжевым, шестой - коричневым.
    Воспитатель: На котором по счету месте синий карандаш?

    Дети: На втором.

    Воспитатель: Какого цвета карандаш на пятом месте?

    Дети: Оранжевый.
    Воспитатель: На котором по счету месте желтый карандаш?

    Дети: На четвертом.
   Воспитатель: Что мы делали? Для чего мы это делали? С каким числом и цифрой мы познакомились?

   

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Воспитатель:

Вот и всё, занятие к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз.

Воспитатель: Все молодцы!

Самоанализ занятия по познавательному развитию

в старшей группе «А»

Образовательная деятельность проводилась в старшей группе «А» и длилась 25 минут.

Занятие  состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материала, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (загадка, вопросы к детям, поощрение);

2. Игровой (физкультминутка, игра «Исправь ошибку художника»);

и приемы: игровой, пояснения, указания, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям. Старалась  вызвать интерес у детей к виду деятельности, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия.

Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса.

Анализ занятия открытия нового знания.

В  начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено отгадать загадку, таким образом, дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует  возрастным и индивидуальным особенностям детей. В работе с детьми использовала загадку  на сообразительность и логическое мышление, игры  - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Анализ образовательной деятельности.

Старалась  вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. Использовала сочетание методов самооценки и взаимооценки детьми. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

-групповая;

-индивидуальная.

В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и творческой деятельности. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов решения задач и проблем. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия  была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта.

В рефлексивно - оценочном этапе занятия  проверила усвоение материала, и подтвердила успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.

Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.

Считаю, что поставленные в  занятии задачи были выполнены. Занятие  своей цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

Учить замечать птиц в ближайшем окружении, уточнить и расширить представление детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении  их к среде обитания, закреплять и систематиз...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе: «Мы живем в России!»

Тема НОД : "12 июня – День Росссии!"Цель: познакомить ребят с гербом, флагом, мелодией и словами гимна, воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине, ценностное отношение к природ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Наша улица». (Правила дорожного движения)

Закрепить правила дорожного движения, учить детей  применятьзнания  полученые ранее в практической деятельности....