Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений и театрализованной деятельности для детей с ОВЗ (ОНР).
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Поветкина Наталья Викторовна

Тема ОД: "Возвращение колобка домой к бабушке и дедушке".

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»

города Рубцовска Алтайского края

658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89;

телефон: 4-21-84, 4-45-45

e-mail: ds41-zr@yandex.ru

Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений                                                                                                                         для детей подготовительной к школе группы.

Тема ОД: «Возвращение Колобка домой к бабушке и дедушке».

Подготовила

воспитатель группы

 компенсирующей направленности №1

Поветкина        Наталья  Викторовна

                        Рубцовск, 2016 г    

                                                                                                                                     

Педагог: Поветкина Наталья Викторовна

Образовательная область: «Познавательное развитие» - ФЭМП.

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.

Форма организации воспитанников: подгрупповое занятие.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 30минут.

Тема ОД: «Возвращение Колобка домой к бабушке и дедушке».

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Задачи:

1. Создать условия для моделирования пространственных отношений с помощью плана, схемы; определения движения в пространстве, развитие умения двигаться в соответствии с условными обозначениями;

2. Способствовать формированию представлений о составе числа 10 из двух меньших (на наглядной основе), умений раскладывать число 10 на два меньших и получения из двух меньших одного большого числа. Развивать навыки счета до 10, счет парами. Создать условия для повторения состава чисел первого пятка из двух меньших.  

3. Закрепить название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года. 

4. Создать условия для развития представлений о геометрических фигурах, умения создавать из геометрических фигур образные и сюжетные изображения.

5. Создать условия для закрепления навыков порядкового счета и представлений о взаимном расположении в ряду: слева, справа, посередине, рядом, между, перед, за, до.

6. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, память, воображение, связную речь.

Коррекционно–развивающие:

  1. Развивать направленное воображение.
  2. Развивать пространственные представления, зрительное восприятие в процессе анализа плана - схемы.
  3. Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, память – через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы.

      4. Активизировать речь с помощью игр и упражнений. Стимулировать речевую активность, актуализировать в речи качественные прилагательные.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом не мешая друг другу.  
  2. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь тем, кто оказался в беде (в трудной ситуации) - героям сказки.

Методы и приемы: словесные (беседа, инструкция), наглядные (показ), игровые (игра-драматизация), проблемно–практические (анализ схемы).

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», пересказ по ролям, рассматривание иллюстраций сказки, игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

Словарная работа: пассивный словарь (план – схема, карточки с символами свойств), активный словарь (слева, справа, посередине, рядом, между, перед, за, до, толстый – тонкий, большой – маленький, круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

Оборудование: наборы геометрических фигур из бумаги, блоки Дьенеша, карточки с символами свойств к блокам Дьенеша,  круги по 10 штук на каждого ребенка.

Ход  ОД.

  1. Организационный момент, начало ОД.

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации.

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Примечание

Дети заняты свободной деятельностью, включаются в занятие добровольно из интереса к предложению взрослого, стремления быть вместе со всеми.

- Ребята, у меня сегодня хорошее настроение, я хочу им поделиться  с вами. Давайте улыбнемся друг другу. И все вместе поделимся хорошим настроением с нашими гостями – улыбнемся гостям и поздороваемся.

Работа в круге:                                                                    Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг - берёмся другой рукой,        

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Здравствуйте дорогие гости, мы вам рады.

Упражнение «Улыбка».

Упражнение «Эстафета дружбы».

  1. Основная часть.

                                                                                2.1 Сообщение темы.

        Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по теме занятия.

Дети находятся около воспитателя.

- Дети, вы любите сказки? (Да). Я тоже очень люблю. Если вы их любите, значит, хорошо знаете. Давайте проверим, из какой сказки эти строки:

Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол и от бабушки ушел

У него румяный бок…Кто же это…

- Правильно, из сказки «Колобок». Скажите, чем закончилась эта сказка? (Лиса съела Колобка).

- Какой по настроению конец у этой сказки? (Грустный).

- Ребята, а мы с вами можем помочь герою этой сказки? (Да). Как? (Изменить конец сказки, придумать сказку с другим концом). Какой конец сказки предлагаете вы?

- Я предлагаю вам отправиться в сказку «Колобок» и помочь Колобку вернуться к бабушке и дедушке, вы поддерживаете меня? (Да). Какие качества нам нужны будут в пути?

Отгадывание загадки.

Игра: «Придумай сказку с другим концом».

  1.  Вводная беседа.

Составление плана – схемы путешествия.

Цель: уточнение и расширение имеющихся представлений, развитие умения видеть конструкцию объекта, анализировать его, создавать из геометрических фигур образные и сюжетные изображения.

Дети свободно выбирают рабочие места, объединяются в пары, выбирают карточку с набором геометрических фигур и создают героя сказки.

Дети на доске выстраивают героев сказки, составляют план - схему, определяют последовательность возвращения Колобка домой.

Воспитанники располагаются на стульчиках перед доской на которой  размещена схема.

Дети, давайте составим план – схему обратной дороги Колобка домой к бабушке и дедушке. С кем он встретится в пути? (С лисой, медведем, волком и зайцем). Сможете создать этих героев сказки из геометрических фигур? Работать будем в парах - распределим работу: у нас 4 набора геометрических фигур.

1. Рыжая, пушистая, хитрая -                                                          2. Большой, ворчливый, лохматый, косолапый -                          3. Серый, злющий, зубастый -                                                            4. Длинноухий, короткохвостый, трусливый -                     Провожая Колобка домой, мы первой встретим лису. Из каких геометрических фигур создали лису Артем и Лиза? (Из треугольников). Сколько понадобилось треугольников? (5) Вторым будет – медведь. Из каких геометрических фигур создали медведя Артем и Вика? Сколько взяли овалов, кругов?     (5овалов и 3 круга). Третьим героем сказки будет – волк. Расскажите, Коля и Яна, какие фигуры вы брали для создания образа волка? И последним героем будет – заяц. Эвелина и Рома, из каких фигур вы создали образ зайца? Давайте посчитаем овалы парами – всего их 10.

Предлагаю отправиться в путь. Проводим Колобка по нашему маршруту.

Игра на воссоздание из геометрических фигур образных изображений героев сказки  «Колобок».

Игра: «Доскажи словечко».

Анализ построенных из геометрических фигур образных изображений героев сказки и создание сюжета – путь Колобка домой.

Счет фигур, счет парами.

  1.  Закрепление изученного материала. Встреча с героями сказки.

 Цель: Развивать произвольное внимание через умение слышать инструкцию  и  действовать в соответствии с ней, память – через актуализацию прошлого опыта, словесно-логическое мышление через ответы на вопросы.

Дети выполняют задание самостоятельно, берут на себя роли героев.

Воспитанники продолжают сидеть на стульчиках перед доской.

Дети свободно общаются и перемещаются во время занятия чтобы встретиться с медведем, чтобы взять материал (при соответствующей организации рабочего пространства).

Дети проявляют интерес к новым предметам обследуют их, задают вопросы.

Дети проявляют заинтересованность к процессу и результату деятельности других детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию деятельности участников.

Яна: лисичка                                                                    Воспитатель: Здравствуй, лисичка! Мы провожаем Колобка к бабушке и дедушке. Пропустишь нас с Колобком в домой? Как живется тебе зимой в лесу?                                                    Лиса: Я – красавица – лисичка, по лесу гуляю,                                       На дорожках, на тропинках след свой заметаю.                          Хорошо живется, шуба у меня теплая, не мерзну. Хвостом пушистым след заметаю. Охотники меня не найдут. Пропущу вас с Колобком, если вы выполните мои задания:

  • Назовите, какое сегодня число и день недели.
  • Назовите 2-й день недели, 4-й день недели.
  • Сколько выходных в неделе? Назовите их.
  • Которые они по счету?
  • Какой день недели наступит после среды?
  • Какой день перед вторником?
  • Какой день недели наступит после воскресенья?
  • Который  по счету идет месяц сейчас?                                                               Назовите лишнее слово:                                                                                      Зима, весна, четверг, лето, осень.                                                                   Утро, вечер, зима, день, ночь.

                                                                                                                                                                                 Лиса:  Молодцы, ребята, справились с заданием, продолжайте свой  путь!                                                                               Артем С: медведь.                                                     Воспитатель: Здравствуй,  медведь! Как живется тебе зимой в лесу? Медведь: Здравствуйте, гости дорогие.
Говорят, медведю лень
Прогуляться в зимний день.
Вот и спит медведь в берлоге,
Когда стужа на пороге.
Но скажу вам честно я:
Кушать хочется, друзья!
Ведь под снегом мне ни меда, 
Ни грибов не отыскать,
И приходится всю зиму
Сладко спать.

Воспитатель: Мы провожаем Колобка  домой. Пропустишь нас?

 Медведь:  Вы меня разбудили,  не пропущу вас, пока мне угощение не приготовите. А люблю я печенье вот такое: подает детям карточки с символами свойств.                                

Последовательность действий (алгоритм) игры.                          

• Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх.                                                                                                  • Ребенок вынимает из стопки любую карточку.    Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам (Цвет, форма, размер и толщина).                                                                          • Находит «печенье» с такими  свойствами.                                          • Угощает мишку.                                                                     Медведь: спасибо за угощение! Счастливого пути!

Задания за лису читает воспитатель.

Задания на ориентировку во времени читает воспитатель.

Игра: «Назови  лишнее слово».

                                                В играх с нахождением отличия по 1 - 4 свойствам используются блоки Дьенеша. Цель игры:

  • развитие умения сравнивать предметы по  одному - четырем свойствам
  • понимание слов: «разные», «одинаковые»
  • подведение к пониманию отрицания свойств.
  1.  Динамическая пауза (физминутка).

Дети свободно общаются и перемещаются во время занятия чтобы встретиться с медведем, чтобы взять материал (при соответствующей организации рабочего пространства).

Дети смотрят на нарисованный многоэтажный дом, где в каждом окне изображены Колобок и  герои разных сказок.

Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет работу.

Дети обсуждают работу, задают друг другу вопросы

Ребенок прогнозирует результат, оценивает действия свои и других (любуется, огорчается, равнодушен).

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки.

Доставала из печи ни пирог, ни калачи.

Как поставила на стол -

Он от бабушки и дедушки ушел  

Кто же бегает без ног? Это румяный колобок!

Артем П: волк.

Воспитатель: Здравствуй, волк! Как живется тебе зимой в лесу? Волк: Я зимой холодной, хожу злой, голодный. А вы я вижу возвращаетесь с Колобком к бабушке и дедушке. Пропустишь нас домой? Конечно, пропущу, но вы мне помогите рыбки наловить. Очень хочется есть.                         Волк: Спасибо, ребята за пойманную рыбу! Счастливого пути!

Вика: зайчик.

Воспитатель: Здравствуй,  зайчик! Как живется тебе зимой в лесу? Зайчик:

Снег пушистый на листву ложится.                                         Становлюсь я  очень виден,                                                           Так что в стужу ледяную                                                          Шубку я беру другую.                                                                            Нет берлоги у меня,                                                                      Не нужна совсем нора,                                                                    От врагов спасают ноги,                                                                           А от голода – кора.

А мы провожаем Колобка домой, к бабушке и дедушке. Пропустишь нас?

Заяц: Пропущу, но сначала решите мои задачи:

1.Волк догоняет лису, а лиса зайца. Кто бежит впереди?

2. Ствол у дуба толще, чем ствол у  березы. А ствол у березы толще, чем ствол у осины. Что толще: ствол дуба или ствол осины?

Заяц: Вот кора осины для меня вкуснее всего, чаще всего зимой питаюсь корой осины.                           До свидания, ребята! Желаю вам скорее добраться до дому.

Воспитатель: Молодцы, вы и с этим заданием справились.

Ребята, смотрите, а наша тропинка закончилась. Вот и дом нашего друга Колобка. Мы помогли ему возвратиться к бабушке и дедушке. Больше не убегай, Колобок, так далеко, а если снова понадобится тебе помощь – ты только позови, ребята всегда помогут!

Ребята, расскажите, где живет Колобок, используйте слова: первый этаж, второй этаж, третий этаж, слева, справа, посередине, рядом, между, перед, за, до. Например: Красная Шапочка живет на втором этаже, справа.

Вот и бабушка встречает нас с Колобком.

Бабушка: Эвелина.

Здравствуйте, гости дорогие! Спасибо, что проводили Колобка домой. А я вас без угощения не отпущу. Присаживайтесь за стол, да попробуйте блинов моих.

Ребята, сколько всего у вас блинчиков? Блины очень горячие, разложите блины в 2 тарелочки. Да так, чтобы у всех детей были разные ответы.

Дети: спасибо за угощение. До свидания!

(поворот вправо-влево)

(руки вверх, в стороны, вниз)

(повороты туловища вправо-влево)

(приседания)

(прыжки) (бег на месте)

(хлопки в ладоши)

Игра:  «Математическая рыбалка». Задача: Закрепить  состав чисел от 2 до 6 из двух меньших чисел.

Логико – поисковые задачи. Читает воспитатель.

Д/и «Кто где живет?» на ориентировку в пространстве.

Д/и: «Разложи в 2 тарелочки». Повторение состава числа 10 с использованием наглядного материала.

3. Заключительная часть. Организованное окончание ОД

Итог занятия.  

Дети продолжают сидеть за столами.

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Мы выполнили все, что запланировали. Что вам запомнилось, понравилось? Что было трудно? Легко?

- Ребята, какое хорошее дело вы сделали. Я горжусь вами! Мы помогли героям нашей любимой сказки. А нам пора в детский сад возвращаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в младшей группе для детей с ОВЗ Тема: " У нас в гостях матрешка"

- познакомить детей с формой предметов: шар, куб;- формировать у детей осязательно-двигательный способ обследования предмета;- обучать сравнению предметов с учетом свойств их формы, группировке предме...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных матемаических представлений у детей старшей комбинированной группы с задержкой психического развития с использованием...

Формирование элементарных математических представлений посредством игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие математических представлений через игровую деятельностьЗадачи: - Закрепить представления детей о геометрических фигурах;- Продолжать упражнять в счёте в пределах 5;- Формировать вз...

Формирование элементарных математических представлений путём исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста

Цель: - развитие математических представлений через исследовательскую деятельностьЗадачи: - Знакомство с формой, цветом, размером, толщиной объектов;- Учить отвечать на вопросы "Сколько...

Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений и театрализованной деятельности для детей с ОВЗ (ОНР).

Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений и театрализованной деятельности  для детей с ОВЗ (ОНР).Тема: «Путешествие по сказкам». Возрастная группа: по...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений через конструктивную деятельность с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича "Незнайка в Фиолетовом лесу»

Конспект ООД " Незнайка в Фиолетовом лесу" разработан с целью развития познавательных способностей и математических представлений детей (5 - 6 лет)  на основе развивающих игр В. В....