конспект
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

по теме: "По дорогам радуги дружбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_ganina_o.s_itogovoe_konspekt.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности ( итоговое занятие)

по образовательной области «Познание»

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

по теме: "По дорогам радуги дружбы"

для детей старшей группы № 3 «Капелька»

(возраст детей 5-6 лет)

Ганина О.С.

воспитатель

г. Советский, 2021г

Цель: обобщить полученные знания детей.

Задачи:

  Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, ориентировке на листе бумаги,  выявить  знания о соседях чисел в пределах 10,

Закрепить знания о последовательности дней недели,  геометрических фигурах,умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их (по форме).понятия: выше –ниже.

  Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

 Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять еѐ самостоятельно.

Методические приёмы:

Практический ( выполнение заданий детьми, дидактические игры)

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации)

Словесный (беседа, словесные инструкции, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Оборудование: магнитная доска, цифры

Демонстрационный материал  конверты с «письмами», радуга, цифры, поощрение.

Раздаточный материал: набор цифр  от 1 до 10 на каждого ребенка,картинки с заданием соединения точек ,карандаши, карточки с числовыми домиками, ёлочки.

Предварительная работа: знакомство детей  сюжетно ролевой игры " Соберём радугу", проведение дидактических игр с математическим содержанием.

Индивидуальная работа: обратить внимание на детей, затрудняющихся в ответе.

Словарная работа: беседа, словесные инструкции, активизировать в речи детей слова, самая высокая, - ниже-, ещё ниже,- Самая низкая.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

-Ребята давайте поздороваемся друг с другом и гостями!

 Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться:

 «Доброе утро!»

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята, а вы, какие сегодня?

Дети: Добрые, веселые, любознательные

 Раз вы такие любознательные, значит любите отгадывать загадки.

Отгадывание загадки

-Вот для вас загадка:

Разноцветное коромысло

В небе голубом повисло.

Семь цветов - одна дуга,

Это чудо - ...(Радуга)

-Правильно, это радуга.

-Сколько цветов у  радуги?

Дети семь цветов,  

Сегодня мы будем собирать  по цветам радугу дружбы?

Дети  (да)

Воспитатель: Но, я к сожаленью не помню порядок расположения цветов и придётся нам наверно остаться в старшей группе

Что же делать?

Воспитатель:  Как же мы  перейдем в подготовительную группу?

- Ребята может, вы помните расположение цветов радуги?

Дети: Да

Обращаю внимание на конверты с заданиями у доски.

-Каждый конверт обозначен цветом ,)

Воспитатель,-Ребята, смотрите, у меня цветные конверты.

Давайте сосчитаем

Сколько их?( дети считают)

Дети: (7 конвертов) Интересно, что бы это означало? Кто догадался?

(Это цвета радуги)

Правильно. В каждом конверте задания, которые необходимо выполнить, но сначала нужно выбрать конверт в определённой последовательности, чтобы радуга восстановилась правильно. Трудная задача стоит перед нами. Вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились за год, и перейти в подготовительную группу

Дети:(Да, готовы)

Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием!

- Какой конверт мы откроем первым?

Дети:(Красный)

Читает задание

2.  Основная часть.

1.  Вот первый красный конверт с заданием.В этом задании надо быстро ответить на вопросы.

- Какой сегодня день недели?

- Сколько всего дней в неделе?

- Какой день идѐт после четверга?

- Какой день идѐт перед средой?

- Как называется пятый день недели?

- Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?

 - Как называются «выходные» дни недели?

-Молодцы, с первым заданием справились. Появилась красная дорожка.

2. А теперь какой конверт нужно нам выбрать?

Дети:  оранжевый

Открываем второй оранжевый конверт. Чтобы появилась  2 полоска радуги, нужно прочитать следящие задание  в конверте  ответить на вопросы.

(Воспитатель достаёт  мальчика , который спрятался от нас.)

Это необычный мальчик

 - Из чего же он состоит? (Из геометрических фигур).

- Назовите их. (Круги, прямоугольники, квадраты, треугольники).

 - А теперь сосчитайте и покажите число:

- Сколько кругов понадобилось для изображения мальчика? (3)

 - Сколько прямоугольников? (5)

- Сколько квадратов? (3)

- Сколько треугольников? (5)

- Чем отличается квадрат от треугольника?

 - Молодцы, вы справились со вторым заданием.

3. А теперь какой цвет нам нужно выбрать?

Дети:жёлтый. Открываем  третий жёлтыйконверт.

-Чтобы появились 3полоска  цвет радуги, надо взять цифры от 1 до 10

Присаживайтесь на свои места за столы.

1.Расставьте цифры  по порядку от 1 до 10 от меньшего к большему.

(Каждый ребёнок индивидуально выкладывает числовой ряд цифр от 1 до 10.)

 ребенок у доски

 - Давайте проверим, правильно ли вы расставили числа. –

Денис, выходи к доске  посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.

2 - Алёна,  посчитать по-другому – обратный счёт от10 до 1.

- Давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

- Какое число вы поставили между числами 7 и 9.

- Какое число вы поставили между числами 1 и 3.

- Какое число вы поставили между числами 4 и 6.

- Назови число, которое больше числа 3 на 1.

- Назови число, которое больше числа 5 на 1.

- Назови число, которое меньше числа 7 на 1.

-Назови число, которое меньше числа  4 на 1

-Молодцы все справились и с этим заданием.Вы справились с таким сложным заданием. Молодцы! Вот и жёлтая дорожка радуги.

- Ребята давайте отдохнём,  проведём  

Физкультминутку

Быстро встали, улыбнулись,

Выше - выше подтянулись

Плечи распрямите, опустите

Влево, вправо повернулись

Рук коленями коснитесь

Сели –встали, сели –встали

И на месте поскакали

- Отдохнули, продолжаем собирать радугу.

4. Следующий Какой конверт?

Дети (зелёный). Открываем зелёный конверт

Дидактическое упражнение «Расставь елочки в ряд»

от Самой высокой, -ниже-, ещё ниже,-самой низкой.

Чтобы появился 4 цвет ,нужно  поставить 4 ёлочек в  убывающей последовательности  от самой высокой ёлочки к самой низкой.

Дети:-Самая высокая, -ниже-, ещё ниже,-Самая низкая.

-Какая по счету – самая высокая?

-Какая  по счету самая низкая?

Правильно, справились с таким сложным заданием!

5. Какой же следующий конверт?

Дети:(голубой) задание соединить  по точкам

Достаёмиз голубого конверта с пятым заданием, чтобы появился голубой цвет.

-Вам задача не простая, а зашифрованная. Соедините на своих листочках точки по порядку – и получится картина. ( Дети соединяют точки и получают бабочка)

- Молодцы, справились и с этим заданием!

6. Какой следующий будет конверт с заданием?

Дети - (Синий)

Правильно синий конверт .

 - послушайте шестое задание. Заселите жильцов в домики. У каждого домика свой номер на крыше. (Дети вспоминают соседей числа и ставят в «пустые квартиры».)

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание?

- Василиса,  у тебя домик с номером 7.

-Каких жильцов надо заселить в «пустые квартиры»?  

 - А у тебя Даша? (У меня домик с номером 4. Заселила 2и3)  Умники, все верно!

7.И остался у нас один конверт …(фиолетовый) и последнее задание. Посмотрим, что же нужно сделать.

Открываем  конверт с седьмой заданием, чтобы появился фиолетовый цвет радуги. « Геометрическое лото»

-Сильный ветер раздул фигуру из таблицы, посмотрите внимательно,

Давайте проверим, какую фигуру сдул ветер?  

Воспитатель: Вам необходимо дорисовать геометрическую фигуру

Семён какие геометрическую фигуру ты дорисовал?

-Дети: (Треугольник и квадрат)

Молодцы! Задание выполнили верно.  Мы собрали все семь цветов радуги.

Показ радуги дружбы!

3. Заключительная часть.

Итог занятия - ребята, вы выполнили все задания, молодцы!

-Какое задание для вас было самым интересным?

-Самым сложным? Сегодня мы показали нашим гостям, чему научились за год и, что мы можем смело переходить в подготовительную группу. За ваши старания я хочу подарить вам медальки «Умницы» и «Умники». И пройти за руки  по радуге-дуге, в подготовительную группу.

Спасибо за занятие!

Самоанализ непрерывной   образовательной деятельности (итоговое)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел: «ФЭМП»

Этапы

Виды детской деятельности

Форма работы

Задачи

  1. Организационный момент

Игровая

психогимнастика

Эмоционально-психологический настрой детей на работу.

Коммуникативная

Беседа, обсуждение, приветствие.

Мотивация к деятельности.

  1. Основная часть

Игровая

Дидактическая игра «Назови дни недели»

Закреплять умение в называть дни недели

Игровая

Дидактическая игра «Геометрические фигуры»

Закрепить представления детей о геометрических фигурах:

Игровая

Дидактическая игра «Разложи по порядку»

Упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке

Игровая

Дидактическая игра «Построй елочки»

Закрепить умение  различать понятия: выше –ниже.

Игровая

Дидактическая игра «Зашифрованное послание»

Закрепить умение    ориентировке на листе бумаги;

Игровая

Дидактическая игра «Назови соседей»

Закрепить умение находить соседей чисел в пределах 10.

Игровая

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

Закрепить умение различать находить недостающую  фигуру

  1. Рефлексия

Коммуникативная

Беседа, вопросы.

анализа успешности выполнения заданий.

Тема:  «По дорогам радуги дружбы»

Тип: итоговый.

Количество детей: 10 человек

Цель:обобщить полученные знания детей.

Задачи:

Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, ориентировке на листе бумаги,  выявить  знания о соседях чисел в пределах 10,

   Закрепить знания о последовательности дней недели,  геометрических фигурах, умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их (по форме).понятия: выше –ниже.

  Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

  Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ещё самостоятельно.

Методические приёмы:

Практический (обеспечивающий  передачу информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, )

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации)

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Оборудование: магнитная доска, цифры.

Демонстрационный материал  конверты с «письмами», радуга, цифры, поощрение.

Раздаточный материал: набор цифр  от 1 до 10 на каждого ребенка, картинки с заданием соединения точек ,карандаши, карточки с числовыми домиками, ёлочки.

Предварительная работа: знакомство детей  сюжетно ролевой игры " Соберём радугу", проведение дидактических игр с математическим содержанием.

Индивидуальная работа: обратить внимание на детей, затрудняющихся в ответе.

Словарная работа: беседа, словесные инструкции, активизировать в речи детей слова, самая высокая, -ниже-, ещё ниже,-Самая низкая.

Данная  структура вполне оправдана, так как каждая часть   НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

Вывод НОД предполагала  организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было  сделано с помощью  психогимнастики «Улыбнемся солнышку и птицам ».  

Для повышения мотивации к участию в  предстоящей деятельности, на каждый момент занятия были подобраны дидактические игры, которые стимулировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве НОД.                

  Были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности.

Индивидуализация   обучения проявлялась  в  оказании затрудняющимся  при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения,  а также в  учёте педагогом особенностей  мышления и темп восприятия каждого ребенка.  Во время НОД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект-субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».

 -Подводился итог  деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.

Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 25 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.   Во время выполнения заданий дети передвигались по группе, что позволило избежать утомляемости детей. Обращала внимание на осанку детей.

Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. Логичность построения различных видов деятельности, позволило провести ее, не выходя за рамки времени – 25 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....