Конспект ОД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "Марблс".
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Новичкова Ирина Сергеевна

Конспект Од по ФЭМП с использование нетрадиционного метода- камешек МАРБЛС для детей старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "Марблс".

Программные задачи:

Образовательные:

1. Закрепить умения детей устанавливать размерные соотношения между четырьмя предметами разной длины.

2. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов: самая длинная, короче, еще короче, самая короткая.

3. Продолжать учить считать в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд.

Развивающие:

1.Развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, треугольнике, квадрате, прямоугольнике.

 2.Совершенствовать представления о цветах.

 3.Закрепить знания о видах транспорта.

4.Развивать ловкость, быстроту реакции, глазомер, координацию движений, скорость, внимание, воображение.

Воспитывающие:

1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помогать сказочным героям.

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Демонстрационный материал: Презентация к с занятию; игрушка Старичка-лесовичка; карточки с числами; камешки "Марблс"; магнитная доска; геометрические фигуры, сундучок, магнитофон, светящийся шар.

Раздаточный материал: камешки "Марблс", карточки с заданиями, геометрические фигуры, цифры, полоски цветной бумаги

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я хочу вас порадовать, у меня есть для вас сюрприз, который прибыл к нам с острова волшебных камней - Волшебный шар знаний. Давайте поприветствуем нашего гостя, друг друга и гостей, скажем "Доброе утро" (Шар светится).

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте мы с вами  правильно подышим, чтобы зарядиться энергией нашего волшебного шара.

«Носиком вдохнули, ротиком подули.

Солнышко вдыхаем. Сон выдыхаем.

Улыбку вдыхаем, капризки выдыхаем.

Здоровье вдыхаем, болезни выдыхаем!»

Воспитатель: Молодцы( Волшебный шар знаний выключается) Ребята, интересно, почему же наш волшебный шар погас? Посмотрите (воспитатель находит письмо). Письмо от жителей «Волшебной страны камней». Они пишут, что злой волшебник  (на мониторе злой волшебник) забрал все знания и умения жителей страны, поэтому шар погас! Вновь зажечь волшебный шар знаний и помочь жителям вернуть их знания, помогут необычные камни, которые они отправили нам в подарок в сундучке. А как работают эти камни, мы сможем узнать, выполнив некоторые задания! Жители страны просят ребят о помощи!

Воспитатель: Поможем им, ребята, зажечь волшебный шар знаний?

Дети: Да.        

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествие. Проходите за столы. Сейчас мы с вами узнаем на чем мы с вами отправимся в путешествие. (Дети садятся за столы)                                                                                                                                                    

– А на чём можно путешествовать? /Ответы детей/                                                                            - Хорошо, верно, я согласна с вами, но я подготовила вам сюрприз, возьмите карточку с цифрой 1, посмотрите внимательно и скажите - Что на ней изображено?

- Верно - круги, точки и непонятно что это? Чтоб узнать, мы с вами сейчас соединим эти точки, начинаем от нижней левой точки красного цвета, вверх и далее по стрелочке. Но прежде чем начать работу, мы проведём гимнастику для пальчиков и глаз.

Гимнастика для глаз + пальчиковая гимнастика (с камешком Марблс)

Взяли камень не простой

Весь красивый вот какой.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Меж ладошками кладем и ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем, свои ручки развиваем.

Можно нам катать по кругу,

Перекидывать друг другу.

Воспитатель: Ну вот, теперь вы готовы выполнить задание, чтобы выяснить, на чем же мы отправимся в путешествие. (Дети выполняют задание)

- Хорошо, закончили, что получилось? /машина/ значит отправимся в путешествие мы с вами в "Волшебную страну камней" по математическим тропинкам, на чём? /На машине/. Нашим проводником будет Лесовичок, он все тропки в математическом лесу знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Вы  готовы? Мы отправляемся в волшебное путешествие. Заводите мотор и поехали…. (Звучит музыка)                                      

 - А вот и первый привал. А называется он «Трудные задачки». Будьте внимательны!

- Что бывает раньше утро или вечер?

Дети:  - Утро!

- Сколько ранним утром глаз открывается у нас?

Дети:  - Два!

- Назовите времена года?

Дети:  - Зима, весна, лето, осень!

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?

Дети:  - Двое!

- У какой фигуры нет ни начала, ни конца?

Дети:  - Круг!

-  Сколько дней в неделе? (7)

-  Сколько глаз у светофора? (3)

- Сколько пальцев на одной руке? (5)

- Сколько носов у двух котов? (8)

-  Сколько пальцев на двух руках? (10)

-  Какое число больше 4, но меньше 6?(5)

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся  дальше. (Звучит музыка)

- А вот и второй  привал «Угадай-ка».   На мониторе лесные жители, каждый из животных должен найти свой дом, по заданной дорожке. Наша задача узнать, чей домик расположен всех дальше, а чей всех ближе. Определить расстояние нам помогут камешки Марблс. Ваша задача уложить камешки на дорожку, затем сосчитать их и определить у кого же дорожка длиннее, а у кого короче. / Лиса – нора, медведь – берлога и белка – дупло/

- Вот посмотрите, у вас на подносах лежат камешки Марблс разных цветов. Чтобы выложить первую дорожку везьмем синие камешки от медведя до берлоги, от лисы до норы возьмем красные камешки и от белки до дупла – жёлтые камешки. Возьмите себе карточку под номером 2 и можете приступать к выполнению задания. /Самостоятельная работа детей/

-  Проверяем, ребята, сколько камешков вы уложили на дорогу от медведя до берлоги? (6)  Находим цифру 6 в подносах и ставим её рядом с берлогой в пустой квадрат, а  каким цветом выкладывали дорожку?/синим/

- Сколько камешков вы уложили на дорожку от лисы до норы? (5)  Находим цифру 5 и ставим рядом с норой, каким цветом выкладывали дорожку?/красным/

- Сколько камешков вы уложили на дорожку от белки  до дупла? (7) Находим цифру 7 и ставим рядом с дуплом,  каким цветом выкладывали дорожку?/жёлтым/

- Чья дорога оказалась самая длинная? Сколько камешков вы на  неё положили?- 7

- Чья дорога оказалась самая короткая? Сколько камешков вы на  неё положили?- 5

- Чья дорога оказалась не самая длинная и не самая короткая? Сколько камешков вы на  неё положили?- 6

- А теперь давайте докажем, найдите полоску жёлтого цвета, она самая длинная – это дорожка белки к дуплу. Теперь найдите полоску синего цвета и положите на жёлтую и возьмите красную положите на синюю. Посмотрите внимательно, что можно сказать? / Что действительно красная дорога лисы- самая короткая, а дорога медведя длиннее дороги лисы, но короче дороги белки, значит самая длинная дорога белки/ . Можно ещё сказать так, что 6 больше 5, но меньше 7, верно?

- Молодцы, ребята! И на этом привале вы хорошо справились с заданием. А сейчас поедем за Лесовичком по тропинке дальше. (Звучит музыка, голоса птиц)

- Вот и третий привал. А называется он «Загадки».

- Будьте внимательны, кто знает, тот руку поднимает./ С ответами воспитатель вывешивает  на доску геометрическую фигуру,  фигуры в итоге будут все на доске разные по цвету, размеру, форме/

1) Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.   (Круг.)

2) Моя загадка коротка:

Три стороны и три угла.

Кто я?           (Треугольник.)

 

3) С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам представиться я рад.

А зовут меня …  (Квадрат.)

4) Нет углов у меня,

Нет сторон у меня.

И похож на дыню я.

Ну и кто же отгадал,

Что зовут меня … (Овал.)

 

5) Есть четыре стороны -

Противоположные равны.

Еще четыре прямых угла

Похож на холодильник я.

Ну, подумайте, друзья

Как же все зовут меня?   ( Прямоугольник.)

- Ну, как Старичок – лесовичок, ребята всё правильно отгадали? Какие геометрические фигуры мы отгадали?/ Ответы детей, называют/ Давайте поиграем с фигурами, подумайте и скажите на какие группы вы можете разделить их, по какому принципу? /Дети работают у доски и под руководством воспитателя делят фигуры на группы по цвету форме и размеру./

А теперь давайте с помощью камешков "Марблс" выложим на столах геометрические фигуры, у каждого из вас есть карточка  3, переверните её и вы каждый увидите, какую геометрическую фигуру вы должны выложить у себя на столе. /Проверяем. Какая у тебя фигура Настя, а сосед  Артём проверяет у Насти- правильно она выполнила задание  и т.д./   

- Молодцы, все справились. Поедем дальше? (Звучат голоса птиц, шелест листвы) Четвертый привал называется  «Физминутка",  Лесовичок хочет с вами поиграть.

Физминутка "Вместе по лесу идём"

Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (
Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (
Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр и направо и налево. (
Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули, позвоночник растянули. (
Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели, и на место снова сели. (
Дети садятся.)

- А теперь  мы едем дальше по математической тропке. (Звучит музыка)

- Вот и  пятый привал. Привал называется «Счетная полянка»                     Лесовичок  хочет, чтобы вы взяли карточку под номером 4 , посмотрите, что изображено? /дерево с кругами/  Дерево не простое – это яблоня и она волшебная. А волшебная она потому, что на ней висят 3 зелёных яблока и 2 жёлтых яблока. (Яблоня на мониторе) 

Воспитатель: Уложите камешки Марблс в указанном порядке, мы с вами украсили яблоню.  Лесовику стало интересно, он хочет сосчитать и узнать - сколько всего яблок висит на яблоне и не может? Как вы думаете, ребята, чтобы ответить на вопрос  СКОЛЬКО всего яблок? – необходимо что сделать?. /Ответы детей/  

- Верно, ребята, необходимо к 3 +2. Что у нас получится, мы ответим на вопрос Лесовика, сколько всего яблок висит на яблоне?/ Ответы детей/

- Всего на яблоне висит 5 яблок. Молодцы. Мы ответили на вопрос Лесовика и узнали – сколько яблок висит на волшебной яблоне. А сейчас давайте, ребята, научим Лесовика делать запись, выложите решение данной задачи у себя на столе, используя цифры и математические знаки. А какие математические знаки вы знаете? /Ответы детей/

- Верно «+», «-», «=». Маша идёт и работает у доски, а все остальные ребята выкладывают у себя под яблоней.  3+2=5. Маша прочти запись. Ребята, посмотрите, кто- то сделал по - другому? /Ответы детей/

- Молодцы, вы справились с заданием. Лесовичку очень понравилось, чему вы его научили,  а теперь поедем дальше. (Звучит музыка)

- И вот, ребята, на пути  у нас последнее препятствие. Произошел обвал камней и засыпал нам путь. Нам нужно разобрать его, чтобы добраться до цели. Справимся?

Дети: Да

Задание «Обвал».- Перед вами лежит карточка с номером 5, нашли. Ваша задача внимательно слушать инструкцию воспитателя, вы научите Лесовичка ориентироваться на плоскости и поможете убрать завал чтобы добраться до цели, согласны?

Воспитатель: Дети, сначала покажите, где у вас правая рука, а где левая, поднимите руку вверх, вниз. Я буду говорить, куда нужно будет положить камешек  на плоскости, а вы внимательно слушайте и выполняйте:

Воспитатель: Готовы, ребята?

Положите 3 камешка красного цвета в верхний левый угол, укладываем слева – направо,

1 синий камешек в центр листа,

2 жёлтых камешка - в верхний правый угол,

 в левый нижний – 4 зелёных камешка,

в правый нижний угол положите – 2 голубых,

над синим камешком сверху положите 2 розовых.

Воспитатель: Посмотрите, красивая полянка из камней получилась у нас.

(Шар загорается)

Воспитатель: - Мы с вами разобрали завал и посмотрите, наш волшебный шар загорелся! А все потому, что мы своими знаниями смогли зарядить вновь волшебный шар камней. Молодцы, ребята. Он загорелся, стал ярким и веселым и жители «Волшебного острова камней" очень благодарны вам. (на мониторе радостные человечки)

Воспитатель: Теперь нам нужно отправляться обратно в детский сад.

Воспитатель: Заводите моторы! (звучит музыка)

-Вот мы и вернулись в детский сад!

-Что мы с вами сегодня делали?

- Какое задание вам больше всего понравилось?

- А какие задания было выполнить сложно?

- А теперь оцените своё участие в путешествии, если оно вам понравилось, то возьмите зеленый камешек и положите его в вазочку, а если нет, то возьмите красный камешек. (Дети выполняют задание, результат оценивает воспитатель).

- Занятие закончилось, спасибо Лесовичку за наше волшебное путешествие! Давайте попрощаемся с нис.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Путешествие по математическим тропинкам» с использованием нетрадиционного материала камешки « Марблс » Занятие подготовила и провела воспитатель группы компенсирующего вида: Новичкова И.С. МАДОУ детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида города Благовещенск РБ ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста

Слайд 7

1 привал «Трудные задачки»

Слайд 8

2 привал «Угадай-ка»

Слайд 10

5 6 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР с применением игровых технологий «В гостях у лесных жителей»

Представлен конспект НОД по РЭМП с использованием современных технологий для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР с применением игровых технологий «В гостях у лесных жителей»

Представлен конспект НОД по РЭМП с использованием современных технологий для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "Марблс".

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "М...

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "Марблс".

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала ...

Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с использованием игровых технологий с творческим названием "Космическое путешествие"

Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет)с использованием игровых технологийс творческим названием &laqu...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие скворушки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста...

«Использование смарт - доски на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование смарт - доски на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возрастаЦель: формирование познавательного интереса дет...