Кружок
методическая разработка по математике (старшая группа)

Лисицкая Ирина Викторовна

"Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnaya_matematika_otchyoty.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11» «Малышка» г. Элиста

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Старшей группы

«Занимательная математика»

С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ»

Время проведения:

Среда, во второй половине дня с 16.00 до 16.20

Воспитатель:

Лисицкая И.В.

2018 - 2019 учебный год.

г. Элиста

Актуальность:

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  Кружок проводится 1 раз в две недели,  25 минут, во вторую половину дня.  Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания  детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию  логических форм мышления. В педагогической деятельности кружка предполагается широко использовать игры (имитационные, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры), проблемные ситуации и развлечения.


Пояснительная записка:

Кружок дополнительного образования разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлен на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих их социальную успешность.

Целью  кружка является содействие познавательному развитию детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Данная цель реализуется в ходе развивающих, образовательных и воспитательных задач. Развивающие задачи связаны с созданием условий для развития познавательной активности, познавательной мотивации ребенка дошкольного возраста. В ходе освоения задач кружка «Занимательная математика» у дошкольника развивается мышление, речь, мелкая моторика рук. Он учится устанавливать контакты в общении и совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, договариваться, отстаивать свою точку зрения. Образовательные задачи направлены на формирование элементарных знаний об объектах, их свойствах окружающего мира. У детей формируются элементарные математические понятия и представления. Воспитательные задачи направлены на формирование ценностного отношения к познавательной, коммуникативной деятельности, формирование интереса к совместной деятельности с взрослым в познавательной и коммуникативной деятельности.


Основные задачи программы:

1. Закрепление знаний детей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов;

2. Создание максимально  благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка;

3. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения.

4.Формирование мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать.

5. Формирование познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображение.

6.Развитие творческих способностей.

Планируемые результаты:

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

- различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.);

- обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

- классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям;

- называет времена года, отмечает их особенности, элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействии человека с природой в разное время года;

- владеет (количественным и порядковым) счетом в пределах 10, соотносит число и количество предметов;

- решает простые арифметические задачи на числах первого десятка;

- использует способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине: длине, объёму, массе;

- ориентируется в пространстве и на плоскости;

- определяет временные отношения:

- имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;

- выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;

- устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Литература:

  1. Парциальная программа «Солнечные ступеньки» познавательного развития детей 5-6лет.
  2. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Башаева Т.В. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с.: ил.- (Вместе учимся, играем).
  3. Математика в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. Метлина Л.С. 2-е изд. 1984. 255 с. 15.
  4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. Пособие для воспитателей детского сада. Венгер Л.А. – М.: Просвещение, 1978. –



Месяц

неделя

Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

I неделя

Игра «Посчитаем с гномами»

Конус. Игра «Волшебный мешочек». Игра «В гостях у Петрушки»

Счет в пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству.

III неделя

Игра «Фигурки спрятались»

Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде»

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета

Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: какой по счету. Учить ориентироваться в пространстве


НОЯБРЬ

II неделя

Решение примеров в тетради в клетку. Игра «рассеянный художник». Игра «Сколько, какой?» Призма и пирамида. Игра «найди фигуру». Игра «Волшебный мешочек».

Развитие наблюдательности и счета пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. Формировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы призмы и пирамиды.

IV неделя

Игра «Архитекторы»

Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»

Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки.

Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями: больше, меньше, со знаками <, >.

ДЕКАБРЬ

I недедя

Решение примеров в тетради в клетку. Игра «художник». Игра «Какой по счету?»

Игра-головоломка «Пифагор»

Развитие наблюдательности и счет до шести. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.

Закреплять умения составлять фигуры из частей.

III неделя

Игра «Измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?»

Игра «Украсим елку бусами»

Учить определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер.

Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать  (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение действовать последовательно.

ЯНВАРЬ

II неделя

Игра «Сравни и заполни» Цилиндр. Игра «Паспортный стол».

Игра «Логические кубики»

Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. Фигурах.

Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки.

IV неделя

Игра «Узнай длину ленты» Игра «Танграм»

Игра «Логический поезд»

Учить: понимать количественные отношения между числами первого десятка, находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатами измерения, устанавливать логические связи измерения. Закреплять умения составлять фигуры из частей.

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета

V неделя

Игра «Палочки можно складывать» Игра «Мозайка цифр»

Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде»

Учить ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить полоски, по сумме равные двум данными. Развитие способностей декодировать информацию. Умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычисления. Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: какой по счету. Учить ориентироваться в пространстве


ФЕВРАЛЬ

I недедя

 Игра «Разноцветные фигуры» Математические задачки

Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства

Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.

III неделя

Игра «Архитекторы» Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»

Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки.

Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями: больше, меньше, со знаками <  >.

МАРТ

II неделя

Математические задачки

Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. Развивать логическое мышление


IV неделя

Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру».

Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.

Логическая задача на цветовую последовательность.

 Игра «Построй предметы»

Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.

Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровать) информацию, изображенную на карточке, умение действовать последовательно.

АПРЕЛЬ

I недедя

Игра «Цвет и число», «Число и цвет» Математические задачки в стихах

Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию. Развивать представления о ширине, умение подбирать палочки по размеру, развивать глазомер. Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.


III неделя

Игра «Раздели фигуры»

Логическая задача «Детская железная дорога»

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.

Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.

ИТОГО


Ф.И ребенка

Кружок "Занимательная математика" дети старшей группы «Непоседы» должна уметь: к концу учебного года 18-19 г.

Итоги мониторинга

признаки предметов

сравнение групп предметов

умение считать от 1 до 10

умение сравнивать числа

последовательность чисел

величины и их измерения

арифметические задачи

элементы геометрических фигур

умение ориентироваться в пространстве

общая сумма балов

процент усвоения знаний

уровень усвоения знаний

период

Отчет о работе кружка «Занимательная математика» в подготовительной к школе группе № 5 за 2014-2015г.
Воспитатель: Лисицкая И.В.
Мною были спланированы следующие годовые задачи кружковой работы на 2014-2015уч. год:
- закрепить знания детей об образовании, написании, составе чисел первого десятка;
- учить детей соотносить количество предметов с цифрой;
- закрепить навыки количественного и порядкового счета;
- совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
- научить ориентироваться на листе бумаге: находить верхний, нижний, левый, правый углы и края листа;
- закрепить понятия: высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий;
- закрепить знания математических знаков: -, +, >, <, =;
- учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- научить составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание;
- развивать память и воображение, логическое мышление, внимание, речь, смекалку, сообразительность;
- учить добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля и самооценки.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Поэтому занятия по кружковой работе проводились в увлекательной игровой форме, с применением сказочных сюжетов. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, занятия, проводимые в игровой форме, помогут привить ребенку знания из области математики, ребенок научится выполнять различные действия, разовьет память, мышление, творческие способности.
Если сравнить начало и конец учебного года, можно сделать выводы.
Дети научились:
- различать геометрические фигуры по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр) ;
- классифицировать фигуры по 3-м свойствам одновременно;
- составлять и решать задачи на сложение и вычитание;
- определять пространственные отношения: вверх-вниз, направо-налево, назад-вперед;
- находить одинаковые предметы в контурном и цветном изображении;
- научились принимать поставленную задачу или выдвигать самостоятельно свою задачу в знакомой игре;
- действовать по правилам, стремиться к результату.
От занятия к занятию дети становятся всё более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. А все эти качества необходимы для того, чтобы без особых проблем перейти к школьному обучению. Посещаемость детьми кружка была 100%, почти никто не пропускал. Если ребёнок пропускал занятия, то с ним дополнительно проводила занятия.
В течение года мною были показаны открытые занятия данного кружка для родителей, все были довольны полученными знаниями детей
Проводя диагностику по данному предмету, можно сказать, что низкий уровень сократился, соответственно повысился средний и высокий уровни. Это является результатом проведенной мной работы.
Таким образом, я считаю целесообразным продолжить работу кружка в следующем году с детьми по ФЭМП.

В 2017 – 2018 учебном году были спланированы следующие задачи кружка «Занимательная математика»

 Развивать представления детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур.

 Развивать познавательные и творческие способности детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

Развивать умение добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля и самооценки.

 Развивать личность ребенка через активное включение в коллективную игру, оказание помощи сверстнику в случае необходимости.

 Развивать мышление, сообразительность, смекалку, творчество, конструктивные способности через складывание объемных фигур по расчлененным и простейшим нерасчлененным образцам.  

Продолжать формировать произвольное внимание.  Развивать элементы логического мышления.

 Занятия кружка «Занимательная математика» проводились в игровой форме. На занятиях дети: работали с занимательным материалом, с электронными дидактическими пособиями, в индивидуальных тетрадях, выполняли физминутки, гимнастику для глаз.

 Весь материал к занятиям был подобран согласно возрастным требованиям, индивидуальных особенностей детей, способствовал формированию личности.

 В обучении преобладали логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.

 От занятия к занятию дети становятся всё более усидчивыми, прилежными, самостоятельными.

 Дети освоили первые графические движения в тетрадях: научились рисовать, штриховать, раскрашивать. Они испытывают удовольствие и радость от результата, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.

Освоили навыки работы с электронными дидактическими пособиями. Могут самостоятельно на планшете выполнять игровые задания. В процессе работы кру

В процессе работы кружка дети научились.

Различать геометрические фигуры по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник).

 Различать пространственные отношения: вверх-вниз, направо - налево, назад - вперед.

 Количественный и порядковый счет в пределах 10 .

 Продолжать находить одинаковые предметы в контурном и цветном изображении.

 Составление целого изображения из 6 – 8 и более частей. Учить принимать поставленную задачу или выдвигать самостоятельно свою задачу в знакомой игре.

Действовать по правилам, стремится к результату.

Таким образом:

 Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

 Таким образом, в процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

Учимся называть, классифицировать геометрические фигуры, соотносить с предметом такой же формы, составлять изображение из фигур.

Учимся работать в тетрадях.

Учимся работать с Танграмом

Учимся работать с блоками Дьениша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

Кружок по рисованию

Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...