Кружок подготовительная
материал по математике (подготовительная группа)

Исмагилова Динара Фирдовезовна

Предлагаемый курс кружка определяет содержание работы по математической подготовке детей 6 лет к обучению в школе и задает основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.

Главные цели курса кружка математики подготовительного периода – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_podgotovitelnaya.docx48.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Предлагаемый курс кружка определяет содержание работы по математической подготовке детей 6 лет к обучению в школе и задает основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.

Главные цели курса кружка математики подготовительного периода – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.

Основная идея курса кружка заключается в том, что развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления, пространственного воображения и речи ребенка.

Развитие познавательных процессов - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовке к школе.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:

- арифметическая (числа от 0 до 9, число 10, счет десятками, основные свойства чисел натурального ряда и др.),

- геометрическая (пространственные отношения, простейшие геометрические фигуры и их прообразы геометрических фигур в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги и др.);

- содержательно-логическая (эта линия построена на основе математического материала двух первых линий и создает условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей).

Основными методами, используемых в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения на действиях с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д.

На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания, окружающего мира - методом моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов).

Кроме того, более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержание позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой - способствует формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.

Использование предложенного содержания и описанных методов позволит осуществить предматематическую подготовку дошкольников и вывести общее развитие их мышления на уровень, позволяющий успешно усваивать математику в начальной школе.

Цель кружковой работы:

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Основные задачи кружка:

-развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

-развитие математических способностей и склонностей;

-качественная подготовка ребенка к школе;

-развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

Разделы рабочей программы:

«Количество и счет»

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

«Определение величины»

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Решение  логических задач»

Используемые  пособия:  загадки, считалки, пословицы и поговорки, задачи в стихах, стихи-шутки, счетные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры  лото.

Актуальность

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич).

Цель программы: Развитие  интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.

Задачи:

Образовательные

1.Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.

2.Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах.

3.Обучать ориентировки  во времени, пространстве, на плоскости.

 

Воспитательные

1.Воспитывать познавательную активность.

2. Воспитание потребности  к  математическим занятиям.

3.Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Развивающие

1. Развитие логического мышления и основных мыслительных операций.

2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

3. Развитие самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

-Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

-Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

6.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы 

- оформление  папки – раскладушки для родителей  «Математические представления детей старшего дошкольного возраста»;

-фотоотчет по работе кружка;

- развлечение «Страна весёлой математики».

  Целевые  ориентиры 

Целевой  результат:

  • Устойчивое познавательное отношение  к  интеллектуальной деятельности
  •  Проявление  инициативы и творчества в решении логических задач.
  • Овладение умением  видеть  проблему. Активно высказывать предположения. Осознано выбирать предметы и материалы для самостоятельной творческой деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
  • В диалоге с взрослым пояснять ход  интеллектуальной деятельности. Умение доводить  дело до конца.
  • Формулировать в речи, достигнут ли результат. Умение делать  выводы.

                                     

Тематическое планирование

Раздел

Тема

Цель

1.

«Количество и счет»

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2.

«Геометрические фигуры»

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

3.

«Определение величины»

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения

4.

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени;  познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

5.

«Решение  логических задач»

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Содержание программы

Октябрь

1 «Количество и счет»

«Расставь числа по порядку»

2.«Количество и счет»

«Порядковый счёт»

«Что такое «порядок»?»

3.«Определение величины»

«Весёлые кошечки»

«Катя и Катенька»

«Узнай грибок»

Аппликация «Разноцветные листья»

4.«Ориентировка во времени, в пространстве, на плоскости»

«Было-будет»

«Кто идет в гости к Белоснежке»

«Волшебная яблоня»  

5. «Геометрические фигуры»

«Составь фигуру»

«Угадай, что спрятали»

«Вот какие овощи»

Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа по порядку.

Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о «порядке числа», систематизировать числа по порядку, Закреплять понятие порядковые числа.

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов. Закреплять знания сравнивать длину полосок бумаги.

Закрепить названия осенних месяцев.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счетных палочек. Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах.

Ноябрь

1.«Количество и счет»

«Счёты»

«Какой? Сколько?»

«Зайчата-плутишки»

2 «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко»

Интересные слова «между», «за», «после», «перед».

 «Левая и правая рука»

«Как Красной Шапочке пройти к бабушке»

Эстафета: «Кто быстрее по порядку»

3. «Геометрические фигуры»

«Заполни пустые квартиры»

Игра «Танграм»

Головоломки со счетными палочками.

4.»Логические задачи»

«Кто лишний и почему»

«Собери бусы»

«Найди место»

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами

Дать представления о счётах, рассмотреть их, объяснить их назначение.  Расширять представления о калькуляторе, объяснить его значение.

Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени.  Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку.  Уметь называть своё местоположение относительно других.

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени. Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки.

Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

Учить преобразовывать одну фигуру в другую. Развивать умение составлять новые геометрические фигуры по образцу и замыслу.

Развивать память, внимание.логическое мышление.

Декабрь

1.«Количество и счет»

«По порядку рассчитайся!»

 «Весёлые домики»

2.«Решение  логических задач»

«Какая фигура лишняя и почему»

«Лабиринт»

«Задачи на смекалку»  

 3. «Геометрические фигуры»

Игра «Танграм»(составление фигур зайчика и журавля)

Сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Продавцы»

Головоломки со счетными палочками.

4. «Величина»

«Рисование: «Снеговики»

«Раздели правильно».

5. «Количество и счет»

«Королевство цифр»

«Пишем цифры: 0,1,2,3»

 «Пишем цифры: 4,5,6»  

«Наведи порядок»

«Задумай число»

 Закреплять порядковый, прямой и обратный  счет  в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами

Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

Формировать знания о составе чисел в пределах 10.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять  арифметические действия.

Упражнять в преобразовании фигур, умение составлять фигуру-силуэт, делить квадрат на 2 и 4 равные части.

Закрепить понятия «часть» и «целое».

Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук.  Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр.

Январь

 

1.«Геометрические фигуры»

«Кошкин дом»

 «Волшебные превращения

геометрических фигур»

«Сделай сам зверюшек»

(сгибание, разрезание, вырезание).

Игра «Танграм»(составление фигур кенгуру,лисы)

2. «Ориентировка во времени, пространстве».

«Живая неделя»

«Новоселье»

Стихи, пословицы поговорки.

3. «Величина»

Мишка и мишутка»

Конструирование из строительного материала: «Разные дома», «Башни»  

Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Закреплять знания  о фигурах  (трапеции, ромбе), дать понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. Закреплять умение составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их, вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.

Упражнять детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. Знакомство с техникой оригами.

Февраль

1. «Количество и счет»

«Пишем цифры: 7,8,9»

 «Что изменилось»  

«Садовник»

3.«Определение величины»

«Измерительные приборы: линейка, весы, часы»

«Линейки»»

«Весы. Их использование»

«Геометрические фигуры»

Игра «Колумбово яйцо»(составление фигур птиц)

Игры с разноцветными прищепками, со счетными палочками.

4. « Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости».

«Путешествие по комнате»

«Двенадцать месяцев»(викторина по сказке)

Рисование : «Зимний узор»

5.»Логические задачи»

«Найди ошибку»

«Найди, чем отличается»

Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов. Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

 Расширять представления детей о весах, рассказать, какие бывают весы и их значение. Уточнить понятие «вес»

Закреплять умения составлять фигуру-силуэт по образцу и замыслу, знания о трапеции и ромбе.

Закрепление времен года, умение ориентироваться по плану.

Развивать логическое мышление, умение доказывать правильность решения, опровергать неправильные, рассуждать

.

Март

1. «Количество и счет»

«Весёлые птички»

 «Ты придумай, я решу»

«Заполни пустые клетки»

2. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости».

«Ориентировка во времени» Сутки. Часы. Минутки»

 «Подбери картинку»

«Дни недели»  

«День и ночь-сутки прочь»

«Покажи, который час»  

3. «Геометрические фигуры»

«Гусеница»

«Гном строит дом»(мелкий конструктор)

«Платье для куклы»(аппликация)

4.»Величина»

«Подбери обувь»

«Сравни пояса»

«Дороги»(конструирование)

Закреплять счет в пределах 10.  Систематизировать  понятия: больше, меньше, знаки <, >.

Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать чувство времени;  расширять представления о  часах, днях недели, названия  месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления.  

Закреплять умения составлять фигуры по образцу и собственному замыслу,знания о геометрических фигурах.

Закреплять умение сравнивать предметы по всем показателям величины.

Апрель

 1. «Количество и счет»

Составление задач по схемам, по картинкам. Задачки-шутки.

Игры: «Засели аквариум»

«Собери цветок»

2.«Решение  логических задач»

«Задачи на действия

(сложение и вычитание)»

 «Задачи на разделение целого

  на части»

«Волшебные монетки»

3. «Геометрические фигуры»

«Мастерская»

«Укрась коврик»

Посмотри и назови»

4.«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Комната для кукол»

«Бабочки»

«Времена года»

«Нарисуй узор»

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

Закреплять знания детей о деньгах, их назначением.

Закрепить понятия о многоугольниках.

Закрепить названия весенних месяцев, частей суток, умение ориентироваться на листе бумаги.

Май

1.  «Количество и счет»

 «Помоги другу»

«Соберемся в школу»

Задачки-шутки.

2.«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Соседи медвежонка»

«Слушай и рисуй»

«Поездка на трамвае»

3.«Решение  логических задач»  

4. «Геометрические фигуры»

«Сравни грузы»

«Разбитая ваза»

«На какую фигуру похож предмет?»

«Составь картинку»

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени;   дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Закрепление пройденного материала.

Материально – технический ресурс:  

Игры: «Танграм», «Колумбово яйцо», задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.

 Технологический ресурс:

  • анкетирование;
  • беседа;
  • информационные стенды «Мои открытия»;
  • теоретические и практические занятия;
  • рисунки; схемы.

Методическое обеспечение

1.З.А. Михайлова .Игровые задачи для дошкольников.

2.Е. В. Колесникова .Я считаю до двадцати. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.  

3.З.А.Михайлова . Математика – это интересно.

4.Е.А. Ульева. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.Серия «По дороге в школу»

5.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа – М.: Мозайка-Синтез, 2015.

6.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная  группа. – М.: Мозайка-Синтез, 2015.

7.И.Г. Медеева.  Дошкольная математика. Часть 1. Арифметика. Часть 2 Серия «Школа до школы» .

8.В.П. Новикова. Математика в детском саду для детей 6-7 лет.

9.Прописи:»Пишем по клеточкам», «Учим цифры№, «Готовимся к школе», «Первая пропись».

10. О.В. Белякова. 100 лучших игр для подготовки детей к школе.

11.О.П. Антонова. Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения.

12. В.П. Новикова. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по изобразительной деятельности «ДЕТСКАЯ ФАНТАЗИЯ» (Старшая и подготовительная группа)

В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть обра...

Кружок для детей подготовительной к школе группе: "Учим дошкольников решать задачи"

Среди причин возникновения трудностей при обучении грамоте в школе выделяются и такие, как:  1. Функциональное несовершенство руки ребёнка дошкольного возраста. Не закончено окостенени...

"Крошка". Кружок в подготовительной группе.

Цель кружка:          развитие умения свободно применять и совершенствовать приобретенные знания, навыки; формирование социально адаптированной активной личности. Задачи ...

Кружок "Экспериментальная деятельность в подготовительной группе"

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста         Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное ...

"Инфознайка" кружок по информатике в подготовительной группе

Перспективное планирование кружка по информатике в подготовительной группе...

Кружок- "Мир батика" (для подготовительной группы)

Презентация для кружка в подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники -БАТИК...