Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) "Цветик-семицветик"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Лифанова Татьяна Анатольевна

Формируется представление о том, чем отличаются плоские и пространственные (объемные) фигуры, из каких элементов состоят пространственные фигуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ»)

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

с детьми старшей группы «Мальвина»

Тема: «Цветик-семицветик»

(образовательная область «Познавательное развитие», раздел «ФЭМП»)

Автор: воспитатель 1 квалификационной категории

             Лифанова Татьяна Анатольевна

п. Пангоды, 2021 г.

Образовательная область

Познавательное развитие, раздел «ФЭМП»

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

Тематическое

Тема НОД

Цветик-семицветик

Цель

сформировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные (объемные) фигуры, из каких элементов состоят пространственные фигуры.

Задачи                                

                           

Обучающие:

закрепление и расширение знаний о геометрических фигурах;

повторить пространственные отношения («вверху» - «внизу», «слева» - «справа»);

сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, уточнить известные способы действий в ситуации затруднения;

повторить названия изученных геометрических фигур, умение распознавать и называть их; 

Развивающие:

тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, инициативность, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.

Воспитательные:

воспитывать любовь к математике; чувство товарищества; желание прийти на помощь; самостоятельность.

Материал

                                           

Дидактические материалы: Демонстрационный: волшебный мешочек, образец расположения геометрических фигур (составленного воспитателем)

Оборудование: волшебный мешочек, домики, рабочие столы.

Раздаточный: листы бумаги по количеству детей, картинки, танграм, геометрические фигуры – плоские и объемные, карандаши, раздаточный материал.

Предполагаемый

результат                                

Учатся отличать плоскостные геометрические фигуры от объемных фигур

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

Предпосылка учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

1. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель:

Давайте нашим гостям подарим улыбки. И пусть у всех будет хорошее настроение.

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

Ребята, а нам письмо прислали!

(Воспитатель показывает конверт)

От кого же это письмо? Давайте прочтем его.

Воспитатель достает письмо:

«Здравствуйте ребята! Пишет вам Женя. Со мной приключилась беда! Вы же знаете, что я тяпа-растяпа, которая любит считать ворон и глазеть по сторонам! Так вот! Я шла из магазина, в руке у меня был цветик-семицветик, и пока я читала вывески на магазинах, налетел весёлый ветерок, сорвал лепестки с цветика и улетел. И на цветке у меня осталось всего два лепестка. Я побежала следом за ветерком, но не догнала его, только заблудилась. Помогите мне, ребята, отыщите лепесточки. Пожалуйста!».

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Жене? А сможете?  А почему цветок называется «Цветик-семицветик»? сколько лепестков унес ветер? Так сколько лепестков мы должны найти? (Ответы детей)

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы

Интерес к образовательной деятельности

Ответы детей

Этапные задачи: способствовать формированию положительной мотивации сформировать детскую цель; содействовать формированию у детей веры в достижение цели.

2. Актуализация знаний

Воспитатель: Ребята, тут точно был ветерок, посмотрите всё разбросано, я даже не пойму, что это за фигурки?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: Давайте попробуем навести порядок, может быть, и лепесток отыщем. (Дети садятся за столы. У каждого ребенка геометрические фигуры, лежащие вперемешку).

Воспитатель: Приготовьтесь слушать задание и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги. 

Графический диктант.

В центре листа расположите желтый круг.

Положите в левый верхний угол красный треугольник.

Положите в правый нижний угол красный квадрат.

Положите в правый верхний угол желтый треугольник.

Положите в левый нижний угол красный круг.

А сейчас проверим. Если вы верно выполнили задание, геометрические фигуры должны быть расположены так, как показано у меня на листе. Молодцы! Вы справились с заданием. Посмотрите, нет ли где-то поблизости лепестка. (Дети находят лепесток)

А вот и первый лепесток. Давайте прикрепим его к цветику.

Ребята посмотрите, я нашла какой-то мешок. Вам интересно узнать, что в нем лежит?

Игра «Угадай, что в мешке».

Цель: сформировать умение детей различать и отражать в речи различия между объемными и плоскостными фигурами.

(Дети стоят полукругом).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю на ощупь определить форму предмета в мешочке и назвать её (в мешочке предметы в форме шара, куба, конуса, цилиндра, круга, квадрата, треугольника).

Несколько детей достают по одному предмету, называя его. Посмотрите, нет ли в мешке лепестка. Молодцы, вы нашли еще один лепесток. Я думаю, Женя будет очень рада, если мы найдем все недостающие лепестки для цветика-семицветика. Сколько мы нашли лепестков?

Дети: два

Воспитатель: Сколько еще осталось?

Дети: еще три

Выполняют графический диктант

Дети используют ранее изученные способы выполнения графического диктанта

Выполнение заданий

Этапные задачи: различать изученные геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя;

тренировать умение использовать обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер) с помощью знаков (символов), умение выполнять самоконтроль;

повторить пространственные отношения «вверху - внизу», «слева - справа»;

тренировать мыслительные операции.

3. Затруднение в ситуации

Воспитатель: А сейчас пройдите, пожалуйста, к столам. Посмотрите, перед вами те же фигуры, что лежали в мешке.  Нам с вами нужно заселить эти фигуры в домики. Одни фигуры живут в красном домике, другие - в зеленом.

По какому признаку мы расселим фигуры в домики? (одни фигуры объемные, а другие плоскостные).

Знаете ли вы способ, который помог бы нам определить какие фигуры плоскостные, а какие объемные? (нет, не знаем способ, который помог бы определить какие фигуры плоскостные, а какие объемные)

Значит, что нам надо сделать, чтобы это узнать? (подумать самим, спросить у взрослого)

Сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить проблему

Целеполагание, планирование, выбор способа действия

Наблюдение в процессе работы

Этапные задачи: сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения;

тренировать мыслительные операции.

4. Открытие нового знания или способа действий

Положите квадрат на лист и обведите его карандашом. Какой след остался – квадрат, а теперь обведите куб и посмотрите, какой остался след? – тоже квадрат.

След оставили одинаковый, но они отличаются друг от друга.

Посмотрите, полностью ли лежит квадрат на листе бумаги? (да)

А куб? (нет)

Правильно, на бумаге лежит только одна его грань, а остальные расположены выше листа бумаги. Поэтому квадрат — это плоскостная фигура, а куб объемная.

Есть еще один способ, который может объяснить их отличия.

Ребята, спрячем круг, накрыв его листом бумаги, а теперь попробуйте сделать тоже самое с шаром. Смогли мы спрятать шар? (Убеждаемся, что это невозможно!).

Расселите геометрические фигуры в их дома.

Поделите оставшиеся фигуры на плоские и объемные самостоятельно применив, полученные знания. Плоскостные в красный домик, объемные в зеленый.

Какие фигуры вы заселили в красный домик? (круг, квадрат, треугольник)

Какие в зеленый? (шар, куб, цилиндр)

Молодцы! Вы снова справились с заданием. А вот и еще один лепесток. Прикрепляй, Миша, его к цветику.

Знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения

Усвоение способа действий

Наблюдение за процессом

Этапные задачи: сформировать представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры;

сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действия «если, что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя»;

тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции.

5. Введение новых знаний в систему знаний

А теперь немножко поиграем и поищем оставшиеся лепестки.

Игра «На что похоже?»

Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, цилиндра и использовать их названия в речи.

На столах стоят объемные фигуры. У вас в руках карточки с изображением предметов, похожих на какую-либо фигуру. Найдите фигуру и положите карточку с похожим предметом рядом с этой фигурой. (Дети выполняют задание). Молодцы. Вы справились. И ветерок вернул нам еще один лепесток.

Ребята, мы с вами выполнили много заданий. А вспомните пожалуйста кто съел баранки у Жени?

Дети: собака.

Я предлагаю сделать собаку из геометрических фигур. Приступайте.

Игра «Танграм»

Цель: развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение.

Посмотрите внимательно, нет ли у кого-нибудь в конверте с фигурами последнего лепестка от цветика-семицветика? (Дети находят лепесток)

Участвуют в играх

Выполнение работы, самостоятельная работа за столами.

Соблюдение правил в работе

Этапные задачи: закрепить представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры;

тренировать мыслительные операции.

6. Осмысление (итог)

Воспитатель собирает детей около себя.

Молодцы, ребята. У вас сегодня все получилось.

Все лепестки мы собрали?

Кому мы сегодня помогали?

Какие знания помогли нам правильно определить плоскостные и объемные фигуры?

Что для вас было сложным? 

С кем вы поделитесь новыми знаниями?

Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня занимались. Мне с вами было интересно.

Дети стоят около воспитателя, отвечают на вопросы

самооценка

Ответы детей

Этапные задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха. Фиксирование детьми достижения «детской» цели, проговаривание детьми   условий, которые позволили достигнуть этой цели.

Комментарии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспекта занятия ФЭМП "Цветик-семицветик"

конспект занятия с элементами здоровьесберегающих технологий...

Непосредственно- образовательная деятельность по познавательному развитию (ФЭМП) «Цветик-семицветик»

Закрепление  детьми знаний по формированию элементарных математических представлений, полученных на НОД в течении года....

Конспект итогового НОД по ФЭМП "Цветик-семицветик" ("Еди тюслю чечечик")

Цель: Обобщить полученные знания за учебный год по математике.Программное содержание:Обучающие задачи:Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.Продолжать учить ориентироваться в простр...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) «Цветик- семицветик" для детей дошкольного возраста 6-7 лет

Контроль и учет знаний детей старшего дошкольного возраста (6-7лет) по формированию элементарных математических представлений.Видеопрезентация к конспекту НОД по познавательному развитию (ФЭМП) &laqu...

Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) "Цветик-семицветик" для детей старшей группы

Конспект ООД по ФЭМП  в старшей группе по теме  «Цветик – семицветик»Цель: Развитие образного мышления.Задачи:1.Закреплять умение детей считать предметы, расположенных по к...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП «Цветик-семицветик»

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «ФЭМП»Тема: «Цветик-семицветик»Возрастная группа: подг...