Конспект организованной образовательной деятельности по РЭМП Тема: «Сказка о потерянном времени» в группе № 6 для детей с задержкой психического развития
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Цель: Развивать и  систематизировать знания детей о временных и пространственных  отношениях посредством игры-путешествия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14 « г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной  образовательной деятельности  по РЭМП

Тема: «Сказка о потерянном времени»

в группе № 6 для детей с задержкой  психического развития

Форма проведения: интегрированная.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Возраст детей: 6-7 лет.

 

                                                                     

                                                                                   Выполнила:

                                                                                                    учитель - дефектолог

                                                                                      Якунина Н.П.                                                                                    

                                                                                     

                                                                                                   

                                                                       

                                                                                                                   

г. Туймазы.

Цель: Развивать и  систематизировать знания детей о временных и пространственных  отношениях посредством игры-путешествия.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

1. Повышать знания детей в области временных понятий: дни недели, сутки и прибора измерения времени (часы), дать представление детям о свойствах времени (текучесть, необратимость), развивать «чувство времени».
2. Продолжать формировать умение детей  определять время по часам с точностью до 1 часа.
3. Упражнять детей в порядковом счете дней недели.
4. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху -  внизу, в середине, в углу) по лексической теме «Овощи».

4. Уточнять пространственные отношения на, над, слева, справа, за, перед, вверху, внизу методом мнемотехники.

5. Закрепить порядковый счет предметов в пределах первого десятка,  порядок расположения чисел натурального ряда, закрепить цифры.

8. Продолжать изучать, закреплять и активно применять способы нетрадиционной техники в изобразительной деятельности.

Коррекционно - развивающие:

1. Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности,

внимания, памяти; способствовать формированию мыслительных операций, раз-

витию речи, умение аргументировать свои высказывания.

2. Развивать  пространственное  воображение, мелкую моторику пальцев, координацию  движений.

Коррекционно - воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и

выполнять ее самостоятельно.

2. Пробуждать интерес к математике.

3. Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.

4.Вызвать у детей желание помочь сказочным героям вернуть молодость,  воспитывать умение работать коллективно  для достижения общей цели.

Интеграция образовательных областей: социально  - коммуникативное развитие,    художественно - эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Чтение книги Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени.

Работа с цифрами: прямой и обратный счет.

Дидактические игры:  «Что лишнее?», «Разрезные картинки», «Неделька, стройся»,  «Правая  и левая сторона»,  «Совмещение понятий».

Рассматривание картинок  с изображением разных видов часов.

Ковролинограф с контуром часов и стрелок;

Игры с блоками Дьенеша (часы разных геометрических форм и цвета).

Сооружение макетов часов.

Работа в тетради в клетку, простыми карандашами.

Рассматривание фотографий человека от младенчества до старости.

Прослушивание звукозаписи боя курантов.

  1. Методические приемы:
    Наглядно - демонстрационные: цифры, карточки с заданиями.
    Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения, поощрения.
    Практические: дидактические игры и упражнения;
  2. Игровые: игры.
  3. Кинезиологические приемы: релаксация, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
  4. Речевой материал: «спереди», «сзади» («слева», «справа», «над», «под», «за» , «между»).
  5. Материал и оборудование:  мультимедийное оборудование, слайд-презентация,  слайды с изображением различных мнемотаблиц математического содержания, книга с письмом, план – схема, конверты с заданиями,  квадратный лист бумаги с нарисованными на нём геометрическими фигурами, например: в середине листа синий овал, в левом верхнем углу два жёлтых квадрата, в левом нижнем углу два зелёных треугольника, в правом верхнем углу один красный прямоугольник, в правом нижнем углу один синий круг,  плоскостные геометрические фигуры, листочки с примерами; ½ листа в клеточку (для графического диктанта); простые карандаши; материал для художественного творчества: клей, кисточки, салфетки, круги  вырезанные  из бумаги со стрелками (для часов), фонограммы с записями инструментальной музыки.

Индивидуальная работа:

- уделять внимание застенчивым и малоактивным детям;

- при необходимости увеличить нагрузку более  способным и активным детям.

Ход  организованной  образовательной  деятельности.

I часть. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много всего интересного. Желаю вам, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение.

Рефлексивный круг:

Встанем вместе в круг мы дружно,
Поздороваться нам нужно.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй самый лучший  друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Улыбнёмся, подмигнём,

И заниматься мы начнём.

Сюрпризный момент.  В группу (Под музыку Сергея Никитина на

стихи Юнны Мориц «А мы все время убиваем время») с шумом и криком вбегает  бабушка - Наденька Соколова. Она прыгает на скакалке, громко кричит.

Педагог: Это что за безобразие! Пожилая бабушка, а ведете себя хуже, чем ребенок. Вот у Вас, бабушка (обращается к Наденьке Соколовой), волосы седые, а Вы кричите, да еще через скакалку прыгаете, детям мешаете заниматься.

Надя: Какая же я бабушка? Я вовсе и не бабушка. Я Наденька Соколова. (фото на экране – девочка - школьница)

Педагог: Какая же Вы Наденька Соколова. Вы посмотрите на себя в зеркало!

 (Сказочный герой смотрит в зеркало...)

Наденька: Что же со мной случилось? Ведь еще вчера я была девочкой, а теперь бабушка.  А главное я ничему не успела научиться. А кому я нужна, если я только школьница, да еще училась на двойки. Я ведь ничего не умею. Я время потеряла (Плачет.)

Педагог: (под музыкальный трек на экране появляются картинки детей- бездельников). Вот, ведь как оказывается устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время и сам не замечает, как стареет. А почему? (видеоролик). Время, потерянное ребятами, забирают волшебники себе. И становятся волшебники - детьми, а ребята - старичками.

 Наденька:   Волшебники не только перевели стрелки часов, но и спрятали цифры на циферблате.  Необходимо выполнить задания волшебников, и вернуть цифры на циферблат, а то я навсегда  останусь  бабушкой.   (На экране появляется циферблат без цифр: н-: 2,6,8,4..) Дети, пожалуйста,  помогите мне.

Педагог: Дети, поможем Наденьке?

Дети: Да.

Педагог: Нам придется пойти  в волшебный лес, выполнить там задания волшебников, чтобы они вернули цифры на циферблат, завести часы и перевести стрелки. Путь будет трудным. Как вы думаете, какими мы должны быть, чтобы преодолеть все препятствия?

Дети: Выносливыми, решительными, смелыми, умными.

Педагог: Дети, но  мы не знаем дороги.

Наденька:   Я знаю, я вам покажу.

Педагог: Ну, что, вы готовы?  

Дети: Да.

Педагог: Тогда – в путь!

2. Упражнение «Змейка».

(Музыка»Тропипочка», автор Крайнов.)

««Раз – два,  раз – два,

Путешествовать пора.

Путешествовать начнём,

В лес тихонечко зайдём»

Ветер дерево качает,

Вправо, влево наклоняет.

Вот и нам идти пора,

Есть у нас в лесу дела.»

Педагог:  Вот мы с вами и пришли в волшебный лес. (На мольберте стрелочки в разные стороны с цифрами). Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы вернуть цифры на циферблат часов и добраться до дома злых волшебников. (Педагог показывает стрелочку с цифрой два. Куда указывает стрелка? Направо.  Дети идут по направлению стрелки и находят конверт с цифрой один в лесу).

(Дети находят конверт с цифрой один на магнитной доске.)

Задание №1. Педагог  зачитывает первое задание.

 «Случай странный, Случай редкий,

Цифры в ссоре, Вот те на!

Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить.

И их строй восстановить»

Педагог: Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?

Дети: Выстроить числовой ряд.

 Педагог: Давайте все вместе вспомним и повторим числовой ряд от 0 до 10. (Хоровое проговаривание.)

Амелия, выстрой числовой ряд  от 0 до 10 на магнитной доске.

Посчитай в прямом порядке числа от 2 до 8.

Посчитай в обратном порядке числа  от 8 до 3.

Дети, я  задумала число, оно меньше 5 на единицу, какое это число? (4)

Дети, я  задумала число, оно больше 6 на единицу, какое это число? (7)

Дидактическая игра  «Уберём цифры по заданию»

На магнитной доске  перед детьми выложен  числовой ряд:  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

Педагог:  Слушаем задание внимательно.  Цифру убираем молча.

Азамат, убери цифру, показывающую, сколько раз в году у человека день рождения (один).

Илья, убери цифру, которая находится между цифрами 4 и 6 (пять).

Мирослав, убери цифру, показывающую, сколько сторон у треугольника (три).

Амелия, убери  цифру, показывающую, сколько хвостов у 9 мышей (девять).

Рамазан, убери  цифру, обозначающую количество моих хлопков (шесть).

Азат, убери  цифру, показывающую, сколько дней в недели (семь).

Азамат, убери цифру, показывающую количество пальцев на руках (десять).

Наденька, убери  цифру, о которой говорится в задаче: «Сколько ног у змеи?» (Ноль. У змеи ног нет).

Педагог:  А теперь ответьте, какие цифры у нас остались (два, четыре, восемь).

Назовите «соседей» чисел 2, 4, 8.

Молодцы вы отлично справились с этим заданием.

 (После выполнения задания на мониторе под бой звук курантов появляется цифра н-р:2.)

Педагог:  Вы слышите бой курантов? Это на циферблате появилась цифра 2.

Задание №2.

 Педагог предлагает вернуться к дереву, показывает детям стрелку с цифрой 4 и просит детей найти конверт с цифрой 4 в лесу. Все подходят к столу с конвертом под номером 4.

Педагог: Дети, чтобы выполнить это задание нам необходимо присесть на лесные пенёчки. (Дети садятся за столы).

Наденька:  Я устала, я кушать хочу. (Плачет).

Педагог:  Не плачь, Наденька, мы тебя угостим нашими любимыми овощами.

Дидактическая игра «Сосчитай-ка»

На карточках (грядках)  дети пересчитывают овощи и обозначают цифрой количество овощей. (3-4 ребенка отвечают, сколько у них овощей выросло на грядках). Покажите цифрой, сколько овощей на грядке.  Наденька выполняет аналогичное задание на мольберте. Выполняет неверно.

Педагог: Рамазан, сколько у тебя огурцов на грядке?

Рамазан: У меня на грядке 9 огурцов.

Педагог: Рамазан, если ты один огурец отдашь  Наденьке, сколько   огурцов у тебя останется?

Рамазан: У меня останется 8 огурцов.

Педагог: Дети, посмотрите, правильно ли Наденька выполнила задание?

Азамат, исправь ошибки.

Речедвигательное упражнение: «Все умеем мы считать».

Раз, два, три, четыре, пять.    

Все умеем мы считать.       (Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.)

Сколько в комнате углов?     (Показать на углы с поворотами туловища.)

Сколько лап у воробьев?      (Приподнимать  поочередно ноги.)

Сколько пальцев на руках?   (Раскрыть пальцы рук.)

Сколько пальцев на ногах?   (Присесть, коснуться носков ног.)

Раз, два, три, четыре, пять.    

Можно все пересчитать.   (Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.)

Дидактическая игра «Разложи овощи» 

На столах лежат тарелочки с овощами и лист бумаги, разделенный на 6 одинаковых квадратов.

Педагог: Положите перед собой лист бумаги с шестью окошками.

Разложим овощи:

Например: В центре  - синий баклажан; в левом верхнем углу  зеленый огурец; в левом нижнем углу красный помидор; в правом верхнем углу красный перец; в правом нижнем углу капуста. (Рассказывают 2 – 3 ребёнка).

Детям переворачивают  таблицы, на обратной стороне изображены овощи. Дети рассматривают таблицы, а затем рассказывают, что и где у них расположено.

 (После выполнения задания на мониторе под бой звук курантов появляется цифра н-р:4.)

Педагог: Отправляемся дальше.

Задание №3.

Педагог: Идём дальше. Показывает детям стрелку с цифрой 6 и просит детей найти конверт с цифрой 6 в лесу. Конверт находят на ковре. Педагог  зачитывает  задание. Вспомнить и назвать все дни недели.

Наденька:  Я всё знаю о днях недели. Мы это в школе проходили.

Блиц – опрос с Наденькой: Ребята, какой день недели сегодня?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Сколько всего дней в недели?

- Сколько дней вы ходите в детский сад?

- Сколько дней вы отдыхаете?

- Какой день неделю начинает?

- Какой день неделю заканчивает?

Подвижная игра с карточками, под музыку «Живая неделька»

- Сейчас проверим, как вы запомнили последовательность дней недели. Разбирайте карточки с цифрами

Детям раздаётся по одной цифре, которая обозначает  день недели.

-Неделя, стройся! (Дети строятся по – порядку.)

-Назовите по – порядку свой день недели!

Семь детей у доски построились и посчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я - понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я - вторник. Какой день следующий?»

-Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда)

-Пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота)

-Воскресенье, назови своих соседей (суббота, понедельник)

-Суббота, помаши рукой! Назови своих соседей.

(После выполнения задания на мониторе под бой звук курантов появляется цифра н-р:6.) 

Наденька:  Ну как. Вам понравилась игра. Вы все дни недели запомнили?

Педагог: Спасибо Наденька, ты нам очень помогла.

Педагог: Нас ждёт следующее задание.

Наденька: Я устала, я дальше идти не могу.

Педагог: Отдохнем и выполним упражнение.

Физкультминутка «Тик - так»

                                                            Дети проговаривают «тик - так».

Все часы идут вот так:

Тик - так, тик - так.                           (Наклоны головы в стороны)

Смотри скорей, который час:

Тик - так, тик - так.                             (Раскачиваться в такт,

                                                             руки в противоположную сторону)

Налево - раз, направо - раз:

Тик - так, тик — так.                         (Повороты в стороны)

Мы тоже с вами можем так:

Тик - так, тик - так.                          (Наклоны в стороны)

Задание №4.

Педагог: Нас ждёт следующее задание. Рамазан, какая цифра на стрелочке? (8).

Детям навстречу выходит Кикимора.

Кикимора: Чевой-то вы тут делаете? Заблудились что ли?

Наденька: Здравствуйте  бабушка.

Кикимора: Какая я тебе бабушка. Ты сама бабушка.

Наденька: Я не бабушка. Я школьница. Мы ищем время, которое я потеряла. (Плачет). А дети мне помогают его найти.

Кикимора: Жалко мне тебя. Ладно, уж помогу. Есть у меня волшебный экран.  Он покажет, где волшебники спрятали время.

 (Кикимора колдует и на экране появляется блюдце с волшебным яблоком.)

Кикимора: Вижу, что вам нужно расшифровать записки волшебников о том, где они в разные дни недели прячут свои часы. Расшифруете и узнаете, где они сегодня их спрятали.

Наденька: Спасибо Кикимора.

(На мониторе появляется мнемотаблица с зашифрованной записью. Число обозначает день недели, далее идет зашифрованное слово-помощник, а дальше  знак, обозначающий место, где их видели.)  

«Расшифруй запись» (мультимедиа)

«Где  спрятали  часы?»  

Необходимо расшифровать запись и сказать, в какой день недели и где прячут часы.

Н-р:  

В понедельник часы  прячут слева от стола.

В воскресенье часы прячут  справа от кровати.

В четверг часы прячут  между стульями.

Во вторник часы прячут  за шкафом.

В субботу часы прячут около тумбочки.

В пятницу часы прячут  в тумбочке.

В среду  часы прячут   под кроватью.

(После выполнения задания на мониторе под бой звук курантов появляется цифра н-р:8.)

Дети вместе с Наденькой благодарят Кикимору.

II часть. (Продуктивная деятельность)

Задание №5.

Наденька: Только как же  искать часы, если я  даже не знаю, как они выглядят.

Кикимора: Не переживайте. Мой волшебный экран вам поможет.

Вот так выглядит часовой циферблат с цифрами.

Посмотрите внимательно и запомните расположение цифр.

А чтобы ты, Наденька  запомнила, как определять время, мы тебе подарим часы, которые сейчас сами сделаем.

Педагог:  Кикимора, для того чтобы у нас получились  красивые часы, помоги нам  сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Часики»

Ходят часики – тик-так                      (Шагаем пальчиками по столу.)

Они не ленятся, не спят.                     (Грозят пальчиком.)

Всё бегут, бегут, бегут.                       (Шлепаем по воздуху ладошками.)

Никуда не убегут.                               (Разводим руки в стороны.)

(Продуктивная деятельность под музыку О. Понфилова «Тик-так» (финальная к «Сказке о потерянном времени»).

(Педагог руководит практической деятельностью детей, при необходимости повторно показывает приемы работы с бумагой; помогает детям правильно соблюдать последовательность выполнения задания.)

Педагог:  Мы с вами выполнили задания волшебников. Вернули на циферблат цифры…..?   

Наденька: Спасибо Кикимора за помощь. Теперь никогда не забуду, как выглядят часы.

Кикимора: До свидания. Дарю вам часы.

(На экране появляется изображение часов).

Педагог:  Сколько времени показывают  эти часы?

Дети: Сейчас три часа.

Педагог:  А сколько времени на ваших часах?

Дети называют, сколько времени у них на часах и дарят часы гостям, чтобы гости всегда знали который час?

Педагог:  Обратите внимание, мы выполнили все задания волшебников, и вы слышите, происходит какое-то волшебство.

Под звон курантов стрелка на часах передвигается на час назад, и бабушка превращается в школьницу Наденьку Соколову

Наденька: Дети, вы действительно молодцы!  Теперь я опять школьница. Вы научили меня определять время по часам. Теперь я смогу во время всё делать и всё успевать! 

Вы меня приятно удивили и порадовали своими знаниями.

 Хочу вам пожелать:  Дорожите каждой минутой своего времени.

На память о нашей встрече, дарю  эти песочные часы, которые помогут вам ценить и беречь время, правильно использовать его, планировать свои дела в соответствии со временем.

До свидания!!!

Педагог:  Вот и закончилось наше путешествие по сказке о потерянном времени. Мы помогли Наденьке. А вы помните, что человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет! 

Подведение итогов: Дети вы очень старались. Рамазан и Илья очень точно и верно составили числовой ряд, Азат с Азаматом лучше всех знают дни недели, Мирослав с Амелией быстрее всех приклеили  цифры на циферблат часов.  На этом наше знакомство со временем и пространством  не закончилось, и на следующих занятиях мы продолжим учиться узнавать что-нибудь новое.

Педагог:

Обученье, обученье,

Словно сладкое печенье,

Быстро кончилось, увы.

Хорошо трудились вы!

Я за это благодарна.

Поработали ударно.

Список использованной литературы

  1. Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений» в старшей группе. Планы занятий. -  М.: Мозаика-синтез, 2012.
  2. .Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени»,ТЦ «Сфера»,2009.
  3. Л.С.Метлина. Математика в детском саду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД, посвященный70-летию Тема: «Славься, День Победы!» (в разновозрастной группе для детей от 3 до 5 лет)

Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них....

План-конспект занятия по лексической теме «Профессии. Швея» в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

План-конспект занятия по лексической теме «Профессии. Швея» в старшей логопедической группе для детей с ОНР....

Проект Тема: «Сказки «дедушки» Чуковского» вторая младшая группа (для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Формирование знаний детей о значимости книг в жизни человека через творчество детского писателя К.И.Чуковского....

Конспект музыкального занятия на тему: «Сказка в музыке» в старшей группе

На занятии детей учатся  различать средства музыкальной выразительности, сравнивать пьесы с одинаковыми названиями. Развивается речевая активность, умение выражать свои мысли о прослушанном....

Конспект ООД интегрированного вида. РЭМП на тему: «Сказка о потерянном времени». Возрастная группа дети 5-7 лет с задержкой психического развития.

Конспект организованной образовательной деятельности по РЭМП на тему: «Сказка о потерянном времени» для детей 5-7 лет с задержкой психического развития....