Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
консультация по математике (подготовительная группа)
Консультация для педагогов. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_finansovoy_gramotnosti.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?
Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.
Очень важно привить в этом возрасте правильное понимание продукта «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.
Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:
- что такое деньги, какие они бывают;
- что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
- что такое карманные деньги;
- как планировать свои расходы;
- банковская пластиковая карта и техника безопасности использования её.
Важно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может привести к разорению. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
С дошкольниками можно использовать беседы, анализ поступков героев сказок. Дидактические игры: «Где можно хранить деньги», «Советы покупателю», «Доход - расход», «Что и когда лучше продавать?», «Какие бывают доходы?», «Чей труд важней» и т.д.
Сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта», «Рекламное агентство», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир», «Столовая».
Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности мы доносим до детей что:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
- Сначала зарабатываем – потом тратим, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
- Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
- Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов.
- Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, здоровье, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
Очень важной частью работы по экономическому воспитанию является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь человека.
Задачи, которые нужно решать при формировании финансовой грамотности у дошкольников
- Дать простые экономические знания.
- Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
- Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д.
- Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
- Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
- Определять разницу между "хочу" и "надо".
Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи.
Пример бесед и консультаций, которые можно провести с родителями:
- Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
- Что Ваш ребёнок знает о деньгах?
- Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
- Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
- Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
- Вы поощряете своего ребёнка деньгами? За что?
- Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
- Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.
Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не всегда содействуют приобщению детей к миру финансов.
Желаю всем финансового благополучия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест-игра по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Вперед, к победе!»
Цель - формирование навыка составления бюджета семьи....
Проектная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «К копейке копейка – проживет семейка!»
В данной статье мы рассматриваем один из приоритетных национальных проектов в сфере образования - проблему формирования основ финансовой культуры посредством освоения дошкольниками правил и норм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" на 2021-2022 учебный год Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24441206","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...
- Мне нравится (2)