Перспективное планирование по логико-математическим играм для детей старшей группы
методическая разработка по математике (старшая группа)

Курданова Анжела Геннадьевна

Перспективное планирование по использованию логико-математических игр в работе с детьми старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 40 «Радуга»

г. Саров

Перспективный план работы

с логико-математическими играми

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

воспитатель Курданова А.Г.

2018г.


Месяц

Неделя

Название игры

Программное содержание

Материалы

Сентябрь

1 неделя

«Цветные коврики»

Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения.

Палочки Кюизенера

«Помоги Чебурашке»

Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память

Блоки Дьенеша

Игра - головоломка

Ознакомление с набором фигур, преобразование их с целью составления новой.

Танграм

2 неделя

 «Лабиринт»

Учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких.

Блоки Дьенеша

 «Составь геометрическую             фигуру».

Составлять из счетных палочек знакомые геометрические фигуры.

Счётные палочки

«Составь узоров»

 Развитие воображения, конструктивных умений

Мозаика

3 неделя

 «Играем с цветом»

Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами.

Палочки Кюизенера

«С двумя обручами»

Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам.

Блоки Дьенеша

Игра - головоломка

Ознакомление с набором фигур, преобразование их с целью составления новой.

Листик

4 неделя

 «Разложи пропущенные фигуры»

Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.

Блоки Дьенеша

«Продолжи узор»

Уловить закономерность в следовании предметов, продолжить логический ряд.

Кубики Никитина

«Вагончики»

Составлять из счетных палочек знакомые геометрические фигуры.

Счётные палочки

Изготовление схем для блоков с детьми

Октябрь

1 неделя

 «Измерение с помощь палочки - мерки»

Учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать.

Палочки Кюизенера

 «Найди меня»        

Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.

Блоки Дьенеша

Игра-головоломка

Ознакомление с набором фигур, преобразование их с целью составления новой.

Пентамино

2 неделя

 «Вырасти цветы»

Развивать конструктивные способности, упражнять в соответствии из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 10. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков.

Блоки Дьенеша

 «Сложи что хочешь»

Составлять из счетных палочек знакомые геометрические фигуры.

Счётные палочки

 «Сложи узор» («Зоопарк»)

Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

Кубики Никитина

3 неделя

 «Дополни»        

Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа.

Палочки Кюизенера

 «Волшебное дерево»        

Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки.

Блоки Дьенеша

Игра-головоломка

Ознакомление с набором фигур, преобразование их с целью составления новой.

Вьетнамская игра

4 неделя

 «Олимпийские кольца»

Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей.

Блоки Дьенеша

 «Строительство домов»

Составление заданной  фигуры из определенного количества палочек.

Счётные палочки

 «Узор по образцу»

Развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат, работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями.

Математический планшет

Изготовление с детьми игр-головоломок «Листик», «Колумбово яйцо», «Танграм»

Ноябрь

1 неделя

 «Запомни»

Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера.

Палочки Кюизенера

 «Украшаем ёлочку мы в просторном доме»

Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать мелкую моторку рук (при изготовлении аппликации).

Блоки Дьенеша

Игра-головоломка

Развивать умение составлять фигуры-силуэты по расчленённым образцам.

Танграм

2 неделя

 «Пирамида»

Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество.

Блоки Дьенеша

 «Составь картинку»

Учить составлять изображения разных цветов из мозаики по образцу.

Геометрическая мозаика

Головоломки со счетными палочками

Учить решать головоломки с целью составления заданной фигуры из определенного количества палочек. 

Счётные палочки

3 неделя

Игра-головоломка

Развивать умение составлять фигуры-силуэты по расчленённым образцам.

Листик

 «Подбери цифру»

Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте.

Палочки Кюизенера

«Найди такую же»

Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.

Блоки Дьенеша

4 неделя

 «Улитка»

Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.

Блоки Дьенеша

 «Разноцветные флажки»

Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»

Счётные палочки

 «Цифры играют в прятки»

Закреплять знание цифр, продолжить учить работать со схемой, развивать моторики рук, творческого воображения, внимания ребенка.

Математический планшет

Изготовление с детьми алгоритмов для игр с блоками

Декабрь

1 неделя

 «Цветные числа»

Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Палочки Кюизенера

 «Перемещение» (по принципу «пятнашек»)

Упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме. Развивать пространственное, логическое мышление. Развивать восприятие, внимание.

Блоки Дьенеша

Игра-головоломка

Развивать умение составлять фигуры-силуэты по расчленённым образцам.

Сфинкс

2 неделя

 «Кроссворды с блоками»

Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении видеть из частей целое.

Блоки Дьенеша

«Чудо-кубики»

Развивать умение анализировать, синтезировать, пространственное и логическое мышление

Кубики Никитина

«Сделай фигуру»

Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур, различать количественный и порядковый счет

Счётные палочки

3 неделя

 «По порядку становись

Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственные представления. Совершенствовать двигательные навыки.        

Палочки Кюизенера

 «Неделька»

Закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени: знание дней недели и их последовательность. Развивать внимание, память, мышление.

Блоки Дьенеша

Игра-головоломка

Составление изображений из геометрических фигур по расчлененному образцу.

Монгольская игра

Изготовление с детьми игры «Геометрическая мозаика»

Январь

1 неделя

 «Магазин игрушек»        

Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать контакты в совместной игре. Расширить знания детей о профессии продавца.

Палочки Кюизенера

«С двумя обручами»

Формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с двумя обручами. Развивать логическое мышление, внимание.

Блоки Дьенеша

Игра-головоломка

Составлять изображение предмета по расчлененному образцу.

Пентамино

2 неделя

 «Раздели блоки».

Развитие умений развивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Блоки Дьенеша

 «Составь узор»

Развитие конструктивных умений, сообразительности, ориентация на плоскости.

Кубики Никитина

«Сложи фигуру»

Учить составлять геометрические фигуры, пользуясь приемом перестроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Счётные палочки

3 неделя

«Кто, где живёт»

Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину).

Палочки Кюизенера

 «С тремя обручами»

Продолжать формирование операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Определение областей пересечения в играх с тремя обручами. Развивать логическое мышление, внимание.

Блоки Дьенеша

Игра-головоломка

Составлять изображение предмета по расчлененному образцу.

Колумбово яйцо

Придумывание фигур и изготовление с детьми схем для игр-головоломок

Февраль

1 неделя

 «Составь число»

Закрепить счёт в пределах 10. Знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Палочки Кюизенера

 «Цветок»

 (с четырьмя обручами)        

Закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с четырьмя обручами. Продолжать развивать у детей логическое мышление и внимание.

Блоки Дьенеша

Игра-головоломка

Учить составлять изображение по нерасчленённым (контурного характера) образцам.

Танграм

2 неделя

 «Ромашка»         

Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с овалами.

Блоки Дьенеша

 «Часть и целое»

Развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части.

Математический планшет

Головоломки со счетными палочками

Учить составлять геометрические фигуры, пользуясь приемом перестроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Счётные палочки

3 неделя

 «Весы»

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек.

Палочки Кюизенера

 «С тремя овалами»

Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму, размер геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с тремя овалами.  Развивать способности к логическим действиям и операциям.

Блоки Дьенеша

Игра-головоломка

Учить составлять изображение по нерасчленённым (контурного характера) образцам.

Листик

4 неделя

 «С двумя овалами»

Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму, размер геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с двумя овалами.  Развивать способности к логическим действиям и операциям.  

Блоки Дьенеша

 «Сложи предметы»

Составлять изображение предмета по нерасчлененному образцу.

Кубики Никитина

Головоломки со счетными палочками

Учить составлять геометрические фигуры путём перекладывания палочек.

Счётные палочки

Придумывание и изготовление схем для игры «Геометрическая мозаика» совместно с детьми

Март

1 неделя

«Больше - меньше»

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Познакомить и научить пользоваться знаками <,>. Совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

Палочки Кюизенера

 «Гусеница»

Продолжать закреплять знания операции классификации блоков по двум, трём, четырём признакам. Закреплять цвет и форму, размер геометрических фигур. Определять область пересечения в игре с обручами.  

Блоки Дьенеша

Игра-головоломка

Учить составлять изображение по нерасчленённым (контурного характера) образцам.

Колумбово яйцо

2 неделя

 «Алгоритм»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их признаками и свойствами. Развивать умение размещать блоки в определённой последовательности. Развивать внимание, пространственное мышление.

Блоки Дьенеша

«Пространственное ориентирование»

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа).

Математический планшет

Головоломки со счётными палочками

Учить составлять геометрические фигуры, пользуясь приемом перестроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Счётные палочки

3 неделя

 «Найди дом для палочки»

Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами. Упражнять в счёте в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Палочки Кюизенера

 «Рассели жильцов»

Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Блоки Дьенеша

Игра-головоломка

Учить составлять изображение по нерасчленённым (контурного характера) образцам.

Пентамино, Сфинкс

4 неделя

 «Треугольник»

Развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представления целого и части. Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

Блоки Дьенеша

 «Повтори узор»

Составлять изображение предмета по нерасчлененному образцу.

Кубики Никитина

Головоломки со счётными палочками

Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного хода решения.

Счётные палочки

Изготовление совместно с детьми игры «Лабиринт»

Апрель

1 неделя

 «Разведчик»

Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой.

Палочки Кюизенера

 «Собачка»

Развивать умение составлять животное из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур.  Развивать внимание, логическое мышление.

Блоки Дьенеша

Игра-головоломка

Учить составлять изображение по нерасчленённым (контурного характера) образцам.

Вьетнамская игра, Монгольская игра

2 неделя

 «Мишка»

Продолжать развивать умение составлять животное из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур.  Развивать внимание, логическое мышление.

Блоки Дьенеша

«Сколько гвоздиков внутри»

Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. 

Математический планшет

Головоломки со счётными палочками

Учить составлять геометрические фигуры путём перекладывания палочек

Счётные палочки

3 неделя

«Конструирование цифр»

Продолжать учить порядковому счёту в пределах 10. Совершенствовать знания детей о цифрах. Развивать умение изображать цифру разными способами (рисовать, лепить, писать, конструировать). Развивать память, воображение, мышление, конструктивные способности.

Палочки Кюизенера

 «Бабочка 1»

Развивать умение составлять бабочку из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать способности расшифровывать информацию, изображённую на карточке. Развивать внимание, логическое мышление.

Блоки Дьенеша

Игра-головоломка

Упражнять в умении составлять изображение по собственному замыслу.

Танграм

4 неделя

 «Бабочка 2»

Продолжать развивать умение составлять бабочку из геометрических фигур. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать способности расшифровывать информацию, изображённую на карточке. Развивать внимание, логическое мышление.

Блоки Дьенеша

 «Сложи узор»

  • Развивать уметь находить общее и отличия, учиться анализировать;
  • знакомиться с понятиями «симметрия» и «асимметрия»; развивать мыслительные процессы; находить и устанавливать закономерности.

Геоконт

Головоломки со счётными палочками

Учить составлять геометрические фигуры путём перекладывания палочек.

Счётные палочки

Изготовление совместно с детьми схем для игры «Треугольники»

Май

1 неделя

 «Число - головоломка»

Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой. Развивать образное, логическое мышление.

Палочки Кюизенера

 «На даче»

Продолжать развивать умение составлять постройки из геометрических фигур. Выбрать необходимый строительный материал. Закреплять знания геометрических фигур.  Развивать внимание, логическое мышление.

Блоки Дьенеша

Игра-головоломка

Упражнять в умении составлять изображение по собственному замыслу.

Листик

2 неделя

 «Волшебный осенний лес»        

Развивать умение составлять волшебный лес из геометрических фигур; умение выбирать необходимый строительный материал.   Закреплять умения действовать последовательно. Развивать логическое мышление и внимание.

Блоки Дьенеша

«Занимательные задачи»

упражнять в умении составлять геометрические фигуры с помощью определенного количества резиночек, пользуясь приемом «пристроения»

Математический планшет

Головоломки со счётными палочками

Учить составлять геометрические фигуры, пользуясь приемом перестроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Счётные палочки

3 неделя

 «Что пропустили?»

Закреплять прямой и обратный счёт. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек. Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Палочки Кюизенера

 «Звено летящих самолётов»        

Развивать умение составлять самолёты из геометрических фигур; умение выбирать необходимый строительный материал.   Закреплять умения действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами. Развивать логическое мышление и внимание.

Блоки Дьенеша

Игра-головоломка

Упражнять в умении составлять изображение по собственному замыслу.

Колумбово яйцо, Пентамино


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной деятельности области "Музыка" для детей старшей группы

Перспективное планирование музыкальной деятельности в течении года для детей старшей группы. Расписано по квартально, и с учётом взаимодействия с другими областями образовательной деятельности. Реперт...

Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм для детей средней группы

Данное панирование поможет педагогу заинтересовать ребенка , помочь справиться с комплексами и выявить творческие способности детей....

Перспективное планирование по формированию духовно – нравственному воспитанию детей старшей группы через приобщение к русской народной культуре

ЗАДАЧИФормирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своему народу; понимание своих национальных особенностей; познание и практическое...

Перспективное планирование совместной деятельности по экологическому воспитанию детей старшей группы

Перспективное планирование совместной деятельности по экологическому воспитанию детей старшей группы....