Мастер-класс для воспитателей "Использование развивающих игр В.Воскобовича для интеллектуального развития дошкольника"
статья по математике

Галиаскарова Айгуль Фаизовна

Мастер-класс для воспитателей "Использование развивающих игр В.Воскобовича для интеллектуального развития дошкольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галиаскарова Айгуль Фаизовна, воспитатель МАДОУ Детский сад №32 городского округа г.Октябрьский Республики Башкортостан.

«Использование развивающих игр  В.Воскобовича

для интеллектуального развития дошкольника»

Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка-дошкольника к будущей жизни? Безусловно – это игра.
            На значимость игровой деятельности у детей дошкольного возраста указывали такие известные педагоги как: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова и др.  В настоящее время научные и методические разработки известных педагогов не потеряли своей актуальности.

Предлагаю вашему вниманию опыт работы на тему: «Использование развивающих игр  Воскобовича для интеллектуального развития дошкольника».

На сегодняшний день  стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм. В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, развивающих игр и пособий. Но очень мало, которые соответствуют требованиям ФГОС. Примером может служить игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочный лабиринт» - это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой форме, соответствующая всем требованиям ФГОС.              

Так, что же  отличает игры Воскобовича от всех остальных?

1. Возрастной диапазон. Одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.

2. Многофункциональность. Это то, что отличает игры Воскобовича от всего коробочного, что стоит в магазинах игрушек. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, в это время ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание.

3. Творческий потенциал. Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю.

4. Сочетание сказки и головоломки. Это будет мир малыша, где он будет играть, конструировать, придумывать, собирать.

Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой.

Все вышесказанное определило цель моей работы - использовать развивающие игры  Воскобовича для интеллектуального развития дошкольника. После первичной диагностики, чтобы реализовать свою цель я определила следующие задачи:

  1. Развивать познавательные, интеллектуальные способности детей.
  2. Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.
  3. Развивать сенсорные способности восприятия цвета и формы.
  4. Тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов.
  5. Создавать игровую ситуацию, развивать любознательность.

Свою работу я разделила на несколько этапов.

I этап. 

  • Изучила методическую литературу;
  • Провела диагностику;
  • На основе диагностических данных составила перспективный план работы с детьми;
  • Разработала картотеку игр;
  • Провела родительское собрание, где познакомила родителей с некоторыми играми В.В.Воскобовича, заинтересовала их. Разработала план работы с родителями.

II этап – это работа с детьми.  На этом этапе дети знакомились и знакомимся сейчас  с основными приемами, приобрели навыки конструирования, пробовали выполнять задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.

Как воспитатель, я использую многие игры В.В. Воскобовича, а сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми из них.

Коврограф «Ларчик» - это игровое поле из ковролина и наглядного материала: «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры», зажимы, кармашки. Пособие является универсальным так как: способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память,  внимание, мышление, воображение). Так же развивает математические, речевые, экологические предпосылки у детей от двух лет и школьного возраста. В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса. Поле коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети учатся ориентироваться на плоскости.

Геоконт или «дощечка с гвоздиками». На фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные резинки, и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели (на игровое поле «Геоконта», в отличие от подобных игр, нанесена координатная сетка).

Квадрат Воскобовича – игра-головоломка на трансформацию фигур. Выглядит он довольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены квадраты, с одной стороны красные, с другой – зеленые. Игры с квадратом Воскобовича развивают: логическое мышление, пространственное воображение, конструктивные умения, счетные навыки, мелкую моторику руки, умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры. Дети знакомятся с геометрическими понятиями: угол, диагональ, сторона, центр.

Чудо-фонарики, Чудо-крестики - представляют собой игру с вкладышами. Ребенок решает головоломку, знакомится с цветами и геометрическими фигурами, из частей головоломки складывает различные фигуры, развивая логическое мышление, моторику рук, конструкторские способности и воображение.

Нетающие льдинки развивают процессы внимания, памяти, мышления, воображения, творческие способности, мелкую моторику рук. Формируют умение детей пользоваться схемой, определять геометрические фигуры. Формируют способность анализировать собственную деятельность.

И сейчас я покажу, как можно использовать эти игровые пособия.

Мастер-класс "В гости к Дольке"

В волшебной стране была волшебная полянка. И жили на ней 7 гномов. Кохле-красный гном, Охле – оранжевый, Желе - желтый, Зеле – зелёный, Геле - голубой, Селе - синий, Фи - фиолетовый. Каждый гномик на своей дорожке. И была у них подруга - девочка Долька. Как-то раз собрались гномы в гости к девочке Дольке.

Долька живет далеко. Как же добраться до нее?  (приглашение фокус групп).

Ты, дружочек, не зевай. Гномам транспорт искать помогай.

Кохле решил пойти пешком. «Есть два маршрута" - сказал гном.

Первый маршрут. Красная точка - начальная точка, здесь живет гном, желтая точка-конечная, там живет Долька. Берем клубочек красной веревочки в правую руку и слева направо прокладываем дорожку. Договоримся, что одна клетка – это один шаг. 5 шагов вправо.

Второй маршрут. Берем веревочку белого цвета. Так же от красной точки 1 шаг вниз, 1 шага вправо, 1 шаг вниз, 3 шага вправо, 1шаг вверх, 1 шаг вправо, 1 шаг вверх.

- Как вы думаете, какой маршрут выберет гном? Почему?

- Первый маршрут красного цвета. Потому что он короткий, а второй маршрут белого цвета длиннее.

И Кохле дошел до девочки Дольки.

Кто самые лучшие друзья у гномов? Звери, птицы, насекомые. "А я полечу" - сказал гномик Охле, мне поможет в этом Геоконт.

На коврографе указаны координаты. Цветные кружочки – это цвет луча. Цифры - это номер гвоздика. Берем цветную резинку, цепляем ее за гвоздики по координатам, создавая силуэт.

- Что получилось?

- Бабочка.

Но тут подул ветер Гуляка, бабочка улетела. "Ох" - воскликнул гномик Охле и заплакал. Но Гномик Желе увидел, что бабочка полетела в цветочный город (4 квадрата: красный, синий, желтый, зелёный) и спряталась между красным и синим домиком, но не под желтым?

- Под каким домиком спряталась бабочка?

- Под зелёным.

Гномики Охле и Желе тоже благополучно добрались до девочки.

У гномика Зеле тоже есть летающий друг. С помощью Чудо крестиков узнаем на ком полетит Зеле.  Предлагается из деталей конструктора сделать силуэт птицы.

"А я отправлюсь в путь на Воздушном шаре»-сказал Геле. Воздушный шар похож на геометрическую фигуру – круг. Предлагается сделать круг из Чудо-стрелки и цветной веревочки.

«А я поплыву по озеру Айс" - решил Селе. Но на чем же? И тут на помощь нам приходит квадрат Воскобовича, который превращается в Лодку.

На берегу озера Айс лежали нетающие льдинки. Гномик Фи взял их и задумался. Как же ему добраться до Дольки? Предлагается из 4 льдинок сделать лошадку ОШ.

Все гномики благополучно добрались до девочки Дольки.

Таким образом, развивающие игры Воскобовича совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление и речь. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.

В результате  проделанной  работы  было  выявлено:

  • Дети  различают и  называют геометрические фигуры, составляют плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
  • В соответствии со своим возрастом ориентируются в пространстве и на плоскости;
  • У детей повысилась степени активности в самостоятельной деятельности;
  • Дети высказывают суждения, доказательства, выражают свое мнение.

Мне бы хотелось пожелать всем - постарайтесь находить время в своём плотном графике работы и чаще играйте с детьми, играйте в умные игры, которые позволяют создавать такие ситуации, где ребёнок чувствует себя успешным. Ведь каждый ребёнок - уникальная личность со своим неповторимым набором качеств и талантов, которые просто необходимо раскрыть.  И как сказал Е.А.Покровский «Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Список используемой литературы

1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие / В.В.Воскобович, Н.А. Мёдова, Е.Д. Файзуллаева и др.; под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. –Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017 – 352с.

2. Официальный сайт В.В. Воскобовича. Режим доступа: http://geokont.ru/MethodSumm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС «РОЛЬ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Актуальность.             Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, дл...

Мастер класс «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника».

Цель:Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.Развитие интеллектуальной и творческой активности педагого...

Мастер класс «Поиграем вместе или Развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника»

Продолжительность мастер-класса: 45 мин.Целевая аудитория: воспитатели   дошкольных учреждений. Цель:  Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование инновацион...

Мастер-класс для воспитателей «Влияние развивающих игр В.Воскобовича на развитие дошкольников»

Мастер-класс по развивающим играм В.Воскобовича-  Систематизировать и углублять знания педагогов по технологии развивающего обучения В.В. Воскобовича.- Совершенствовать практические навыки профес...

Мастер - класс для педагогов «Использование развивающих игр В.Воскобовича в образовательной деятельности дошкольников»

Повышение профессиональной компетенции педагогов в игровой технологии В. Воскобовича....

Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»

Мастер-класс для воспитателей «Развивающие игры В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников»...

Мастер-класс на тему: «Использование развивающих игр В.Воскобовича в познавательном развитии детей дошкольного возраста».

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий В.В. Воскобовича при организации работы с детьми дошкольного возраста....