Конспект по математическому развитию
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Чугаева Юлия Николаевна

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_tablitsy.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по математическому развитию в старшей группе

Дата: 12.10.21

ТЕМА: Таблицы

цель:

1) сформировать представление о таблице, строке и столбце, первичный опыт определения и выражения в речи места фигуры в таблице

2) тренировать счетные умения, умение определять и называть форму,цвет и размер плоских геометрических фигур, пользоваться пространственными отношениями «слева «справа», вверху - «внизу»;

3) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода.

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, синтез, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие и коммуникативные способности, инициативность.

Материалы к занятию

Раздаточный:

1) Таблицы к заданию 2.1.

2) Геометрические фигуры: по 3 прямоугольника, квадрата и треугольника одного размера трех цветов - красного, синего и зеленого.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

 - Случалось ли вам переезжать на новое место жительства? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет, что переезд - дело не только радостное, но и очень хлопотное.

- Жители страны геометрических фигур получили квартиры в новом доме и они просят вас помочь им вселиться в новый дом

- Хотите помочь жителям геометрической страны?

- Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Дом».

 Дидактические задачи.

1) актуализировать представления детей о подъездах и этажах много-этажного дома;

2) тренировать счетные навыки, мыслительные операции - анализ, сравнение, развивать внимание.

 Дети садятся за столы, на которых лежат таблицы 4 на 4. На первый слева столбец, на котором нарисованы цветные пятна, и на первую строку, на которой изображены геометрические фигуры, с помощью скрепок прикреплены полоски бумаги.

Так Таким образом, перед каждым ребенком находится таблица:

Кроме этого, у каждого ребенка на столе находятся 3 треугольника трех цветов, 3 квадрата и 3 круга таких же цветов, все фигуры одного размера.

Показывая на таблицу, воспитатель рассказывает детям, что это - дом. Дом пока не достроен, Чердак ,показывает на полоску, закрывающую первую строку) и подсобное помещение (воспитатель показывает на полоску, закрывающую первый столбик) пока заколочены.

Сколько в доме этажей? (Три. ) Покажите верхний, средний, нижний этаж

Дети должны провести пальцем по каждой строке.

- Сколько на каждом этаже квартир? (Три.) Воспитатель рассказывает, что квартиры, расположенные друг под другом, - это подъезд.

Первый подьезд расположен рядом с заколоченным подсобным помещением.

Покажите все квартиры, расположенные в первом (втором, третьем) подьезде.

Дети должны провести пальцем по каждому столбцу.

 -перед домом собрались новые жильцы(геометрические фигуры).

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра Дом» (продолжение).

Дидактические задачи.

1) создать мотивационную ситуацию для обозначения расположения предметов в пространстве с помощью таблицы;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, логическое мышление.

- каждый житель получил отдельную квартиру.

-Заселите народ по квартирам. Дети раскладывают фигуры в свободные клетки кто как захочет

Новые жильцы разложили вещи и вышли погулять по своему району,

посмотреть, где находится магазин, почта, детский сад. Дети сдвигают фигуры с таблицы и перемешивают от их. Пора возвращаться домой, но  каждая фигура должна оказаться именно в той квартире, в которую вселилась вначале

Как правило, дети не помнят, где какая фигура находилась.

Смогли вы помочь жителям найти свои квартиры? (Нет.)

Почему не смогли? (Потому что не запомнили, где кто поселился)

 Значит, что нам надо сделать? (Так расселить жителей, чтобы запомнить, кто где живет.

4. Открытие нового знания.

 Игра «Дом»).

Дидактические задачи:

1) сформировать представления о таблице, строке, столбце, опыт использования таблиц, познакомить со словами, определяющими положение предметов на плоскости;

2) закрепить способ действий «если что-то не знаю придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику», сформировать положительный опыт применения этого способа;

3) тренировать мыслительные операции - анализа, сравнение обобщение, классификацию, разливать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь,

Попробуем сами придумать? Предложите, как можно расселить жителей, чтобы каждый мог без труда найти свою квартиру.

Выслушиваются все предложения детей, воспитатель побуждает их высказывать свои мысли, идеи.

Молодцы! Теперь давайте внимательно посмотрим, чем отличаются жильцы нового дома? (Цветом и формой.)

По какому признаку можно разделить всех жителей? (Жителей можно разделить по цвету и по форме.)

Разделите их на группы по цвету.

Дети образуют группы красных, синих и зеленых фигур.

- Куда вы поселите красные фигуры? Выслушиваются все предложения детей, после чего воспитатель просит разложить красные фигуры на верхнем «этаже»

Аналогично раскладываются зеленые и синие фигуры.

 -Как теперь можно сказать, где живут красные, синие, зеленые фигуры (Они живут на верхнем, среднем, нижнем этаже.)

 - а теперь я вам предлагаю открыть подсобное помещение (сдвинуть полоску).

Как вы думаете, о чем говорит красное, зеленое, синее пятно в начале этажа? (Оно говорит о том,  на верхнем этаже должны жить  только красные фигуры, на среднем - зеленые, а на нижнем – синие фигуры. )

Дети в ходе беседы проводят пальцем по строке. Затем  открываем чердак (сдвинуть полоску).

О чем говорят фигуры, нарисованные наверху?

Дети под руководством воспитателя приходят к выводу о том, что в «квартирах» друг под другом (то есть в одном подъезде) живут одинаковые по форме фигуры.

Дети самостоятельно раскладывают фигуры по столбцам.

- ребята, такай дом называется таблицей, этажи (показывает) называются строками (первая, вторая, третья), а подъезд (показывает) столбцами (первый, второй, третий).

На какой строке расположены красные, желтые, зеленые фигуры? (На первой, второй, третьей строке.)

- В каком столбце расположены круги, квадраты, треугольники? (В первом, втором, третьем столбце.)

- Смогли вы придумать, как расселить жителей? (Да.) Воспитатель их хвалит и эмоционально поддерживает успех.

Вывод: таблица помогает нам расположить предметы в определенном порядке.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Физкультминутка

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Присели.)

-6. Работа в рабочей тетради.

Итог занятия

- Ребята,  давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по математическому развитию в старшей группе "Волшебные мешочки"

Цель:показать уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошколь­ного возраста.Обучающие задачи:ØЗакрепить числовую последовательность в пределах 10, представления о праздн...

Конспект по математическому развитию с использованием ИКТ в старшей гр. Тема: «Путешествие по лесной полянке»

1. Закрепить прямой и обратный счет до 10;2. Учить делить предмет на 2, 4 части;3. Формировать понятие, что часть меньше целого, а целое больше части;4. Отгадывать загадки на основе зрительно – ...

Конспект по математическому развитию Тема: «Весёлая неделя».

Дать детям понятие «неделя»,  Развивать чувство времени, Воспитывать дисциплинированность....

Конспект по математическому развитию "Чудесный лесок".

Цель занятия: закрепить у детей понятия качественных характеристик "один" и "много"....

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе

это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

КОНСПЕКТ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ БУРАТИНО»

Цель: обобщить и закрепить знания и умения детей по математическому развитию, полученные в течение учебного года. Задачи:Образовательные: дать понятие «условная мерка». Учить дет...