Проект «Математика – вокруг нас»
проект по математике (старшая группа)

Гильмуллина Альбина Мухамадиевна

Взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat_proekt.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №39 общеразвивающего вида городского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан

ПРОЕКТ : «Математика – вокруг нас»

Взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста.

                                                           

                                               Воспитатель группы 22                                                                                                                                                                    

                                  Гильмуллина А.М.

                           

                                             г. Нефтекамск

                                                      2019г.

Взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста.

«Кто с детских лет  занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».                                  А. Маркушевич

  Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний. В последнее время мы замечаем, что уровень логического мышления  у многих  детей снижается,  потому что дети  стали  меньше играть в логические игры, развивающие и дидактические, а все  больше уделяют времени игре на компьютерах, планшетах  в «Страшилки», «Ходилки» и прочее, а также просмотру мультфильмов и не во всех семьях   принято заниматься  с детьми  играми, направленными на формирование элементарных математических    представлений .

Игра для ребенка–это жизнь! Игра  для  ребенка  вдвойне  интересней,  когда  ребенок  чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей –родителей. Однако, к сожалению, некоторые родители не часто играют с детьми дома. Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.

Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности игровых образовательных ситуаций, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания данного проекта направлена на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в повседневной жизни. Для этого создаются специальные условия, подключаются родители. Важно привить детям любовь к математике. Показать ее значимость вокруг нас.  Ее важное участие во всех видах деятельности.

Считая данную проблему актуальной, мы пришли к выводу: необходимо использовать новые формы, методы, разнообразить содержание работы по познавательному развитию детей в тесном сотрудничестве с родителями. Это определило тему нашей дальнейшей работы.

Актуальность в том, что ни одна даже самая лучшая технология не сможет дать полных результатов , если она не реализуется в содружестве с семьей, так как условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живет ребенок целиком и полностью зависит от родителей, которые несут ответственность за его жизнь и здоровье своего ребенка.  

Цель проекта: развитие познавательной активности  по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе сотрудничества и повышения родительской  компетенции.

Задачи проекта:  

 •        Изучить проблему формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.

•        Создать или разработать систему эффективных мероприятий  по развитию познавательных  способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.

•        Определить наиболее эффективные формы, методы и приёмы деятельности педагога, направленные на формирование познавательной активности ребенка в образовательном пространстве семьи и детского сада.

•        Повысить компетентность педагогов и педагогическую грамотность родителей в рамках проекта.

Гипотеза проекта: процесс усвоения знаний по  формированию элементарных математических представлений и применение их в повседневной жизни будет успешным, если:

будут разработаны эффективные формы, методы и приёмы деятельности педагога, направленные на формирование познавательной активности ребенка в образовательном пространстве семьи и детского сада.

Тип проекта : творческий - поисковый.

По количеству участников: групповой.

Объект исследования: процесс формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи.

Предмет исследования: система мероприятий детского сада и семьи,  направленной на развитие познавательной  активности детей старшего дошкольного возраста.

Методы и приемы проекта

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют процессу формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. В своей работе применяем следующие методы:

Словесный  метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

Как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность,  стараемся широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения,  предлагаем выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даем единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей.  Часто используем игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Дети, быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Формы проведения занятий:

- традиционные

- комбинированные

- практические

- игры, конкурсы и т.д.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д ).

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций)

- показ (выполнение педагогом).

- практический (выполнение работ по иллюстрациям ).

- работа по образцу и т.д.

Основные принципы работы педагога при реализации проекта:

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов:

- доступности (простота, в соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и дошкольника в социуме, реализация собственных творческих потребностей).

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретические основы).

- Принцип деятельности

- Принцип интеграции

- Принципы последовательности и систематичности.

- Принцип связи с жизненным опытом.

II. Ожидаемые результаты:

Дети:

-расширение математических знаний, умений и представлений при помощи дидактических игр;

-увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;

- освоят основные формы игр;

- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;

- улучшат коммутативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

-разработка учебно-дидактического материала для успешного развития и обучения дошкольников.

Родители:

- родители  получат необходимые знания по данной теме;

- родители станут единомышленниками с педагогами по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста.

 Связь с другими образовательными областями

Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегрированный подход при организации образовательного процесса.

Область «Познавательное развитие»

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

-развитие воображения и творческой активности.

Область «Физическое развитие»

- развитию мелкой моторики рук;

- становление ценностей здорового образа жизни.

Область «Речевое развитие»

-обогащение активного словаря;

-владение речью как средством общения и культуры.

Область «Художественно-эстетическое»

-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей;

-становление эстетического отношения к окружающему миру.

Область «Социально -  коммуникативное развитие»

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Продукт проекта

1. Создание родителями нового учебно-дидактического материала по формированию элементарных математических представлений для успешного развития и обучения детей старшего дошкольного возраста .

2. Фотовыставка с участием детей «Математика вокруг нас».

3. Игротека с родителями «В стране Математики»

4. Презентация «Взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста.», как одно из средств по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста .

5. Родительское собрание в нетрадиционной форме

«Круглый стол» по формированию элементарных математических представлений( ФЭМП).

Субъект исследования: участники образовательного процесса: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги дошкольной образовательной организации.

Срок исполнения проекта: январь 2019 -март 2019г.

 Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции

- Продолжительная работа детей за столами может привести к нарушению осанки и зрения. Чтобы избежать данные негативные последствия  применяю  здоровьесберегающие технологии (физминутки, гимнастика для глаз и т.д.).

-  Сегодня в процессе развития творческого воображения детей-дошкольников налицо противоречие между современными требованиями к уровню развития творческого воображения ребенка и недостаточно раскрытыми основаниями его применения

Содержание проекта.

       Предпроектная подготовка:  январь 2019г.

1.        Изучение психолого - педагогической, методологической литературы по теме исследования.

2.        Подбор диагностического инструментария.

       Организация деятельности:  январь 2019г.

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

2. Диагностика по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста .

3. Анкетирование родителей.

4. Мониторинг сформированости  педагогической  компетенции у родителей.

5. Изучение полученных результатов, выводы.

6. Разработка плана.

7. Подбор материала для создания игр.

8. Разработка картотеки игр, иллюстрированных  инструкций.

9. Разработка консультаций, бесед с родителями. Практикумы.

   Работу начали с диагностического обследования по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Определение уровня по МФЭП  даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения  детей. Для проведения обследования была использована диагностическая методика, предложенная программой дошкольного образования .

Обследовано 24 человека, в январе 2019 г. старшая группа .

Низкий уровень – 10 человек  41,7%

Средний уровень – 14 человек 58,3%

Мониторинг диагностического обследования по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста  выявил , что у детей группы знания по формированию элементарных математических представлений  сформированы средне и либо недостаточно.

        Этап реализации проекта: февраль , март 2019.

Работа выстраивалась в двух направлениях:

Дети - в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога, детей и родителей (законных представителей).

Познакомили детей с различными развивающими играми математического содержания,

Использовали занимательные математические игры в игровой деятельности в условиях семьи, закрепляя полученные знания и умения в условиях ДОУ .  

Пополнили игротеку в новым учебно-дидактическим материалом по формированию элементарных математических представлений, сделанными  родителями .

Родители (законные представители) - посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».

          Формы и методы работы с родителями.

Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, нами был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей, Проведено  анкетирование родителей «Что такое математика?»,  проведено родительское собрание в нетрадиционной форме «Круглый стол» по формированию элементарных математических представлений( ФЭМП). В уголке для родителей помещены консультации: «Математика – вокруг нас», «Учим математику дома», «Развитие математических способностей у дошкольников»; ширмы: «Дидактические игры по математике в детском саду», «Здравствуйте, меня зовут математика!»; подготовлен буклет «Математический планшет «Геометрик». Родителей приглашали  на проведение такого мероприятия ,как «Игротека с родителями «В стране Математики»».

 Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

         Рефлексивный этап: март 2019.

1. Промежуточная  диагностика по формированию элементарных математических представлений  у детей.

2. Оформление фотовыставки с участием детей «Математика вокруг нас».

3. Презентация «Взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста.», как одно из средств по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста .

     Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. После проведения специально организованной деятельности,  в марте 2019 года, была проведена промежуточная диагностика обследования по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста , с целью выявления степени соответствия планируемых результатов деятельности  детьми.

Результаты были таковы:

Обследовано 24 ребенка.

Средний -  21 человек  (87,5%)

Высокий – 3 человека  (12,5%)

Проведенная диагностика показала, что процент детей группы слабо владеющими знаниями по формированию элементарных математических представлений  снизился, а так же выявлена положительная динамика математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Метод проекта оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку систематизировать полученные знания, развивает математические способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.

Сотрудничество детей и взрослых (педагог – дети - родители) дали свои результаты: родители с большим интересом стали относиться к занятиям с детьми в домашних условиях.

Проектный метод на практике показывает свое преимущество и эффективность.

Следует отметить, что большинство родителей принимало активное участие в мероприятиях, однако практически никто из них не был инициатором. Сначала многие семьи не проявляли активности, старались минимально включаться в совместную деятельность. По мере включения в совместные дела активность родителей возрастала, все семьи дали положительные отклики по результатам участия, отметили, что этот опыт позволил им по-новому посмотреть на роль семьи в деятельности детского сада, переоценить свою роль в познавательной активности  детей.

В ходе реализации проекта педагоги и родители смогли овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволили им в непринужденной форме решать вопросы развития познавательной активности детей. Большинство детей освоило умение выявлять связи, зависимости, устанавливать и менять последовательность, свободно используют знания и умения в игровой самостоятельной деятельности, а не только во время специально организованных занятий.

Социальная значимость проекта:

В результате комплексного подхода, тесного сотрудничества педагогов и родителей по вопросам познавательной активности детей:

•        расширяются возможности детей свободно использовать математические знания и умения в разных видах детской деятельности;

•        родители от осознания активного участия в развитии детей, в том числе математическом, смогут перейти к активной практической деятельности по этому вопросу; педагоги помогут вооружить родителей необходимыми знаниями, умениями и навыками в развитии у детей познавательной активности;

• педагоги научатся свободно использовать с родителями те формы работы, которые помогут в решении проблем именно их группы; научатся анализировать свою деятельность, опираясь на результат; смогут максимально эффективно строить свою работу с детьми и родителями.

 Для совершенствования работы по данной проблеме мы наметили следующие перспективы:

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой по вопросам математического развития детей старшего дошкольного возраста;

- продолжить работу по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр ;

- продолжить знакомить детей с новыми дидактическими играми;

- осуществлять взаимодействие с семьей.

Литература:

1.Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов.

2. Михайлова З. А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов

3.И.А.Помораева, В.А.Позина «формирование элементарных математических представлений»

Источники информации:   dеtskiy-sаd. сom;      nspоrtal. ru;     50ds. ru;    dоshkоlniк. Ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Математика вокруг нас"

Форирование элементарных математических представлений детей младшей группы через ознакомление с окружающим миром....

Проект «Математика вокруг нас»

Данный материал предназначен для воспитателей подготовительных групп детского сада. Здесь материал упорядочен, ни одна цифра не осталась без внимания. В материал включены стихотворения, пословицы, пог...

Проект "Математика вокруг нас" 5-6 лет

Развитие математических способностей, это довольно сложное , комплексное понятие. Состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о величине, которые формируют у ребенка «научны» ...

Проект "Математика вокруг нас"

Цель проекта:  расширить представления о числах и цифрах, геометрических фигурах....

Сценарий итогового проекта "Математика вокруг нас"

Это сценарий итогового мероприятия по проводимому проекту "Математика вокруг нас" в старших и подготовительных группах. В него входят индивидуальные проекты детей о числах, цифрах, фигурах, линиях, ко...