РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ по образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений )
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Черкасова Ольга Николаевна

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,  объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_femp.docx56.2 КБ

Предварительный просмотр:

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

по образовательной области «Познавательное развитие»

(развитие математических представлений )

составлена на основе примерной

общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»

под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. ,

         программе «Организация обучения и воспитания детей с ОНР»

Т.В.Чиркиной, Т.Б.Чивилевой,

программе

«Коррекционно-развивающей работы  в логопедической группе детского сада

для детей с общим недоразвитием речи», Н. В. Нищева

на один учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая  программа  составлена  на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» РГПУ им. А.И. Герцена (авторский коллектив под редакцией Т.И. Бабаевой), 2014г. и программы  «Коррекционное обучение и воспитание детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (Сост. Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина. М, 1991.) , пособие «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с6 до7 лет)»  Н.В. Нищевой, а так же образовательной программы ДОУ на учебный год.

При разработке программы были использованы следующие нормативно – правовые документы:

1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ « Об образовании РФ».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

4. СанПиН 2.4.1.3049-13, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26.

5. Образовательная программа МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида»  

          6. Официальные документы        «Коррекционная работа в ДОУ». Программа разработана для детей 6-7 летнего возраста с ОНР.

7. Пособие «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до7 лет)»  Н.В. Нищева,  ООО «Издательство «ДЕТСТВО_ ПРЕСС», 2016г

Цель с учетом требований ФГОС ДО.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе,  объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др

Задачи образовательной деятельности

Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений

Количество и счет. Уточнить и расширить представления 0        количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах 10. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке. Упражнять в счете предметов в разных направлениях. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Ввести в речь термин соседние числа. Закрепить навык называния последующего и предыдущего чисел. Научить увеличивать и уменьшать каждое число на 1. Сформировать умение раскладывать число на два меньших. Упражнять в решении и придумывании задач, головоломок. При решении задач учить пользоваться математическими знаками: +, —, =.

Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1        рубль, 2 рубля, 5 рублей.

Величина. Упражнять в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по трем-четырем признакам.

Совершенствовать навык измерения объема жидких и сыпучих тел с помощью условной меры. Развивать глазомер.

Совершенствовать навык деления целого на 2, 4, 8 равных частей, правильно называть части целого; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Форма. Совершенствовать навыки распознавания и преобразования геометрических фигур, воссоздания их по представлению, описанию. Закрепить в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; названия объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр. Сформировать представление о многоугольнике. Научить делить квадрат и круг на равные части.

Ориентировка в пространстве. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее.

Сформировать умение создавать простейшие чертежи, планы, схемы.

Ориентировка во времени. Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Закрепить представления об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц, месяц — год). Учить определять время по часам. Развивать чувство времени. Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми.

Срок реализации программы- 1 учебный год

Перспективно-тематический план

по познавательному развитию детей с ОНР    подготовительной к школе группы

(развитие математических представлений)

Месяц

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Материалы и оборудование.

Методы и приемы.

Совместная

 деятельность

с детьми

Совместная деятельность с родителями.

сентябрь

3

Осень. Осенние месяцы

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР.

(с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.17.

 

Совершенствовать навыки количественного счета в пределах десяти, соотнесение числа и цифры. Совершенствовать навык распознавания геометрических фигур, ориентировки на плоскости. Развивать  мыслительную деятельность, зрительное внимание, восприятие. Воспитывать самостоятельность, взаимопонимание.

Иллюстрации, картинки об осени, плоскостное изображение лужи, веточки с грибами, тетради, карандаши, каточки домино.

Беседа о осени, Игра «Геометрическое лото», работа в тетрадях- упр. «Белки и грибок».

Чтение стихотворений об осени, «Вот и осень…), разучивание упражнения «Туман»

Экскурсия в осенний парк.

4

Деревья осенью. Листья  

 Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.28

Совершенствование навыка количественного счета в пределах 10. Формировать представления о составе числа в пределах 10. Ознакомление  со знаками «+», «-«,   «=» и умения составлять задачу. Упражнение в сравнении предметов по ширине. Совершенствовать навык распознавания геометрических фигур, ориентировки на плоскости. Развитие речевого слуха, памяти, координации речи с движением. Воспитывать навык сотрудничества в учебной деятельности.

Наборное полотно, контурные трафареты геометрических фигур, разноцветные листья. тетради, карандаши цветные.

Беседа о деревьях, Игра «Геометрическое лото», работа в тетрадях-«Разноцветные листья», решение задач.

Разучивание подвижной игры  «Ветер и листья», отгадывание загадок.

Наблюдения за деревьями на прогулке.

Д/игра «Большой-маленький»,

октябрь

1

Овощи . Труд людей осенью.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр. 36.

Совершенствование навыка количественного и порядкового  счета в пределах 10. Формирование умения сравнивать  множества способом установления взаимно-однозначного соответствия. Формирование умения составлять математические выражения со знаками «≥», «≤». Умение составлять условия и ставить вопрос к задаче. Пользоваться математическими знаками «+» и «=».Формировать графомоторных навыков. Совершенствовать умение сравнивать предметы по длине. Развивать  мыслительную и речевую деятельность, внимание, тонкую моторику. Воспитывать навык сотрудничества.

Магнитная доска, плоскостные изображения героев сказки «Вершки и корешки», карточки с цифрами и математическими знаками, тетради  и простые  карандаши, картинки –два кабачка разной длины, условные мерки.

Упр. «Вспомни сказку», Игра «Вершки и корешки», Работа в тетради упр. «Помоги цыплятам», игра «Вот такие кабачки».

 Игра «Чудесный мешочек», «Отгадай по описанию». Чтение сказки «Вершки и корешки». Рассматривание муляжей и натуральных овощей. Дидактическая игра «Что изменилось?», «Назови ласково», «Сосчитай», составление описательного рассказа лепка овощей.

Экскурсия в овощной магазин.

2

Фрукты. Сад. 

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр. 52.

Совершенствование навыка количественного и порядкового   счета в пределах 10. Формирование умения составлять математические выражения со знаками «≥», «≤». Умение составлять условия и ставить вопрос к задаче. Пользоваться математическими знаками «+» и «=». Упражнять в сравнении людей по росту. Закреплять в речи названия геометрически фигур: овал, круг.Развивать мыслительные операции, тонкую моторику и координацию речи  с движением. Воспитание самостоятельности, навыков сотрудничества.

Плоскостные изображения овощей, фигурки героев сказки «Репка», цветные карандаши,

Плоскостное изображение деревьев и фруктов, изображение цыплят с математическими знаками «<», «>», цифры, цветные карандаши.

Беседа о фруклах. Загадывание загадок,

упражнение «Разложи фрукты», «Чего больше?»

Упр. «Веселые цыплята», «Уборка урожая»,, «Сосчитай-ка».

Разучивание упражнения «Садовник», Составление и решение задач в группе и на прогулке.

Экскурсия в магазин «Овощи, фрукты»

3

Овощи-Фрукты

 

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр. 46,60.

Формировать навыки счета в пределахдесяти. Закреплять в речи количественные и порядковые числительные, отвечать на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?». Совершенствовать умение узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, треугольник), узнавать  их форму в пределах ближайшего окружения. Учить пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже). Развивать мыслительные операции, тонкую моторику, умение воспроизводить изображения по памяти. Воспитывать активность, инициативность, навык сотрудничества в игровой и учебной деятельности.

 Наборное полотно, набор фломастеров для магнитно-маркерной доски, плоские изображения двух девочек , «волшебный мешочек», наборы геометрических фигур, карточки с изображениями пар предметов.

Беседа о фруктах, загадывание загадок, упражнение «Мы делили апельсин»,

Д.и «Определи на вкус», «Четвертый лишний» , С.р игра «Магазин овощей, фруктов», рисование и лепка фруктов , чтение Л.Н.Толстого «Косточка», разучивание п/игры «Яблоня»

Экскурсия в магазин «Овощи, фрукты»

4

Насекомые

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР.

(с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр. 67.

 Формировать навыки счета в пределах десяти. Формирование умения составлять и решать задачи. Развитие конструктивных навыков. Совершенствование знаний о геометрических фигурах и закрепление их названий в речи. Совершенствовать умение узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник), узнавать  их форму в пределах ближайшего окружения.

Развивать мыслительные операции, тонкую моторику и координацию речи  с движением. Воспитывать самостоятельность, навык сотрудничества.

Магнитная доска, геометрические фигуры разных цветов, сороконожка из контейнеров , тетради и карандаши.

Беседа о насекомых. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, игры : «Четвертый лишний».

Игра Когда это бывает?»

«Считай внимательно».

Разучивание упражнения «Стрекоза», решение задач.

Загадывание загадок о насекомых. Чтение художественной литературы.

Подбор энциклопедической литературы о насекомых.

5

Перелетные плицы.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР.

(с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр. 81.

Совершенствование навыков порядкового счета в пределах 10. Развитие знаний о предыдущем и последующем числе. Формирование умения считать двойками. Формирование умения составлять и решать задачу, пользуясь математическими знаками. Совершенствование временных  представлений (части суток). Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.

Развивать мыслительные операции, речевую деятельность, зрительное восприятие.

  Воспитывать положительные установки на участие в занятии.

Магнитная доска, плоскостные изображения деревьев, птиц, рабочие тетради, цветные карандаши, цифры и математические знаки.

 Игра «Птицы улетают», «Волшебное  дерево», «Птичьи сутки», упр. «Утиная семья».

Наблюдение за птицами на прогулке.

 Лепка , конструирование способом оригами.

разучивание пальчиковой гимнастики «Птички», Стихотворения «Птичьи сутки», решение задач.

Изготовление кормушек для птиц.

ноябрь

1

Грибы. Ягоды.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР.

(с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр. 96.

 Совершенствование навыков порядкового и количественного  счета в пределах 10. Закрепление умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия. Совершенствование навыка деления целого на две, четыре, восемь равных частей, умения  правильно называть части целого, понимания того, что часть меньше целого. Формирование понятия о многоугольнике.   Закрепление умений измерять с помощью условной мерки и сравнивать предметы по длине. Формировать умения использовать условную мерку  для измерения массы сыпучих тел. Развивать мыслительные операции, зрительного восприятия и внимания. . Воспитывать самостоятельность, навык сотрудничества.

Магнитная доска, наборы с  геометрическими фигурами, тетради, цветные карандаши.

Беседа о грибах, загадывание загадок. Игра  «Что лишнее?», «Найди гриб», работа в тетради «Собери грибы».

 

«Съедобный, несъедобный» «Положи в корзинку 1,2,5 грибов».

дидактическая игра «Сбор грибов», грамматический строй и словообразование, составление описательных рассказов.

Экскурсия в лес, сбор грибов.

2

 Домашние животные и их детеныши.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР.

(с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр. 113

Совершенствование навыков количественного  счета в пределах 10. Формирование умения считать двойками. Формирование умения составлять и решать задачу, пользуясь математическими знаками. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости и в пространстве.

Развитие мыслительной и речевой деятельности. Воспитание самостоятельности.

Магнитная доска, картинки с изображением домашних животных; наборы с  геомертическими фигурами, тетради ,  цветные карандаши, карточки с цифрами и математическими знаками.

Игра «Кошки в лукошке»,

П/игра «Кони»,

составление задач.

Чтение книг о домашних животных, игры с набором «домашние животные».

П/игра «Кони».

Составление задач.

Игра «Забавные собачки».

Игра «На ферме».

 Чтение книг, подбор литературы «Мой четвероногий друг».

3

Дикие животные  и их детеныши.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР.

(с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр. 129.

Формирование навыков счета двойками. Совершенствование навыков распознавания объемных геометрических фигур: куба, шара, цилиндра, конуса, и сооружение построек из них по заданной схеме. Совершенствование навыков  измерения тел с помощью условной мерки; временных представлений; навыков ориентировки на плоскости. Развитие мыслительной и речевой деятельности. Воспитание самостоятельности.

Магнитная доска, плоскостные изображения диких животных, рабочие тетради, цветные карандаши.

Игры «Белкины запасы», «Мишкина  неделя», упражнение в тетради «Помоги ёжику». Решение задач.

Д/игры»: «Сложи фигуру», «Найди маму»,

«Волшебный мешочек»,

П/И «Ёжик».

Д.и. «Подбери предмет к признаку» , рассматривание  различных видов обуви.

Чтение  книг, раскраски о диких животных.

4

Одежда, обувь, головные уборы.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр. 143.

Совершенствование навыков количественного и  порядкового и количественного  счета в пределах 10. Формирование умения считать двойками. Формирование умения составлять и решать задачу, пользуясь математическими знаками. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости и в пространстве. Совершенствование навыков  измерения тел с помощью условной мерки; временных представлений (времена года). Развивать мыслительные операции, речевую деятельность, зрительное восприятие.

Воспитывать навык сотрудничества в игровой и учебной деятельности.

Магнитная доска, плоскостные изображения одежды, обуви, головных уборов, рабочие тетради, цветные карандаши.

Игры «Заботливый брат», «Пальто для Ульки», «Пришей пуговицу», Работа в тетради «Соберем Золушку на бал». Решение задач.

 Д.и. «Подбери предмет к признаку» , рассматривание  различных видов обуви; одежды, головных уборов.

, упражнение «Модельеры», игра «Портниха», упражнение «Сравни платье», игра «Нарисуй пуговицы», пальчиковая гимнастика «Ботинки..», загадывание загадок, упражнение «Наведем порядок».

 

Экскурсия в магазин «Одежды», «Обуви», «Головные уборы»

Декабрь

1

Зима. Зимние забавы.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр. 158.

Совершенствование умения считать двойками. Формирование умения составлять и решать задачу, пользуясь математическими знаками, и ставить вопрос к задаче. Совершенствование умения составлять постройки из объемных геометрических фигур по схеме и описанию, умения составлять по ним задачи. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.

Развивать мыслительные операции, речевую деятельность, зрительное восприятие.

Воспитывать навык сотрудничества в игровой и учебной деятельности.

Магнитная доска, набор объемных геометрических фигур, плоскостные изображения Снежной королевы, Кая, льдинок, наборы с математическими знаками, цифрами, тетради, цветные карандаши.

Игры :»Замок», «Составим задачу», упражнение «Снежинки», «На помощь Каю»

Беседа, разучивание упражнения «Снежинки», написание цифр на манной крупе.

Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

2

Зимующие птицы.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр. 164.

Совершенствование навыка счета на слух, навыка количественного счета в пределах 10. Устанавливать  взаимно-однозначные соответствия между множествами. Закрепление умения составлять математические выражения с математическими знаками «≥», «≤».

Формирование умения составлять и решать задачу, пользуясь математическими знаками, и ставить вопрос к задаче. Совершенствование навыков  измерения тел с помощью условной мерки; временных представлений (времена года); навыков ориентировки в пространстве. Актуализация названий зимних месяцев.

Развивать мыслительные операции, речевую деятельность, зрительное восприятие.

Воспитывать навык сотрудничества в игровой и учебной деятельности.

Магнитная доска, плоскостные изображения птиц, наборы с математическими знаками, цифрами, тетради, цветные карандаши.

Беседа, объяснение материала в игровой форме;

игры: «Сосчитай-ка птичьи стайки», упражнение «Птичий базар», «Птичий год».

Написание цифр на магнитной доске, бумаге в клетку, на альбомных листах, игры «Сосчитай-ка птичьи стайки», упражнение «Птичий базар».

Беседа о зимующих птицах, кормление птиц на участке.

3

Мебель.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр. 172.

Совершенствование навыка счета на слух, навыка порядкового  счета в пределах 10. Устанавливать  взаимно-однозначные соответствия между множествами. Закрепление умения составлять математические выражения с математическими знаками «≥», «≤».

Формирование умения составлять и решать задачу, пользуясь математическими знаками, и ставить вопрос к задаче. Совершенствование навыка  создания плоскостных изображений из геометрических фигур, умения измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки. Совершенствование ориентировки в пространстве.

Магнитная доска, наборы с геометрическими  фигурами, кукольная мебель, наборы с математическими знаками, цифрами, тетради, цветные карандаши.

Упражнение «На мебельной фабрике», «Дорисуй-ка»,  упражнение «Что изменилось», «Составим задачу».

Разучивание пальчиковой гимнастики «Наша квартира», написание цифры  «3» на магнитной доске, подносе с манной крупой.

Рекомендации родителям  -посетить мебельный магазин.

4

Новый год.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр. 200.

Совершенствовать представления о многоугольнике, умения измерять и сравнивать длину предметов с помощью линейки формировать представления о сантиметре как единице измерения длины предметов. Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Воспитание навыков самостоятельности, активности и инициативности.

Магнитная доска, плоскостные изображения  зайцев,  берез, кленов, линейки по количеству детей, наборы с математическими знаками, цифрами, тетради, цветные карандаши.

Беседа, игра «Ёлки в бусах»,  «Зайцы пляшут на горе»,  упражнение «Шел по лесу Дед Мороз», составление и решение задач.

Чтение стихотворения З. Александровой  «Шел по лесу Дед Мороз»,  написание цифр на магнитной доске, на подносах с манной крупой, игра «Цифры».

Посещение ёлки на площади, подготовка  к Новогоднему празднику.

5

Каникулы

30.12-08.01

Январь

1

Посуда.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.186.

Закрепление знаний состава числа  «десять». Формирование умения составлять условие, ставить вопрос и решать задачу. Совершенствовать умение классифицировать геометрические фигуры по наличию или  отсутствию признаков.

Развивать зрительное восприятие и внимание , математическое мышление и навык ориентировки в пространстве.

Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, самостоятельности.

Магнитная доска. Плоскостные изображения посуды, рабочие тетради, цветные карандаши, контейнер с цифрами и математическими знаками.

Упражнение «Расставим посуду», игра « У куклы день рождения», решение задачи, работа в тетради «Волшебные горшочки».

Чтение русских народных сказок «Лиса и журавль», сказки Ш. Перро  «Красная шапочка», сказки Братьев Гримм «Горшочек каши» и рассматривания иллюстраций к ним. Разучивание пальчиковой гимнастики «Машина каша».

Рекомендации родителям  -посетить магазин посуды.

2

Животные жарких стран./Холодных стран

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.268.

Количественный счет в пределах 10, состав числа 7,8,9,10, решение задач. Распознавание геометрических фигур, измерение длины предмета с помощью условной мерки. Закреплять в речи прилагательных короче, длиннее. Развитие  мыслительной и речевой деятельности, конструктивных навыков и мелкой моторики.

Магнитная доска, изображение  героев из мультфильма «38 попугаев», контейнеры с геометрическими фигурами, математические знаки и цифры, рабочие тетради, цветные карандаши.

Упражнение «Угадай сказку»,  «Самый длинный удав»,

«Самый вкусный банан».

 

Просмотр мультфильма  «38 попугаев».

Просмотр мультфильма  «38 попугаев».

Рекомендации родителям  -посмотреть передачи о животных.

3

Семья.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.274.

Совершенствование навыков количественного и порядкового счета п пределах 10. Счет двойками. Составление и решение задач. Умение измерять и сравнивать длину предметов. Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Воспитание навыков самостоятельности, активности и инициативности.

Магнитная доска, изображение  членов семьи,

контейнеры с геометрическими фигурами, математические знаки и цифры, рабочие тетради, цветные карандаши.

Упражнение «Что лишнее?»,  «Логический квадрат», рабочие тетради, цветные карандаши.

С.р игра «Семья», Д/и «Один- много», «Веселый счет».

Беседа о семье.

4

Инструменты.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр252.

Совершенствовать навыка количественного и порядкового счета в пределах десяти, умения делить целое на  части, классифицировать геометрические фигуры. Активизация названий  геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник,  треугольник, овал.  Совершенствовать навыков пространственной ориентации. Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Воспитание навыков самостоятельности, активности и инициативности.

Магнитная доска, герой Буратино, линейка, рабочие тетради, цветные карандаши, пирог из пластилина.

Упражнение «Скажите, как  меня зовут», «Самый  длинный гвоздь», «Инструменты столяра»,  «Почини стол».

Чтение сказки А. Толстого «Приключение Буратино», лепка пирога из пластилина.

Консультация «Соблюдение мер безопасности при работе с различными инструментами», совместные практические действия с инструментами

Февраль

1

Рыбы.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр295.

Совершенствовать навыка количественного счета в пределах десяти, классифицировать геометрические фигуры. Закреплять в речи названий геометрических фигур: круг, полукруг, треугольник, четырехугольник, цилиндр. Соотношение числа и обозначающего им количество предметов. Актуализация прилагательных легче, тяжелее.

Развивать зрительное восприятие и внимание , математическое мышление и навык ориентировки в пространстве.

Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, самостоятельности.

Магнитная доска, плоскостное изображение аквариумов, контейнер с морскими камешками, карточки с рыбками, рабочие тетради, цветные карандаши.

Упражнение «Сравни аквариумы», «Морские камешки», игра 2Пестрых рыбок стайки», игра «Помоги крабу».

Просмотр слайдов с изображением обитателей аквариумов, пресноводных водоемов, океана.

Рекомендации родителям  -посмотреть передачи о водных обитателей. Посетит магазин для животных, посмотреть аквариумных рыбок.

2

Транспорт.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.215.

Совершенствование навыков количественного и порядкового счета п пределах 10. Счет двойками. Составление и решение задач. Умение измерять и сравнивать длину предметов. Формирование положительного отношения к учебной деятельности. Воспитание навыков самостоятельности, активности и инициативности.

Магнитная доска, плоскостные изображения колес разного транспорта, плоскостное изображение поезда и карточки с цифрами и знаки для примеров и задачи, рабочие тетради, цветные карандаши.

Упражнение «Колеса», игра «Считай парами»,  «Математический поезд», составление и решение задач, упр-е «Самая короткая дорога».

Разучивание игры «На  шоссе», Совершенствование счета двойками.

С/р игра  «Гаражи».

Экскурсия  к проезжей части дороги.

3

День защитников Отечества

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.239.?

Совершенствовать навыков   количественного и порядкового счета в пределах десяти. Соотнесение числа и цифры. Формировать навык сравнения предметов по величине (высоте, ширине). Совершенствовать конструктивных навыков.  Развивать зрительное восприятия и внимания. Воспитывать активность.

Магнитная доска, наборное полотно, плоскостное изображение танков, карточки с изображением военной техники, цветные карандаши.

Упражнение «Танкисты», игра « Военные конструкторы», «Вот солдатики идут».

Рассматривание книг о военных. Беседы «Наши папы, дедушки», подвижная игра «Пограничник», стихотворение «Танкист».

Чтение книг о военных. Рассматривание семейных фото.

4

Весна.

 Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр. 308.

Продолжать совершенствовать навыки в продолжении узора и решать примеры. Закрепление умений измерять с помощью условной мерки и сравнивать предметы по длине. Закрепление умения пользоваться временными представлениями (времена года, части суток). Формирование навыка определения времени по часам.

Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия, мелкой моторики, графомоторных навыков.

Магнитная доска, картинки  для упражнения «Ранняя весна», ветки вербы, мерки по числу детей, фишки- метки, рабочие тетради, цветные карандаши.

Упражнение «Ранняя весна»,

«Вербы белые пуховки», «Почему плачет зима?»

Разучивание  пальчиковой гимнастики «Ранняя весна», решение примеров.

Экскурсия в парк.

Март

1

8 марта

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр. 314.

Совершенствование  умения составлять условия и ставить вопрос задачи, пользоваться математическими знаками минус, равно. Формирование навыка определения времени по часам. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия, мелкой моторики.

Магнитная доска, модель часов, картинки-символы  месяцев весны. Линейки, фломастеры, контейнер с цифрами и математическими знаками, , рабочие тетради, цветные карандаши.

Упражнение «Весенние месяцы»,  «Плачут пухлые сугробы», решение задачи, игра «Снежные фигуры», «Тик-так часики».

Беседы о мамах. Разучивание упражнения «Ранняя весна»».

Беседы о маминых профессиях рассматривание семейных фото.

2

Перелётные птицы

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.91. (повторение)/415.

Совершенствовать вычислительные навыки, развивать представление  о связях и отношениях между рядом стоящими числами. Совершенствовать временные представления, навыка ориентировки на плоскости. Развивать мыслительные операции, речевую деятельность, зрительное восприятие.

  Воспитывать положительные установки на участие в занятии.

Магнитная доска, плоскостные изображения птиц, карточки с примерами, контейнер с цифрами и знаками, рабочие тетради, цветные карандаши.

Игра «Когда это бывает?» , игра «Птицы прилетают»,  «Расставь знаки», «логический квадрат».

Рассматривание слайдов перелетных птиц.

Изготовление скворечников.

3

Растения и

животные весной

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.321

Составление и решение задач. Сравнение относительности величин, измерение длины предмета с помощью условной мерки и линейки. Формирование представления о метре,  как о мере длины. Ориентировка в пространстве.  Повторить и закрепить представления о термометре. Развитие мыслительно-речевой деятельности, координации речи с движением, тонкой моторики.

Магнитная доска, метр, контейнеры с кубиками, контейнер с цифрами и знаками, рабочие тетради, цветные карандаши, различные термометры.

Упражнение «Березки- подружки»,  «На снегу косые тени..», составление и решение задачи

Разучивание  упражнения «Береза», измерение толщины стволов берез на прогулке.

Экскурсия в лесную зону (парк).

4

Наша страна.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.327,335

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах первого десятка. Умение решать задачи, пользоваться математическими знаками. Ориентироваться на листе бумаги в клетку и развивать умение определять время по часам.

Развивать мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия. Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Магнитная доска, плоскостные изображения Спасской башни, контейнер с цифрами и знаками, рабочие тетради, цветные карандаши.

Упражнение «Спасская башня», составление и решение задачи.

Упражнение «Куда пойдут дети?», игра «Что изменилось?»

Рассматривание открыток, иллюстраций рисование по теме «Мой город» .

Экскурсии по городу. Рассматривание иллюстраций города.

Апрель

1

Профессии.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.327

Совершенствовать навыков   количественного и порядкового счета в пределах десяти. Дальнейшее совершенствование навыка деление целого на равные части. Совершенствование навыка взвешивания на чашечных весах, временные представления (дни недели).

Развивать мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия. Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Магнитная доска, чашечные весы, плоскостные изображения.

Отгадывание загадок, упражнение «Проверим себя», «Кого угостим?», «Что изменилось?»

Рассматривание открыток, иллюстраций профессии.

Рассматривание открыток, иллюстраций профессии.

Передач о профессиях.

2

Космос

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.360

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах первого десятка. Ориентироваться на листе бумаги в клетку, на плоскости и развивать умение определять время по часам. Развитие речевой и мыслительной деятельности,  зрительного восприятия .  Воспитание положительного отношения к учебной деятельности. 

Магнитная доска, герои сказок, контейнеры с геометрическими фигурами, рабочие тетради, цветные карандаши.

Упражнение «Друзья, спасибо, что пришли», «Что изменилось?»

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Рекомендации родителям –просмотреть  фильмы для детей о космосе.

3

Наш дом.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.375-389

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах первого десятка, совершенствовать вычислительные навыки, умение закреплять длину предметов с помощью линейки, навыков ориентировки на плоскости, пространственной ориентации. Развитие речевой и мыслительной деятельности,  зрительного восприятия .  Воспитание положительного отношения к учебной деятельности. 

Магнитная доска, карточки с примерами, игрушки, рабочие тетради, цветные карандаши.

Упражнение «Наш дом», «Занимательные примеры», «Что с начало, что потом…»

Игры со строительным конструктором

Беседа, рассматривание частей дома, д.игры. «Один много», «Скажи ласково». Рассматривание картины «Строим дом»

 Игра «Увижу- расскажу»

4

Труд людей весной (сад- огород- лес).

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.403

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах первого десятка и счета двойками. Умение создавать изображения по заданной схеме из геометрических фигур. Формирование первичных представлений о симметрии. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, пальцевой моторики.

Магнитная доска, контейнер с геометрическими фигурами,  изображение весеннего пейзажа, рабочие тетради, цветные карандаши.

Упражнение «Дорисуй скворечник», «Ждет гостей весенний клен»,  «Птичьи примеры».

Наблюдение за уборкой городских улиц весной,  труд по уборке участка в д/с, совместный труд с родителями в саду и на огороде

Поездка с детьми на дачу, в деревню

Май

1

Человек.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.415

Совершенствовать умения составлять условия и ставить  вопрос к задаче, решать задачу, пользоваться математическими знаками «-«, «=».  Преобразовывать геометрические фигуры по заданным условиям. Формировать представление  о симметрии. Развивать мыслительные операции, речевую деятельность, зрительное восприятие.

  Воспитывать положительные установки на участие в занятии.

Магнитная доска, контейнер с геометрическими фигурами,  изображение человека в разные периоды жизни, рабочие тетради, цветные карандаши.

Отгадывание загадок,  упражнение «Смотри внимательно», решение задач, игра «Логический квадрат».

Чтение книги «Тело человека»

Закрепление частей тела у человека.

2

День победы

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.428

Совершенствовать навыков   количественного и порядкового счета в пределах десяти. Соотнесение числа и цифры. Совершенствовать умения составлять условия и ставить  вопрос к задаче, решать задачу. Дальнейшее совершенствование временных представлений (времена года, месяцы)

Совершенствовать конструктивных навыков.  Развивать зрительное восприятия и внимания. Воспитывать активность.

Магнитная доска, наборное полотно, плоскостное изображение танков, карточки с изображением военной техники, цветные карандаши.

упражнение «Год , другой, проходит мимо..», решение задач,  упражнение «Разбитый щит».

Рассматривание книг о военных. Беседы «Наши папы, дедушки», подвижная игра «Пограничник», стихотворение «Танкист».

Чтение книг о военных. Рассматривание семейных фото.

3

Школа. Школьные принадлежности.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.436

Закреплять умение решать задачи. Формировать умение подбирать по образцу. Совершенствование количественного и порядкового счета.. Упражнять в навыках ориентировки на плоскости, на листе бумаги в клетку, в пространстве. Временные представления.

Развитие мыслительно-речевой деятельности, координации речи с движением, тонкой моторики.

Магнитная доска, набор «Цвет и форма», плоскостные изображения зверят в школьной форме,  карточки с примерами, карточки с разным количеством школьных принадлежностей.

Упражнение «Разноцветные фигуры», «Звериные примеры», «Скоро в школу», «Расставьте знаки».

Разучивание пальчиковой гимнастики «Я вырос», Рисование

школьных

принадлежностей,

чтение рассказов

и стихов о школе,

рассматривание

картин,

загадывание

загадок. Экскурсия к школе

Оформление памяток по подготовке детей к школе.

4

Лето.

Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. (с 6 до 7 лет)

СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016

стр.443

Закреплять умение решать задачи. Формировать умение подбирать по образцу. Совершенствование количественного и порядкового счета. Закрепить умение делить целое на части. Упражнять в навыках ориентировки на плоскости, на листе бумаги в клетку, в пространстве. Временные представления.

Развивать зрительное восприятия и внимания. Воспитывать активность.

Магнитная доска, плоскостные изображения цветов,  воздушных шаров, карточки с примерами, рабочие тетради, цветные карандаши.

Упражнение «Праздничные букеты»,  «Воздушные шары», «Самый высокий цветок», «Примеры».

Чтение рассказов, экскурсия в парк, лепка и рисование по теме.

Консультация для родителей «Чем занять ребенка летом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе образовательная область «Познавательное развитие» (развитие математических представлений и сенсорной культуры)

Цель: Закреплять понятие о многоугольниках; развивать и корректировать пространственные, зрительные и математические представления через игровые ситуации с «ТИКО» конструктором....

Непосредственно- образовательная деятельность в подготовительной к школе группе Образовательная область «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) Воспитатель Сахарова Кристина Анатольевна. ГБДОУ детский сад №1 Тема: «Много

Непосредственно- образовательная деятельностьв подготовительной к школе группеОбразовательная область«Познавательное развитие»(развитие математических представлений)Воспитатель Сахарова Кр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) с использованием дидактических игр

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) с использованием сюжета русской народной сказки «Колобок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы в образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) для детей группы  общеразвивающе...