Дополнительная образовательная программа "Умники и умницы"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Тютяева Светлана Ивановна

Дополнительная образовательная программа по математике "Умники и умницы" предназначена для детей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад «Светлячок» (с.Падун), филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ

 «Центр развития ребенка»- детский сад «Светлячок»

              Принята на заседании

педагогического совета _______

от « ______» ____________ 20______ г.

Протокол № ____

Утверждаю

директор __Присада Елена Алексеевна

_______________________

(ФИО руководителя)

«______» ___________ 20______ г

               

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

                                                                               

                                                                                       Возраст учащихся: 6-7 лет

                                                                                      Срок реализации: 9 месяцев

                                                                                      Объем программы: 70 часов

                                                                                             Автор - составитель: Тютяева

                                                                                                 Светлана Ивановна, воспитатель

с. Падун 2021

        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Пояснительная записка……………………………………………………………………3

Нормативно-правовая база……………………….……………… ………………………...3

Направленность………………………………………………………………………………3

Актуальность………………………………………………………………………………....4

Новизна…………………………………………………………………………………….......4

Цели и задачи…………………………………………………………………………………4

Категория воспитанников…………………………………………………………………..5

Формы проведения   деятельности………………………………………………………...5

Планируемые результаты…………………………………………………………………..5

Мониторинг освоение программы………………………………………………………….6

2.Учебный план…………………………………………………………………………….....6

3.Календарный учебный график…………………………………………………………....12

4.Содержание программного материала…………………………………………………16

5.Годовой календарный учебный график………………………………………………….29

6.Методическое обеспечение программы…………………................................................29

7.Организационно-педагогические условия реализации программы…………………...30

8.Оценочный материал……………………………………………………………………..30

Условия реализации программы…………………………………………………………   32

Воспитательная работа………………………………………………………………  ….32

6.Список литературы……………………………………………………………………   .32

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831)

3. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрированного от 18.12.2020 №61573).

4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»).

5.Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по организации содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности.

Направленность

Дополнительная     общеразвивающая программа «Умники и умницы» имеет математичкскую направленность. Содержание дополнительной общеразвивающей программы направлено на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.

  Программа построена по принципу «от простого к сложному»

В  Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик    формирования у дошкольников элементарных математических представлений и    практический опыт работы педагогов с детьми в области   организации познавательной деятельности  на занимательном математическом материале.

Актуальность

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Новизна

Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте,  возникла идея создания кружка «Умники и умницы».

Программа разработана на одногодичное обучение.

 Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Особенностью непосредственно образовательной деятельности является использование карточек для графического диктанта, раздаточного материала, использование онлайн-игр и игр математического содержания через ИКТ.

Цели и задачи программы

Цель: создание условий для познавательного развития детей старшего возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи: совершенствовать умения детей основным логическим операциям;

формировать  знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного поиска  решения математических и практических задач;

вырабатывать желание анализировать, сравнивать, рассуждать, доказывать, обосновывать, устанавливать причинно-следственные связи.

КАТЕГОРИЯ ВОСПИТАННИКОВ 

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет жизни).  Не требуются  определенная степень предварительной подготовки и уровень базового образования. Набор в группу осуществляется по желанию детей и родителей на основании заявления.

Программа предусматривает групповую и индивидуальную  форму работы с детьми. Оптимальный состав группы 7 человек, максимальный состав 12.

ФОРМЫ ОГРАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-беседа (получение нового материала);

- практическая деятельность(работа с раздаточным материалом; дидактическим материалом

-самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия);

- игра;

-проект (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях);

-частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

-исследовательский метод;

-задание повышенной сложности;

-метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации,  похвала, поощрение);

Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.

Объем программы

Срок освоения

Рекомендуемый режим проведения

Форма обучения

Время

проведения

Форма организации

70 часов

1 год

8 занятий  в месяц

2раза в неделю

очная

15.30        

          групповая,                              

   индивидуаль

     ная

Дни проведения

-понедельник

-четверг

 Планируемые результаты

1.Развитие  интереса  и стремления активно участвовать в математических играх и заданиях.        

2. Создание  условия для развития познавательной активности каждого ребёнка.

3. Развивать   графические навыки и умения.

4. Сформировать  количественные, пространственные и временные отношения.

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Текущим контролем является диагностика, проводимая по окончанию реализации пособия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания

Направления

Методы диагностики

Познавательное развитие

Беседа, диагностическое задание, наблюдение, выполнение заданий повышенной сложности

Социально – коммуникативное развитие

Беседа, диагностическое задание, наблюдение

Речевое развитие

Беседа, диагностическое задание

Художественно – эстетическое развитие

Наблюдения, выполнения заданий

2.Учебный план

№п/п

Тема

Количество часов

Форма аттестации /контроля

Всего

теория

практика

1.1

Диагностика

1

0.5

0.5

Опрос

1.2

Диагностика

1

0.5

0.5

Опрос

1.3

«Залатай коврик»

1

1

решение проблемной ситуации

1.4

«Задание на сложение»

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.5

«Напиши нужную цифру»

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.6

«Закончи рисунок»

1

1

решение проблемной ситуации

1.7

«Счет с хлопками»

1

1

Опрос

1.8

«День и ночь» (какая цифра исчезла)

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.9

«Царица-математика»

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.10

«Путешествие Незнайки» 

1

     0.5

0.5

Наблюдение

1.11

 «Волшебные палочки»

1

1

решение проблемной ситуации

1.12

 «Занимательные головоломки»

1

1

решение проблемной ситуации

1.13

Составление и решение задач в одно действие.

Пространственные отношения. 

1

    0.5

0.5

Опрос

1.14

«Колумбово яйцо»

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.15

«Поможем Мише и Маше прибраться в комнате»

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.16

«Мышиный ход»

1

1

решение проблемной ситуации

1.17

Составление и решение задач в одно действие.

Пространственные отношения. 

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.18

«Колумбово яйцо»

1

1

решение проблемной ситуации

1.19

«Живые цифры»

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.20

«Мышиный ход»

1

1

решение проблемной ситуации

1.21

Викторина

 « Что, где, когда?»

1

1

Опрос

1.22

«Логические задачки на установление закономерностей»

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.23

Блиц игра «Вопрос-ответ»

1

1

решение проблемной ситуации

1.24

«Открываем календарь…»

Пространственно- временные отношения.

1

1

решение проблемной ситуации

1.25

«Мышиный ход»

1

1

решение проблемной ситуации

1.26

«Графический диктант»

1

1

решение проблемной ситуации

1.27

Игра  «Считай, рисуй, записывай»

1

1

Опрос

1.28

Закрепление материала «Состав числа»

«Маша и Миша делят подарки»

1

1

решение проблемной ситуации

1.29

Викторина

 « Что, где, когда?»

1

1

Опрос

1.30

Блиц игра «Вопрос-ответ»;

логические задачи

1

1

Опрос

1.31

Путешествия Точки»

1

1

решение проблемной ситуации

1.32

«Логические задачки» ИКТ

1

1

решение проблемной ситуации

1.33

«Колумбово яйцо»

1

1

решение проблемной ситуации

1.34

КВН «Весёлый счёт»

1

1

решение проблемной ситуации

1.35

«Графический диктант»

1

1

Опрос

1.36

«Путешествие Точки продолжается»

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.37

«Мышиный ход»

1

1

решение проблемной ситуации

1.38

«Круг и шар».

1

0.5

0.5

Опрос

1.39

«Круг и сфера»

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.40

«Соедини линией цифры по порядку»,

«Кто лишний?»

1

1

Опрос

1.41

«Колумбово яйцо» 

1

1

решение проблемной ситуации

1.42

 «Мышиный ход»

1

1

решение проблемной ситуации

1.43

«Логическая задачка на установление закономерностей»

1

1

решение проблемной ситуации

1.44

«Играем, считаем, решаем»

1

1

Опрос

1.45

«Другие приключения Точки»

1

0.5

0.5

Наблюдение

1.46

«Волшебные счетные палочки»,

«Измени фигуру» 

1

1

решение проблемной ситуации

1.47

Игра «Считай, рисуй, записывай». Штриховка

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.48

Игра «Найди тень». Штриховка

1

1

Наблюдение

1.49

«Числа и образование 11-15.Десятки и единицы»

1

0.5

0.5

Опрос

1.50

«Мышиный ход»

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.51

«Занимательные головоломки» ИКТ 

1

1

решение проблемной ситуации

1.52

«Дорисуй и напиши правильно»

1

1

решение проблемной ситуации

1.53

Игра «Прямой и обратный счет» 

1

1

Наблюдение

1.54

Графический диктант

1

1

решение проблемной ситуации

1.55

«Веселая переменка»

1

1

решение проблемной ситуации

1.56

«Весёлая страна Числомания»

1

1

решение проблемной ситуации

1.57

«Мышиный ход»

1

1

решение проблемной ситуации

1.58

«Числа и образование 15-17.Десятки и единицы»

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.59

 «Занимательные головоломки» ИКТ 

1

1

решение проблемной ситуации

1.60

«Запиши пропущенную цифру»,

 «Примеров много, а ответ один» 

1

0.5

0.5

Опрос

1.61

«Я решаю логические задачки». Штриховка.

1

1

решение проблемной ситуации

1.62

«Волшебные палочки»

1

1

решение проблемной ситуации

1.63

«Колумбово яйцо»

1

1

решение проблемной ситуации

1.64

«Графические навыки»

1

1

решение проблемной ситуации

1.65

«Составь задачу, запиши ответ»,

«Скопируй рисунок» (на листе в клетку) 

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.66

«Мышиный ход»

1

1

решение проблемной ситуации

1.67

«Я хочу спросить у вас- который час?..»

 (часы, циферблат, мера времени)

1

0.5

0.5

решение проблемной ситуации

1.68

Диагностика

1

0.5

0.5

Опрос

1.69

Диагностика

1

0.5

0.5

Опрос

1.70

«С математикой в сказочную страну «Школа»

1

1

Опрос

ИТОГО

70

13

57

3.Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятий

Кол-во часов

Содержание занятия (раздел подготовки, тема, форма занятия, форма контроля и т.д.)

Мероприятия за рамками учебного плана

Сентябрь

02

07

09

14

16

21

    23

    28

В 15.30

два раза в неделю

8 раз в месяц

1.1Диагностика

1.2Диагностика

1.3«Залатай коврик»

1.4«Задание на сложение»

1.5«Напиши нужную цифру»

1.6«Закончи рисунок»

1.7«Счет с хлопками»

1.8«День и ночь» (какая цифра исчезла)

диагностика

Октябрь

05

07

12

14

19

21

26

28

15.30

два раза в неделю

8 раз в месяц

1.9«Царица-математика» 1.10«Путешествие Незнайки»

1.11«Волшебные палочки» 1.12«Занимательные головоломки»

1.13Составление и решение задач в одно действие.

Пространственные отношения.

1.14 «Колумбово яйцо»

1.15 «Поможем Мише и Маше прибраться в комнате»

1.16«Мышиный ход»

Ноябрь

02

04

09

11

16

18

23

25

15.30

два раза в неделю

8 раз в месяц

1.17 Составление и решение задач в одно действие.

Пространственные отношения.

1.18 «Колумбово яйцо»

1.19 «Живые цифры»

1.20 «Мышиный ход»

1.21 Викторина «Что? Где? Когда?»

1.22 «Логические  задачки на установление закономерностей»

1.2 Блиц-игра «Вопрос-ответ»

1.24 «Открываем календарь…»

Пространственно-временные отношения.

Декабрь

02

07

09

    14

16

21

23

28

15.30

два раза в неделю

8 раз в месяц

1.25 «Мышиный ход»

1.26 «Графический диктант»

1.27 Игра «Считай, рисуй, записывай»

1.28 Закрепление материала «Состав числа»

«Маша и Миша делят подарки»

1.29 Викторина «Что? Где? Когда?»

1.30 Блиц игра «Вопрос-ответ»;

логические задачи

1.31 «Путешествия точки»

1.32 «Логические задачки»

ИКТ

Январь

11

13

18

20

25

27

15.30

два раза в неделю

6 раз в месяц

1.33 «Колумбово яйцо»

1.34 КВН «Весёлый счёт»

1.35 «Графический диктант»

1.36 «Путешествие точки продолжается»

1.37 «Мышиный ход»

1.38 «Круг и шар»

Февраль

01

03

08

10

15

17

22

24

15.30

два раза в неделю

8 раз в месяц

1.39 «Круг и сфера»

1.40 «Соедини линией цифры по порядку», «Кто лишний?»

1.41»Колумбово яйцо»

1.42 «Мышиный ход»

1.43 «Логическая задачка на установление закономерностей»

1.44 «Играем, считаем, решаем»

1.45 «Другие приключения точки»

1.46 «Волшебные счетные палочки», «Измени фигуру»

Март

01

03

10

15

17

22

24

29

15.30

два раза в неделю

8 раз в месяц

1.47 «Считай, рисуй, записывай». Штриховка

1.48 Игра «Найди тень».Штртховка

1.49 «Числа и образование 11-15», «Десятки и единицы»

1.50 «Мышиный ход»

1.51 «Занимательные головоломки».ИКТ

1.52 «Дорисуй и напиши правильно»

1.53 Игра «Прямой и обратный счет»

1.54 Графический диктант

Апрель

05

07

12

14

19

21

26

28

15.30

два раза в неделю

8 раз в месяц

1.55 «Веселая переменка»

1.56 «Веселая страна «Числомания»

1.57 «Мышиный ход»

1.58 «Числа и образование  15-17 Десятки и единицы.

1.59 Занимательные головоломки. ИКТ

1.60 «Запиши пропущенную цифру», «Примеров много, а ответ-один»

1.61 «Я решаю логические задачки», Штриховка

1.62 «Волшебные палочки»

Май

03

05

10

12

17

19

24

26

15.30

два раза в неделю

8 раз в месяц

1.63 «Колумбово яйцо»

1.64 «Графические навыки»

1.65 «Составь задачу, запиши ответ», «Скопируй рисунок на листе в клетку»

1.66 «Мышиный ход»

1.67  «Я хочу спрость у вас-который час?»

(часы, циферблат, мера времени)

1.68 Диагностика

1.69 Диагностика

1.70 «С математикой в сказочную страну «ШКОЛА»

4. Содержание программного материала

месяц

Занятия

Задания

Цель

Материалы

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Диагностика

Опрос

-тестовые задания

-лист в клетку

-простой карандаш

Диагностика

Опрос

-тестовые задания

-лист в клетку

-простой карандаш

«Залатай коврик»

Развивать восприятие формы рисунка, умение концентрировать внимание, сообразительность, ориентироваться на листе бумаги.

Развивать умение устанавливать закономерность

-карандаши

-лист в клетку

-индивидуальные задания

«Задание на сложение»

Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, умение анализировать и сравнивать, сообразительность

-индивидуальные конверты с раздаточным материалом

-простой карандаш

«Напиши нужную цифру»

Развивать: умение обобщать и классифицировать, внимание, быстроту мышления, самоконтроль

-касса цифр

-тетрадь в клетку

-простой карандаш

«Закончи рисунок»

Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги.

-простой и цветные карандаши

-индивидуальные задания

«Счет с хлопками»

Развивать логическое мышление, ориентировку на листе бумаги.

-тетрадь в клетку

-простой карандаш

-цветные карандаши

«День и ночь» (какая цифра исчезла)

Закрепить умение решать математические задачи, счет в пределах 10, развивать быстроту мышления, концентрацию внимания

-временные картинки

-касса цифр

-мяч

О

КТ

Я

Б

Р

Ь

1

«Царица-математика»

 Закрепить: счет в пределах 10 в прямом порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро работать  «уникальными» кубиками;

воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.

2 письма (и посылка) Царицы Математики, геометрические фигуры разных цветов и размеров;; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; -числовые карточки от 1 до 10; картонные золотые медали «Юному математику», шоколадные конфеты

2

 «Путешествие Незнайки»

Образовательные: 1. Уточнить знания обратного счета.                                                                              2. Закрепить знания о геометрических фигурах.                                                                            3. Упражнять в составлении и решении простых арифметических задач с помощью символов.                                                                                                                          

Развивающие: 1. Развивать логическое мышление, память, внимание, умение работать в малых группах, развивать познавательный интерес.                                                        2. Развивать умение строить доказательства и предположения, формирование навыков учебной деятельности.

Воспитывающие: 1. Воспитывать интерес к занятиям математикой, уверенность в своих возможностях.

Оборудование: мяч средних размеров, мольберт, ватман с нарисованным лугом, цветы с изображение различных эмоциональных состояний, картинки с портретами коротышек, математические игры: «Колумбово яйцо», мешочки с песком, весом 100 гр., стулья, резинка, ножницы по количеству детей, квадраты размером 10х10 см на каждого ребенка, пособия к задачам – иллюстрациям, простые карандаши, листы в крупную клетку, цветной магнит, лист ватмана размером 50 х 30 см.

Предварительная работа: чтение произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

3

«Волшебные палочки»

(Кюизенера)

-формирование элементарных математических представлений посредством игр с палочками Кюизенера,

- закрепить умение различать и преобразовывать квадрат, треугольник, многоугольник;

- закрепить знание цифр и счета в пределах 10;

-воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Палочки Кюизенера, обручи, карточки с изображением предметов, цифр, шкатулка, письмо, карточки с заданиями, с эмблемами, листы бумаги, карандаши, аудиозапись, колонка, бубен

4

«Занимательные головоломки»

Цель: способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи;

 -воспитывать у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Иллюстрации к ответам, простые карандаши, листы А4

5

Составление и решение задач в одно действие.

Пространственные отношения.

  • -продолжать учить составлять и решать арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков;
  • учить  выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
  • -развивать внимание, логическое мышление, речь, умение аргументировать свои высказывания;
  • -воспитывать любовь к математике, желание заниматься и узнавать новое

магнитная доска, фигурки голубей и дерева, мяч

6

«Колумбово яйцо»

-развивать пространственные представления, воображение, смекалку,            образное и логическое мышление, память, наблюдательность.

-упражнять детей в счете до10, умении сравнивать множества предметов способами уменьшения наибольшего числа и увеличения наименьшего

презентация, плакат на развитие пространственных представлений, игра «Колумбово яйцо» на каждого ребёнка, плоскостные геометрические фигуры

7

«Поможем Мише и Маше прибраться в комнате»

Формирование пространственных представлений: на - над - под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за – перед, между и др. Ориентировка в пространстве

Картинки мебели, кухонных принадлежностей, макет комнаты

- рабочие тетради

-цветные карандаши

8

«Мышиный ход».

Корректурная проба

-учить составлять схему движения, умение работать по схеме;

- развивать знания пространственных отношений;

- совершенствовать внимание, память , усидчивость;

-игра «Мышиный ход»,

-индивидуальные графические задания.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1

Составление и решение  задач в одно действие.

Пространственные отношения.

-обобщать знания о пространственно- временных отношениях

- учить отгадывать загадки, аргументируя свой ответ

-сборные картинки времён года, их месяцев

- календарь

- картинки с частями суток

- фланелеграф

2

белый, синий, желтый, красные конверты с заданиями, листы с заданиями на каждого ребенка, простой и цветные карандаши

3

  Блиц игра «Вопрос-ответ»

-совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в

пределах 10;

-уточнить знание известных геометрических фигур;

-систематизировать представления о последовательности всех дней

недели, месяцев, времен года;

-развивать смекалку, воображение, логическое мышление;

-развивать у детей доброжелательную атмосферу командной игры

 1. Наборы цифр для детей и ведущего от 1 до 10;

2. Разрезные картинки с цифрой 5 и 8;

3. Карточки с зашифрованными названиями команд;

4. Листы-задания для конкурса капитанов;

5. Простые карандаши;

6. Жетоны.

4

«Открываем календарь…»

Пространственно- временные отношения.

- Закреплять знания  понятий «части суток», «дни недели», месяцы в году, времена года, умение ориентироваться  в днях недели ( позавчера, завтра и т.д.),

- сборные картинки времён года, их месяцев

- календарь

- картинки с частями суток

- рабочие тетради

5

 «Мышиный ход»

 

-учить составлять схему движения, умение работать по схеме;

- развивать знания пространственных отношений;

- совершенствовать внимание, память , усидчивость;

-игра «Мышиный ход»,

-индивидуальные графические задания.

6

«Логическая задачка на установление закономерностей»

-создать условия для побуждения детей к речевой активности, умению выражать свои мысли;

-развивать умение ставить цель, отбирать необходимые средства, определять последовательность действий;

-способствовать умению делать выбор и принимать самостоятельное решение;

•-совершенствовать развитиенавыков взаимодействия детей с воспитателем, друг с другом.

-закреплять знания о числовом ряде, умении называть геометрические фигуры, упражнять в ориентировке в пространстве, нахождение закономерностей явлений и предметов

- рабочая тетрадь;

- карандаши;

-игрушки;

-картинки с заданиями

7

Игра

«Считай, рисуй, записывай»

-развивать зрительную память, логическое мышление;

-развитие произвольного внимания

-тетради;

-цветные карандаши;

-касса цифр

8

Закрепление материала «Состав числа»

«Маша и Миша делят подарки»

- продолжать закреплять знания о взаимосвязи частей и целого

-закреплять умение соотносит цифру с количеством

-закреплять умение работать с составом чисел

-опорные таблицы для закрепления состава чисел (домики)

- опорные картинки ( часть- целое)

- мелкие игрушки-подарки

- 2 корзины для подарков

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1

Блиц игра «Вопрос-ответ»;

логические задачи

-совершенствовать умение детей внимательно слушать вопрос, отвечать полным ответом

-развивать внимание, память, усидчивость

-тестовые задания

2

Путешествия Точки»

учить выполнять графический диктант

- закреплять умения по ориентировке на листе бумаги

- актуализировать знания о понятиях «точка», «луч», «прямая линия», «отрезок»

-учить чертить отрезки заданной длины

- картинка «Весёлая Точка»

- карандаш и линейка

-рабочие тетради с заданиями

3

«Логические задачки» ИКТ

-учить детей действовать по заданному алгоритму;

-развивать внимание, память , усидчивость.

-ноутбук

-тестовые задания

4

«Колумбово яйцо»

-продолжать развивать пространственные представления, воображение, смекалку,            образное и логическое мышление, память, наблюдательность.

-схемы, раздаточный материал

5

КВН

 «Весёлый счёт»

•-поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, к желанию играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целенаправленность и взаимопомощь.

-развивать внимание, сообразительность, умение последовательно объяснять свою точку зрения

  -эмблемы для капитанов команд;

2 мольберта;

карточки с заданиями в конвертах; фломастеры;

2 набора геометрических фигур; призы, дипломы, грамоты

6

«Графический диктант»

-совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу»;

-развивать воображение

  -карточки в клетку, фломастеры, схемы

7

«Путешествие Точки продолжается»

-учить чертить геометрические фигуры с данными о длине сторон, копировать изображения

-учить придумывать графические диктанты

 

- карандаш и линейка

-рабочие тетради с заданиями

- карточки с изображениями для копирования

8

«Мышиный ход»

-продолжать учить составлять схему движения, умение работать по схеме;

- развивать знания пространственных отношений;

- совершенствовать внимание, память , усидчивость;

-игра «Мышиный ход»,

-индивидуальные графические задания.

Я

Н

В

А

Р

Ь

1

«Веселый круг и шар».

-закрепление математических понятий «круг, шар».

-систематизировать отличительные особенности круга, шара;

-развивать пространственные;

-развивать тактильные ощущения, познавательные процессы, мелкую моторику рук

-магнитная доска;
-презентация «Колобок»;
-муляжи колобка и круглый воздушный шарик;
- «Волшебный мешочек»;
-раздаточный материал;
-ноутбук

2

«Круг и сфера»

-закрепление математических понятий «шар, сфера»;
-закрепить отличительные особенности шара, сферы;
-развивать пространственные представления;
-совершенствоватьвать тактильные ощущения, познавательные процессы, мелкую моторику рук.

-магнитная доска;
 -презентация «Колобок»;
-муляжи колобка и круглый воздушный шарик;
 -раздаточный материал;
-карточки с фотографиями;
-ноутбук

3

«Соедини линией цифры по порядку»,

«Кто лишний?»

-совершенствовать у детей умения соотносить последовательность цифр;

-развивать внимание, зрительную память

-раздаточный материал;

 -карандаши

4

«Колумбово яйцо»

-продолжать развивать пространственные представления, воображение, смекалку,            образное и логическое мышление, память, наблюдательность.

-схемы, раздаточный материал

5

 «Мышиный ход»

-продолжать учить составлять схему движения, умение работать по схеме;

- развивать знания пространственных отношений;

- совершенствовать внимание, память , усидчивость;

-игра «Мышиный ход»,

-индивидуальные графические задания.

6

«Логическая задачка на установление закономерностей»

-продолжать знакомить с понятием логические задачи, тренировать в решении логических задач

-повторить прямую и обратную последовательность ряда цифр до 10 и устные вычисления в пределах 10.

-чистые листы бумаги в крупную клетку, фломастеры и простые карандаши

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1

«Играем, считаем, решаем»

-продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

-тетради в клетку,

-простые и цветные карандаши,

-листочки с моделями (для решения задач)

2

«Другие приключения Точки»

-закреплять представления о кривых и ломаных линиях, замкнутых и незамкнутых линиях

-верёвочка- магнит

-- картинка «Весёлая Точка»

- рабочие тетради

-линейки, карандаши

-магнитная доска

- картинки всех видов линий

3

«Цветные палочки могут быть цифрами»

 

  • -совершенствовать умение пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода;
  • -соотносить цвет и число, и число и цвет.
  • при помощи палочек составлять число до 20 разными способами»
  • -развитие речи, памяти, внимания

.-наборы цветных счетных палочек Кюизенера;

-схемы образцов для конструирования;

-мяч

4

Игра «Считай, рисуй, записывай». Штриховка

-продолжать чить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-формировать навык самоконтроля и самооценки

-карточки-цифры, -тетради,

-карандаши (простой и цветные)

5

Игра «Найди тень».

Штриховка

-развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление;                          

-память, наблюдательность и усидчивость.

-силуэты;

-простые карандаши

6

«Числа и образование 11-15.Десятки и единицы»

- познакомить с цифрами и числами 11-15, их образованием и составом

-закреплять умения выполнения операций над числами

-искусственные цветы -15 штук

-2 вазы

-набор цифр и знаков

- магнитная доска

- рабочие тетради

7

«Мышиный ход»

-продолжать учить составлять схему движения, умение работать по схеме;

- развивать знания пространственных отношений;

- совершенствовать внимание, память , усидчивость;

-игра «Мышиный ход»,

-индивидуальные графические задания

8

 Занимательные головоломки (ИКТ)

Корректурная проба

-учить детей действовать по заданному алгоритму;

-развивать внимание, память ; усидчивость

-ноутбук;

-тестовые задания

М

А

Р

Т

1

«Дорисуй и напиши правильно»

-развитие логического мышления, памяти, внимания;

-вызывать радость от выполненного задания

-схемы-задания;

-карандаши

2

Игра «Прямой и обратный счет» 

-закреплять умение в прямом и обратном счете при помощи дидактических игр

-тетради, карандаши

3

Графический диктант

-совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу»;

-развивать воображение

  -карточки в клетку, фломастеры, схемы

4

«Веселая переменка»

-развивать внимание, память, воображение;

-воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира;

-развивать игровые конструктивные навыки

-схемы-задания,

-карандаши

5

«Весёлая страна Числомания»

- учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание в одно действие

-учить читать равенства, записывать их.

- раб.тетради,

- карандаш

-картинки с примерами правильные и с ошибками

6

«Мышиный ход»

-совершенствовать умения составлять схему движения, умение работать по схеме;

- развивать знания пространственных отношений;

- совершенствовать внимание, память , усидчивость;

-игра «Мышиный ход»,

-индивидуальные графические задания

7

«Числа и образование 15-17.Десятки и единицы»

- познакомить с цифрами и числами 15-17, их образованием и составом

-закреплять умения выполнения операций над числами

-счетные палочки

-набор цифр и знаков

- магнитная доска

- рабочие тетради

8

Логические задачи, Занимательные головоломки (ИКТ)

Графический диктант

-учить детей действовать по заданному алгоритму;

-развивать внимание, память , усидчивость

-ноутбук;

-карточки в клетку

А

П

Р

Е

Л

Ь

1

«Запиши пропущенную цифру»,

 «Примеров много, а ответ один» 

-способствовать в решении математических примеров;

-поддержка в успешном решении поставленной задачи

-индивидуальные задания;

-карандаши

2

«Я решаю логические задачки». Штриховка.

-вызвать желание при

выполнении задания»

-сформировать умение доводить начатое дело до завершения

-тетради в клетку,

-карандаши

3

«Волшебные палочки»

-формирование элементарных математических представлений посредством игр с палочками Кюизенера по схемам,

-воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Палочки Кюизенера,

-схемы с заданиями

4

«Колумбово яйцо»

-продолжать развивать пространственные представления, воображение, смекалку,            образное и логическое мышление, память, наблюдательность.

-схемы, раздаточный материал

5

«Графические навыки»

-учить выполнять графический диктант

- закреплять умения по ориентировке на листе бумаги

 - карандаш

-рабочие тетради с заданиями

6

«Составь задачу, запиши ответ»,

«Скопируй рисунок» (на листе в клетку) 

- продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание;

- записывать и читать запись;

-развивать внимание, усидчивость

-дидактический материал для составления задач;

-индивидуальные задания

7

«Мышиный ход»

-совершенствовать умения составлять схему движения, умение работать по схеме;

- развивать знания пространственных отношений;

- совершенствовать внимание, память , усидчивость;

-игра «Мышиный ход»,

-индивидуальные графические задания.

8

«Занимательные головоломки» ИКТ

-учить детей действовать по заданному алгоритму;

-развивать внимание, память  усидчивость.

-индивидуальные карточки с заданиями;

-карандаши

МАЙ

1

«Я хочу спросить у вас- который час?..»

 (часы, циферблат, мера времени)

-продолжать знакомить с часами, узнавать время, установленное на макете часов,

- образное и логическое мышление, память, наблюдательность.

-макеты часов,

-тетради,

- карандаши

2

«Занимательные головоломки»ИКТ, корректурная проба.

-совершенствовать умения детей действовать по заданному алгоритму;

-развивать внимание, память, усидчивость

-ноутбук;

-карточки в клетку, фломастеры

3

«Считай и рисуй»,

«Помоги Незнайке расставить знаки»

-закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 20;

обратный счёт в пределах 10.

-упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку

-способствовать развитию логического мышления, внимания;

-воспитывать умение слушать и желание оказывать помощь;

- развивать слуховое внимание и логическое мышление детей;

- воспитывать  активность, самостоятельность, инициативность

кукла Незнайки, конверт с письмом, конверты с заданиями;

Раздаточный материал: на каждого ребёнка лист бумаги в клетку и цветные карандаши,

-простые карандаши, -белый лист бумаги;

-числовой ряд,

-касса цифр

4

«Числа и образование 18-20. Десятки и единицы»

- познакомить с цифрами и числами 18-20, их образованием и составом

-закреплять умения выполнения операций над числами

-счетные палочки

-набор цифр и знаков

- магнитная доска

- рабочие тетради,

-пластилин

5

Штриховка

-формирование навыка координации движения руки при письме;

-правильной осанки и навыков посадки, тренировки руки в работе с карандашами;

-закреплять умение наносить линии в одном направлении, соблюдая основы правил непрерывного письма

-раздаточный материал, -карандаш

6

«С математикой в сказочную страну «Школа»

-закреплять представления детей о днях в неделе в прямой и обратной последовательности;

-закреплять правило счета, умение считать количественным и порядковым счетом в прямом и обратном порядке;

-упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание; умении ставить вопрос к задаче и ее решению;

-закрепить умение составить число из 2-х меньших единиц в пределах 10;

-развивать внимание, память, логическое мышление в решении проблемных ситуаций.

-воспитывать дружеское взаимоотношение, умение работать в коллективе, воспитывать усидчивость.

-шкатулка,

-ноутбук,

-письмо,

-картинки к задачам, цифры,

-рисунки к физминутке,

-рисунок к игре «Четвертый лишний».

Раздаточный материал: ч

-исловые домики,

-карандаши,

-схемы к предложению.

5. Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года

06.09.2021 -30.05.2022

Продолжительность образовательного процесса

9 месяцев

Режим работы

2 раза в неделю во второй половине дня

Понедельник 15.30

Четверг 15.30

20-30 минут

Выходные

Суббота, воскресение, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации

Каникулы

01.01.2021-10.01.2022

Педагогическая диагностика

07.09.2021;19.05.2022, 24.05.2022

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

2

8

70

6.Методическое обеспечение программы

№ п/п

Название темы (базовые разделы)

Форма проведения занятий

Методы и приемы проведения занятий

Дидактические материалы, техническая оснащенность

Форма подведения итогов

1

Колумбово яйцо

Фронтальная

Групповая

Смешанная

Игровые

Наглядные

Практические

Объяснительно – иллюстративный

Исследовательский

Цветные схемы-карточки

Карточки – символы

Дидактические игры

Таблицы  Схемы

Игрушки-персонажи Веревочки

Фотоотчёт

Видеопрезентация

2

Волшебные палочки

Фронтальная

Групповая

Смешанная

Игровые

Наглядные

Практические

Объяснительно – иллюстративный

Исследовательский

Наборы «Цветные палочки Кюизенера»

Задачи-головоломки

Цветные схемы-карточки

Математические игры и головоломки

Таблицы, Карточки – схемы

 Игрушки-персонажи

Фотоотчёт

Видеопрезентация

7. Организационно-педагогические условия реализации программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Умники и умницы» рассчитана на 1 год.  Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество 70 часов. Подгрупповая форма работы.

Итоги реализации дополнительной образовательной программы подводятся в форме фотовыставки для родителей, папки-передвижки с обучающим материалом, творческого отчета руководителя кружка на педсовете.

         

8. Оценочные материалы

Оценочная шкала была взята из диагностики развития дошкольников, разработанной кандидатами педагогических наук Н.С. Ежковой и О.И. Кокоревой: выполнение диагностических заданий старшими дошкольниками оценивается по 4-х балльной системе (таблица 1).

Таблица 1 – Оценочная шкала уровня сформированности математических представлений у старших дошкольников по результатам выполнения заданий

Название уровня

Характеристика

Количество баллов

Высокий

Ребенок ориентируется в обстановке, определяет цель деятельности. Намечает ход выполнения задания. Осуществляет задуманное с помощью рациональных, разнообразных способов действий, соблюдает необходимую последовательность действий. Не отвлекается, самостоятельно преодолевает трудности. Деятельность завершается качественным результатом.

4 балла

Средний

Ребенок определяет цель деятельности, заранее готовит средства, но может забыть один или несколько необходимых предметов. Ход выполнения продумывает частично. Способы действий не всегда рациональны. Редко сам устраняет допущенные недостатки и неточности, часто отвлекается. Достигает результата, но отличается неточностью, небрежностью исполнения.

3 балла

Низкий

Ребенок не определяет цель деятельности, выполняет задания под воздействием взрослого или сверстников. Подготовку средств осуществляет несознательно, забывает большинство необходимых предметов. Заранее не продумывает ход выполнения. Действия лишены логичности, целесообразности, как правило, выполняются путем проб и ошибок. Не хочет преодолевать трудности, часто отвлекается. Результат отличается незавершенностью.

2 балла

Крайне низкий

Ребенок не может самостоятельно выполнить задание, выполняет его только с помощью взрослого, сверстников. Сам выполняет лишь отдельные действия, как правило, подражает действиям других, отвлекается. Результата деятельности не достигает.

1 балл

-Уровень усвоения количественного счета в пределах 10

-Уровень усвоения порядкового счета в пределах 10

-Уровень усвоения понятий больше - меньше, поровну (одинаково), с использованием счета, цифр и знаков

-Умение устанавливать отношения по величине, выстраивать упорядоченный ряд предметов

-Умение устанавливать размерные отношения между 5 - 10 предметами разной высоты

-Знания детей о названиях геометрических фигур и признаках отличия одной фигуры от другой

-Умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов похожей формы

-Пространственные представления детей и уровень практических ориентировок в пространстве

-Временные представления детей (последовательность частей суток, дней недели, месяцев года)

Условия реализации программы

Математические игры:  с цифрами, с геометрическими фигурами, на определение формы, величины предметов, их местоположения в пространстве, игры с  порядковым, прямым и обратным счётом в пределах десяти.

Развивающие пособия: рабочие тетради  в клетку, математическая карточка «геоконт», счётные полочки, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, макеты часов, пособие «Мышиный код»

Игры, направленные на развитие мелкой моторики: «золушка»,  «волшебная коробка»,  «чудесный мешочек», «мешочки с разными крупами», «шнуровки», мелкие предметы (пуговицы, бусины, колечки), предметы массажа кистей рук (шишки, карандаши с гранями, мячик су-джок)

Воспитательная работа

Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять задания по инструкции, не мешать окружающим, соблюдать порядок во время игр и при выполнении заданий.

Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.

Литература

1.» Математическое развитие детей 4-7 лет.»  Л.В.Колесова

2. «Чудо- обучайка» Е.Бортникова

3. «Подготовка к школе в детском саду»  Л.В.Управителева

4. «Развиваем память» И.А Девина, Т.А.Никитина

5. «Я решаю логические задачи»  Е.Колесникова

6. «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 6-7 лет»

Ю.А Соколова

7. Игралочка-ступенька к школе. Математика для детей 6-7 лет.

Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е.

7.Интернет-ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....

Дополнительная образовательная программа "Умники и умницы" (подготовка детей к школе)

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкол...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Умница»

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника....

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-математической направленности «Умники и Умницы»

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различ...

Дополнительная образовательная услуга - кружок «Умники и умницы» в старшей группе «На помощь жителям математического королевства»

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года занимаясь в кружке "Умницы и умники" по образовательной области "Познавательное развитие...

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе лаборатория «Умники и умницы» Тема: «В поисках электричества»

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе лаборатория «Умники и умницы» Тема:   «В поисках электричества»...