Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений и театрализованной деятельности для детей с ОВЗ (ОНР).
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Поветкина Наталья Викторовна

Тема ОД:  "Сказка:"Теремок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_teremok.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»

города Рубцовска Алтайского края

658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89;

телефон: 4-21-84, 4-45-45

e-mail: ds41-zr@yandex.ru

Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений и театрализованной деятельности                                                                                                                       для детей с ОВЗ подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (ОНР).

Тема ОД: «Сказка: «Теремок».

Подготовила

воспитатель группы

 компенсирующей направленности №1

Поветкина Наталья Викторовна

                             Рубцовск, 2017 г.  

                                                                                                                                         

 Педагог: Поветкина Наталья Викторовна

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» - ФЭМП, «Развитие речи».                                                                                                  Возрастная группа:  Подготовительная к школе группа.                                                                                                             Форма организации воспитанников: подгрупповое занятие.                                                                                   Продолжительность образовательной деятельности: 30минут.

Тема ОД: «Сказка «Теремок».

Цель: создание условий для активизации мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Образовательные задачи:

1. Развивать умения измерять длину отрезков прямых линий с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).

2. Закрепить название текущего месяца года, месяцев года; последовательность всех дней недели, времен года. 

3.Способствовать формированию представлений о составе первого пятка из двух меньших (на наглядной основе). 

4. Создать условия для развития представлений о геометрических фигурах, умения видоизменять геометрические фигуры, моделировать фигуры из палочек.                                                                                                                                                 5. Развивать умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам, понимать слова: «разные», «одинаковые», «толстые», «тонкие», «большие», «маленькие», подвести к пониманию отрицания свойств.

6. Создать условия для моделирования пространственных отношений с помощью плана, схемы; определения движения в пространстве, развитие умения двигаться в соответствии с условными обозначениями;

7. Создать условия для закрепления навыков порядкового счета и представлений о взаимном расположении в ряду: слева, справа, посередине, рядом, между, перед, за, до.

8. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, память, воображение, связную речь.

Коррекционно–развивающие:

  1. Способствовать развитию направленного воображения.
  2. Создать условия для развития пространственного представления, зрительного восприятия в процессе анализа плана - схемы.
  3. Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, память – через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы.

      4. Активизировать речь с помощью сказкотерапии, игр и упражнений. Стимулировать речевую активность, актуализировать в речи качественные прилагательные.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу.  
  2. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь тем, кто оказался в беде (в трудной ситуации) - героям сказки.

Методы и приемы: словесные (беседа, инструкция, художественное слово), наглядные (показ), игровые (игра-драматизация), проблемно–практические (анализ схемы).

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», пересказ по ролям, рассматривание иллюстраций сказки, игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

Словарная работа: пассивный словарь (план – схема, карточки с символами свойств), активный словарь (слева, справа, посередине, вверху, внизу, рядом, между, перед, за, до, толстый – тонкий, большой – маленький, круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

Оборудование: наборы геометрических фигур из бумаги, блоки Дьенеша, карточки с символами свойств к блокам Дьенеша, рисунки животных, иллюстрации к сказке: «Теремок».

Ход ОД.

  1. Организационный момент, начало ОД.

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации.    

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Дети заняты свободной деятельностью, включаются в занятие добровольно из интереса к предложению взрослого, стремления быть вместе со всеми.

- Ребята, у меня сегодня хорошее настроение, я хочу им поделиться с вами. Давайте улыбнемся друг другу. И все вместе поделимся хорошим настроением с нашими гостями – улыбнемся гостям и поздороваемся.

Работа в круге:        

 Крепко за руки возьмёмся

                                И друг другу улыбнёмся.

 Руки вверх мы поднимаем,

 Ворота в сказку открываем.

Упражнение «Улыбка».

Упражнение «Эстафета дружбы».

  1. Основная часть.

Закрепление изученного материала. Встреча с героями сказки.

 Цель: Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, память – через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы.

Дети находятся около воспитателя.

- Дети, вы любите сказки? (Да). Я тоже очень люблю. Если вы их любите, значит, хорошо знаете. Проверим, из какой сказки эти строки:

На поляночке лесной                                                              Стоял домик расписной,                                                                    Всех  зверюшек спрятать мог,                                                             Что за домик?                     ДетиТЕРЕМОК.                           Правильно, сказка «Теремок».                                                         Проходите, дети, присаживайтесь на стульчики.

Отгадывание загадки.

Воспитатель прикрепляет к доске теремок.

Дети

располагаются на стульчиках за столами перед доской.

На каждом столе карточка, на которой размещена схема пути мышки к теремку.

Дети работают парами. 0дин ребенок измеряет зеленую дорожку, другой – красную.

Предлагаю отправимся в путешествие и встретимся со своими старыми знакомыми - героями известной сказки: «Теремок».                                                                                

1). В чистом поле теремок, он не низок, не высок.

Мышка серая, норушка, вышла в поле погулять,

Видит мышка, теремок, в чистом поле одинок.

Мышка очень удивилась, подошла, остановилась.

Кто там, в тереме живёт? Может в гости позовёт.

Видит мышка объявление:

«В домик тот зайдёт, кто короткую тропинку к домику найдет».

Задание - А к терему 2 дорожки ведут, одна длинная, а другая короткая.

Мышка запуталась, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка, по длинной дорожке или по короткой?

- Ребята   как вы думаете? Как определить какая дорожка короче красная или зеленая? Правильно, нужно измерить дорожки условной меркой. Возьмем мерку – счетную палочку и измерим дорожки.  

ДетиЗеленая – короткая, красная- длинная.

Воспитатель: Молодцы, правильно.  

- По короткой дорожке быстрей мышке добежать до домика.

- Молодцы ребята, вы правильно указали короткую дорожку, вот и мышка   добралась до теремка.

Воспитатель читает сказку.

Возле теремка воспитатель прикрепляет

МЫШКУ

Дети выполняют задание самостоятельно, помогают героям.

Дети свободно общаются и перемещаются во время занятия, чтобы взять палочки и обсудить разные варианты построения фигур                           (при соответствующей организации рабочего пространства).

Дети проявляют заинтересованность к процессу и результату деятельности других детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию деятельности участников

2). Лягушка скачет по болоту.

В теремке ей жить охота.

Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт?

Эй, скорее отворите и меня к себе впустите!

Мышка: Тебя я рада бы принять, но задания нужно выполнять.         Вот мои задания:

  • Назовите, какое сегодня число и день недели.
  • Назовите 2-й день недели, 4-й день недели.
  • Сколько выходных в неделе? Назовите их.
  • Которые они по счету?
  • Какой день недели наступит после среды?
  • Какой день перед вторником?
  • Какой день недели наступит после воскресенья?
  • Который по счету идет месяц сейчас?
  • Назовите весенние месяцы (летние, зимние, осенние).   Назовите лишнее слово:                                                                                      Зима, весна, четверг, лето, осень.                                                                   Утро, вечер, зима, день, ночь.

 Молодцы, ребята, справились с заданием, помогли лягушке. Стали они жить вдвоем.                  

3). Что за терем – теремок? Из трубы идет дымок

Эй, скорее отворите, Зайчика к себе впустите.

А мышка ему в ответ: Чтобы дверь мою открыть,

Задачи надо вам решить.

1.Волк догоняет лису, а лиса зайца. Кто бежит впереди?

2. Ствол у дуба толще, чем ствол у березы. А ствол у березы толще, чем ствол у осины. Что толще: ствол дуба или ствол осины?

3.Росло 2 березы, на каждой березе по 2 большие ветки, на каждой ветке росло по 3 яблочка. Сколько всего яблок?

4. Сколько ушей у двух мышей?

5. Сколько хвостов у семи волков?

6. Сколько лап у медведя? А у двух медведей?

Прибежал зайчик к теремку и его впустили, и стали он жить вместе.     Сколько зверушек живет в теремке? 

4). Тише, тише не шумите, кто-то к нам идет сюда. Ну, конечно же, Лиса.

 Захотелось Лисе жить тоже в теремке, и попросилась она, чтоб ее впустили в теремок.

Задание для лисички: задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек:

  • Составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек
  • Сложить 3 треугольника из 7 палочек.    
  •  Сложить прямоугольник из 6 палочек.  
  • Можно ли из 5 палочек сложить 2 треугольника и один четырехугольник?                                                              

Задача на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек:

  • Из 6 палочек сложить домик, затем в доме 2 палочки убрать и переложить, чтобы получился флажок.

Молодцы, ребята, справились с заданием, помогли лисе. Стали они жить вчетвером.  

                                                                                                                                                                       

Воспитатель читает сказку.

Задания на ориентировку во времени читает воспитатель.

Возле теремка воспитатель прикрепляет

ЛЯГУШКУ.

Воспитатель читает сказку.

Возле теремка воспитатель прикрепляет

ЗАЙЧИКА.

Воспитатель читает сказку.

Возле теремка воспитатель прикрепляет

ЛИСИЧКУ.                                   

  1.  Динамическая пауза (физминутка).

Дети стоят возле столов.

Воспитатель показывает карточки с нужными цифрами

Дети садятся за столы.

Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет работу.

Дети обсуждают работу, задают друг другу вопросы

Ребенок прогнозирует результат, оценивает действия свои и других (любуется, огорчается, равнодушен).

Дети проявляют интерес к новым предметам обследуют их, задают вопросы.

5). Прибежал волчок – серый бочок. Кто – кто в теремочке живет? Кто – кто в невысоком живет? Пустите меня к себе жить, а я научу вас веселой игре!

Физкультминутка: Ай да счёт, игра и только!                           Столько раз в ладоши хлопнем (8)
Столько раз ногами топнем (10)
Мы подпрыгнем столько раз (3)
Мы наклонимся сейчас (7)
Мы присядем ровно столько (4)
Ай да счёт, игра и только!

Волка впустили, и стали он жить вместе.     Сколько зверушек в теремке?

               

                                                                                       Воспитатель:

6). А по лесу Медведь идёт.

Вдруг увидел теремок – как заревёт: «Впустите меня в теремок!»  Испугались звери.  Влезет ли медведь в теремок или нет.      Почему? 

Дети: предполагают (Медведь очень большой)

Так и вышло: не смог медведь войти в дверь, не пролез в окно, сказал: «Ладно, я у вас на крыше поживу!» Залез на крышу и раздавил теремок! Хорошо звери не пострадали. Выбежали из дома.

Игры с блоками Дьенеша.

Что же делать, решили звери строить дома отдельно для каждого и ходить друг к другу в гости. Поможете, ребята зверушкам дома построить? Нужно выбрать для каждого дома строительный материал.

Последовательность действий (алгоритм) игры.                          

• Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх.                                                                                                  • Воспитатель вынимает из стопки любую карточку.    Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам (Цвет, форма, размер и толщина).                                                                          • Дети находят строительный материал с такими свойствами.                                          

Игра: «Лабиринт».

          В сказке всегда происходят чудеса. Закройте на минуточку глаза и дома готовы! Помогите зверушкам заселиться в свои дома.

          По условным знакам проводите их до дома. Вот условные знаки для лисы (далее для каждого животного): елочка, красный цветок и грибок. Рассказывая лисе как пройти к дому, используйте слова: вверх, вниз, слева, справа, посередине, рядом, между.

Воспитатель читает сказку.

Возле теремка воспитатель прикрепляет

ВОЛКА.                                   

Воспитатель читает сказку.

В играх с нахождением отличия по 1 - 4 свойствам используются блоки Дьенеша. Цель игры:

  • развитие умения сравнивать предметы по  одному - четырем свойствам
  • понимание слов: «разные», «одинаковые»
  • подведение к пониманию отрицания свойств.

Плакат: лабиринт и 5 домиков для зверушек

3. Заключительная часть. Организованное окончание ОД

Итог занятия.  

Дети продолжают сидеть за столами.

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Мы выполнили все, что запланировали. Что вам запомнилось, понравилось? Что было трудно? Легко?

- Ребята, какое хорошее дело вы сделали. Я горжусь вами! Мы помогли героям нашей любимой сказки. А нам пора в детский сад возвращаться. Вы можете поиграть со сказкой или раскрасить иллюстрации нашей сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в младшей группе для детей с ОВЗ Тема: " У нас в гостях матрешка"

- познакомить детей с формой предметов: шар, куб;- формировать у детей осязательно-двигательный способ обследования предмета;- обучать сравнению предметов с учетом свойств их формы, группировке предме...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных матемаических представлений у детей старшей комбинированной группы с задержкой психического развития с использованием...

Формирование элементарных математических представлений посредством игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие математических представлений через игровую деятельностьЗадачи: - Закрепить представления детей о геометрических фигурах;- Продолжать упражнять в счёте в пределах 5;- Формировать вз...

Формирование элементарных математических представлений путём исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Цель: - развитие математических представлений через исследовательскую деятельностьЗадачи: - Знакомство с формой, цветом, размером, толщиной объектов;- Учить отвечать на вопросы "Сколько...

Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений и театрализованной деятельности для детей с ОВЗ (ОНР).

Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений и театрализованной деятельности  для детей с ОВЗ (ОНР).Тема: «Путешествие по сказкам». Возрастная группа: по...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений через конструктивную деятельность с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича "Незнайка в Фиолетовом лесу»

Конспект ООД " Незнайка в Фиолетовом лесу" разработан с целью развития познавательных способностей и математических представлений детей (5 - 6 лет)  на основе развивающих игр В. В....