конспект
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Формирование элементарных математических представлений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ganina_o.s._srednyaya_gruppa_nod_volshebnyy_klubochek.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Тема «Волшебный клубочек»

для детей средней группы  «Капелька»

(возраст 4-5 года)

        

        Ганина О. С.

воспитатель

        

2020 год, г. Советский

Цель: создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности:  названия геометрических фигур, временных представлений,  знаний детей о количественном и порядковом счете.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • закрепить счет и  знание цифр в пределах 8, обозначать количество предметов цифрой; знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); выявить умение в сравнивании предметов по величине и в использовании понятий: длинный – короткий; высокий – низкий;
  • закрепить умение построения ряда по возрастанию (убыванию) какого – либо признака; умение правильно употреблять наречия: вправо, влево, внизу, вверху.
  • закрепить слова, выражающие пространственное расположение предметов – предлоги: за, под, около, над, в; различать и называть цвета: красный, синий, желтый, зеленый;

Развивающие задачи:

  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • развивать умение ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях

Воспитательные задачи:

  • воспитывать стремление доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче;

воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.

Методические приемы:

Игровой (использование сюрпризного момента);

Наглядный (использование куклы);

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Демонстрационный материал: лесная полянка с цветами, грибами, елочками, деревьями,  изображения с животными, ноутбук, колонки, маленькие обручи, нитки желтого цвета – клубочек.

Раздаточный материал: картинки с изображением моркови – по 4 штуки на каждого ребенка, набор цифр на палочке от 1 до 8, на каждого ребенка.

Предварительная работа: дидактические игры: «Найди отличия», «Что сначала, что потом»; рассматривание сюжетных картинок, рассказать, что изображено вверху, внизу, что слева, а что справа; игры со строительным материалом.

Индивидуальная работа: оказать помощь детям, которые испытывают трудности в выполнении заданий.

Технологическая карта НОД

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время (примерное)

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ  Организационный момент

 

Дети и воспитатель  под музыку заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, к нам  сегодня пришли гости, посмотреть чему вы научились и как много вы знаете. Поздоровайтесь с гостями. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки.

  1. Психогимнастика  «В круг широкий»

Воспитатель: В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья,

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

Ручки вверх поднимем,

А теперь опустим вниз,

И на место мы вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнем.

Проходите на стульчики.

Дети здороваются, становятся в круг, выполняют задания.

Двигательная и игровая.

1,5мин

2

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

 

 

  1. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня кроме наших гостей к нам пришла еще одна гостья – девочка Аленушка (показ куклы), у нее случилась беда. Давайте ее выслушаем.

(Голос девочки) Я девочка Аленушка, потеряла  свой волшебный клубочек, который мне подарил старичок – лесовичок. Не могли бы вы мне помочь найти клубочек, выполнить задания?

Дети: Да, конечно.

Коммуникативная.

2,5мин

Воспитатель: Ребята, поможем Аленушке отыскать волшебный клубочек?

Воспитатель: Вам нужно постараться выполнить  все задания, возможно тогда мы и найдем волшебный клубочек. Вы готовы? Тогда в путь…

Дети: Да, поможем. Готовы.

Познавательно – исследовательская.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

3

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД

 

Воспитатель: Вот мы и добрались до лесной полянки, здесь нужно быть внимательными и отвечать на вопросы  барсука, который оставил их нам. Свой ответ уметь показать цифрой, поэтому возле каждого из вас набор из цифр, от меня никуда не отходить. Рассмотрите полянку.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, сколько зайчиков на полянке?

Воспитатель:  А белочек?

Воспитатель: Лисичек?  

Воспитатель: А медведей?

Воспитатель: Сколько на полянке рек?  

Воспитатель: Какие по длине реки??

Воспитатель: По ширине?

Воспитатель: Где спрятался ежик?

Воспитатель: Второй?

Воспитатель:  Около чего сидит одна из белочек?

Воспитатель: Рассмотрите Медведя и лисичку, белочку и ежика. Какие они по высоте?

Воспитатель: А белочки и ежики?

Воспитатель: Ребята, на полянке вы видите клубочек?

Воспитатель: Тогда нам пора отправляться дальше с песенкой, встаем в круг.

Дети считают вслух, называют число, показывают цифру.

Дети: Четыре зайчика.

Дети: Белочек две..

Дети: Лисичек одна.

Дети: Медведей два.

Дети: Две реки.

Дети: Одна широкая, а другая узкая.

Дети: Ежик спрятался под елочкой.

Дети: Второй за лисичкой.

Дети: Белочка сидит около дерева.

Дети: Высокие медведь и лисички.

Дети: Белочки и ежики низкие.

Дети: Нет, не видим.

Коммуникативная.

 3,5 мин

 

  1. Физкультурная минутка: «Раз, два, три»
  2. Игровое упражнение: «Заборчик»

Воспитатель: Наш путь перегородил забор. Ребята, а кто это на заборе сидит?

Воспитатель: Сколько птичек на заборе?

Воспитатель: А сколько дощечек?  

Воспитатель: На каких по счету дощечках сидят птички? Считаем слева направо.

Воспитатель:  Сколько высоких дощечек?

Воспитатель:  Сколько низких?

Воспитатель: На какой по счету дощечке сидят сразу две птички?

Воспитатель: Молодцы. А клубочек не закатился под забор?

Воспитатель: Идем дальше.

Дети: На заборе сидят птички.

Дети: Четыре.

Дети: Пять.

Дети: На первой, на третьей и пятой дощечках.

Дети: Четыре.

Дети: Одна дощечка.

Дети: На пятой.

Дети: Мы не видим.

Дети: Да.

Двигательная.

Коммуникативная.

 1,5 мин

2.5 мин

 

Воспитатель: Мы с вами устали, посмотрите можно отдохнуть, но сначала  выберете себе геометрическую фигуру. Найдите своей фигуре пару на столах.

  1.  Игровое упражнение: «Найди пару»

Воспитатель: Лера, какая у тебя геометрическая  фигура?

Воспитатель: Каким цветом?

Воспитатель: Соня а у тебя?

Воспитатель: У Варвары?

  1. Пальчиковая гимнастика: «Ягодки».

Воспитатель: Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.

С ветки ягодки снимаю (пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку)

И в лукошко собираю (обе ладошки складываете перед собой чашечкой)

Будет полное лукошко (одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой)

Я попробую немножко,

Я поем еще чуть – чуть (одна  сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот)

Легким будет к дому путь! (имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).

  1. Игровое упражнение: «Собери картинки»

Воспитатель: Перед вами ряд картинок, рассмотрите их внимательно, что вы видите?

Воспитатель: Правильно на картинках изображена морковь: на одной из картинок она целая, а на следующих все меньше и меньше. Задание  – разложить  морковку по убыванию.

Воспитатель: Хорошо вы справились с заданием.

Воспитатель: Посмотрите, у своего соседа. Проверьте его.

Воспитатель:  Клубочек вы не видели на столах?

Воспитатель: Оставляем картинки, задвигаем стульчики и идем дальше.

  1. Игровое упражнение: «С кочки на кочку».

Воспитатель: Посмотрите, впереди болото, но пройти все же можно, если наступать на «островки»  с цифрами и громко их называть, начинаем с цифры 1.

Воспитатель: Ребята – вы были очень внимательными, умнички! А клубочек вы не видели?

Игровая.

Находят фигуру на столах.

Дети садятся за стол, согласно своей фигуре.

Лера: У меня  квадрат.

Лера: Красный.

Соня: А у меня треугольник, синего цвета.

Варвара: У меня кружок, желтого цвета.

Дети выполняют пальчиковую  гимнастику, проговаривая слова вслух.

Познавательно – исследовательская.

Дети выполняют задание.

Дети: Да, справились.

Дети: Поправили.

Дети: Нет, не видели.

Двигательная.

Дети шагают и громко считают до 8.

Дети: Нет.

 

1,5 мин

1,5 мин

2 мин

2мин

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

6

Итог занятия. Систематизация знаний.

 

 

Воспитатель: Ребята, вот мы и добрались до лесного домика. Давайте в него зайдем и присядем на стульчики, отдохнем.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, что  вы видите?

Воспитатель: А где же он?

Воспитатель: А какого цвета волшебный клубочек?

Воспитатель: Молодцы ребята. Очень обрадуется Аленушка, когда мы отдадим ей его.

(Отдаем Аленушке клубочек)

Аленушка: Спасибо ребята за помощь. До свидания.

Дети: Хорошо.

Дети: Волшебный клубочек видим.

Дети: На подоконнике лежит.

Дети: Желтого цвета.

Познавательно – исследовательская.

Дети: Пожалуйста, до свидания.

 

7

Рефлексия

 

 

Воспитатель: Скажите, ребята, какое задание вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Вам понравилось помогать Аленушке?

Воспитатель: Что у тебя получилось лучше всего?

Воспитатель: Артур, что у тебя не получилось и почему?

Воспитатель: Феодор, что было самым трудным?

Воспитатель: А еще ребята я в домике нашла угощения, это Аленушка вас благодарит за помощь в поиске клубочка. Я вам тоже хочу сказать спасибо, что вы не отказались помочь девочке.  

Вадим: Прыгать по кочкам.

Лера: Собирать морковку.

Дима: Считать зверей на полянке.

Дети: Да, понравилось.

Артур: У меня все получилось.

Феодор: Мне было трудно найти геометрическую фигуру, я ее не видел.

Коммуникативная.

Ответы детей.

 1,5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....