НОД по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Гмыря Виктория Александровна

Тема: «Детский сад. Профессии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_femp.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленький цветочек» г.Волгодонска

Конспект НОД

по формированию элементарных математических представлений

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №3

на тему: «Детский сад. Профессии»

Подготовила: воспитатель: Гмыря В.А.

Волгодонск 2022

  1. Содержательно-целевой компонент

Программное содержание

Цель: Формирование количественных и пространственных представлений.

Задачи:

Образовательные: Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти. Закрепление представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета. Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Актуализация наречия поровну. Закрепление представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части. Упражнения в соотнесении числа и цифры. Формирование навыка ориентировки по плану. Формировать умение детей говорить полным ответом, не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

Развивающие: Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания. Развивать диалогическую и монологическую речь, умение отвечать на вопросы.

Воспитательные: Воспитание самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

Интеграция в целостный образовательный процесс: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

  1. Организационно-деятельностный компонент

Оборудование: Магнитная доска, план детского сада, счетные палочки, изображения мальчиков и девочек, пирог, блюдо, нож, объемные геометрические фигуры, листы с практическим заданием по числу детей, простой карандаш.

Предварительная работа: Закрепление представления о том, что предмет можно поделить на равные части, что целое, больше части, в совместной деятельности. Разучивание пальчиковой гимнастики «Наша группа».

Словарная работа: активизация активного словаря в ходе занятия.

Формирование умения отвечать на вопрос полным предложением.

  1. Эмоционально-мотивационный компонент: помочь воспитателю отгадать загадку, которую воспитатель без помощи детей затрудняется отгадать, тем самым подвести к теме занятия.

  1. Результативно-оценочный компонент: подведение итогов, оценка деятельности детей, рефлексия.

             Ход НОД:

      Приветствие:

 

Дети стоят в кругу

Мы пришли в детский сад (имитируем ходьбу)

Вика рад и Данил рад,

И конечно все ребята (хлопаем в ладоши)

Нашей встрече очень рады!

Гимнастика для глаз:

Раз - налево, два - направо,

Три - наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

1. Организационный момент. Игра «Наш детский сад».

Формирование навыка ориентировки по плану. (Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их к магнитной доске, на которой размещен план участка д/с)

Сегодня утром, мне загадали загадку. Я её сама не смогла отгадать. Мне

бы хотелось загадать её вам.

     Воспитатель: Поглядите, что за дом,

Сколько светлых комнат в нем!

Там паркетные полы,

Там кроватки и столы,

Мишки, зайчики, матрешки,

Миски, ложки, поварешки,

Куклы, мячики, шары –

Все, что нужно для игры.

Там живет живая кошка

И цветочки на окошках.

Лучше дома не найдешь.

Очень этот дом хорош!

А. Матутис

Что это за дом?

Дети: Это детский сад.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы продолжаем разговор о д/с и профессиях людей, которые работают в д/с. Мы начинаем занятие с ознакомления с планом участка нашего д/с. В центре плана вы видите фигуру, похожую на перевернутую букву «п». Так обозначено на схеме здание д/с. Вокруг здания и в стороны от него на схеме обозначены дорожки, которые ведут к калитке, прогулочным площадкам, воротам. Теперь посмотрите на три прямоугольника слева и справа от д/с. Что это? Как вы думаете?

Дети: Это прогулочные площадки.

Воспитатель: Верно. Не случайно на них обозначены веранды, песочницы и домики.

Воспитатель: Что обозначено на схеме на заднем плане?

Дети: Спортивная площадка и еще три прогулочные площадки.

Воспитатель: И наконец, что обозначают зеленые овалы на территории д/с?

Дети: Зеленые овалы – это клумбы.

Воспитатель: Очень хорошо. Вы помогли мне прочитать план участка нашего д/с.

2. Игра  «Расставь детей парами» 

(Работа со счетными палочками. Один ребенок работает у доски с изображениями мальчиков и девочек)

 Формирование навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета. Актуализация наречия поровну.

Воспитатель: Сосчитайте сколько у вас счетных красных палочек?

Дети: У нас 10 красных палочек.

Воспитатель: Сколько у вас зеленых палочек?

Дети: У нас 7 зеленых палочек.

Воспитатель: Разложите палочки парами так, чтобы в каждой паре были красная и зеленая палочки.

(Дети выполняют задание за столам со счетными палочками, ребенок у доски выкладывает изображения девочек и мальчиков парами)

Дети: Осталось три лишние красные палочки.

Воспитатель: Что вы можете сказать о количестве красных и зеленых палочек?

Дети: Красных больше, чем зеленых. Зеленых меньше, чем красных.

Воспитатель: На сколько красных палочек больше зеленых?

Дети: Красных палочек больше чем зеленых на три.

Воспитатель: На сколько меньше зеленых, чем красных?

Дети: Зеленых палочек меньше чем красных на три.

Воспитатель: На сколько, десять больше семи?

Дети: Десять больше семи на три.

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы палочек стало поровну?

Дети: Надо добавить еще три зеленых палочки.

(Дети добавляют зеленые палочки)

Воспитатель: Сколько пар получилось? Сосчитайте.

(Дети выполняют задание)

Дети: Всего десять пар.

Воспитатель: Правильно! Что вы можете сказать теперь о количестве      красных и зеленых палочек?

Дети: Их стало поравну.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием.

3. Физминутка: «Детский сад»

Жили-были сто ребят, (хлопки в ладоши)

Все ходили в детский сад, (маршируют на месте)

Все садились за обед (приседания)

И съедали сто котлет, (наклоны в стороны)

А потом ложились спать - (сесть на присядки, ладони под щеку)

Начинай считать опять (подпрыгнуть, руки и ноги широко расставить)

4. Игра «Праздничный пирог»

Формирование представления о том, что предмет, можно делить на равные части, что целое больше части. Формирование умения называть часть.

(Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоит блюдо с пирогом)

Воспитатель: Ходит повар в колпаке,

С поварешкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

В. Степанов

Повар для вас испек пирог, которым надо угостит всех детей в группе. Вы сидите во время обеда за четырьмя столами, поэтому нам надо разделить пирог на четыре равные части, Как же разделить пирог на четыре равные части?

Дети: Сначала надо разрезать пирог пополам, на две равные части.

(Воспитатель протирает руки влажной салфеткой и разрезает пирог пополам)

Воспитатель: Что надо сделать дальше?

Дети: Теперь надо разрезать каждую часть еще раз пополам, на две равные части.

(Воспитатель разрезает каждую часть еще раз пополам)

Воспитатель: Сколько равных частей получилось?

Дети: Получилось четыре равные части.

Воспитатель: Как можно назвать одну часть?

Дети: Одна четвертая частью

Воспитатель: Что больше - целый пирог или одна четвертая часть?

Дети: Целый пирог больше, чем одна четвертая его часть.

(Воспитатель накрывает пирог салфеткой и убирает нож)

5. Пальчиковая гимнастика «Наша группа»

Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

(Воспитатель предлагает детям выйти в центр группового помещения и сделать знакомую пальчиковую гимнастику)

В наше группе все друзья. (Дети ритмично стучат кулачками друг о друга)

Самый младший – это я. (Разжимают пальчики, начиная с мизинчиков)

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

6. Упражнение «Помоги воспитателю» (распечатка из прописи)

Упражнение числа и цифры.

(Воспитатель приглашает детей за столы, на которых лежат распечатанные задания и карандаши)

Воспитатель: Сосчитайте, сколько детей в каждой группе. Посмотрите, какие цифры написаны на коробках с карандашами. Соедините каждую группу детей с той коробкой, на которой написана цифра, соответствующая количеству детей.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Сколько детей в группе, которая стоит слева?

Дети: В группе слева 6 человек.

Воспитатель: С какой коробкой вы соединили эту группу?

Дети: Мы соединили эту группу с синей коробкой, на которой написана цифра «шесть».

Воспитатель: Сколько детей в группе, которая стоит справа?

Дети: В группе справа восемь детей.

Воспитатель: С какой коробкой вы соединили эту группу?

Дети: Мы соединили эту группу с красной коробкой, на которой написана цифра «восемь».

Воспитатель: Сколько детей в группе, которая стоит в центре?

Дети: В группе, которая стоит в центре пять детей.

Воспитатель: С какой коробкой вы соединили эту группу?

Дети: Мы соединили эту группу с желтой коробкой, на которой написана цифра «пять».

Воспитатель: Вы все сделали правильно. Я горжусь вами.

7. Упражнение «Новый забор»

Развитие конструктивных навыков.

(Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и ставит перед ними разноцветные геометрические фигуры)

Воспитатель: Теперь вы строители постройте забор вокруг д/с по такой схеме.

(Воспитатель помещает на мольберт схему постройки. Дети сооружают забор.)

Воспитатель: Расскажите, какие фигуры вы использовали для сооружения забора.

Дети: Мы использовали синие цилиндры, красные конусы, зеленые кубики.

Воспитатель: У вас получился очень красивый забор!

(По предложению воспитателя дети убирают кубики на место.)

8. Организация окончания деятельности.

Оценка работы детей.

(Воспитатель предлагает детям рассказать, что нового они узнали на занятии, чему научились, что было интересно делать, какое задание было самым легким для детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности. Лексическая тема: "Рыбы:

Данное занятие помогает показать дошкольникам , что множество можно поделить на части;уУстановить зависимость между множеством и его частью; подготовить к пониманию арифметического действия сложения: ...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Занятие направлено на обучение делению целого на части, закрепление порядкового счёта, знаний о геометрических фигурах, ориентировку на листе бумаги, закрепление знаний о днях недели....

Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Весёлая ярмарка»

Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Весёлая ярмарка»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием игровых технологий по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи «Поможем Снегурочке расколдовать елку»

Цель: посредством использования игровых технологий в образовательном процессе формировать у дошкольников элементарные математические представления.Задачи:·...

Конспект Занятия по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Комнатные растения»

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании...

Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» Раздел «ФЭМП» В старшей группе компенсирующей направленности Название: «Путешествие с прищепкой»

Технологическая картапо образовательной области «Познавательное развитие»Раздел «ФЭМП»В старшей группе компенсирующей направленностиНазвание: «Путешествие с прищепк...