Итоговая НОД "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Голикова Юлия Владимировна

Итоговая НОД "Космическое путешествие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_nod.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта итоговой интегрированной НОД«Космическое путешествие»

Автор: Голикова Юлия Владимировна

Должность: воспитатель, высший УПД

МБДОУ «ЦРР-д/с «Колокольчик»

2021-22 учебный год

Возрастная группа: старшая

Образовательная область: «Коммуникация», «Познание «Формирование элементарных математических представлений»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание «Формирование целостной картины мира», «Чтение художественной литературы», «Здоровье»

Цель: закрепление и обобщение полученных знаний, совершенствование речевых умений

Задачи: Обучающие задачи. Расширять и обобщать представления детей о космосе. Закреплять навыки количественного, порядкового, обратного счёта в пределах 10, состав числа до 5, знание геометрических фигур. Закреплять представления о терминах «звук», «слово», «предложение», «буквы», умение проводить звуко-буквенный анализ слова, соотносить звук и букву, упражнять в определении первого звука в слове, в делении слов на слоги. Закреплять понимание и правильное употребление в речи антонимов, умение образовывать слова разными способами, выделять из группы предметы, отличающиеся каким-либо признаком, сравнивать предметы по длине. Упражнять в ориентировке на листе бумаги, во времени.

Развивающие задачи. Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, пространственное воображение, слуховое и зрительное внимание, связную речь), зрительно-пространственную ориентацию, умение аргументировать свои высказывания. Формировать навыки самостоятельной работы.

Воспитательные задачи. Воспитывать речевую активность, самостоятельность, любознательность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Создать у детей эмоционально-позитивный настрой. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, дух соревнования.

Планируемые результаты:познавательные:знают количественный и порядковый счет до 10, цифры 0-9, состав числа до 5, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, четырехугольники: квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция), сравнивают предметы по длине, ориентируются в пространстве, на листе бумаги, во времени; выполняют звуковой анализ слов, определяют первый звук в словах, делят слова на слоги,преобразовывают слова разными способами, выделяют из группы предмет, отличающийся каким-либо признаком.

коммуникативные: имеют сформированный активный словарь; умеют участвовать в беседе, понимают вопросы и отвечают на них; используют средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи)

личностные: доброжелательны в общении со сверстниками в совместной деятельности; проявляют интерес к разным видам деятельности, активно участвуют в них. Стремятся к самовыражению в деятельности, имеют навыки самоконтроля и самооценки.

Средства реализации: ИКТ-презентация, магнитофон, аудиозаписи «космической» музыки. Карточки с числами в виде звезд, листы бумаги, фишки, счетные палочки, схемы, раскраски о космосе, мяч.

Учебно-методический комплект:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами
  2. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-игровые занятия. – М., 2001
  3. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя
  4. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе д/с
  5. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – М., 2020

Этапы

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Технологии, методы,

приемы деятельности

Вводно-организационный

1-2 мин.

− Ребята, весь год вы добросовестно трудились: играли, учили буквы, вместе писали, считали, решали задачи! Сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть, чему вы научились. Ребята, повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь с ними и подарите им свою улыбку.

− Я предлагаю отправиться в космическое путешествие. Впереди нас ждут интересные задания.

Раз, два, три, четыре,

В космос мы лететь решили.

Чтобы в космос полететь,

Нужно многое уметь!

Руки вверх, вперед и вниз,

Космонавтом становись.

Д/у «Антонимы»

− Проверим, как вы готовы к полету. Каким должен быть космонавт? Подберите слово наоборот: глупый, злой, больной, ленивый, слабый, трусливый, старый, медлительный, непослушный…

− Молодцы! Мы с вами находимся на космодроме, и через несколько минут космический корабль унесет нас в просторы космоса. Прошу всех подняться на предстартовую площадку космодрома. Там ровно 10 ступенек.

− Итак, экипаж, слушай мою команду. Принять правильное положение: ноги вместе, спины прямые. Включить контакты! Начинаем обратный отсчет. Полетели!

Д/у на ориентировку во времени «Заполним бортовой журнал»

− В космосе всегда темно, поэтому космонавты всегда заполняют бортовой журнал и отмечают время старта. И мы с вами, как настоящие космонавты, заполним бортовой журнал: Какое время года у нас на Земле? Какой месяц? Какой день недели? Сколько всего дней в недели? Какой день недели был вчера? А завтра? Какая часть суток?

Д/у «Определи короткий путь»

− Первая остановка – Луна. Посмотрите на табло: как вы думаете, по какому пути можно быстрее долететь до Луны? Почему? Расставьте стрелки по длине, начиная с самой короткой.

Д/у «Учим Лунатиков говорить»

− А вот и Лунные жители. Бедняжки не умеют образовывать новые слова, поэтому их никто не понимает. Поможем им, ребята?

Назовите ласково: звезда, башня, стекло, часы, облако, ключ. Измени слово «ехать»: Лунатик на луноходе из гаража – выехал, по дороге – поехал, все ямы – объехал, через дорогу – переехал,с горки – съехал, снова в гараж – заехал, вышел из лунохода, потому что домой приехал.

Дети стоят около стульев, здороваются с гостями, садятся

Дети показывают

Дети называют антонимы

Дети шагают, считают от 1 до 10 в прямом порядке

Дети считают от 10 до 1 в обратном порядке

Ответы детей

Рассуждения детей

Ответы детей

упражнение на развитие коммуникативности

создание ситуации

занимательности

практическое

упражнение

речевая игра на

расширение словаря

практическое

упражнение

беседа

создание проблемной ситуации, анализ, объяснение

речевая игра на

расширение словаря

Продуктивная деятельность

20 мин.

− Молодцы, ребята, справились с заданием. Лунные жители очень вам благодарны!

Дидактическое упражнение на пространственную ориентировку «Пульт управления»  

  • Перед вами пульт управления кораблем. Поставьте ракету в середину листа.
  • Мы взлетаем и перемещаемся в верхний левый угол.
  • Навстречу нам движется метеоритный дождь – перемещаемся в нижний левый угол.
  • Впереди туманность – переходим нижний правый угол.
  • Мы приближаемся к созвездию Кассиопея – переводим пульт в верхний правый угол.
  • Ставим наши корабли на автоматическое управление – перемещаемся в центр.

− Летим дальше. Но что я вижу? Рассыпалось созвездие Чисел. Что же делать? Давайте попробуем выйти в открытый космос и соберем упавшие звезды.

Физкультминутка-игра «Скафандр космонавта»

- На голове у космонавтов шлем

- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения.

- Руки защищены перчатками.

- Сапоги космонавта на очень плотной подошве.

- На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом

Д/у «Числовой ряд»

Назовите «соседей» звезды 5, назовите номер самой маленькой звезды, за какой звездой следует звезда 7, какая звезда стоит перед звездой 8, а какая звезда состоит из двух знаков. Какие геометрические фигуры вы видите? На какие 2 группы можно их разделить?

Д/у «Состав числа»

− У многих планет есть спутники. А в созвездии Чисел спутники показывают, из каких двух чисел можно составить главное число.

Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием, отправимся дальше.

Пальчиковая гимнастика:

В темном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной наш дом родной.

− Ребята, а это кто? (инопланетянин) Он не умеет общаться, как земляне.

Дети по команде воспитателя перемещают фигуру

Предположения детей

наклоны и повороты головы

повороты и наклоны корпуса

вращение, сжимание кистей

ходьба на месте, прыжки

поднятие и опускание плеч, вдох-выдох

Ответы детей

Ответы детей

пальцы сжимают и разжимают

ладони согнуты над головой

ставят руку «козырьком»

соединяют пальцы

руки разводят в стороны

соединяют руки над головой

ладони над головой «крышей»

практическое

упражнение

беседа

здоровьесберегающие технологии: физминутка

создание проблемной ситуации, анализ, объяснение

создание проблемной ситуации, анализ, объяснение

здоровьесберегающие технологии: физминутка

− Объясним ему, как разговаривают люди. Когда мы говорим, то произносим…. (звуки) На какие группы делятся звуки? (Гласные, согласные) Как отличить гласный от согласного? На какие группы делятся согласные звуки? (твердые и мягкие) Из звуков мы можем составить… (слова), а из слов… (предложения)

− Инопланетянин хочет объяснить, откуда он прибыл. Составь слово из первых букв: машина, ананас, робот, солнце.

Д/у «Составь слово по первым буквам»

Звуковой анализ слова «Марс»

− На какие части еще можно разделить слова? (на слоги)Посмотрите на экран, выберите себе картинку и раздели слово по слогам.

Игра «Раздели слова на слоги»

− Посмотрите, какая красивая планета, здесь живет Звездочет. Он приготовил для вас испытание. Надо определить, что лишнее и почему.

Словесная игра «Четвертый лишний»

Мы приблизились к планете Плутон. Здесь что-то случилось, вирус взломал схемы. Помогите составить схемы других роботов. Карточки лежат на столах.

Моделирование из палочек

Физкультминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять, 

В космос мы летим опять.

Отрываюсь от Земли, 

Долетаю до Луны. 

На орбите повисим,

И опять домой спешим.

Называем координаты, адрес нашего проживания (Планета Земля, страна Россия, Республика Саха (Якутия), Томпонский район, поселок Хандыга, детский сад «Колокольчик»)

− Пока наш корабль приземляется, скажите, быть космонавтом хорошо или плохо? (хорошо: быстро долетишь до нужного объекта, интересно наблюдать за звездным небом, можно увидеть много планет – плохо: опасно, трудно преодолеть перегрузки, мало пространства, неудобно кушать и т.д.)

Ответы детей

Выполняют звуковой анализ слова

Дети выбирают слово и прохлопывают слова по слогам

Дети объясняют выбор лишнего слова

Дети выкладывают с помощью счетных палочек и схем

ходьба на месте

соединить руки над головой

подпрыгнуть

руки в стороны, покружиться

покачать руками вперед-назад

Ответы детей

Ответы детей

беседа

создание проблемной ситуации, анализ, объяснение создание проблемной ситуации, анализ, объяснение

речевая игра на определение протяженности слов;

анализ, рассуждение

практическое

упражнение

здоровьесберегающие технологии: физминутка

беседа

беседа

Рефлексивный

2-3 мин.

− Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Смогли ли вы почувствовать себя настоящими космонавтами?

‒ В благодарность космические жители вам передали свои фотографии, сделанные во время путешествия. Вам только нужно их проявить (раскраски на космическую тематику)

И давайте на прощанье

Скажем дружно: «До свиданья!»

Дети проводят самоанализ

Дети прощаются, уходят

самооценка, поощрение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия "Путешествие в страну игрушек".

Конспект итогового мероприятия по теме  "Игрушки", распространение собственного опыта на методическом объединении города....

Итоговое развлечение «Путешествие в страну «Читалию» подготовительная логопедическая группа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 10 «Дубравушка»  Итоговое развлечение «Путешествие в страну «Читалию» подготовительная логопедиче...

Итоговое развлечение «Путешествие в страну красивой и правильной речи» подготовительная логопедическая группа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 10 «Дубравушка»      Итоговое развлечение «Путешествие в страну красивой и правильной речи» подготовите...

Итоговое развлечение: «Путешествие на воздушном шаре ».

Подвести итог труда логопеда,детей, родителей. обобщить и систематизировать знания поможет итоговое развлечение....

Сценарий итогового праздника «Путешествие в страну Знаний»

Материал можно использовать при проведении выпускного праздника в детском саду...

Конспект итогового занятия «Путешествие детский сад-школа» для детей подготовительной группы, 2011 г.

В данном занятие показаны все знания детей, полученные в подготовительной группе детского сада....

Конспект итогового занятия "Путешествие на ковре -самолете"

конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие на ковре-самолете"...