Конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений
план-конспект занятия по математике (старшая, подготовительная группа)

Свиридова Яна Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами плоскостного конструирования и аппликации в подготовительной к школе группе

Цель: упражнять в плоскостном моделировании на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц.

Учить конструировать фигуры по схемам 1:1 из геометрических фигур, следуя правилам сложения.

Развивающие:

Развивать внимание, мышление, память, воображение, творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Дидактический наглядный материал:

- Демонстрационный материал: карточки с цифрами, схема с геометрическими фигурами, схема аппликации «Лошадка».

- Раздаточный материал: двухполосные карточки, касса счётных материалов на каждого ребёнка, клей, ножницы, листы бумаги формата А4, два квадрата одинаковых по величине из цветной бумаги.

Ход занятия.

I часть.

Воспитатель: - Я сейчас буду хлопать в ладоши, а вы сосчитаете про себя сколько раз я это сделаю и выложите на верхнюю полосу своей карточки столько же кругов (7 раз).

(Воспитатель хлопает в ладоши, дети внимательно слушают и выкладывают круги на карточке.)

- Сколько кругов вы выложили? (7 кругов.)

- А теперь выложите на нижней полосе карточки квадраты на один больше, чем кругов.

- Сколько квадратов у вас получилось? (8 квадратов.)

- Что нужно сделать, чтобы кругов и квадратов было поровну? (Прибавить ещё один круг. Тогда будет 8 кругов и 8 квадратов. Или убрать один квадрат. Тогда будет 7 кругов и 7 квадратов.)

- Покажите, какой цифрой мы обозначим восемь кругов. (Дети показывают карточку с цифрой.)

II часть.

Воспитатель: - Перед вами схема расположения геометрических фигур. Какие фигуры здесь изображены? (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.)

- Выложите в строчку фигуры, как указано на схеме, ориентируясь по стрелкам. (Дети выстраивают цепочку из геометрических фигур на столе.)

- Какая фигура будет первой? (Круг.)

- Какая фигура у вас оказалась последней? (Тоже круг.)

III часть.

Воспитатель: - Сколько дней в недели? (7)

Воспитатель вызывает к себе семерых ребят и раздаёт карточки с цифрами от одного до семи. Затем просит построиться детей в числовом порядке от одного до семи.

- Как называется первый день недели? (Понедельник.)

- Второй день недели? (Вторник.)

- Среда. Какой день недели по счёту? (Третий.)

- Пятница. Какой день недели по счёту? (Пятый.)

- Последний день недели как называется? (Воскресенье.)

Физкультминутка.

Цок, цок, цок, цок! (Поочередно топают ножками - то одной, то другой)
Я лошадка - серый бок! (Повороты, руки на талии)
Я копытцем постучу, (Ходьба на месте)
Если хочешь - прокачу! (Легкий бег на месте)
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива. (Взмахи ручками в одну и в другую сторону - показывают какая красивая лошадка)
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка - серый бок! (Дети кружатся на месте)

IV часть.

Воспитатель: - А теперь мы с вами сделаем аппликацию «лошадки» из геометрических фигур.

- Посмотрите на схему. (Схема размещена на доске.)

Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами плоскостного конструирования и аппликации в старше-подготовительной группе

Схема аппликации «Лошадка»:

Воспитатель: - Из каких геометрических фигур состоит наша «Лошадка»? (Квадраты и треугольники.)

- Сколько квадратов? (Четыре.)

- Сколько треугольников? (Два.)

- Перед вами на подносах лежат два больших квадрата. Нам надо из них сделать два треугольника и четыре квадрата. Как мы можем это сделать? (Надо один квадрат сложить углами так, чтобы получилось два треугольника и разрезать по линии сгиба.)

- Как нам сделать четыре квадрата из одного? (Надо сложить квадрат пополам, а затем ещё раз пополам. И разрезать по линиям сгиба.)

- Хорошо. Приступайте к работе. Сначала сделаем два треугольника. (Ребята разрезают квадраты, чтобы получить нужные фигуры.)

- Теперь возьмите альбомный лист и выложите ваши фигуры в нужной последовательности так, как показано на схеме.

(Дети выкладывают «лошадку» на альбом листе согласно схеме.)

- А теперь приклеиваем детали нашей «лошадки» по порядку так, как они лежат у вас на листе бумаги.

(Дети выполняют работу.)

- Кто выполнил аппликацию, может дорисовать лошадке глазик, ушко, украсить её.

Итог.

- Молодцы! Вы хорошо потрудились и ваши «лошадки» получились очень красивыми и необычными.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД.

Тема занятия: «Решение арифметических задач».

Возраст детей: подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Цель: формирование умений у детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Программные задачи:

Образовательные: 

- продолжать учить составлять и решать арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков;

- продолжать учить давать развернутый ответ на вопрос задачи;

- продолжать учить выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

Развивающие: 

- развивать внимание, логическое мышление, речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к решению математических задач.

Материалы и оборудование: магнитная доска, фигурки голубей и дерева, картинка к задаче, мяч.

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, вопросы, объяснение, загадки.

Наглядные: демонстрация, показ.

Практические: предметно-практические и умственные действия, игры.

Форма организации детей: индивидуальная, фронтальная.

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

«Плюсы и минусы, знаки деления,

Равенства знаки и умножения,

Всяких примеров, задач задаётся.

Как же наука такая зовётся?»

Дети: математика.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами будем заниматься этой наукой. А вам нравится наука математика? А что вам нравится в математике? А математика - это сложная наука? (Ответы детей)

Воспитатель: Итак, давайте - ка мы с вами уже начнём наше познавательное путешествие. Для начала мы с вами немного разомнёмся.

Основная часть.

Воспитатель проводит игру «Лишнее слово».

- Понедельник, вторник, среда, пятница, утро.

- Март, апрель, неделя, май, июнь.

- Лето, осень, зима, воскресенье.

- Утро, вечер, ночь, день, месяц.

- Секунда, минута, день, час.

Следующая игра «Подумай и ответь».

- Каким по счёту днём недели является понедельник, среда, пятница?

- Какой день идёт после субботы?

- Из скольких дней состоит неделя?

- Сколько времён года?

- Назови части суток.

- Что мы делаем за столом утром, в обед, вечером?

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот вы и размялись. А сейчас мы с вами поиграем в более сложные игры. Игра называется «Составь число»: Педагог кидает кому-то из ребят мяч и называет число, а тот, у кого мяч - говорит состав числа, как образовать число. (4, 6, 3, 5, 8).

Физминутка «Ты давай-ка, не ленись!»

«Руки вверх и руки вниз.

Ты давай-ка не ленись!

Взмахи делай чётче, резче,

Тренируй получше плечи.

Корпус вправо, корпус влево -

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать.

На одной ноге стою,

А другую подогну,

А теперь попеременно

Буду поднимать колени.

Отдохнули, посвежели

И на место снова сели».

Воспитатель: Молодцы. Следующая игра «Составь задачу».

Воспитатель: Дети, посмотрите, что я прикрепила к магнитной доске. Давайте, составим и решим задачу. С дерева улетело 5 голубей, а затем ещё 2 голубя. Сколько всего улетело голубей?

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?

Дети: В задаче четыре части.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: 1 - условие, 2 - вопрос, 3 - решение, 4 - ответ.

Воспитатель: Повторите условие.

Дети: С дерева улетело 5 голубей, а затем ещё 2 голубя.

Воспитатель: Повторите вопрос задачи.

Дети: Сколько всего улетело голубей?

Воспитатель: Повторите задачу целиком.

Дети: С дерева улетело 5 голубей, а затем ещё 2 голубя. Сколько всего улетело голубей?

Воспитатель: Давайте решим эту задачу. Улетевших голубей стало больше или меньше? Посчитайте улетевших голубей. Давайте, теперь запишем задачу. Я на доске, а вы на столах. Сколько голубей улетело сначала?

Дети: Сначала улетело 5 голубей.

Воспитатель: Значит, какую цифру мы поставим первой?

Дети: Цифру 5.

Воспитатель: Сколько голубей улетело после?

Дети: После улетело 2 голубя.

Воспитатель: Улетевших голубей стало больше или меньше?

Дети: Улетевших голубей стало больше.

Воспитатель: Какие вы знаете арифметические действия?

Дети: Сложение, вычитание.

Воспитатель: Какие вы знаете арифметические знаки?

Дети: Плюс, минус, равно.

Воспитатель: Если улетевших голубей стало больше, значит, какой мы поставим знак?

Дети: «+». Это действие «сложение», «5+».

Воспитатель: Ребята, а сколько голубей улетело после?

Дети: После улетело 2 голубя.

Воспитатель: Значит, какое второе число мы поставим?

Дети: «5+2».

Воспитатель: Какой вопрос в задаче?

Дети: Сколько всего улетело голубей?

Воспитатель: значит, поставим знак равенства. «5+2=». И ответим на вопрос задачи - сколько всего улетело голубей?

Дети: «5+2=7».

Воспитатель: Маша, повтори вопрос задачи?

Маша: Сколько всего улетело голубей?

Воспитатель: Серёжа, ответь на вопрос задачи полным ответом.

Сережа: Всего улетело 7 голубей.

Воспитатель: Молодцы! А теперь составьте и решите задачу сами (составление задач по картинке - педагог читает загадку).

«На полянке у дубка

Крот увидел 2 грибка.

А подальше, у сосны,

Он нашёл ещё один.

Ну-ка, кто сказать готов:

Сколько крот нашёл грибов?»

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, ответили на все вопросы. Какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание» в подготовительной к школе группе.

Цель: закрепление умения составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;

- Закрепить способность называть последующее и предыдущее число;

- Закрепить умение давать развернутый ответ на вопрос задачи;

- Формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

Развивающие:

- Развивать логическое мышление;

- Развивать внимание;

Воспитывающие:

- Воспитывать умение слушать и желание оказывать помощь;

- Активизировать речь детей: условие, вопрос, вычитание, сложение, плюс, минус, равно.

Демонстрационный материал:

- конверт с письмом,

- карточки с вопросами,

- карточки с заданием,

- изображение числовых домов,

- магнитная доска.

Раздаточный материал:

- карточки с заданием,

- на каждого ребёнка лист бумаги в клетку,

- простой карандаш.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в группу, то увидела на столе вот этот конверт. Заглянула в него и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.

«Мальчик с Азбукой подмышкой

Деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса,

Не подвёл друзей ни разу.

Кто не слушался Мальвину?

Глупый, добрый». (Буратино)

Воспитатель: Хотите узнать, о чём он пишет?

Дети: Да!

Чтение письма.

«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Тортилла сказала мне, что оставила в комнате ключ к знаниям. А я не могу его найти. Если я не найду ключ, то так и останусь необразованным неумехой. Ребята, поможете мне найти ключ?»

Дети: Поможем.

Воспитатель: Смотрите на столе лежат какие-то бумаги. Давайте поищем под ними. Ой, а на каждом листе что-то написано. Да тут какие-то задания. Поможем Буратино с ними справиться?

Дети: Поможем.

Задание № 1. «Быстрый вопрос - быстрый ответ»

Вопросы:

- Посчитайте от 1 до 10 и обратно.

- Назовите соседей числа 9.

- Я задумала число, оно меньше 3 на одну единицу. Какое это число?

- Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?

- Сколько дней в неделе?

- Про какие дни мы говорим «будние дни»?

- Про какие дни говорим «выходные»?

- Назовите соседей субботы?

- Назовите части суток?

- Сколько месяцев в году?

- Сколько пальцев на одной руке?

- Какая цифра спряталась в слове семь-я?

Воспитатель: Молодцы! Справились.

Воспитатель: Ребята, смотрите, на этом столе разложены какие-то картинки. Может в них потерялся ключ? Давайте посмотрим.

Задание № 2. «Что понадобится в школе». (работа в парах)

На столе разложены карточки с изображением школьных предметов. Обведите только те предметы, которые понадобятся вам в школе.

Воспитатель: Молодцы! Выполнили задание.

(Подходят к следующему столу).

Воспитатель: Ребята, посмотрите что это? Это числовые домики. Может ключ спрятался за ними?

Задание № 3. «Домики»

Воспитатель: Ребята, только вот квартиры не пронумерованы. Вам нужно их пронумеровать.

Подсказка: сумма номеров квартир, должна быть, равна номеру дома.

Воспитатель: Пронумеруйте квартиры. (дети выполняют задание)

Воспитатель: Но прежде чем мы начнём искать ключ дальше, нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?

Дети: Гимнастика.

Воспитатель: Давайте проведём небольшую гимнастику и превратимся на время в Буратино.

«Буратино потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх - потянуться, вернуться в и. п.)

Вот нагнулся, разогнулся, (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд)

Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны)

Ключик видно не нашёл, (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)

Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз)

Надо на носочки встать (встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть руки)

И руками помахать. (махи руками)»

Воспитатель: Ну что, ребята нужно искать ключ дальше. Смотрите шкатулка, а в ней кодовый замок. Может, Буратино случайно положил ключ в неё. Давайте, попробуем его открыть, но для этого нам нужно решить задачи. Ответы на них помогут нам открыть замок.

Задание №4. «Решение и составление задач».

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в задаче?

Дети: В задаче четыре части.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: 1 - условие, 2 - вопрос, 3 - решение, 4 - ответ.

Воспитатель: Какие вы знаете арифметические действия?

Дети: сложение, вычитание.

Воспитатель: Какие вы знаете арифметические знаки?

Дети: Плюс, минус, равно.

Воспитатель: Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

Воспитатель: Сейчас вы послушаете задачу, а потом ответите на вопросы.

«На ветке сидели 3 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?»

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, условие задачи.

Воспитатель: Назовите вопрос.

Воспитатель: Решение задачи. Ответ.

Воспитатель: Молодцы! Решите следующую задачу.

«Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке?»

Воспитатель: А теперь, попробуем составить задачи сами.

Составление задач по картинкам.

«На полянке у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать?» (Четыре)

«На полянке у дубка

Крот увидел 2 грибка.

А подальше, у сосны,

Он нашёл ещё один.

Ну-ка, кто сказать готов:

Сколько крот нашёл грибов?» (Три)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Мы открыли шкатулку. Здесь лежат листочки и карандаши, а еще какой-то план.

Задание №5. «Секретный план»

Воспитатель: Давайте, не будем терять время. Возьмите листочки, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.

8 клеток вправо, 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево,2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.

Конспект занятия «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание» в подготовительной группе

Дети: Это ключик.

Воспитатель: Ребята, похоже мы нашли ключ Буратино. Мы помогли Буратино узнать много нового и показали ему, что учиться оказывается совсем не скучно, а очень даже интересно.

Подведение итогов:

Воспитатель: Молодцы ребята, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания, помогли Буратино найти ключ к знаниям. Как вы думаете, Буратино понравилось учиться? Назовите, какие задания вы выполняли? Какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?

Воспитатель: Буратино благодарит всех. Большое спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Математическая сказка «Теремок»

Цель. Учить определять на ощупь гео­метрические тела (куб, шар, призма, ци­линдр), ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи простр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка».

Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; з...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»Возрастная группа дошкольников С...