Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Деньги-помощники»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Дорофеева Наталья Ивановна

Формирование у детей старшей группы развитие основ финансовой грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорофеева Н.И.

Воспитатель ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск

СП ДС «Ветерок» Сергиевский район, Самарской области, Россия

Непосредственно-образовательная деятельность в  старшей группе «Деньги-помощники»

Цель: формирование у детей предпосылок финансовой грамотности

Задачи:

1. Знакомить детей с историей появления денег, показать детям важность умения расходовать деньги экономно.

2.Сформироватьу детей представлений о бюджете семьи.

3.Способствовать решению проблем творческого и поискового характера;

4. Формировать понимание о значении денег в жизни каждого человека, об умении тратить их разумно.

5.Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор.

6.Воспитывать уважение к родителям, обеспечивающим семью деньгами, желание трудиться сами.

Методы и приёмы:

Практические: сюрпризный момент, работа с интерактивной доской, показ, сюжетно – ролевые игры.

Наглядные: рассматривание, наблюдение, показ на интерактивной доске.

Словесные: беседы о финансовой грамотности, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, ознакомление с элементарными финансовыми понятиями, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием, загадка,  вопросы к детям, беседа, речевые ситуации, проблемная ситуация, напоминание.

Материалы и оборудование: копилка, мультимедийное оборудование, презентация, мяч, кошельки из бумаги на каждого ребенка, дидактическая игра «Профессии», монеты-жетоны, карточки с изображением разного количества точек.

Логика образовательной деятельности:

Включение детей в образовательную деятельность

Внесение в группу копилки ребёнком. У детей возник вопрос: Что это за предмет?

Ребёнок загадывает загадку:

Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюша требуется мне

Та, что с дыркой на спине (копилка)

Предполагаемые ответы детей.

Речевая ситуация

-Для   чего используют копилку? (предполагаемые ответы детей)

-А вы знаете, что такое деньги и для чего они нужны? (предполагаемые ответы детей)

- Как давно они появились?

Показ  презентации

-Никто уже не помнит, когда появились деньги. Это было очень-очень давно. Семья Люлёвых подготовила презентацию о том, как появились первые деньги и какими деньгами пользуемся в настоящее время.

-Первые деньги не были похожи на те, что существуют сейчас. Только представьте себе, что где-то деньгами считались: птичьи перья, зерно, соль, сушёная рыба, шкуры зверей. Давайте с вами посмотрим:

1 слайд

Каменные деньги - мелкие и очень большие. Были такие экземпляры, которые достигали 4х метров в диаметре (высота двухэтажного дома). (Исландия)

2 слайд

Соль - использовали в Африке

3 слайд

Раковины каури - использовались в Китае, Индии, Африке. Раковины блестящие, легкие, прочные, величиной с лесной орех. Их могли носить как бусы на шее.

4 слайд

У нас на Руси «товарными» деньгами служили шкурки куниц, соболей, белок, лисиц.

5 слайд

Затем в древнем Египте появились отчеканенные монеты из металла: золота, серебра и меди, они были дорогими, прочными и удобными.

6 слайд

На Руси первые монеты чеканились из серебра. Большой слиток серебра назывался гривна, отрубленный от нее кусок – рубль, монетка с изображением всадника с копьём – копейка.

7 слайд

Первые бумажные деньги начали печатать в Китае.

8слайд

В настоящее время монеты отличаются одна от другой величиной и стоимостью. Для удобства были придуманы электронные деньги. Для того чтобы мы могли пользоваться электронными деньгами, изобрели банковские карты на которых хранятся электронные деньги. И поэтому в место наличных денег, которые мы держим в руках, чаще используют банковские карты.

Игра в кругу  «Передай мяч»

-Предлагаю вам поиграть в игру «Передай мяч».

Цель: формировать у детей представление о том, что за товар и услуги нужно платить

За правильные ответы и активное участие в играх дети получают монетки-жетоны.

Для удобства ребята складывают  монетки в кошельки. (кошельки сделаны на каждого ребёнка из бумаги). Эти деньги пригодятся в конце игр.

-А много ли надо денег, чтобы что-нибудь купить? (предполагаемые ответы детей)

Дети делают вывод: есть дорогие товары и не дорогие.

-Кто в ваших семьях зарабатывает деньги? (предполагаемые ответы детей)

Дидактическая игра «Профессии» (работа в группах)

-Предлагаю подойти к столам и разложить карточки: «Людям каких профессий принадлежат данные инструменты».

-Расскажите, для людей каких профессий вы подобрали рабочие инструменты. (предполагаемые ответы детей)

-Кем работают ваши родители? (предполагаемые ответы детей)

-Скажите, пожалуйста, легко ли вашим родителям зарабатывать деньги? (предполагаемые ответы детей)

Дети делают вывод, что папы и мамы достойны уважения за их каждодневный труд.

-Какие пословицы о труде и заработке вы знаете?

Дети:

  1. Накопи потом купи.
  2. Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
  3. Денежки труд любят.
  4. Без копейки рубля нет.
  5. Деньги счет любят.
  6. Каков товар, такова и цена.

-Как вы  понимаете смысл ёщё одной пословицы?

  1. Нелегко деньги нажить, а легко прожить!

Дети делают вывод: если много тратить, то заработанные трудом деньги быстро закончатся.

-Как тогда потратить деньги правильно? (предполагаемые ответы детей)

Дети делают вывод: быть экономными, не тратить деньги на ненужные вещи.

- А как вы понимаете слово «экономный»? (предполагаемые ответы детей)

Дети делают вывод:  экономный человек, значит, не тратит все деньги сразу, планирует  свои покупки.

Детям предлагаем посчитать количество заработанных в играх жетоны-деньги.(дети считают)

Проблемная ситуация

- Как вы поведете  в такой ситуации?

Ситуация:

Сходите в наш магазин и купите там, на заработанные вами деньги (жетоны-деньги), те товары, которые нужны вам и вашей семье. Вы можете взять только те товары, на которые вам хватит денег. На карточке с изображением товара есть цифра и соответствующее количество точек, посчитайте, сколько денег у вас есть и совершите покупки. Я буду продавцом. (один товар предлагается в нескольких экземплярах).

Дети решают проблемную ситуацию

Рефлексивный круг:

-На что вы потратили свои деньги? (дети рассказывают о своих покупках, их пользе для семьи)

-Смогли ли вы купить все товары, которые вам были нужны?

-У кого-нибудь из вас остались деньги? (если есть такие дети, то они рассказывают о причине своей экономности).

-Куда можно положить сэкономленные деньги? (ответы детей)

-Скажите, ребята, какую проблему мы пытались сегодня решить?

Вывод детей: правильно распоряжаться заработанными деньгами и умение тратить их разумно.

Список литературы:

  1. Биденко С. «Как рассказать детям о деньгах», 2016
  2. Блискавка Е. «Дети и деньги» Минск, 2016
  3. Сборник метод. Материалов. «Экономическое воспитание дошкольников» Москва, 2018г.
  4. Ульева Е. «Откуда берутся деньги» Феникс-Премьер, 2020 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ непосредственно образовательной логопедической деятельности в старшей группе.

ПЛАНИРОВАНИЕ непосредственно образовательной логопедической деятельности в старшей группе.          неделя,...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...

Представление опыта работы непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, круги, полоски). Закреплять умения концом кисти наносить точки, прямые линии, всей кистью рисовать круги...