Конспект ОД "Умники и умницы"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Татьяна Валерьевна Мамаева

ОО «Познавательное развитие ФЭМП»

Возрастная группа: средняя  группа.

Тема: «Умники и умницы»

   Цель. Формировать умение соотносить количество предметов с числом. Совершенствовать навыки счета в пределах 5.

    Задачи:

  • Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.
  • Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результат сравнения соответствующими выражениями, например: “Длинная и широкая- большая дорожка, короткая и узкая- маленькая дорожка”.
  • Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (круг, шар, квадрат, куб)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ОД "Умники и умницы"163.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 49 «УЛЫБКА»

города Рубцовска

658210, г. Рубцовск, пер. Алейский, 33 тел. (38557)5-49-19 е-mail: Ul49bka1981@yande

Конспект ООД «Умники и умницы»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Средняя группа

Подготовила: Мамаева Т.В.

Возрастная группа: средняя  группа.

ОО «Познавательное развитие»

Тема: «Умники и умницы»

Цель. Формировать умение соотносить количество предметов с числом. Совершенствовать навыки счета в пределах 5.

Задачи: 

  • Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.
  • Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результат сравнения соответствующими выражениями, например: “Длинная и широкая- большая дорожка, короткая и узкая- маленькая дорожка”.
  • Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (круг, шар, квадрат, куб)

Организация детских видов деятельности:

  • общение ребенка с взрослым;
  • игровая деятельность;
  • исследовательская деятельность

Метод:

Наглядные: демонстрация модели

Словесные: беседа, вопросы

Практические: игра.

Форма – фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.

Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.

Активизация словаря: круг, шар, квадрат. Куб

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал. Машины (5шт), куклы (5шт), 4 корзины, 4 набора фигур (2 набора с шарами и 2 с кубами, по количеству детей).

Раздаточный материал. Круги (по 5шт на каждого ребенка), квадраты (по 5шт на каждого ребенка), “ледяные дорожки”, изготовленные из картона разной длины и ширины (по 2шт на каждого ребенка), “снежные комочки” разного размера (по 2шт на каждого ребенка).

1.Организационный момент:

- настрой детей на участие в ОД:

- создание игровой ситуации.

- вызвать у детей желание сотрудничать, достигать в совместной деятельности результатов;

- создать доброжелательную атмосферу. 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети находятся в группе.

Дети эмоционально реагируют на слова воспитателя.

Дети включаются в деятельность.

 

Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету вам скажу – будет интересно

Ребята  сегодня мы проведем настоящую олимпиаду умников и умниц. Как в настоящем соревновании у нас будут сложные задания и конечно же призы. Хотите? Тогда открываем нашу олимпиаду.

2. Основная часть занятия.

•        Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.

•        Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результат сравнения соответствующими выражениями, например: “Длинная и широкая - большая дорожка, короткая и узкая- маленькая дорожка”.

•        Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (круг, шар, квадрат, куб)

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети делятся на команды мальчиков и девочек

Дети слушают задание.

дети отсчитывают

дети отсчитывают

Дети отвечают на вопросы

Дети сравнивают предметы двумя способами, восстанавливаю неравенство

Дети садятся за столы.

Отвечают на вопросы воспитателя

Выкладывают на двухполосные карточки круги и квадраты по заданию воспитателя сравнивают их двумя известными способами.

Рассказывают стихотворение и выполняют движения:

- Руки вверх;

- Руки в стороны;

- Хлопок в ладоши;

- 4хлопка;

- Ходьба на месте.

Дети строятся в две команды

Отвечают на вопросы воспитателя

Дети переносят шары в 1 корзину, кубы в другую во время игры уточняю название фигур.

Дети садятся на стульчики

Отвечают на вопросы воспитателя.

Сравнивают дорожки по величине.

Прокатывают большой шар по большой дорожке, а маленький по маленькой.

У нас будут две команды. Команда «Умницы» и команда «Умники».

Посмотрите у каждой из команд лежат игрушки. Что лежит у команды “Умников”? (машинки), а у команды “Умниц”? (куклы)

- Внимание! Задание команде “Умники” вам необходимо отсчитать 5 машин и поставить их на стол

Внимание! Звучит задание для команды “Умницы” вам необходимо отсчитать 4 куклы и положить их на стол друг за другом

- А что же необходимо сделать, чтобы узнать сколько кукол и сколько машин лежит на столе?

- Ребята, а как узнать поровну ли игрушек на столе или нет? (посадить кукол в машинки)

- Правильно, молодцы! Сколько у нас машин? (5), а сколько кукол? (4), а чего больше машин или кукол, сравните. (5 машин больше, чем 4 куклы). А чего меньше? (4 куклы меньше, чем 5 машин)

- А как сделать так, чтобы игрушек стало поровну? (добавить)

- Иди Маша добавь еще одну куклу. По сколько стало кукол и машин? (поровну)

- Ребята посмотрите, а что еще можно сделать, чтобы игрушек стало поровну? (убрать)

- Иди Макар убери одну машинку. По сколько стало игрушек? (поровну)

- Какие же вы молодцы ребята! И “Умники” и “Умницы” справились со своими заданиями.

- А теперь 2 задание, давайте присядем за столы, посмотрите что лежит у вас на столах? (фигуры)

- Правильно, а как называются эти фигуры. (Показываю детям фигуру квадрат, затем круг)

- Каждому из вас необходимо отложить 5 квадрата на верхнюю полоску, а затем 4 круга на нижнюю полоску.

- Правильно, молодцы! Сколько у вас квадратов? (5), а сколько кругов? (4), а чего больше квадратов или кругов, сравните. (5 квадратов больше, чем 4 круга). А чего меньше? (4 круга меньше, чем 5 квадратов)

- А как сделать так, чтобы фигур стало поровну? (добавить один квадрат)

-  По сколько стало квадратов и кругов? (поровну)

- Дети, а давайте попробуем убрать один круг, поровну ли станет фигур? (нет)

- А что можно еще сделать, чтобы фигур стало поровну? (убрать 1 квадрат)

- Сколько стало фигур? (поровну)

- Какие же вы молодцы! Давайте сейчас с вами немного поиграем.

Раз, два — стоит ракета

Три, четыре — самолет ,

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили.

- Ну что же, для команд предлагается 3 задание.

- Ребята посмотрите, что же это такое? (фигуры)

- Как называется эта фигура? (куб)

- А это фигура? (шар)

- Каждой из команд необходимо назвать и перенести фигуры в корзины, шары в одну корзину, кубы в другую.

-Молодцы! Справились с заданием.

А теперь команды пройдите на свои места. Посмотрите что же это у нас такое? (снежные шары и ледяные дорожки)

- Посмотрите, а что с ледяными дорожками не так? (разные)

-Правильно, а давайте сравним, что можно сказать о длине дорожек? Одинаковые ли они? Покажите длинную дорожку. А теперь покажите короткую дорожку.

А что же можно сказать о ширине дорожек? Покажите широкую дорожку. Покажите узкую дорожку.

-Дети, а как можно одним словом назвать длинную и широкую дорожку? (большая дорожка), а короткую и узкую? (маленькая дорожка)

- А что можно сказать про снежные шары? Одинаковые ли они? (разные)

- Покажите мне большой шар, а теперь маленький.

Умницы найдите большую ледяную дорожку и прокатите по ней большой снежный шар (затем умникам).

Умницы, а теперь найдите маленькую ледяную дорожку и прокатите по ней маленький снежный шар (затем умникам).

5 машинок

5 кукол

Двухполосные карточки, раздаточный материал 5 кругов и 5 квадратов на каждого ребенка

Физкультминутка

Три корзины, шары и кубы по количеству детей

снежные шары (мячи) большой и маленький и ледяные дорожки длинная и широкая и узкая и короткая

3. Заключительная часть занятия:

- создать эмоционально – положительный настрой от результатов проделанной работы.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети садятся на стульчики делятся впечатлениями от занятия, получают медали

Ребята какие же вы молодцы! Обе команды справились со своими заданиями, а какие задания у нас сегодня были, давайте вспомним.

- Вы сегодня чемпионы и каждый из вас получает вот такую красивую медальку. До свидания.

Медали из бумаги.

Самоанализ итоговой ООД в средней группе.

Тема: «Счет в пределах 5»

Интеграция содержания образовательной области «Познавательное-развитие», «Социально-коммуникативное-развитие», «Речевое-развитие», «Физическое развитие».

Данное занятие проводилось с детьми среднего дошкольного возраста 4-5 лет в количестве 20 человек на протяжении 20 минут, что соответствует нормам СанПина. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности.  Дошкольники проявляют свои возможности и способности в соответствии с их возрастными особенностями; достаточно хорошо усваивают программный материал, активны, дружелюбны, воспитаны; с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях, легко заучивают стихотворения, песни, танцевальные упражнения. Дети легко идут на контакт со взрослым. Учитывая это, я ожидала от них следующих результатов:

- обобщение имеющихся знаний о сравнении чисел;

- свободное общение с педагогом и сверстниками;

- четкие и правильные ответы.

С этой целью я использовала необходимые атрибуты: шары, кубы, мячи и полосы разного размера, счетный материал.

Данная ОД является закреплением пройденного в ФЭМП, сложность заключается в умении воспитанников сделать соответствующий  вывод при сравнении количества предметов, сравнении предметов по величине, длине и ширине.

Было подготовлено помещение в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями, продумано расположение демонстрационного и наглядного материала к занятию. Разрабатывая данный конспект, я прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей данной группы. Учитывая все это, определила: цели, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель данного занятия: создание условий для формирования элементарных математический представлений детей посредством выполнения практических заданий по ранее изученному материалу.

Занятие провела в форме игры – соревнования, тем самым я поддерживала соревновательный дух, желание проявить себя в команде.

Методы:

Наглядные: демонстрация модели

Словесные: беседа, вопросы

Практические: игра - поддерживала игровую ситуацию на протяжении всего занятия, использовала  игровой материал: шары, кубы, мячи

Приемы:

• общеукрепляющие упражнения

• уточняющие вопросы детям, направленные на установление причинно-следственных связей;

• развивающие упражнения: физминутка, игровые приемы (введение детей в игровую ситуацию, подвижные игры и игры творческого характера);

• художественное слово (стихи).

На занятии развивала такие психические процессы, как внимание, мышление, память, воображение, восприятие.

Внимание поддерживалось сменой деятельности, исключала монотонность, используя голосовую модальность,

Мышление – использовала дидактические игры и подвижную игру с имитацией движения.

Память – повторение названий геометрических и объемных фигур, ответы на непрямые вопросы, использование стихотворных форм.

Воображение - приемы на включение фантазий, вхождение в предполагаемые условия.

Для создания эмоционального настроя детей использовалась музыка.

Структура ОД:

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость.

Методы обучения:

Все запланированные мною методы и приёмы (мотивационный компонент, беседа, практическая деятельность, сравнительный анализ, физкультминутка) соответствовали теме и цели занятия, в полной мере обеспечивали развитие познавательной активности детей.

Система моей работы:

Главным в системе своей работы я считаю умение организовать детей, управлять группой, правильно определять объём учебного материала, проявлять на занятиях эмоциональность, корректность, доброжелательность в общении с детьми.

Система работы воспитанников:

Дети организованны, активны; проявили интерес к предлагаемой ситуации, практической деятельности, уважительное отношение ко мне, хорошо усвоили материал. Уверена, мои воспитанники смогут творчески применить полученные знания на других занятиях, в жизни.

Общие результаты ОД:

Все структурные элементы ОД  продуманы, взаимосвязаны и обеспечили целостность закрепляемого  материала.

Саморекомендации:

- активизировать малообщительных воспитанников

- добиваться развернутых ответов

- научить воспитанников действовать в микрогруппе.

https://www.chopl.ru/media/k2/items/cache/5003d452a8da016f3ed02a6385cf54e8_XL.jpg

https://www.chopl.ru/media/k2/items/cache/5003d452a8da016f3ed02a6385cf54e8_XL.jpg

https://www.chopl.ru/media/k2/items/cache/5003d452a8da016f3ed02a6385cf54e8_XL.jpg

https://www.chopl.ru/media/k2/items/cache/5003d452a8da016f3ed02a6385cf54e8_XL.jpg

https://www.chopl.ru/media/k2/items/cache/5003d452a8da016f3ed02a6385cf54e8_XL.jpg

https://www.chopl.ru/media/k2/items/cache/5003d452a8da016f3ed02a6385cf54e8_XL.jpg

https://www.chopl.ru/media/k2/items/cache/5003d452a8da016f3ed02a6385cf54e8_XL.jpg

https://www.chopl.ru/media/k2/items/cache/5003d452a8da016f3ed02a6385cf54e8_XL.jpg

https://www.chopl.ru/media/k2/items/cache/5003d452a8da016f3ed02a6385cf54e8_XL.jpg

https://www.chopl.ru/media/k2/items/cache/5003d452a8da016f3ed02a6385cf54e8_XL.jpg

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/1419574-800x800.jpg

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/1419574-800x800.jpg

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/1419574-800x800.jpg

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/1419574-800x800.jpg

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/1419574-800x800.jpg

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/1419574-800x800.jpg

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/1419574-800x800.jpg

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/1419574-800x800.jpg

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/1419574-800x800.jpg

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/1419574-800x800.jpg

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/1419574-800x800.jpg

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/1419574-800x800.jpg

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/1419574-800x800.jpg

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/1419574-800x800.jpg

https://slovo-shop.ru/image/cache/data/product/1419574-800x800.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект детско-родительского досуга по математике "Умники и умницы"

Согласитесь, большое значение для работы с детьми имеет налаженный контакт с родителями. данный конспект этого интересного мероприятия поможет вам в этом....

Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе « Умники и умницы».

Цель. Закрепить навык чтения слогов, слов с изученными буквами....

Конспект организованной образовательной деятельности (Познание). Тема"Умники и умницы"

В конспекте представлены материалы по ФЭМП для закрепления пройденного  материала в подготовительной группе в конце учебного года...

Конспект интеллектуальной игры «Умники и Умницы»

Цель: Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса. Задачи: 1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений 2. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности,...

Конспект викторины "Умники и умницы"

Конспект совместной с родителями деятельности....

Конспект Умники и умницы

Учить детей понимать поставленные задачи и решать их самостоятельно. Закреплять умение рассуждать и высказывать свои суждения. Учить строить простейшие умозаключения. Развивать логическое мышление,...

Конспект интеллектуальной игры "Умницы и умники"

Конспект интеллектуальной игры "Умницы и умники"...