Долгосрочный проект "Развиваем логику"
проект по математике (старшая группа)

Долгосрочный проект "Развиваем логику" (для работы с детьми 5 - 6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logo-proekt.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект для детей 5-6 лет

«Лого страна»

(Развитие элементов логического мышления посредством игры у дошкольников)

Введение

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Педагогический проект «Лого страна»

Организация заявитель

Адрес

МБДОУ детский сад №147 «Голубые дорожки» г. Брянска

Разработчик проекта

Пантюхова Анна Сергеевна, старший воспитатель

Вид проекта

• познавательно - исследовательский
• групповой, долгосрочный

Цель проекта

Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в дошкольном возрасте;

создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников;

  • развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развития логического мышления, внимания  в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.

Задачи проекта

  • создать информационно–методическую базу по формированию у дошкольников логического мышления
  • создать в группах РППС, позволяющую развивать логическое мышление
  • сформировать понимание у родителей важности решения проблемы развития логики  и установить сотрудничество по созданию условий, способствующих формированию у детей логики.

Срок реализации

2020-2021 уч год

Ожидаемые результаты

  • Будут созданы необходимые условия для развития элементов логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.
  • В результате реализации проекта у детей развиваются интегративные качества: осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.
  • Дети в ходе реализации проекта должны научиться решать логические задачи на разбиение по свойствам, измерять с помощью условной мерки, устанавливать равенство и неравенство, сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, цвету, решать и составлять рисуночные ребусы, читать логические схемы, выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения по зрительному восприятию.

Участники проекта

Дети 5 -6 лет

Воспитатели

Родители

Обеспечение проекта

Материально - техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

Настольные игры;

Консультации для родителей

Рабочая тетрадь по развитию логики для дополнительных занятий.

Трансляция проекта

Сайт дошкольной организации, вайбер- чат с родителями и педагогами

Продукты проекта

Альбом «Логика»

Лэпбук «Логика»

Настольно-печатные игры:

«Что из чего сделано?»

«Четыре цвета»

«Соединялки»

«Счет», «Половинки», «Кто, что ест»

«Цветные пазлы»

«Танграм»

«Треугольный паззл», «Тримино»

Игры на липучках:

«Разгадай слово»

«Головоломка»

«Лево-право»

Актуальность проекта

    На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Поэтому на поиск решения данной проблемы была необходимость разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на занятиях и в повседневной жизни детей.

Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению.

Необходимость активизации работы по развитию логического мышления  

определила цель проекта.

Цель проекта: создание условий для формирования логического, пространственного  мышления,  развитие  творческого воображения,  речи и мелкой моторике; воспитание  настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.  

Для реализации целей следующие задачи:

  • создать информационно–методическую базу по формированию у дошкольников логического мышления
  • создать в группах РППС, позволяющую развивать логическое мышление
  • сформировать понимание у родителей важности решения проблемы развития логики  и установить сотрудничество по созданию условий, способствующих формированию у детей логики.
  • Развивать знаково-символическую мыслительную деятельность (дети работают меньше с натуральными изображениями предметов, больше с их символическими изображениями, схемами, знаками, в том числе цифрами).
  • Совершенствовать умения:
  • сравнивать, классифицировать, строить предположения и доказывать их;
  • систематизировать предметы по 2–3 признакам, совершать сериации 10 и более предметов, разница между которыми незначительна;
  • вести анализ объекта или явления при минимальной помощи педагога;
  • отслеживать закономерности, прогнозировать результат своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Будут созданы необходимые условия для развития элементов логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.
  • В результате реализации проекта у детей развиваются интегративные качества: осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.
  • Дети в ходе реализации проекта должны научиться решать логические задачи на разбиение по свойствам, измерять с помощью условной мерки, устанавливать равенство и неравенство, сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, цвету, решать и составлять рисуночные ребусы, читать логические схемы, выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения по зрительному восприятию.

    Таким образом, мной были определены 5 направлений деятельности по развитию логического мышления:

  • Создать информационно–методическую базу.
  • Создание развивающей предметно — пространственной среды
  • Образовательная деятельность в процессе ОД и режимных моментов.
  • Взаимодействие с семьями воспитанников.
  • Взаимодействие с социумом.

Объект проекта: процесс развития логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет работы: содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза проекта: развитие логических приемов мышления, сравнения и классификации у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса игр.

В структуру мышления входят следующие логические операции:

Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.

Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.

Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.

Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.

Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.

Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.

В основу работы легли следующие ПРИНЦИПЫ:

принцип доступности обучения: процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебного материала. При этом необходимо учитывать потенциальные возможности в обучении: «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский) – тот резерв возможности ребенка, который он может реализовать под руководством взрослого, раскрыться, проявить способности в полном объеме, ощутить себя способным, т.е. полноценно творчески развиваться;

- принцип индивидуального подхода: предполагает овладение детьми доступными для них знаниями, учитывая их индивидуальные особенности; -актуальность дидактического материала :(актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

- принцип сотрудничества: взаимосвязь родителя с воспитателем, родителя с ребенком; - принцип поэтапного обучения в группах и индивидуально: последовательность приобретения умений и навыков.

 - принцип природосообразности: знание каждым участником реализации проекта особенностей физического, психического развития дошкольника. Постановка посильных, реальных целей перед ребенком.

-Принцип проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности

-Принцип психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка

-Принцип творчества - формирование способности находить нестандартные решения.

Методы и приемы работы:

Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)

  • Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)
  • Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
  • Практические (упражнения)
  • Интегрированный метод (проектная деятельность)
  • Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи, дидактический материал.

Методы работы с детьми

Словесный - обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

Практический - (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

Наглядный - (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, электронных презентаций)

Поисковый - (моделирование, опыты, эксперименты)

Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показ мультимедийных материалов)

Интегрированный метод (проектная деятельность)

Метод игры (дидактические игры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный детско – родительский проект Тема: «Занимательная логика»

Долгосрочный детско-родительский проект в старшей группе "Занимательная логика"...

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Занятие по логике : « В поисках жильцов Логики»

Занятие в подготовительной группе!...

Семинар – практикум «Логика в логопедии (игровые приёмы в коррекции речи дошкольников, связанные с развитием логики)»

     Коррекционно-образовательный процесс в ДОУ  в работе с детьми с ТНР необходимо строить с учётом коррекции не только речи, но и всех психических процессов, в том числе и...