Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Логические блоки Дьенеша»
методическая разработка по математике

Валентина Власкина

Уважаемые коллеги представляю вам материал семинара - практикума для педагогов ДОУ "Логические  блоки Дьенеша" В современной практике детского сада  "Логические блоки" завоевывают признание педагогов. Игры с этим материалом эффективны для развития логического мышления у детей и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов  ДОУ «Логические блоки Дьенеша»

Материал: «Логические блоки», картинки, схемы на каждого педагога.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о логических блоках Дьенеша. Придумал их венгерский математик Золтан Дьенеш, сторонник игрового подхода к обучению детей. На занятиях использовал специальные блоки, которые назвал «логическими». Почему «логическими», потому что в работе в ними развивается: внимание, память, сравнение, которое нам необходимо для познания окружающего мира. Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится классифировать объекты по четырем свойствам.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур ни один не повторяется. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. 

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами – цветом, формой, величиной и толщиной. 

Давайте их рассмотрим (педагоги знакомятся блоками) и начинаем работать по заданиям.

Традиционно используют три цвета: красный, желтый, синий.

4 формы – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, квадрат;

2 размера – большой, маленький;

Толщина – толстый, тонкий.

(характеристику дети часто путают)

Свойства и отношения

Рассматриваются  отношения между двумя или несколькими блоками по свойствам, цвету, форме, размеру

- по цвету и размеру (найди такой как у меня)

- по количеству (найди столько, сколько у меня)

- по пространству (положи туда, где у меня)

Отношения по порядку

- по размеру (больше, меньше, тоньше, толще) найдите блок меньше чем у меня

- по количеству (больше на, меньше на) положи меньше на 1 или больше на 2

- по пространству (выше, ниже, левее, правее)

Это игры на освоение блоков простейшее.

Игра « Чудесный мешочек»

Цель: совершенствовать восприятие детьми блоков, определяя на ощупь (форму размер, толщину)

Игровой момент: не вытаскивая блока отгадать цвет (стимулирует детей)

Цель: находить блоки на ощупь по заданным словесно инструкциям, признакам, например: только круглые, круглые и большие, круглые большие, толстые (постепенное усложнение)

Игровой момент: не вытаскивая блока, загадать цвет

«Найди блок» На словесное восприятие

Цель: одному ребенку спрятать и описать блок, другому найти его и описать

Описание: цвет, форма, размер, толщина

«Поиск клада»

Вариант игры «Да, нет»

Разложены блоки в ряд. Под одним из блоков спрятан клад монетка или фишка, которая отдается отгадавшему.

Цель: сформулировать вопрос о цвете, форме, размере или толщине, на который ведущий отвечает «да», «нет». (чтобы был выбор больше, использовать до 24 фигур)

«Придумай подарок»

Цель: вспомнить 1,2,3 или 4 признака придумать, на что похож блок.

Ход: Ведущий прячет блок и просит отгадать цвет и форму, отгадавший забирает блок и придумывает, на что похож блок (пуговица, сыр, пуфик)

«Рассели блоки по домам»

Цель: группировать блоки по признакам. Воспринимать условия игры на слух по одному признаку сначала, а потом усложняя.

Ход: Расселить все блоки по 12 комнатам

  1. Все блоки должны попасть в дом
  2. Каждая комната должна быть заполнена
  3. В каждой комнате должны быть блоки одинаковые по признакам
  4. Принцип деления един для всего дома
  5. Каждой комнате получится одинаковое количество жильцов

Модель описания свойства блоков Рассматривание

Далее учим  детей отрицанию (показываю карты и разбираю) и работаем с блоками по картам

Игра описание блоков самостоятельное кодирование и декодирование

Игра «Положи конфеты на тарелку», «Запусти рыбок в аквариум»

Цель: группировать по признакам, понимать отрицание признака.

Игры на сравнение

Игра «Дружат, не дружат»

Цель: сравнивать блоки по признакам находить сходство и различие

Игра «Гирлянда для украшения»

Цель: сравнивать блоки по признакам и находить  сходство и различие.

Под каждым блоком должно быть блок другого цвета или форма (внимательно вникать в вопрос)

Игра описание блоков самостоятельное кодирование и декодирование

Засели в домик использовать картинку

«Какой блок лишний»

Цель: установить зависимость между блоками.

«Продолжи ряд»

Чередование по 2 по 3 блока.

Алгоритмы – это последовательное  выполнение действий для получения запрограммированного результата.

Игра «Строители дорог»

Цель: понимать алгоритм и выполнять по нему действие.

Линейный.

Уважаемые коллеги, сейчас я раздам карточки, с вопросами на который вы должны дать ответ, насколько полезен был семинар, с помощью блоков по схеме:

  1. Ничего нового не узнали - (треугольник, желтый, не тонкий, не большой)
  2. Немного дополнили свои - знания (квадрат, синий, толстый, большой)
  3. Узнали много нового - (круг, красный, не толстый, маленький)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: "Применение блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников".

Цель  семинара: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию математических представлений....

Семинар-практикум. Конспект занятия: Интеграция НОД с использованием логических блоков Дьенеша «Помощь Лунтику»

формирования элементарных математических представлений, логического мышления и психических функций...

Семинар-практикум для педагогов "Логические блоки Дьенеша"

Цель семинара: повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта  работы  педагога.Задачи: Познакомить педагогов ...

Семинар-практикум “Логические блоки Дьенеша”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное...

презентация к семинару-практикуму “Логические блоки Дьенеша”.

Семинар-практикум “Логические блоки Дьенеша&rdquo...

Семинар-практикум для педагогов "Логические блоки Дьенеша"

1. Сформировать у педагогов – участников семинара-практикума представление об игровой технологии.2. Познакомить участников семинара-практикума  с  дидактическими альбомами развива...