РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по математике

Милюкова Екатерина Сергеевна

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл milyukova_es_statya_na_konferentsiyu.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е. С. Милюкова

МБДОУ «Детский сад №1», г. Богородск, Нижегородская обл.

Аннотация. В статье рассматриваются формы и методы работы с детьми для развития познавательной активности в образовательной деятельности.

Ключевые слова: познавательное развитие, метод проектов, экспериментирование, исследовательская деятельность, познавательная активность

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN PRESCHOOL CHILDREN 

E. S. Milyukova 

MBDOU "Kindergarten No. 1", Bogorodsk, Nizhny Novgorod region. Annotation. The article discusses the forms and methods of working with children for the development of cognitive activity in educational activities.

Keywords: cognitive development, project method, experimentation, research activity, cognitive activity

Педагоги ДОУ в своей работе с детьми дошкольного возраста ставят перед воспитанниками познавательные и интеллектуальные задачи, которые представляют собой всевозможные развивающие игры, проблемные ситуации и т.п. предполагающие наличие у детей знаний, умений и навыков, а также поисковых способов. Общение с окружающем миром и разнообразный практический опыт детей дошкольного возраста с самого начала является посредником речевого развития. именно речевое общение активизирует познавательные процессы и развивает эмоциональную сферу. А.Н. Леонтьев- автор теории деятельности отмечал, что, хотя речи принадлежит огромная решающая роль в развитии ребенка, но все-таки творцом человека выступает конкретная практически- предметная деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.

Дошкольный возраст - это возраст чувственного познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенок усваивает, то что затрагивает его эмоции, интересно ему, поэтому главная задача педагога- вызвать инициативу у ребенка через включение его в значимую для него деятельность.

Экспериментирование является одним из эффективных методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Экспериментирование-является практической деятельностью поискового характера. [2] В ходе экспериментирования дошкольник берет на себя роль исследователя, который самостоятельно познают окружающий мир. В основе экспериментальной деятельности дошкольника лежит жажда познания, стремление к открытию, любознательность, потребность в впечатлениях. Задачей педагога является удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Проектная деятельность так же является эффективным методом познавательного развития дошкольников, она обеспечивает умение ориентироваться в окружающем пространстве, развитие познавательных интересов детей, способность к самостоятельному формированию своих знаний, а также способствует развитию мышления. Педагоги нашего детского сада чаще всего используют четыре основных типа проектной деятельности: творческие проекты, исследовательские проекты, практико-ориентированные проекты, информационно- практико- ориентированные проекты.

Исследовательский проект предполагает, что ребенок ставит перед собой проблему, которую нужно решить, придумывает пути решения, проверяет их, и получает результат, анализирует и систематизирует полученный результат, делает выводы и применяет их к новым данным, делает обобщения и с помощью педагога оформляет полученные результаты.

Творческие проекты в основном не имеют проработанную структуру действий участников проекта, она только намечается и развивается, подчиняясь необходимому конечному результату, который оформляется как видеофильм, презентация, развлечение, праздник, фотовыставка, альбом, игра.

Игровые проекты, в них тоже нет проработанной структуры действий участников проекта, она остается открытой до завершения работы. В реализации игрового проекта дошкольники берут на себя определенные роли, которые предполагаются проектом.

Информационно- практико-ориентированные проекты предполагают сбор информации об объекте или явлении. Дети знакомятся с предоставленной информацией, анализируют ее обсуждают и обобщают результат проекта. Итогом информационно- практико-ориентированного проекта может стать создание газеты, журнала, выставки, презентация.[1]

Используя вышеперечисленные формы познавательного развития у дошкольников, педагог обеспечивает изменения в развитии познавательной деятельности у детей: от простого любопытства до познавательной активности.

Наряду с традиционными формами развития познавательной деятельности, педагоги используют нетрадиционные формы работы с детьми в рамках непосредственно образовательной деятельности. С помощью нетрадиционных форм работы педагоги закрепляют, уточняют, расширяют и систематизируют накопленные знания и представления детей; а также имеют возможность вводить новый материал. К нетрадиционным формам работы, проводимым вне занятий, относятся: – викторины, конкурсы, мастер-классы, турниры, эстафеты, развлечения и т.п.

Таким образом, формы организации познавательного развития, которые используется педагогами в детских садах, обладают широкими возможностями в формировании познавательной активности у дошкольников.

Список литературы

1. Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012.

2. Зиновенко, О. А. Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста / О. А. Зиновенко, О. В. Новосельцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25

3. Н.В. Ершова, И. В. Аскерова Развитие познавательного и речевого развития – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

МБОУ «Начальная школа - детский сад №44»              Экспериментальная деятельность,как средство развития познавательной ак...

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности реб...

"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательный интерес к окружа...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность

Работа раскрывает исследовательскую деятельность в дошкольном образовательном учреждении....