ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

  В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnaya_matematika_saveleva.docx58.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Войсковицкая средняя общеобразовательная школа №1» структурное подразделение, реализующее программы дошкольного образования

РАССМОТРЕНА                                                                  УТВЕРЖДЕНА

На Педагогическом совете                                                   Приказ МБОУ

Протокол № от   31.08.2021г.                                               №    от    31 .08.2021г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Срок освоения программы 1 год

Составитель-разработчик:

Воспитатель: Савельева Е.И.

   

Гатчинский муниципальный район

2021г.

Содержание:

1.        ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        3

1.1. Пояснительная записка.        3

1.2. Цель, задачи и методы реализации программы        4

1.3. Актуальность образовательной программы        5

1.4. Принципы и подходы к формированию программы        5

1.5.        Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы        6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        6

2.1. Целевые ориентиры в развитии ребёнка (планируемые результаты) по формированию элементарных математических представлений        6

2.2. Мониторинг развития детей        7

2.3 Календарно-тематическое планирование        8

2.4. Взаимодействие с родителями        20

3.        ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ        21

3.1        Организация развивающей предметно-пространственной среды        21

3.2. Организация деятельности и режим экологического кружка:        22

3.3. Методическое обеспечение программы дополнительного образования        22


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.  Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по дополнительному образованию "Занимательная математика" по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

       Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от         29.12.2012г. № 273 ФЗ;

-ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13. г №1155);

-СанПин 2.4.1.3049-13;

-СанПин 2.4.4.3172-14;

-Устав ДОУ;

В данной программе учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели в соответствие с ФГОС дошкольного образования (Приказ №1155 от 1 октября 2013 года) и СанПином (максимально допустимым объемом образовательной нагрузки). Программа разработана для детей 6-7 лет, срок реализации 1 год.

В основе данной программы лежит системно-деятельный подход, который позволяет в доступной и   интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

1.2. Цель, задачи и методы реализации программы

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания, рациональное совмещение игровой и познавательной деятельности с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций.

Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Образовательные задачи:

-формирование геометрических понятий и отношений;

-формирование и развитие пространственных представлений;

-формирование умений работать в группе и подгруппе;

 Развивающие задачи:

-развитие логического мышления, представление о множестве;

-развитие умения выявлять свойства в объекте (форма, цвет, величина) и называть их;

-развитие творческого воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию;

Воспитательные задачи:

-воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, самостоятельности;

-воспитание воли, терпения, настойчивости;

-формирование культуры общения друг с другом.

Методы работы и обучения

-игровыедидактические, игровые упражнения, игротека, соревнование;

-словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение;

-наглядные: демонстрация образцов, показ педагогом приемов исполнения, примеры готовых образцов, работа по образцам;

-практические: тренировочные упражнения, выполнение тренировочных заданий;

-аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоконтроль, самоанализ, опрос.

1.3. Актуальность образовательной программы

Данная программа позволяет в доступной и   интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

1.4. Принципы и подходы к формированию программы

    Особенность данной программы состоит в организации в группе математического уголка, в котором находятся геометрические фигуры, счётный материал, дидактические игры математического содержания, схемы - модели. Данная программа способствует интеллектуально-творческому развитию личности, саморазвитию. В программу включены сказочные сюжеты и сказки, игровые действия, во время выполнения, которых ребёнок находится в творческом поиске. Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

         Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

  1. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Предполагаемая наполняемость группы 16 человек.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Целевые ориентиры в развитии ребёнка (планируемые результаты) по формированию элементарных математических представлений

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы определяют не уровень развития ребёнка, а те характеристики (качеств, умений, навыков, показателей психического и физического здоровья и др.), на развитие которых ориентируются педагоги и родители.

Планируемые результаты.

К концу обучения по программе «Занимательная математика» у детей должны быть развиты:

-арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;

-произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;

-основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;                                                                  

-творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;                        

-навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;

-желание заниматься математической деятельностью;

-составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из  других геометрических форм или разных плоскостных элементов;

-определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

-составлять различные формы из палочек по образцу;

-сравнивать предметы по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);

-выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания.

-осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;

-выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;

Разделы рабочей программы:

«Количество и счет»

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

«Определение величины»

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Решение логических задач»

Использование пособий: блоки Дьёнеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.

2.2. Мониторинг развития детей

В соответствии с требованиями ФГОС ДО мониторинга развития детей не проводится с целью контроля реализации программы. Однако для педагога важно иметь объективную картину развития каждого ребёнка, поскольку на основе диагностических данных выстраивается индивидуальный образовательный маршрут, корректируется содержание работы, подбирается и адаптируется тематический репертуар.

Основной метод педагогической диагностики – систематическое наблюдение и анализ процесса деятельности детей и продукта деятельности.

В ходе реализации данной программы предполагаем получить следующие результаты: 

-научить ребёнка формировать цель, выделять главное, отбрасывая несущественные признаки и факты;

-планировать свои действия, предвидя результат;

-классифицировать предметы и явления по определённому признаку: обобщать, разбивать целое на части для манипулирования;

-способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

-развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания свойств и отношений, обследование, сопоставления, группировка, упорядочение, разделение;

-развитие у детей логико-математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах;

-развитие у детей представлений о логических способах познания (сравнения, классификациях);

-воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук.

2.3 Календарно-тематическое планирование

Учебно-тематическое планирование.

Раздел

Тема

Цель

1.

«Количество и счет»

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2.

«Геометрические фигуры»

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

3.

«Определение величины»

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения

4.

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

5.

«Решение логических задач»

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Календарно-тематическое планирование работы кружка

«Занимательная математика».

Дата

Занятие

Содержание

работы (тема)

Задачи

Дидактические игры

Материалы оборудование

Октябрь

Занятие1.

Количество

и счет.

Числа и цифры от 1 до 4. 

Соотнесение количества предметов с цифрой. 

Знаки + и -. 

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Набор цифр и знаков.

Занятие2

Величина.

Большой, маленький, поменьше.

«Достань мяч»

Цель: закрепить понятие величины.

Мячи разных размеров

Занятие3.

Ориентировка во времени.

Знакомство с названием осенних месяцев.

«Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели.

 

Наглядное пособие, лист в клетку

Ориентировка в пространстве.

Ориентировка на листе бумаги.

Графический диктант «Ключ»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Наглядное пособие, лист в клетку

Занятие4.

Геометрические фигуры.

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание

квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.

«Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

«Как Круг и Квадрат отправились в поход»- Математическая сказка.

Счетные палочки, блоки Дьенеша

Ноябрь

Занятие1.

Количество и счет.

Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Набор цифр, знаки, набор матрешек

Занятие2.

Величина.

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

«Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

Ленты разных размеров

Занятие3.

Ориентировка в пространстве.

Понятия: лево -право, впереди, сзади.

«Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

 «Лабиринт»,

«Помоги мышке добраться к сыру»,

 «Что где находится?»

Геометрические фигуры

Ориентировка во времени.

Повторение названий осенних месяцев. Части суток.

«Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток.

 «Вчера, сегодня, завтра»,

«Когда это бывает?»,

«Какой сегодня день?»

Наглядное пособие

Занятие4.

Геометрические фигуры.

Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры.

«Сложи из палочек»

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Какие фигуры видишь?»

«Заполни пустые квартиры»,

«Кто лишний и почему?».

Палочки Кюизенера, геометрические фигуры.

Декабрь

Занятие1.

Количество и счет

Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>.

«Поездка»

Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.

«Яблоко» -Математическая сказка

Набор цифр

Занятие2.

Величина.

Часть и целое.

«Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.

 «Снеговики».

Наглядное пособие

Занятие3.

Ориентировка во времени и в пространстве.

Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели.

«Клумба»

Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

 «Назови пропущенное слово»,

 «Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

Лист в клетку

Занятие4.

Геометрические фигуры

Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части.

«Сложи фигуру»

Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Счетные палочки

Январь

Занятие1.

Количество и счет.

Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших. Решение примеров на сложение и вычитание. Знаки <,>.

«Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

 

Набор цифр и знаков

Занятие2.

Ориентировка во времени и в пространстве.

Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток.

«Домик»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

Презентация

«занимательная математика»

Занятие3.

Величина.

Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части.

«Чем отличаются полоски?»

Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.

Полоски из бумаги

Занятие 4.

Геометрические фигуры.

Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

«Где какие фигуры лежат»

Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

 «Сколько треугольников?», «Кто где живет?»

Набор геометрических фигур

Февраль

Занятие 1.

Количество и счет

Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших.

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Набор цифр

Занятие 2.

Геометрические фигуры

Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур

Повторение названий геометрических фигур.

«Кто быстрее найдет предмет?»

Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.

Счетные палочки

Занятие 3.

Ориентировка во времени и пространстве

Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.

«Часики»

Цель: учиться ориентироваться во времени, временах года.

«Куда бросим мяч?»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Шаблоны

Занятие 4.

Величина.

Длинный - короткий. Часть и целое.

«Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

 «Где, чей дом?»

Шаблоны

Март

Занятие 1.

Количество и счет.

Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки <,>. Составление чисел из двух меньших.

«Аэродром»

Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. «Заполни пустые клетки»

Шаблоны с занятиями

Занятие 2.

Величина

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

«Сосчитай, не ошибись»

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров

Шаблоны с занятиями

Занятие 3.

Геометрические фигуры

Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур

«Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

«Гном строит дом»

Счетные палочки, геометрические фигуры

Занятие 4.

Ориентировка во времени и в пространстве.

Повторение названий месяцев осени и зимы.  Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года.

«Угадай, где стоит»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями. «Лови, бросай, дни недели называй»,

«Неделя стройся!»,

«День и ночь- сутки прочь»

Плакат, мяч

Апрель

Занятие 1.

Количество и счет

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом.

«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

«Теремок»-Математическая сказка

«Игры с разноцветными прищепками»

Наглядный материал

Занятие 2.

Геометрические фигуры

Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник.

«Найди свою фигуру»

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

«Укрась коврик»,

«Что на что похоже?».

Геометрические фигуры

Занятие 3.

Ориентировка во времени в пространстве

Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

«Найди нужную картинку».

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

«Времена года»,

«Назови скорей»

Цель: формирование знаний о днях недели.

Наглядный материал

Занятие 4.

Величина

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

«Сосчитай, не ошибись»

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров

Игрушки разных размеров

Май

     

     

Занятие 1.

Количество и счет.

Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.

«Каких кружков больше»

Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10

«Сколько разных игрушек»

Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.

«Напиши цифру».

Картинки

Занятие 2.

Геометрические фигуры

Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.

«Кто быстрее найдет»

Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур.

Карандаши, лист

Занятие 3.

Величина

Деление предметов на 8 части. Сравнение целое и части.

«Чем отличаются части лент?»

Цель: учить в сопоставлении 8 предметов по длине.

Круг, ленты разных размеров

Занятие 4.

Ориентировка в пространстве и во времени.

Работа в тетради в клетку. Графический диктант «Ключ». Повторение названия месяцев года.

«Подумай и закрась»

Цель: развивать умение выделять признаки предметов.

«Назови скорее», «Нарисуй правильно»

Лист в крупную клетку

                                                 

2.4. Взаимодействие с родителями

Формы работы с родителями:

- сотрудничество через консультации,

- родительское собрание,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Тематический план сотрудничества с родителями.

Цель: заинтересовать родителей в совместной работе по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Кружок «Занимательная математика» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения, а также обеспечить детям поддержку для более комфортного и эффективного усвоения материала. Прежде всего, внимание родителей направляется на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей, в том числе интеллектуальном. Для этого были разработаны консультации «Давайте вместе поиграем» (советы родителям по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша дома), «Вместе с мамой» (активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях).

Месяц

Формы работы

Октябрь

Наглядно информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы дополнительной программы «Занимательная математика»

Ноябрь

Анкетирование родителей на тему: «Развитие элементарных математических представлений Вашего ребёнка».

Декабрь

Консультация для родителей «Логические задачи»

Февраль

Консультация для родителей: «Математика в жизни малышей».

Март

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Как правильно закреплять пройденный материал в домашних условиях».

Апрель

Консультация: «Роль родителей в развитии элементарных математических представлений у детей».

май

Совместное итоговое занятие «Путешествие в страну математики»

          

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения (далее – РППС) соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии со Стандартом создание РППС учитывает цели и принципы Дополнительной общеразвивающей программы, возрастную и гендерную специфику для реализации программы.

В соответствии с ФГОС ДО РППС обеспечивает:

-охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству;

-чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;

-максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.

Для работы по дополнительной общеразвивающей программы по формированию элементарных математических представлений функционирует сама группа, оснащенная всем необходимым оборудованием.

Материально-техническое оснащение группы: наличие необходимого освещения, рабочих мест, водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения.

В группе создана математическая зона, включающая материалы и оборудование:

-Обучающие настольно-печатные игры по математике;

-Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

-Геометрические мозаики и головоломки;

-Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы;

-Тетрадь в крупную клетку;

-Простой карандаш; набор фломастеров;

-Линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;

-Счетный материал;

-Набор цифр;

-Компьютер;

-Интерактивная доска.

3.2. Организация деятельности и режим экологического кружка:

       Кружок проводится 1 раз в неделю – среда, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 16.30 – 17.00 ч продолжительностью 30 минут.

      Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в подготовительной группе с детьми 6-7 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.

3.3. Методическое обеспечение программы дополнительного образования

1. З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников.

2. Е. В. Колесникова. Я считаю до двадцати. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.  

3. З.А.Михайлова. Математика – это интересно.

4. Е.А. Ульева. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Серия «По дороге в школу»

5. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа – М.: Мозайка-Синтез, 2015.

6. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная  группа. – М.: Мозайка -Синтез, 2015.

7. И.Г. Медеева.  Дошкольная математика. Часть 1. Арифметика. Часть 2 Серия «Школа до школы» .

8. В.П. Новикова. Математика в детском саду для детей 6-7 лет.

9. Прописи:»Пишем по клеточкам», «Учим цифры№, «Готовимся к школе», «Первая пропись».

10. О.В. Белякова. 100 лучших игр для подготовки детей к школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра – это...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»

В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...

Выступление на городской математической конференции педагогов. «Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений дошкольного возраста». «Творческая мастерская «Эврика».

laquo;Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным» Б. Паскаль Математическое развитие детей – это одно из основных направлений...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Весёлая Математика»

Цель и задачи программыЦель:Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, через развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.Задачи:Ра...

Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» для детей 4-5 лет

Цели программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи ...

Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Образ числа» Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»

Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»Цель:  организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольно...

Образовательная программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Развивайка»

Как известно, математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества учащихся — в...