Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Число и цифра 7»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Цель: 

1.     познакомить с образованием и составом числа 7

2.     закрепить представления о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам.

Материалы к занятию:

Демонстрационный – картинки: светофор, 7 грибочка (по одному), 7 поросенка (по одному), иллюстрации к сказке “Три медведя”; домино и игральные кости; модели монет: 5 монет по 1 рублю и 2 монеты по 2 рубля, кубики или кегли от 3 до 8.

Раздаточный – кости домино, геометрические фигуры: круги или овалы (вместо поросят): грибы – 7 штуки (по одной картинке); монеты: 5 монет по 1 рублю и 2 монеты по 2 рубля.

Ход занятий:

I. Знакомство с числом и цифрой 7.

а) Воспитатель читает стихи. По ходу чтения он выставляет на доске соответствующее число предметов.  Такие же операции выполняют дети с раздаточным материалом.

На поляне у дубка

Крот увидел два грибка

А подальше, у осин

Он нашел еще один

Кто ответит нам готов:

Сколько крот нашел грибов? (Три)

- Как получили 3 грибка? (К двум грибкам прибавили один грибок.)

     б) Мне навстречу бежали поросята: Один позади двух, один между двух, один впереди двух. Сколько всего бежало поросят? (Три)

- Как можно получить число 3? 

К двум прибавить один: 2+1=3

К одному прибавить два: 1+2=3

К одному прибавить один и еще один: 1+1+1=3

1. Знакомство с цифрой 3.

- Ребята, а кто знает, как обозначить число 3?

- Третья цифра – это три

А за двойкой – посмотри – 

Выступает цифра три,

Тройка – третий из значков – 

Состоит из двух крючков.

(С. Маршак)

Хорошенько посмотри:

Это твой велосипед

На земле оставит след.

Ну-ка, сколько здесь полос?

Ну-ка сколько здесь колес?

(С. Маршак)

- Какой третий день недели? Какой третий месяц в году?

- Какой праздник вы празднуете в марте?

- У кого из ваших друзей в марте день рождения?

- Знаете ли вы сказку, где рассказывается о трех героях?

2. Веселые загадки.

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный – 

Стоп! Идти нельзя, опасно!

Желтый глаз – погоди,

А зеленый – проходи!

(Светофор)

- В названии каких сказок встречается цифра?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №14 общеобразовательного вида

Приморского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ СООД С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА:

«Число и цифра 3»

ООО «Познавательное развитие. ФЭМП, сенсорное развитие»

Технологии: разгадывание загадок, использование художественного слова, формирование навыков коммуникативного общения, игровые, здоровьесберегающие

Жуков Андрей Валентинович

2022

Цель: 

  1. познакомить с образованием и составом числа 3
  2. закрепить представления о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам.

Материалы к занятию:

Демонстрационный – картинки: светофор, 3 грибочка (по одному), 3 поросенка (по одному), иллюстрации к сказке “Три медведя”; домино и игральные кости; модели монет: 5 монет по 1 рублю и 2 монеты по 2 рубля, кубики или кегли от 3 до 8.

Раздаточный – кости домино, геометрические фигуры: круги или овалы (вместо поросят): грибы – 3 штуки (по одной картинке); монеты: 5 монет по 1 рублю и 2 монеты по 2 рубля.

Ход занятий:

I. Знакомство с числом и цифрой 3.

а) Воспитатель читает стихи. По ходу чтения он выставляет на доске соответствующее число предметов.  Такие же операции выполняют дети с раздаточным материалом.

На поляне у дубка

Крот увидел два грибка

А подальше, у осин

Он нашел еще один

Кто ответит нам готов:

Сколько крот нашел грибов? (Три)

- Как получили 3 грибка? (К двум грибкам прибавили один грибок.)

     б) Мне навстречу бежали поросята: Один позади двух, один между двух, один впереди двух. Сколько всего бежало поросят? (Три)

- Как можно получить число 3? 

К двум прибавить один: 2+1=3

К одному прибавить два: 1+2=3

К одному прибавить один и еще один: 1+1+1=3

1. Знакомство с цифрой 3.

- Ребята, а кто знает, как обозначить число 3?

- Третья цифра – это три

А за двойкой – посмотри – 

Выступает цифра три,

Тройка – третий из значков – 

Состоит из двух крючков.

(С. Маршак)

Хорошенько посмотри:

Это твой велосипед

На земле оставит след.

Ну-ка, сколько здесь полос?

Ну-ка сколько здесь колес?

(С. Маршак)

- Какой третий день недели? Какой третий месяц в году?

- Какой праздник вы празднуете в марте?

- У кого из ваших друзей в марте день рождения?

- Знаете ли вы сказку, где рассказывается о трех героях?

2. Веселые загадки.

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный – 

Стоп! Идти нельзя, опасно!

Желтый глаз – погоди,

А зеленый – проходи!

(Светофор)

- В названии каких сказок встречается цифра?

II. Физкультминутка

«Крот»

Дотемна трудился крот – 

Рыл большой подземных ход.

До утра идет веселье

У крота на новоселье.

III. Закрепление представлений о числе 1,2,3

1) Прочитайте по порядку ряд чисел: 1,2,3

- Как можно набрать 3 рубля:

1+1+1=3, 2+1=3, 1+2=3

- Положите три палочки разными способами.

В задании формировать умение обозначать количество 1,2,3 предметов с помощью точек.

В задании закреплять в зрительной и моторной памяти образовании цифры 3. Вначале дети рассматривают картинку 3 на рисунке, а затем воспитатель предлагает дорисовать ее.

IV. Физкультминутка

Я иду, и ты идешь— раз, два, три. (шаг на месте)

Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (стоя, дирижируем 2-мя руками)

Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (шаг на месте)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (хлопаем руками)

V. Повторение.

В задании закрепляется смысл сложения и вычитания, поднимается взаимосвязи между целым и частью, сложением и вычитанием. Задание выполняется с комментированием. 

Примерный рассказ детей: - Здесь не видно части, зато известны целое и другие часть. Соединим “волшебными ниточками” фигуры в 1-м мешке и в сумме. Общие фигуры: желтый прямоугольник, красный круг и два синих треугольника. Без пары остались красный квадрат и синий круг. Значит, эти фигуры “спрятаны” во 2-м мешке. 

В задании закрепляются умение работать с таблицами, понятия строки и столбца, умение сравнивать предметы по свойствам.

а) Отношения: «пустой – полный»

- Рассмотрите предметы 1-й строке. Что нарисовано на первой картинке? (Здесь две коробки: одна с яйцами, другая пустая)

- Что нарисовано на второй картинке? (Два стакана: один с водой, другой пустой)

б) Отношения «большой – маленький»

- Рассмотрите картинку по второй строке.

- Какой по размеру предмет можно сравнить слова и муху?

в) Отношение «толстый – тонкий»

- Сравните по толщине Малыша и Карлсона

- Каким должна быть вторая света (Толстая)

г) Отношения «внутри – снаружи»

- Что происходит с собакой, с попугаем в четвертой строке?

- Что должно произойти на последней картинке? (Красный кружок надо нарисовать снаружи от треугольника)

VI Итоги занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми.

- С какой новой цифрой вы познакомились?

- Как можно получить число 3? (набрать 3 рубля, 3 гриба…)

- Что понравилось на занятии? Что было трудно?

- Придумайте картинки к сказкам, в которых встречаются 3 героя, и дорисуйте фигуры в клеточках.

- Желаю удачи.

Список литературы: