формирования элементарных приемов логического мышления дошкольников с использованием ИКТ
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Ганина Надежда Николаевна

формирования  элементарных приемов логического мышления дошкольников с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия по ФЭМП414 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                          

 «Детский сад присмотра и оздоровления детей с аллергическими заболеваниями №77»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

(из опыта работы)

                                             

                     

                                      Подготовила: воспитатель                                        

                                                                     Ганина Надежда Николаевна       

             

Нижнекамск

Формирование элементарных приемов

логического мышления дошкольников

с использованием информационно-коммуникационных технологий»

Войдет компьютер в детство,

Войдет с грядущим веком.

Не зря ведь ИКТ мы прочно увлеклись.

         

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи.

            На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, а следовательно и предполагается изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с детьми, если раньше основной задачей являлось воспитание стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, умеющих ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

           Преобразование содержания дошкольного образования предусматривает введение в педагогическую практику применение современных информационных технологий. От педагогического процесса они не изолированы, а сочетаются с регулированной деятельностью и организаций жизнедеятельности детей, дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями, так как  информационные технологии это не только компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникационными технологиями предполагается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, мультимедиа,  что привело к изменению содержания, организационных форм и методов всей системы образования, а значит, и работы детских садов, их взаимоотношений с родителями вышестоящими организациями .

           В современных условиях перед педагогами встала задача не просто использовать в образовательном  процессе инновационные технологии, а стать и для детей, и для родителей  проводником в мир новых технологий,  и создать основы информационной культуры личности ребенка, но при этом, не забыть о развитии основных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

           На мой взгляд основным развитием является логическое мышление, так как  развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.  

          Логическое мышление – это образ мыслительного процесса, способность и умение, где ребенок использует готовые понятия и логические схемы. Для плодотворного развития у ребенка логического мышления  требуется научить ребенка-дошкольника решать различные загадки и задачи, кроссворды  как простые логические, так и нестандартные головоломки, так как это развивает у них логику, воображение и интеллект.

         

Цель: формирование элементарных приемов логического мышления с использованием  ИКТ.

Задачи:

  1. Развитие у дошкольников логических приемов  (сравнения, обобщения, анализа, классификации).
  2. Формирование умения понимать и наблюдать причинно — следственные связи и на их основе делать определенные выводы.
  3.  Воспитание любви к учению.

        Очень важно начать развивать логическое мышление у ребенка еще до того момента, когда он пойдет в школу, то есть в дошкольном возрасте. Невозможно родиться со сложившимся логическим мышлением, его нужно развивать, ему необходимо учиться.

         Логическое мышление развивается на основе образного и является основным  развитием детского мышления. Достижение этой стадии – долгий и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенок повзрослеет,  когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых.  Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.

         Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Суть в том, что на каждом возрастном этапе выстраивается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Следовательно,  приобретенные в дошкольный период умения, навыки, будут служить основой для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И самым важным среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Это поможет дошкольнику в будущем справляться с повседневными школьными задачами, будет способствовать развитию его творческого потенциала.  Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может угаснуть интерес к учебе, может пострадать и ослабнуть здоровье ребенка.     

       Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить четко и ясно, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на проблеме, убедить и доказать других в своей правоте. Легче станет учиться, а значит, и учебный процесс, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. 

      Л.Н. Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние». 

      Логические приемы – сравнение, классификация, синтез, анализ доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют, для выработки правильных умозаключений начиная с первого класса. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин А.А. Логика).

Этапы развития элементов мышления в дошкольном возрасте.

Методы, применяемые в средней группе для развития

 основных  познавательных процессов.

     Развитие психологических качеств у детей позволяет им легко овладеть полученными знаниями, использовать их для решения различных задач. Знания, которыми владеет ребенок при поступлении в школу, не столь важны, как важно его стремление к получению знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать правильные выводы, логически рассуждать и мыслить.

В возрасте 4 лет у детей происходит развитие наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие.

В возрасте 5 лет происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов.

К 6 году жизни начинает развиваться словесно-логическое мышление, оно предусматривает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, сопоставлять, делать выводы, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, внимание, успеваемость в принципе, скорость усвоения материала.  

Я, в работе с детьми средней группы, использую  игровые упражнения, направленные на познавательное развитие процессов. Работа проводится по заранее подготовленному материалу (карточкам, презентациям). Например, ребенку необходимо запомнить картинки, разложить их по группам: транспорт, одежда, посуда, мебель и т.п., запомнить картинки по подгруппам: грузовой транспорт или пассажирский, летняя одежда или зимняя и так далее. Или вариант «выложить по памяти», «запомнить и повторить», в котором также применяются карточки с изображениями предметов, которые выкладываются перед ребенком, затем перемешиваются и ребёнок  должен воспроизвести предыдущий ряд в правильной последовательности.

Так же в обучении дошкольников широко применяю задачи логического типа, направленные на поиск и нахождение недостающих фигур, частей фигур а также определения закономерностей. Например, определить какие фигуры отсутствуют, путем анализа каждого ряда, разложенных по горизонтали и вертикали геометрических фигур.

Еще в тренировках  применяю игры-шутки, занимательные вопросы. Они направлены на быстроту реакции, на развитие внимания, нестандартного мышления, тренируют память.

 

                                       Практическая часть

 Место проведения:  Муниципальное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями №77». г.Нижнекамск

Воспитатель: Ганина Надежда Николаевна

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «В гостях у зайчика»

Программа: Авторская методическая разработка

Основная образовательная область: Формирование элементарных математических представлений. Развитие логического мышления.

Используемая образовательная программа: «От рождения до школы»

Интегрированные образовательные области:

образовательные области: познавательное развитие

                                            физическое развитие

                                             речевое развитие

Форма проведения: Совместная деятельность взрослого и детей. Самостоятельная деятельность детей.

Цель: Развитие умения выполнять задания, предполагающие мыслительных операций – анализ и синтез предметов. Закреплять умения и знания ориентироваться на листе бумаги.

Воспитательные: Воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.

Развивающие: - Развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.

                          -Развивать внимание, восприятие.

Образовательные:  - упражнять детей в составлении целого из частей

                                 - учить узнавать предмет по деталям

                                 - учить выделять несколько предметов из группы по определенному признаку

                                 - учить рассуждать и обосновывать свой выбор  

                                 - закреплять умение ориентироваться на листе бумаги

                                 - закреплять знания геометрических фигур                                                                                                                            

Планируемый результат: ориентация на образец, контроль и оценка. Формирование умения выделять существенные  признаки, умение слушать собеседника. Закреплять знания счета, закреплять знания геометрических фигур.

Методы и приемы: Словесный:  беседа, объяснение.

                                  Наглядный: рассматривание, показ.

Материал и оборудование: Демонстрационный материал показывается через мультимидийное  оборудование: картинка к заданию «Сколько зайцев спряталось за кустом?», картинка с зайцами, картинка к игре «Собери урожай», картинка с овощной грядкой.

Раздаточный: карточки к игре «Собери урожай», карточки с изображением зайца из геометрических фигур, карточки с изображением зайцев с морковкой и без.

Индивидуальная работа: помогать советом и расположения деталей, направлять деятельность детей на последовательность этапов работы.

Словарная работа: урожай, фрукты, овощи, растерялся.

Структура НОД:

Ход НОД:                                                                                                                

Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашему зайчику. Вы согласны. Тогда мы сядем в поезд и поедим по лесной железной дороги (все дети образуют поезд, встав друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, а воспитатель встаёт первым).

Ну, вот мы и приехали. А нас с вами встречает наш зайчик и его друзья, но они испугались и спрятались за кустом.

1.Сколько зайчиков спряталось за кустом.

        Молодцы ребята, правильно посчитали зайчиков.

 А это задание для вас приготовили друзья нашего зайчика.

2.Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и той и другой линией?

Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи.

3.Игра: "Собери урожай".

В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину.

Фрукты

Овощи

2.jpg (27337 bytes)

4. Зайка наш устал. Давайте вместе с зайчиком отдохнём.

Физкультминутка: "Зайка"

Скок - поскок, скок - поскок
Зайка прыгнул на пенёк,
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок - поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

(движения по тексту стихотворения)

5.  А сейчас послушайте еще  задание, которое вам приготовил зайка.

Послушайте задачку, подумайте и решите.

"В саду было 4 грядки с морковкой и 3 грядки с капустой.  Сколько всего грядок с морковкой и с капустой было в саду? На сколько грядок с морковкой больше, чем с капустой?" 

 Интересные задания приготовил зайка для вас ребята?  Давайте поблагодарим зайчика. А вы хотите, чтобы зайчик сегодня остался у каждого из вас, и забрали его домой?                                                                                                            

6.Закрасьте справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик.

 

     

        Воспитатель хвалит детей , отмечает, что дети молодцы, просит сказать куда они     сегодня ходили в гости, что понравилось, что хорошо получилось, что не получилось, и благодарит их за работу.        

Заключение

       Наука шагает вперед, а дети наши рождаются и живут в условиях, где в доме есть и компьютер, и много других технических средств. Часто сталкиваемся с тем, что ребенок в 4 года уже говорит: «Я не могу, я не умею». С. Пейперт говорил: «Ребенок, будучи от природы весьма одаренным учеником, может        постепенно терять вкус к обучению».

        Бесспорно, что в современном образовании  компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и новшества в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности личности. Информационные технологии,  с правильно подобранными  технологиями обучения, с вариативности, разделении и индивидуализации обучения и воспитания.

      Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей  достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. создают необходимый уровень качества,

     Картины, иллюстрации, методические пособия, выпущенные в том веке, потеряли внешний вид, в новых картинах изобилие несуществующих красок.
Я. А. Коменский подчеркивал один из методов – наглядность и назвал его «золотым правилом». Просто невозможно обойтись без привлечения наглядности.

   Возникла необходимость создать яркие и привлекающие картины, сюжеты с помощью компьютерных программ. Конечно, компьютер не может восполнить нехватку общения детей с природой, но показать интересные моменты из жизни живой и неживой природы, красоту окружающего мира, его разнообразие, способен только телевизор и компьютер.

   Работа над развитием наглядно-действенного мышления с использованием ИКТ показала, что интерес детей к занятиям и получению знаний в несколько раз выше, чем с использованием обычных наглядных пособий.

   Другим педагогам желаю приложить максимум усилий, потратить максимум времени на создание своей материальной базы в виде презентаций, подборки картин и картинок, что станет отличным стимулом тяги детей к обучению.

Список используемой литературы

1. Белая К.Ю. Ещё раз об образовательной программе ДОУ / Управление ДО
№ 5, 2014 год.

2. Белая К.Ю. Особенности планирования работы с учетом ФГОС ДО / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 11, 2014 год

3. Белая К.Ю. Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ / Справочник старшего воспитателя  дошкольного учреждения № 1, 2011 год

4. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование.  2011.  № 4.  с. 14 – 16.

5. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы // Детский сад: теория и практика.  2011.  № 6.  с. 6 – 21.

6. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. – Екатеринбург, 2008.

7. Комарова Т.С., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2011.

8. Минина Г.П. Компьютер в детском саду: зло или благо? Взгляд со стороны разработчика образовательных программ // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4. – С. 26 – 29

9. Скоролупова О., Федина Н.  Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования//Дошкольное воспитание.- № 8.-2010.-с 6-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственныхспособносте...

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и п...

Мастер-класс "Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша"

Материал представляет собой методическую разработку мастер-класса с педагогами и родителями по  использованию дидактических игр с логическими блоками Дьенеща с детьми дошкольного возраста....