Опыт работы "Нетрадиционные формы непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников".
методическая разработка по математике

Шкурина Ирина Владимировна

Поделилась своим опытом работы по формированию элементарных математических представлений в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы по ФЭМП26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 г. Кузнецка

(МБДОУ ДС № 29 г. Кузнецка)

 «Нетрадиционные формы организации непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений дошкольников».  

Подготовила:

Шкурина Ирина Владимировна

воспитатель

2021 год

Я работаю по программе Е.Ф. Купецковой «Непрерывная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений дошкольников». Практика показала, что дети дошкольного возраста проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, если содержание познавательного материала, а также форма его преподнесения способны вызвать заинтересованность, заронить в душу ребенка семена познания.  И в этом помогают нетрадиционные формы организации непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, главная цель которых предельно проста: увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес ‒ это катализатор всей детской деятельности. А привыкая к выполнению стандартных математических заданий, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

В своей работе я широко применяю такие формы, как занятия-квесты, занятия-путешествия, занятия - сомнения,  занятия «Следствие ведут знатоки». В них использую задания, посильные для детей, но не слишком легкие,  которые побуждают размышлять, пробовать, ошибаться, и, наконец, находить правильный ответ.

Такие занятия носят интегрированный характер, в них математические задачи сочетаются с другими видами деятельности. Они предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у детей навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности. Активно использую мультимедийное оборудование и музыкальное сопровождение. Так, например, дети, пролетая на ковре-самолете, могут посмотреть обучающий видеоролик о цифрах или фигурах. Планирую нетрадиционные занятия по формированию элементарных математических представлений 1 раз в месяц, а 2 раза в год, по традиции,  провожу математические праздники совместно с родителями воспитанников.

Главное  для меня, как педагога - не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» детям, а организовать совместный поиск решения возникших перед ними задач.

Квест ‒ это увлекательная приключенческая игра, где группа детей, перемещаясь по точкам, выполняет различные математические задания: арифметические и геометрические головоломки, игры, лабиринты. (слайд)

Темы занятий – квестов, которые я провожу со своими воспитанниками разнообразны: «Остров знаний», «В поисках сокровищ», «На поиски игры», «Страна математика». Для занятия я составляю маршрутный лист, на котором нарисованы последовательно станции. На каждой станции детей ждет определенное задание, выполнив которое они получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Либо использую «Волшебный математический экран», где последовательно расположены фотографии места, куда должны последовать дети.

Занятие-путешествие – это один из способов восприятия пространства и времени, осмысления окружающего мира, места в нем. Ребенок получает возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса. (слайд)

Занятия-путешествия обязательно имеют сюжетную линию, помощь сказочному герою:  «Путешествие страну веселых математиков», «Путешествие в страну невыученных уроков», «Полет на ковре самолете», «Приключения Незнайки». Дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение,  применяют математические знания для решения проблемной ситуации.

Занятия-сомнения – поиск истины через экспериментирование. (слайд)

Занятия – сомнения  - это исследовательская деятельность детей, которая позволяет опытным путем, например, измерить длину предметов.  Или, взяв два одинаковых пакета, в одном кукуруза, в другом – вата, определить сначала на вид, что тяжелее, затем взять в обе руки, и в итоге, взвесить на чашечных весах. Дети также закрепляют навыки в измерении сыпучих предметов, жидкости, развивая тем самым барическое чувство (чувство веса).

Занятия  «Следствие ведут знатоки» - работа со схемой, картой с детективной сюжетной линией. (слайд)

Занятия с тематикой «Следствие ведут знатоки» очень нравятся моим воспитанникам. На таком занятии я предлагаю детям самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе. Например: «Сколько ложек песка в стакане?» (кукольных, чайных, десертных, больших). Каждое задание решает конкретную задачу на совершенствование количественных, пространственных, временных представлений детей. А традиционный «набор сыщика» (лупа, фотоаппарат, линейка) дает возможность поднять интерес у детей к изучаемому предмету.

             Конечно, к таким занятиям я тщательно готовлюсь: даю предварительные задания, готовлю наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматриваю ход занятий с учетом уровня и особенностей как группы в целом, так и отдельных воспитанников, последовательность операций.

Результат использования нетрадиционных форм при организации непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений  дошкольников очевиден:

- у детей повысился не только уровень сформированности базовых математических представлений, но и речевая активность,

- умение работать как в группе, так и самостоятельно,

- в группе изменились отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры),

- а самое главное, у моих воспитанников повысилась познавательная активность, инициативность и самостоятельность, которые станут в дальнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в Математическое царство».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в Математическое царство».Цель: с...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и формированию основ безопасности жизнедеятельности в средней группе по теме «Как не потеряться в лесу?»

Группа: средняя (4-5 лет)Тема занятия: «Как не потеряться в лесу?»Цель: формирование первичных представлений о безопасном поведении на природе через непрерывную образовательную деятельност...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие Колобка по математическим тропинкам" в подготовительной группе.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие Колобка по математическим тропинкам" в подготовительной групп...