ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по математике (старшая группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие современного дошкольника.

Ермолаева Татьяна Федоровна, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №12 «Рябинушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию.

В настоящее время идет активный поиск возможностей обновления и качественного улучшения форм обучения детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях формирование элементарных математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира. Математика является универсальным и мощным методом познания. Изучение математики приучает детей логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний.

В рамках образовательной области «Познание» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников. Интеграция образовательных областей позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие, воспитательные задачи.

Формирование элементарных математических представлений осуществляется так же:

  1. В специальных играх и упражнениях в режимных моментах.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения, которые закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи  (найти, догадаться, сравнить). Например, «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Волшебный мешочек», «Найди цифру», «Форма, цвет, величина», «Найди пару»,  «Третий лишний», «Высоко-низко», «Скажи наоборот», «Назови число на один меньше (больше) », «Что далеко, что близко?», а так же головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, лабиринты, развивающие игры на внимание, мышление.

  1. В повседневной жизни, в общении  со взрослыми и сверстниками.

Необходимо донести до родителей, что математическое развитие детей может осуществляться не только на специально организованных занятиях, а на протяжении всего дня: утром, во время одевания, по пути в детский сад; на прогулке вечером, дома за обычными домашними делами. Например, дома можно считать и сравнивать игрушки, продукты питания, одежду, мебель. На прогулке – можно считать встречные предметы, машины, этажи домов, определять ширину дороги, сравнивать деревья по высоте.

  1.  В рисовании, лепке, конструировании.

Во время рисования, при рассматривании и описании предмета рисования, воспитанники совместно с воспитателем определяю цвет, форму частей предмета, их расположение друг относительно друга, величину, количество. Например, при рисовании медвежонка, определяют какого цвета медвежонок, какую форму имеет голова, туловище, лапы; сколько лап, ушей, глаз; сравнивают медведя с мышкой по величине. Или при лепке фруктов и ягод, определяют форму, величину, цвет арбуза и яблока. При выполнении аппликации формируют навык вырезания из полосок цветной бумаги геометрические фигуры (квадрат; треугольник из квадрата, разрезая по диагонали; круг из квадрата, округляя углы квадрата; овал из прямоугольника, округляя углы прямоугольника). Например, аппликация «Дом», «Цыпленок», «Скворечник» и т.д. В организационных моментах закрепляют как правильно держать карандаш, кисточку, ножницы, в какой руке.

  1. В непосредственной работе воспитателя по развитию речи, сочинению текста с элементарно математическим содержанием.

Подбирая  литературные произведения (стихи, сказки, пословицы и поговорки, потешки, считалки, загадки)  для формирования представлений о временах года, частях суток, днях недели,  о величине, пространственных ориентировках, количественных представлений, следует учитывать уровень развития связной речи и сформированности элементарных математических представлений у детей. В любой из сказок, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, и основы арифметических действий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере. В процессе чтения художественной литературы детям, представляется возможным использование произведений, в названии которых присутствуют числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Два жадных медвежонка», «Про козленка, который умел считать до десяти», «Белоснежка и семь гномов» и т. п.)

  1. На прогулке – в организации наблюдений за изменениями в природе, а так же в проведении подвижных игр с элементами математики.

Например, наблюдение за пешеходами, как они переходят улицу (пространственные представления); на участке растут разные по высоте деревья (представление о величине); наблюдение за собакой, воробьем, или жуком, знакомство с особенностями внешнего вида (закрепление навыка счета); сравнение  сороки и воробья (представление о величине); наблюдение за птицами или бабочками (закреплять навыки счета); наблюдение за солнцем, в каком месте оно поднимается, где прячется; наблюдение за ветром, учить определять направление ветра (пространственные представления); закрепление знания о сезонных изменениях в природе (временные представления).

На прогулках, при проведении подвижных игр, применяются  различные считалочки, в которых используется порядковый и количественный счет. Существуют и подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

 Регулярное использование  системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Е. С. Демина «Развитие элементарных математических представлений», Анализ программ дошкольного образования, М. : Творческий центр СФЕРА, 2009.

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирования элементарно - математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности»

В статье раскрыла особенности формирования элементарно-математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности согласно направлениям ФГОС....

Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграций с другими видами детской деятельности.

Особенности формированияэлементарных математических представлений в интеграцийс другими видами детской       деятельности....

ОПЫТ РАБОТЫ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ...

Особенности формирования элементарных математических представлений в интеграции с другими видами деятельности, посредством наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ОНР.

Математические представления у детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий, знания о ч...