Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений и театрализованной деятельности для детей с ОВЗ (ОНР).
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Поветкина Наталья Викторовна

Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений и театрализованной деятельности  для детей с ОВЗ (ОНР).

Тема: «Путешествие по сказкам». Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp_puteshestvie_po_skazkam.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»

города Рубцовска Алтайского края

658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89;

телефон: 4-21-84, 4-45-45

e-mail: ds41-zr@yandex.ru

Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений и театрализованной деятельности                                                         для детей с ОВЗ (ОНР).

Тема: «Путешествие по сказкам».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.

                 

Воспитатель:

Поветкина Наталья Викторовна

г. Рубцовск, 2020 г

Тема: «Путешествие по сказкам».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» - ФЭМП, «Развитие речи»,                                                                                                  «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: создание условий для активизации мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Задачи:

Образовательные

  • Закрепить название текущего месяца года, месяцев года; последовательность всех дней недели, времен года.
  • Создать условия для развития представлений о геометрических фигурах.
  • Развивать умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам, понимать слова: «разные», «одинаковые», «толстые», «тонкие», «большие», «маленькие», подвести к пониманию отрицания свойств.
  • Создать условия для моделирования пространственных отношений с помощью плана, схемы; определения движения в пространстве, развитие умения двигаться в соответствии с условными обозначениями;
  • Создать условия для закрепления навыков порядкового счета и представлений о взаимном расположении в ряду: слева, справа, посередине, рядом, между, перед, за, до.
  •  Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, память, воображение, связную речь.

Коррекционно – развивающие:

  • Способствовать развитию направленного воображения.
  • Создать условия для развития пространственного представления, зрительного восприятия в процессе анализа плана - схемы.
  • Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, память – через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы.
  • Активизировать речь с помощью сказкотерапии, игр и упражнений.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу.  
  • Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь тем, кто оказался в беде (в трудной ситуации) - героям сказки.

Словарная работа: пассивный словарь (план – схема, карточки с символами свойств), активный словарь (слева, справа, посередине, вверху, внизу, рядом, между, перед, за, до, толстый – тонкий, большой – маленький, круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

Материалы и оборудование: наборы геометрических фигур из бумаги, блоки Дьенеша, карточки с символами свойств к блокам       Дьенеша, иллюстрации к сказкам.                                                                                                                                                                                                                                     Методы и приемы: словесные (беседа, инструкция, художественное слово), наглядные (показ), игровые (игра-драматизация), проблемно–практические (анализ схемы), дидактическая игра, сюрпризный момент, проблемно-поисковый, наглядный.

 Предварительная работа: чтение сказок:  Н. Носов: «Приключения Незнайки», В. Сутеев: «Яблоко», русская народная сказка: «Летучий корабль», Вадим Корострылев: «Вовка а Тридевятом Царстве»,  Шарль Перро: «Пряничный домик».

Ход ОД:

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации.    

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети собираются вокруг воспитателя.

 

Воспитатель читает карточки, на которых записаны мысли детей.

Раздается стук в групповую дверь, воспитатель открывает, лежит посылка.

Воспитатель: Посмотрите ребята к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся и улыбнемся. Ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится всем тепло и хорошо. А теперь давайте встанем в круг.

Сейчас я прочту вам, о чем могут думать дети. Если мы какую-либо мысль берем с собой в путь, вы хлопаете в ладоши, если не берем – вы молчите.                        - Я справлюсь.                                                                                                                     - У меня все получится.                                                                                                        - Я не смогу.                                                                                                                              - Я хороший.                                                                                                                                         - Мне очень грустно.                                                                                                                    - Я буду бояться.                                                                                                                         - Все будет хорошо.                                                                                                                         - Я плохой.                                                                                                                        Вот такие мысли будут с нами.

Воспитатель: Ребята, нам пришла посылка. Давайте откроем ее. Да здесь письмо! Письмо от сказочной Феи. Интересно, что она нам пишет?    Прочитаем?        Письмо: «Здравствуйте ребята из группы «Веснушки»! Пишет Вам Фея из волшебной страны «Сказок». Мне сказали, что вы уже взрослые, и скоро пойдете в школу. Мне очень нужна ваша помощь, ведь вы самые старшие в детском саду! У нас в стране произошла беда, злая Баба Яга заколдовала сказки, и маленькие дети не могут с ними познакомиться! Чтобы их расколдовать нужно выполнить задания. Вот схема вашего путешествия. Нужно помочь пяти сказкам. И в помощь вам волшебный клубочек».                                                                                               Воспитатель: Ну что, ребята, поможем сказочным героям? Дети: Да!             Воспитатель: Возьмем волшебный клубочек: «Ты клубочек покатись в наших сказках очутись!»                                                                                                             Посмотрите на план - схему. Найдите начало путешествия. До 1 сказки нужно идти направо или налево? Здесь написано: пройдите столько шагов, сколько у нас времен года. Назовите времена года! Сколько сделаем шагов?

 

Если дети хлопают в ладоши, воспитатель отдает им карточку. Дети читают карточки и запоминают какие мысли они берут в путь.

Постановка проблемной ситуации

Чтение письма.

Дети рассматривают схему путешествия, находят свое местоположение: «Старт». Определяют сторону движения до сказки №1.

2. Основная часть

Цель: Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, память – через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы. Формирование умений коммуникативного общения с окружающими.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети активно вступают в диалог, отвечают на вопросы.

Находят пути решения проблемы.

Помогают товарищам правильно посчитать.

Дети садятся на стульчики за столами.

Вступают в диалог, отвечают на вопросы.

Дети выполняют задания самостоятельно, потом рассказывают, из каких фигур построен корабль.

Дети продолжают сидеть за столами.

Гимнастика для пальчиков.

Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет работу.

Дети обсуждают работу, задают друг другу вопросы

Ребенок прогнозирует результат, оценивает действия свои и других (любуется, огорчается, равнодушен).

Дети садятся на стульчики за столами.

Вступают в диалог, отвечают на вопросы.

  1. Воспитатель: «В городе, под названием Цветочный, жили коротышки – малыши и малышки. И среди них жил маленький человечек, который ничего не знал, ничего не умел, но т. к. он был очень любопытным, с ним происходили разные истории».

Воспитатель: О какой сказке нам пишет Фея?

Дети: Это сказка Н. Носова «Приключения Незнайки».

Воспитатель: Да, но Незнайка не умел считать, а сказку расколдовать могут те люди, которые умеют считать. Вы умеете?

Дети: Да, умеем!

Воспитатель: Проверим. Посчитайте от 1 до 10; от 3 до 14; от 10 до 5; от 6 до 12; Назовите соседей числа 3; 6; 8; Назовите число которое больше 2 на 1, больше 7 на 1, меньше 10 на 1, меньше 5 на 1.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились! Расколдовали нашу сказку, получите портрет Незнайки! 

Продолжим наше путешествие. Посмотрите на схему путешествия, используя слова: налево, направо, вперед, назад расскажите куда нам двигаться до сказки №2. Дети: нам нужно идти назад. Здесь написано: столько шагов, сколько зимних месяцев. Назовите зимние месяцы, сколько шагов мы сделаем?

  1. Воспитатель: Как называется произведение, в котором царь решил дочку свою замуж отдать за того, кто волшебный корабль сможет смастерить.

Дети: Летучий корабль (русская народная сказка).

Воспитатель: Что бы расколдовать эту сказку, нужно выполнить задания.

 Перед Вами доска, на которой расположены геометрические фигуры, ваша задача сказать, где расположена геометрическая фигура, которую я вам покажу, сказать, как она называется, описать ее.

Например: это квадрат, он расположен в левом верхнем углу доски, у квадрата все стороны равны, у него 4 угла, углы у квадрата прямые.

Воспитатель: молодцы ребята, но это еще не все, у вас на столах лежат конверты с геометрическими фигурами. Предлагаю вам разделиться по 3 человека, и собрать из них Летучий корабль. Молодцы, ребята, справились! Расколдовали нашу сказку. 

Воспитатель: Молодцы справились! Ну что отправляемся дальше в наше путешествие. Определите дальнейший маршрут движения!

 Дети: мы остаемся на месте!

  1. Воспитатель: Как называется произведение, в котором ёж, ворона, и заяц нашли яблоко и не знали, кому оно должно принадлежать, а медведь предложил его поделить поровну.

Дети: Это сказка«Яблоко».

Воспитатель: Правильно! А может кто-то из вас знает автора этой сказки? Чтобы расколдовать эту сказку нужно выполнить задание: разделить целое яблоко на 2 и 4 части.

Воспитатель: Малыши - медвежата пошли гулять на полянки. На одну полянку пришло 2 медвежонка, а на другую 4 медвежонка. Медвежата нашли по одному яблоку и не знают, как их поделить, помогите им, пожалуйста.

(Дети выполняют задание самостоятельно.)

Воспитатель(обращается к девочкам). На сколько частей поделили каждое яблоко? (4;) мальчики насколько частей поделили (2).

Как можно назвать одну часть? (1/2;1/4). А если целое поделить на 5; 6; и т. д. частей, то, как будет называться одна часть? (1/5; 1/6;).

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились! Расколдовали нашу сказку«Яблоко». Получите в подарок иллюстрацию из сказки!

 

Давайте отправимся дальше, определите по схеме маршрут движения! Дети: идем направо! Здесь написано: столько шагов, сколько дней недели. Назовите дни недели! Сколько шагов мы сделаем направо?

  1. Воспитатель: В какой сказке брат с сестрой заблудились в лесу и вдруг вышли к съедобному домику?  Дети очень обрадовались, но они не знали, что случится с ними дальше.

Дети: Это сказка «Пряничный домик». Автор: Шарль Перро.

Воспитатель: Правильно! Чтобы расколдовать эту сказку нужно построить домики для жильцов. Но для начала мы с вами проведем гимнастику для наших пальчиков.

Массаж Су – Джок шарами.

Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке).

Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью).

Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально).                                       И ладошки согревать. Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально) .         Сильней на шарик нажимаем. Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки).                                                                                                           Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке).                                                                                                                      В руку правую возьмём, в кулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке).                                                                                   В руку левую возьмём, в кулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом).                                                                                           Мы положим шар на стол и посмотрим на ладошки,                                                          И похлопаем немножко, потрясём свои ладошки.

Воспитатель: Построим домики из блоков Дьенеша.

Нужно выбрать для каждого дома строительный материал. Последовательность действий (алгоритм) игры.                          

• Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх.                                                                                                  • Воспитатель вынимает из стопки любую карточку.                                    Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам (Цвет, форма, размер и толщина).                                                                                                 • Дети находят строительный материал с такими свойствами.                                          

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились, построили домики! Расколдовали нашу сказку. Получите в подарок картину: «Пряничный домик».

 Воспитатель: Давайте отправимся дальше на помощь сказочным героям, определите маршрут движения! Дети: мы идем вперед. Воспитатель: вперед столько шагов, сколько осенних месяцев.

  1. Воспитатель: В этой сказке живет мальчик Вова, он не хочет учиться и решать правильно задачи.

Дети: Это сказка«Вовка в тридевятом царстве».  Вадим Корострылев

Воспитатель: А вы знаете, что такое задача?

Дети: Да!

Воспитатель: Хорошо. А из каких частей состоит задача?

Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.

Воспитатель: Да, это правильно. Давайте присядем за столы, я вам прочитаю задачи, которые не смог решить Вовка, а вы постарайтесь их решить.

Задача 1.  «На день рождения ослику Иа подарили: хвост и 6 надувных шариков. Сколько всего вещей подарили ослику Иа». (Всего 7 вещей.)

 Задача 2.  У незнайки было 9 конфет, 3 конфеты он потерял по дороге. Сколько конфет осталось у Незнайки? (Осталось 6 конфет)

Задача 3.   На березе росло 5 яблок, а на тополе 8 яблок. Сколько яблок росло на деревьях? Дети: Нисколько, на березе и тополе яблоки не растут.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились! Расколдовали нашу сказку!  Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Вы выполнили все задания и помогли Фее.

Нам пора возвращаться в детский сад, но для этого нам нужно сказать волшебные слова: «Ты клубочек покатись в нашей группе очутись».

Ой, а что это за сундучок, давайте посмотрим.  Фея приготовила для вас подарок.

Воспитатель открывает сундучок и раздаёт детям раскраски с изображением сказочных героев.

Дети сделали 4 шага направо. На столе лежит конверт, открываем и читаем письмо.

Проблемная ситуация: «Помоги Незнайке». (Вешаем портрет Незнайки на доску).

Дети приходят к следующему столу, открываем конверт, воспитатель читает письмо.

Дети собирают из  геометрических фигур Летучий корабль и получают картину корабля за выполненное задание.

У доски лежит третий конверт с заданием.

Девочки делят яблоки на 2 части, а мальчики на 4 части.

Девочки делят яблоки на 4 части, а мальчики на 2 части.

Дети получают иллюстрацию из сказки за выполненное задание.

Дети приходят к следующему столу, открываем конверт, воспитатель читает письмо.

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

В играх с нахождением отличия по 1 - 4 свойствам используются блоки Дьенеша.                       Цель игры: развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам; понимать слова: «разные», «одинаковые»;

подводить к пониманию отрицания свойств.

Дети получают в подарок картину: «Пряничный домик» и вешают на доску.

Дети подходят к следующему столу, открываем конверт, воспитатель читает письмо.

Дети выкладывают задачу, используя математические наборы. Обсуждение (один ребёнок проговаривает вслух, проверяют друг у друга).

Дети получают сундучок от Феи с благодарностью. 

3. Заключительная часть

Цель: поддерживать у детей  эмоционально-положительное настроение, удовлетворение от результатов деятельности.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Отвечают на вопросы хором и индивидуально.

Прощаются.

-Дети, расскажите, где мы с вами побывали?

-Какие полезные дела вы совершили?

-Кому помогли?

-Что вам запомнилось? Что было трудно? Легко?

-Нам пора возвращаться в группу.

Дети прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в младшей группе для детей с ОВЗ Тема: " У нас в гостях матрешка"

- познакомить детей с формой предметов: шар, куб;- формировать у детей осязательно-двигательный способ обследования предмета;- обучать сравнению предметов с учетом свойств их формы, группировке предме...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных матемаических представлений у детей старшей комбинированной группы с задержкой психического развития с использованием...

Формирование элементарных математических представлений посредством игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие математических представлений через игровую деятельностьЗадачи: - Закрепить представления детей о геометрических фигурах;- Продолжать упражнять в счёте в пределах 5;- Формировать вз...

Формирование элементарных математических представлений путём исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Цель: - развитие математических представлений через исследовательскую деятельностьЗадачи: - Знакомство с формой, цветом, размером, толщиной объектов;- Учить отвечать на вопросы "Сколько...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений через конструктивную деятельность с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича "Незнайка в Фиолетовом лесу»

Конспект ООД " Незнайка в Фиолетовом лесу" разработан с целью развития познавательных способностей и математических представлений детей (5 - 6 лет)  на основе развивающих игр В. В....