Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Обласова Светлана Борисовна

Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Цель: Развивать умение выделять свойства в предметах (блоках), абстрагировать эти свойства от других, удерживать в памяти, следовать определенным правилам при решении практических задач.

Задачи:

Обучающие: Закреплять представления о свойствах геометрических фигур путем введения символического обозначения свойств.

Развивающие: Продолжать развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, сообразительность, желание играть друг с другом, умение слышать и слушать друг друга.

Оборудование: набор логических блоков Дьенеша, наборы цифр 1-8 по количеству детей, карточки с изображением различных свойств (цвет, форма, размер, толщина).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika._bloki_denesha_starshaya_gruppa.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

с использованием логических блоков Дьенеша

Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Цель: Развивать умение выделять свойства в предметах (блоках), абстрагировать эти свойства от других, удерживать в памяти, следовать определенным правилам при решении практических задач.

Задачи:

Обучающие: Закреплять представления о свойствах геометрических фигур путем введения символического обозначения свойств.

Развивающие: Продолжать развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, сообразительность, желание играть друг с другом, умение слышать и слушать друг друга.

Оборудование: набор логических блоков Дьенеша, наборы цифр 1-8 по количеству детей, карточки с изображением различных свойств (цвет, форма, размер, толщина).

Этап, методы и приемы руководства

Содержание организованной образовательной деятельности (ООД)

Условия реализации предметно-пространственной среды

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Организационно-мотивационный этап.

Игровое упражнение

         

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие в страну математики. Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность.

Предлагаю провести разминку «Бывает – не бывает».

Если так бывает- улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает-хмуримся и топаем ногами.

-Бывает круг с углами
-Бывает весна после зимы

-Бывает петух с 4 ногами

-Бывает у собаки 4 лапы

-Бывает после понедельника суббота

-Бывает ночь после утра

-Бывает у человека 3 глаза

-Бывает число два больше трех

-Бывает трава зеленого цвета

 -Бывает число пять идет после семи

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными и сообразительными. Садитесь за столы.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Выполняют игровые действия

Садятся за столы

В групповой комнате, на ковре

В групповой комнате за столами

2.Оосновной этап

Рассказ

Числовая разминка

Рассказ

Игра «Собери по цвету» 

Игра «Собери по форме»

Игра «Собери по толщине»

Игра «Собери по размеру» 

Игра «Волшебный мешочек»

Игра «Подбери пару»

Физминутка

Игра «Шифровальщики»


В волшебном государстве Математики постоянно происходят какие-то истории. Вот сегодня, например, все цифры перессорились. Каждая из них хочет доказать, что она самая важная. Давайте, их подружим. 

-Назовите все цифры по порядку (хором)

-Назовите цифры в обратном порядке (хором)

- Лиза, посчитай от пяти до семи

-Саша, посчитай от трех до шести

- Руслан, два, а ты считай дальше

- Даша, пять, а ты считай обратно

- Оля, назови соседей числа три

Вот и подружились наши цифры. Все цифры нам нужны и важны, без них нам не обойтись.

В волшебном государстве Математики правит Королева. Сегодня она хочет проверить, любят ли дети математику, дружны ли вы с ней. Она издала указ и велела выполнить все её задания.

Материал: 3 обруча (синего, красного и желтого цвета), блоки Дьенеша.
Ход игры: Разложить все блоки по цвету в соответствующий обруч. По окончании игры – коллективное обсуждение правильности выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы, одно свойство- цвет- закрепили. А теперь закрепим такое свойство геометрических фигур, как форма.
Материал: 4 обруча (одного цвета), блоки Дьенеша.
Ход игры: Разложить все блоки по форме в соответствующий обруч (в одном обруче – блоки треугольной формы, в другом – квадратной и т.п. Задание озвучить устно) По окончании игры – коллективное обсуждение правильности выполнения задания.
Воспитатель: И с этим заданием справились – все знают формы фигур. А теперь вспомним о таком свойстве, как толщина.
Материал: 2 обруча (одного цвета), блоки Дьенеша.
Ход игры: Разложить все блоки по толщине в соответствующий обруч – в обруч слева кладем все толстые фигуры, независимо от цвета, а в обруч справа – все тонкие. Задание озвучить устно) По окончании игры – коллективное обсуждение правильности выполнения задания. 
Воспитатель: Молодцы, и это свойство закрепили. У нас осталось еще одно свойство. Может быть, кто-нибудь подскажет, какое? (ответы детей)
Материал: 2 обруча (одного цвета), блоки Дьенеша.
Ход игры: Разложить все блоки по толщине в соответствующий обруч – в обруч слева кладем все толстые фигуры, независимо от цвета, а в обруч справа – все тонкие. Задание озвучить устно) По окончании игры – коллективное обсуждение правильности выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы! Все свойства повторили. А теперь, может быть, попробуем описать каждую фигуру, чтобы уж точно нам не ошибиться и найти ключ именно под той фигурой, о которой сказано в письме? Поиграем в игру «Волшебный мешочек». Достаем любую фигуру и описываем ее.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка достать первую попавшуюся фигуру из мешочка, не подглядывая, и дать ей характеристику по четырем свойствам.
Воспитатель: Вот и молодцы! Теперь у каждого из вас в руке по одной фигуре, которую вы описали по свойствам. А давайте найдем ей пару, ведь вместе веселее!
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой круг встает в пару с маленьким кругом, по толщине и т.д. и т.п. 
Воспитатель: Вот теперь вы всё-всё знаете о каждой геометрической фигуре. Даже пару смогли отыскать каждой фигуре!

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием Королевы Математики. Теперь отдохнем.

Для начала мы с тобой,
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись,
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись,
И на место снова сели. (Дети садятся)

Воспитатель: Королева будет выставлять блоки, а мы будем зашифровывать их с помощью своих карточек-символов Выставляется синий, большой, толстый, квадрат.

-Злата, какие карточки ты взяла для шифровки?

-Правильно Коля подобрал карточки? Проверьте у всех так.

Игра повторяется 2-3 раза.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы

Внимательно слушают.

Выполняют игровые действия

Выполняют игровые действия

Выполняют игровые действия

Выполняют игровые действия

Выполняют игровые действия

Выполняют игровые действия

Выполняют движения

Выполняют игровые действия

Отвечают на вопросы

В групповой комнате за столами

3. Заключительный этап

Вопросы

Воспитатель: Молодцы, ребята все задания Королевы вы выполнили. Она очень довольна вами и меня вы порадовали. Кто считает, что он занимался хорошо, и задания ему показались легкими - встаньте в красный обруч.

А кому было сегодня трудно - встаньте в зеленый обруч.

Воспитатель: Сегодня мы с Королевой Математики убедились, что вы любите математику и дружите с ней.

Внимательно слушают.

Выполняют задание

В групповой комнате на ковре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нод по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша.

Развиваем аналитическое мышление, умение выявить в обьектах несколько признаков, удержать их в памяти....

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических игр «Путешествие в Математическое королевство»

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием логических игр  «Путешествие в Математическое королевство»...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и упражнений»

Формирование у детей интереса к математике, с помощью интересных заданий и игр, развитие у них внимания, сообразительности.    ...

Конспект фронтального занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием ИКТ. Тема: "Число и цифра 3".

Познакомить с образованием и составом числа 3 через использование информационно-коммуникационной технологии.Решение математических задач, примеров, выкладывание грибочков, монет, лепка цифры 3....