Методическая работа по повышению квалификации воспитателей по ФЭМП
статья по математике

Вязникова Наталья Александровна

Это опыт методической работы по формированию элементарных математических представлений у воспитателей ДОУ. В статье раскрываются проблемы в профессиональной деятельности воспитателей, ведь математика, даже и в детском саду,это нелегкий труд для детей. Поэтому главное- создать комфортную обстановку для каждого ребенка, чтобы он не догадывался, что его обучает, а интересно играл с геометрическими фигурами, цифрами, решал увлекательные задачки со сказочными персонажами. Также материал содержит формы работы с воспитателями по ФЭМП. Это  цель-выяснить знания воспитателей , раскрыть интересные формы работы с детьми. по математическому направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ по вопросам развития у дошкольников элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО

         Автор: Вязникова Наталья Александровна

        Организация: МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка»

        Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

           Значимость проблемы математического образования в условиях ДОУ

     Одной из важных проблем, встающих перед педагогом, является формирование интереса к математическим знаниям у детей дошкольного возраста. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения. Успешность этой деятельности во многом зависит от умения педагога дошкольного образования выстроить процесс образования и общения с детьми. Детский сад - первая и очень ответственная ступень общей системы образования.

      «Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний» - Л. А. Венгер.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, легким, радостным.

       Особая роль методической работы в управлении процессом математического развития детей в МАДОУ проявляется в активизации творческой деятельности педагогов и воспитателей, в повышении уровня их профессионализма, обогащении знаний о современных тенденциях в математическом развитии дошкольников.

Основными задачами методического руководства работой по формированию элементарных математических представлений являются:

-организация работы по повышению компетенции педагогов в вопросах математического развития дошкольников, применению современных технологий математического развития, решению проблемных ситуаций и т.д.;

-оказание своевременной квалифицированной помощи по выполнению ООПДО;

-организация контроля за работой воспитателей по выполнению ОО «Познавательное развитие»;

-проведение тематического контроля по осуществлению работы по ФЭМП, контроль проведения мероприятий математического содержания, разработке методических рекомендации для педагогов;

-изучение, обобщение, распространение и внедрение результативного педагогического опыта и идей; публикация трудов педагогов-новаторов, востребованных современной образовательной практикой.

Какой же нужен сегодня воспитатель дошкольному образованию? Какие качества присущи современному воспитателю?

Гуманистическая направленность            Профессиональная направленность            Позитивный настрой           Трудолюбие

          Организаторские способности             Способность к творчеству                  Способность к самообразованию

      Уровень методической подготовки педагога, его способность к профессиональному совершенствованию, инновациям  изучались методами анкетирования. По результатам анкетирования на начало 2018-2019 учебного года сделан вывод: 10 % воспитателей испытывают трудности в составлении парциальных программ; 6 %  - овладении ИКТ технологиями;  8 % -в проведении НОД по ФЭМП (это, в основном, молодые педагоги и воспитатели, имеющие педагогическое образование, но не дошкольное; 4% - в установлении личностно-ориентированного взаимодействия во взаимодействии с родителями.  Но готовность педагогов к освоению новых образовательных технологий по ФЭМП показала  87%.     

     Анкетирование позволило определить методические проблемы, затруднения, которые возникают у воспитателей в процессе работы и оптимальные пути их решения. Но вместе с тем был учтен интерес большинства педагогов к инновациям.

Методическая работа в МАДОУ проходит дифференцированно с учетом педагогического стажа, квалификационной категории, уровня    образования с каждым педагогом.

      Цели методической работы с воспитателями среднего уровня - формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. 

Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы (на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников, в т.ч. по ФЭМП). Опыт таких воспитателей обобщается и предлагается вниманию коллег на районных, городских методических объединениях.

                                                  ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ

       Эффективной формой, позволяющей в комплексе решать основные практические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формы обучения для педагогов в нашем МАДОУ, является методический совет. Важное место в содержании работы методического совета занимает анализ деятельности учреждения, результаты использования новых педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждение дидактических, методических материалов; разработка Положений о конкурсах внутри учреждения; организация тематических смотров-конкурсов (в декабре 2018 года  проходил смотр-конкурс на лучший центр интеллектуального развития детей дошкольного возраста- ФЭМП + конструирование в соответствии с Годовым планом); обобщение лучшего педагогического опыта.

       Задача старшего воспитателя координировать работу методического совета; целенаправленно воспитывать у педагогов глубокий и устойчивый интерес к работе по развитию у детей элементарных математических представлений, способствовать совершенствованию их педагогического мастерства в ОО «Познавательное развитие». 

     

         Совет: Не стоит стремиться к высоким инновационным технологиям со всеми педагогами сразу. Даже с воспитателями с большим стажем работы необходимо периодически возвращаться к «азам» методики по ФЭМП. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию. Например, в начале учебного года можно провести экспресс-опрос «Знаете ли Вы математическую терминологию?», «Методы, используемые в НОД по ФЭМП с учетом возраста детей» и т.д. Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией, в т.ч., математической; знать методы и приемы по ФЭМП. Полученные результаты могут Вас порадовать или удивить. Но это даст Вам проблемное поле и позволит выстроить методическую работу в нужном русле.

       Используемые в нашем МАДОУ формы работы с педагогами реализуются по всем направлениям деятельности педагогов с детьми. Вот некоторые формы работы, которые мы конкретно применяем в обновлении содержания воспитательно-образовательного процесса по математическому образованию дошкольников.

1.Квик-настрой- подготовка педагогов на успешную работу. Применяется постоянно, эффективно подготавливает педагогов к определенной теме.

2. Консультация-парадокс или консультация с запланированными ошибками с целью повышения активности, глубокого размышления, привлечения внимания педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы. Очень действенная консультация, отражающая знания педагогов методики, в нашем случае, ФЭМП; метода моделирования и т.д. Параллельно идет работа педагогов над ошибками.

3.«Коучинг–сессия»(англ. Coachin-обучение,тренировки). Концептуальная основа коучинга – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности.   Раскрытие потенциала педагога с целью максимального повышения его эффективности. Это симбиоз психотерапии, «мозгового штурма», высказывания идей и рассказов о личном опыте педагогического успеха. Каждый педагог может высказывать свое мнение и знать, что его идеи и предложения не остаются без внимания, как, например, воспитатель средней группы, в совместной беседе со старшим воспитателем анализировала свое занятие по ФЭМП с использованием технологии ТРИЗ (исследование текущей проблемы (ситуации); определяла внутренние и внешние препятствия на пути к результату; выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы; составление плана действий, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку).

4. Мастер – класс призван познакомить с педагогическим опытом, авторскими находками,  что помогло воспитателю достичь значительных  результатов. В нашем МАДОУ наиболее востребованы мастер-классы:

-  изготовление математических дидактических игр и пособий;

- трансляция педагогического опыта;

- разработка планов-конспектов по ФЭМП;

изготовление лэп-бука;

- разработка математических досугов, праздников.

5. Деловая игра в нашем МАДОУ является интересной и эффективной формой актуализации и расширения знаний педагогов по вопросам профессиональной компетентности. Деловая игра «Математическая мозаика» с целью повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации познавательной деятельности в части ФЭМП проводилась в ноябре 2017. Двум командам педагогов были предложены задания (вопрос-ответ) на владение знаниями методики ФЭМП у детей. Воспитатели практически защищали математические проекты; составляли алгоритмы обучения, разгадывали  кроссворды, а так же участвовали в аукционе пословиц и стихов математического содержания).

6.   Школа молодых и начинающих педагогов. В детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто имеет достаточный педагогический стаж.

В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя необходимо разработать индивидуальные варианты методической работы.

Так, методическая работа с молодыми воспитателями ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями. Сюда относятся педагоги, долго отсутствовавшие в профессии. Ежегодно по запросу молодых педагогов составляются тематические занятия Школы. В 2018 -2019 учебном году 22% педагогов заявили темы по ФЭМП.

7. Проектирование. Проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в педагогической практике. Но в каждом ДОУ сложилась своя практика проектирования. В нашем МАДОУ проектирование проходит в рамках годовых задач, также на основании накопленного практического опыта конкретного педагога. С сентября 2018 года педагоги реализовали  3 больших  проекта по ФЭМП районного, городского уровня «Математика и игра», «Математические перевертыши», «Веселый счет».

8. Мультимедийные презентации не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса, владению педагогами ИКТ-технологиями.

9. Самообразование педагога -самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. В настоящее время из 27 педагогов, 9 педагогов избрали разнообразные темы по математическому содержанию детей. В конце учебного года проходят творческие отчеты по самообразованию, когда у каждого педагога намечен сроки и форма отчета по выбору (мастер-класс, выставка пособий, развлечение и т.д.).            Образовательные технологии

     Интерес педагогов к инновационным    технологиям не ослабевает. Лаборатория выходит за рамки одной педагогической технологии  и становится направленной на достижение определённых метапредметных результатов. В нашем случае - это интеграция образовательных областей.

И сегодня мы реализуем на практике технологию – педагогический скетчинг. 

    Данная технология  опирается, прежде всего, на скорость и позволяет выполнять быструю визуализацию различных объектов, локаций, сцен. Также служит дополнительным приемом коммуникации в команде педагогов во время процесса разработки, моделирования, общения друг с другом.  Данная техника зарекомендовала себя как необходимый инструмент для тех, кто часто вынужден доносить свои мысли и идеи до других. А наши педагоги и  должны доносить до детей достоверные, интересные знания.

      Стилей в скетчинге очень много, выполняется он самыми разными инструментами.  

Выполняя годовую задачу по развитию элементарных математических представлений, мы решили освоить математический скетчинг.

         Цель: Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр. Вызвать у воспитателей внимание и интерес к задачам занимательного характера, помогающими сформировать и развить у детей интерес к математике, развить мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции.

        Начальным этапом стало обсуждение темы «Математический коллаж» по составлению занимательных задач для детей: деление на группы, выделение центральных образов, обсуждение деталей коллажа (цвет, форма, величина, расположение), распределение обязанностей в группе педагогов. С помощью заготовок (вырезки из журналов, газет, открыток, цветной бумаги, математических знаков, цифр, информации из сети Интернет и т.д.)  мы пробовали и фантазировали, осваивая этот новый вид работы. Он позволяет не только продумать и организовать часть НОД по математике со старшими дошкольниками или совместную деятельность, но также выявить новые способности педагогов - способности коллажного мышления. Способности творчески мыслить, по-новому смотреть на многие привычные вещи. Мы «шли «по принципу от простого- к сложному.

     Далее создавали коллективные тематические плакаты. Можно по вырезкам газет, из разных картинок изготовить плакаты по темам «Математические истории», «Дни недели», «Ориентировка в пространстве» и т.д. Далее наши педагоги переносили освоенные знания в практическую плоскость. Ведь уже в старших группах можно использовать слова –коллаж, фотомонтаж, творческий коллаж, схема, модель, афиша.

      При проведении НОД по ФЭМП  воспитатели  иногда затрудняются в составлении проблемной ситуации для детей. Другой новой технологией стала кейс-технология, сущностью которой является решение и анализ проблемной ситуации, основанной на реальных фактах.  Кейс не даёт проблему в открытом виде, ее нужно вычленить из той информации, которая содержится в   описании кейса. В практике детских садов широко применяют кейс-иллюстрации, кейс-фото, так как они соответствуют потребностям дошкольников (иллюстрируют те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни и требуют от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении; дошкольнику проще увидеть ситуацию, или героев ситуации нежели их представлять).

     Сначала нашим педагогам было дано описание определенной ситуации, с которой они столкнулись в своей деятельности или которая смоделирована как реальная.  Предлагалось  обдумать способы ее решения. В небольших группах происходило коллективное обсуждение приведенного случая из практики.  Обязательным является составление SWOT-анализа (выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз). В основу брались традиционные направления в ФЭМП- количество • величина • форма • ориентировка в пространстве • ориентировка во времени. Составляли ситуации к НОД по ФЭМП.       И, конечно, идет активное обучение педагогов LEGO - технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т.д. В МАДОУ еще есть недостаточное понимание некоторыми педагогами влияния LEGO- технологий на развитие личности дошкольников. В требованиях ФГОС ДО указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей.  В процессе занятия конструктором LEGO у ребенка развиваются: мышление-умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать; концентрация внимания; мелкая моторика; умение действовать по образцу, а в старших группах по замыслу.

     Творческой группой педагогов разработан цикл НОД для младших и средних групп по LEGO-конструированию, который органично дополняет лексические темы перспективного планирования. Работа продолжается для старших и подготовительных групп. Сформирована картотека проблемных ситуаций.

       В перспективе: начать деятельность педагогов в адаптации конструкторов нового поколения Lego Wedo, который  уже приобретен в МАДОУ. Запланированы семинары, консультации; 5 педагогов прошли курсы повышения квалификации по робототехнике. Готова программа «Робик».

        Результат работы:

 1). осознанная готовность педагогов МАДОУ к внедрению новых образовательных технологий по ФЭМП;

2). проведенные педагогические мероприятия нашли свое отражение в практике педагогов, что повышает их профессиональную компетентность;

3). активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;

4). педагоги самостоятельно выбирают приемлемые формы и методы  обучения, вследствие чего идет самореализация педагога в профессиональной деятельности.

     При этом выявляются реальные затруднения, нерешенные проблемы, намечаются перспективы. Такой подход к работе позволяет легче проводить анализ выполнения годовых задач, планировать работу МАДОУ д/с № 373 на следующий учебный год, находить новые эффективные формы работы с педагогами, объективно отслеживать возможные изменения и определить дальнейшие тенденции.

.

Деловая игра в стиле скетчинг

Тема «Весёлая математика для детей».

Цель. Использовать нетрадиционные технологии в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствовать творческому поиску.

Решение проблемы: В математической литературе всегда уделялось большое внимание занимательным задачам, так как элемент занимательности облегчает процесс обучения и развивает интерес к этой науке, желание познать её глубже. Математика должна быть весёлой и занимательной для дошкольников. С другой стороны, элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развить мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Если обратиться к великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому, который утверждал, что у хорошего учителя урок арифметики – это хороший урок домашней экономии или сельского хозяйства. Из этого следует, что математику лучше преподносить в игровом плане или на житейском материале. Некоторые приёмы из такого обучения мы сегодня и рассмотрим.

При этом педагогам

количество • величина • форма • ориентировка в пространстве • ориентировка во времени традиционные направления в ФЭМП

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания. Легоконструированиеробтот

Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать занятия по формированию элементарных математических представлений занимательными и необыкновенными.С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т. д.) .

Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и т. д.) . Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.

Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.

D:\Документы\Мои рисунки\Математика\math.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

отчёт о самостоятельной работе по программе курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций

В 2014 году я проходила курсы повышения квалификации .Думаю этот отчёт поможет другим воспитателям....

ОТЧЕТ о самостоятельной работе Комаровой Елены Александровны по программе курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений

по ДПП «Проектирование и организация современного образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»на базе ГАУ ДПО «СОИРО», в период с 08.04.2015 г. по 30.04.2015 г....

Итоговая работа по инвариантному модулю на курсах повышения квалификации воспитателей «Особенности реализации ФГОС дошкольного образования»

Итоговая работа по инвариантному модулюна курсах повышения квалификации воспитателей«Особенности реализации ФГОС дошкольного образования»...

«Роль методической работы в повышении профессионального мастерства педагогов (самообразование, повышение квалификации и др.) »

В современных условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению  их квалификации, стремлению к образованию, самосовершенствова...

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Педагогический опыт «Система методической работы по повышению квалификации педагогов»

Сегодня, в фокусе профессионального стандарта  необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ. Прежде всего, следует создать условия для повышения активности и инициативы в...