ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЭРУДИТЫ»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Журавлева Евгения Леонидовна

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЭРУДИТЫ»

 

На 2022-2023 учебный год

Срок реализации 1 год

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Форма обучения: очная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moya_erudit_.docx70.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18» Родничок»

городского округа город Шарья Костромской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЭРУДИТЫ»

На 2022-2023 учебный год

Срок реализации 1 год

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Форма обучения: очная.

Автор Журавлева Е.Л.

Содержание

I

Комплекс основных характеристик Программы

Стр.

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели, задачи, принципы

5-6

1.3

Возрастные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

6

1.4

Содержание программы

7

1.5

Планируемые   результаты

10

II

Комплекс организационно-педагогических условий

11

2.1

Календарный учебный график

11

2.2

Условия реализации Программы

12

2.2.1

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

12

2.3

Оценочные материалы

13-16

2.4

Методические материалы

16

2.4.1

Информационно- методические условия реализации программы

17

 

Список литературы

17

4

Приложения

4.1

Комплексно-тематический план работы с детьми

19

 

Комплекс основных характеристик Программы

  1. Пояснительная записка

Развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. 

Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приѐмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить.

     Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования психологов Пиаже Ж., Тихомирова Л. Ф., подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.

В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать. Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению высших психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо уже с дошкольного возраста. Вот почему у детей необходимо развивать мышление с учѐтом возрастных особенностей. Программа «Эрудиты» составлена на основе занимательной математики. Проводится воспитателем с детьми в совместной деятельности.  

 Нормативная правовая база:

  • «Конвенцией о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
  • Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 30.04.2021);
  • Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
  1. 8 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

     "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям    воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021

 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН   1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению   безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

  • Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам» (далее – Порядок);

Актуальность и Новизна программы

Логика – наука о законах и формах мышления; ход рассуждений и умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего – ни будь. Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причём наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет.

Уже пред школьным возрастом у детей начинает закладываться понятийное, словесно – логическое мышление. Для успешного обучения в школе, понимания учебного материала у дошкольников должны быть заложены три составляющих мышления:

1) элементарные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, выделения существенного, классификации и др.;

2) активность, раскованность мышления, позволяющаяся в продуцировании различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;

3) организованность и целенаправленность, проявляющаяся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Если это будет заложено в дошкольном возрасте, то облегчит процесс

усвоения детьми знаний, умений и навыков в начальной школе. Однако если

эти составляющие мышления не будут элементарно сформированы при подготовке ребёнка к обучению в школе, то в начальном звене, на каждом из уроков по различным предметам, придаётся давать учащимся задания на развитие логического мышления.

Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Ребёнок к 5 – 7 годам обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

К моменту поступления в школу дошкольники должны обладать  элементарными навыками и умениями в рассуждениях, пробовать делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности, овладеть способами познания предметов и окружающего мира.

Актуальность разработки дополнительной общеразвивающей программы «Эрудиты» обусловлена поиском путей  развития логического мышления  дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.

Программа занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности,  обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 6 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также формирует навыки учебной деятельности.

Отличительные особенности программы:
1. В ходе одного занятия развиваются различные качества и умения.

Темы и виды занятий в течение года чередуются.
2. Индивидуальный подход: в ходе занятий дети могут получать
различные материалы на одну и ту же тему в зависимости от уровня подготовки и скорости освоения материала.
3. Занятия являются в значительной степени независимыми. Это позволяет включиться в работу детям, пропустившим отдельные занятия способствуют развитию творческих способностей личности.

  1. Цель, задачи и принципы Программы

Цель: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.

Задачи:  

  • развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать
  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • Формирование графических умений и навыков как средства развития
  • Тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память пространственного мышления;
  • воспитывать морально – волевые качества личности: ответственность, организованность, настойчивость, терпение, способность и умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:

- принцип психологической комфортности: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;

- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;

- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

- принцип творчества:  процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;

- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.

1.3 Возрастные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

     В старшем дошкольном возрасте у детей происходит активное развитие диалогической речи.  Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий.  В недрах диалогического общения дошкольников зарождается и формируется новая форма речи -  монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть  ли  у  них  дети  и  т.п.  

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь.  В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.  Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,  прилагательные  и  т.д.  

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается  произвольность  действий.  Наряду с  наглядно-образным  мышлением  появляются  элементы  словесно-логического  мышления.  Продолжают развиваться навыки  обобщения  и  рассуждения,  но  они  еще  в  значительной  степени  ограничиваются  наглядными  признаками  ситуации.  Продолжает  развиваться  воображение, внимание  становится  произвольным. В  некоторых  видах  деятельности  время  произвольного  сосредоточения  достигает  30 минут.  У детей  появляется  особый  интерес  к  печатному слову,  математическим  отношениям.  Они  с  удовольствием  узнают  буквы,  овладевают звуковым  анализом  слова,  счетом  и  пересчетом  отдельных  предметов.

 

  1.  Содержание программы

Применяются технологии:

Игровое обучение

  • Развивающее обучение
  • Моделирование Методы и приемы:
  • Словесные методы:объяснение, пояснение,  вопрос, педагогическая оценка
  • Наглядные методы: кодовые карточки,карточки-схемы, рисунок, алгоритм, демонстрация способов действия, игровые персонажи, игровые пособия 
  • Практические методы: обследование, наложение, упражнения, анализ, синтез, сравнение  и обобщение.
  • Диагностические  
  • Игровые  
  • Метод моделирования

Программа предусматривает проведение  практических игр-занятий. В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Для проведения занятий требуются материалы заданий на печатной основе ;

Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве-личивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание счётных палочек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Одним из направлений занятий по данной программе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Рекомендуемая модель занятий:

  1. «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).

Цель: психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.
Установление благожелательного эмоционального контакта.

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

  1. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления

(10минут)

Цель: освоение основных знаний и умений

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

  1. Веселая переменка (3 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

  1. Построение предметных картинок, штриховка

(10 минут)

Цель: развитие мелкой моторики рук

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Игры и упражнения на внимание, как слуховые, так и с использованием
графических заданий.
5. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (5минуты)
Цель: поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой
инициативы.
Правила поведения на занятии.
 говорить негромко (не кричать);
 просить о помощи
 ходить спокойно (не бегать);
 помнить для чего мы собрались;
 смело показывать свои способности;
 заботиться друг о друге (не обижать);
 помогать друг другу (не смеяться);
 внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).
 уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Формы и режимы занятий  

     Режим и максимальная продолжительность занятий соответствует нормативам, обозначенным в (СанПиН 2.4.1. 3049-13). Занятия проводятся во вторую половину дня в форме совместной, кружковой деятельности, продолжительность которых составляет: (подготовительная к школе группа) – 30 минут (1 раз в неделю).

Формы подведения итогов реализации программы.

Участие в интеллектуальных конкурсах способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне.

Объём кружковых занятий и виды учебной работы.

КВН

Викторины

Интегрированные занятия

Год обучения

Количество занятий

Количество детей в группе

В месяц

В год

1 год

4

36

10

Учебно - тематический план подготовительная к школе  группа

 

 

 

Тема  

 

Количество часов

Теоретические

Практические

Всего  

1

Обобщение  

0,5

1,5

2

2

Классификация  

0,5

1,5

2

3

Сравнение

0,5

2,5

3

4

Аналогии  

0,5

2,5

3

5

Систематизация  

0,5

3,5

4

6

Смысловое соотнесение  

0,5

3,5

4

7

Отрицание  

0,5

3,5

4

8

Анализ, синтез

0,5

5

5,5

9

Умозаключения  

0,5

3

3,5

10  

Логические задачи

0,5

4,5

5

Итого  

5

31

36

 

1.5         Планируемые         результаты         освоения         дополнительной         общеобразовательной программы      

Ожидаемые результаты  соотнесены  с  задачами и содержанием программы:

Выявление  дошкольников  с математическим, логическим мышлением

Желание заниматься математической деятельностью

Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.

Умение детей работать в парах, микрогруппах;

Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Результативность программы отслеживается в ходе  проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:

1. Развитие внимания

2. Развитие памяти.

3. Развитие восприятия.

4. Развитие воображения.

5. Развитие мышления.

       Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет  оценить общий уровень развития  познавательных процессов дошкольников.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

II комплекс организационно-педагогических условий

2.1 календарный учебный график

МБДОУ «Детский сад № 18 «Родничок»» функционирует в режиме пятидневной рабочей недели с 07.00 ч. до 19.00 ч. (12 часов).

Режим работы ДОУ

Продолжительность учебной недели

5 дней (с понедельника по пятницу)

Время работы групп

12 часов (с 7.00 до 19.00)

Нерабочие дни

Суббота, воскресенье и праздничные дни 

Продолжительность учебного года

Учебный год

с 01.09.2022 г. по

31.05.2023

 недель

I полугодие

с 01.10.2022 г. по

30.12.2022

17 недель

II полугодие

с  9.01.2023 г. по

31.05.2023

18 недель

Мероприятия, проводимые в рамках образовательного процесса

Планируемые результаты освоения программы

Наименование

Сроки

Продолжительность

Первичная диагностика

Первые 2 недели октября

2 недели

Итоговая диагностика

Последние 2 недели мая

2 недели

летние каникулы: начало каникул –01.06.2023 года, окончание каникул – 31.08.2023 года.

Совместная образовательная днятельность

Начало СОД 

Подготовительная группа 

15.30 

Количество СОД 

1 раз в неделю

Время начала и  окончания СОД 

15.30 - 16.00 

Минимальная продолжительность перерыва между СОД 

10  мин 

Программа в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на познавательное развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет и рассчитана на 1 год. Наполняемость группы на занятиях – до 15 детей.

Занятия строятся на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований Санитарных правила и норм СанПиН 1.2.3685-21, а также  "Гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; и  Санитарноэпидемиологическиебь  правил CП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Занятия проводится во вторую половину дня  после занятий по основной образовательной программе дошкольного образования  один раз в неделю.

Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года. На занятии используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы.  

 2.2 Условия реализации программы

Для развития логического мышления у детей дошкольного возраста необходимы условия: Систематическая работа по авторской программе «Эрудиты» 1 раз в неделю, в 15.30.

 Создание предметно – пространственной среды. В группе оборудован центр математики. В свободном доступе находятся игры и упражнения для развития логического мышления.

Игровые пособия:  

  • «Блоки Дьенеша»  
  • «Лабиринты»  
  • «Логическое домино»
  •  «Сложи узор»
  • Геометрическое лото
  • Альбомы «Маленькие логики»
  • Альбом «Лепим нелепицы»
  • «Логическое дерево»
  • Карточки – символы
  • Задания на печатной основе

 Средства ИКТ, проектор

2.2.1  Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

  • Привлечение родителей к участию в детских мероприятиях, конкурсах.
  • Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.
  • Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.
  • Организация совместных с родителями занятий, мастер-классы, создание тематических альбомов, фотовыставок.
  • Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребенка.

2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов

Объект педагогической диагностики (мониторинга)

Формы и методы

педагогической диагностики

Периодичность проведения

педагогической

Диагностики

Длительность проведения

педагогической

диагностики

Сроки проведения

педагогиче ской

диагностики

Индивидуальные результаты

учащихся в освоении программы

Наблюдение, опрос, беседа,

творческое

задание

 

2 раза в год

 

1-2 недели

 

Октябрь, май

 

 Оценочные и методические материалы

Исходя из поставленных целей и задач, планируемых результатов обучения, используются следующие формы отслеживания результативности  Программы:

педагогическое наблюдение, опрос, беседа, творческое задание.

В соответствии с усвоением тем учет может быть текущим и итоговым. Итоговый контроль осуществляется в конце года  на последнем занятии в форме викторины.  

Формы подведения итогов реализации Программы 

  • открытые просмотры образовательной деятельности для родителей и педагогов;
  • участие в конкурсах, праздниках, досугах, викторинах и т.п. 
  • Виды контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный контроль

сентябрь

Определение уровня развития учащихся в сформированной учебной группе; выявление индивидуальных способностей каждого учащегося

 

Практическое занятие, опрос, беседа.

 Текущий контроль

В течение всего учебного года

Контроль усвоения материала, развитие навыков самоконтроля и самоанализа

Практические задания  

Промежуточный контроль

По окончании изучения темы или раздела

Выявление слабых мест учащихся в процессе обучения;  

Анализ достигнутых личных и общих результатов,

итоговое занятие  

Итоговый контроль

В конце учебного года  

Подведение итогов обучения и личных достижений детей

Итоговое         практическое

занятие,  (открытое занятие)

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень:

Ребенок владеет основными логическими операциями.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

Способен объединять и распределять предметы по группам.

Свободно оперирует обобщающими понятиями.

Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.

Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.

Может при помощи суждений делать умозаключения.

Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.

Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень: 

Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.

Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.

Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.

Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.

Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Мониторинг  проводится два раза в год (сентябрь, май).

Отслеживание  уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в форме итоговых игровых занятий ( конец года).

Диагностика уровня развития логического мышления  дошкольников

Изучение операции мышления – классификации

(Литература: Урунтаева Г.А., Афоньктна Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 2000.)

Материал: Картинки 7х7 по 5 шт. для каждой классификационной группы (игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие и домашние животные, овощи, фрукты).

Исследование проводят индивидуально с детьми 3-7 лет. Ребенку дают картинки и говорят: «Разложи, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему ты считаешь, что картинки подходят друг к другу».

Если испытуемый раскладывает без объяснений, то ему задают вопросы типа:«Почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что эта картинка никуда не подходит?» Обработка данных.

Подсчитывают число верных ответов по каждой классификационной группе.  

Результаты оформляют в таблицу по возрастам: 5-6 лет, 6-7 лет.

Определяют основания для объединения предметов по каждой классификационной группе у детей разного возраста: опирается ли на существенный признак, выделяют ли несущественный, не может мотивировать объединение. Делают вывод о том, какие классификационные группы ребенку легче выделить и мотивировать объединения, а  также как зависит процесс классификации от возраста.

Методика «Самое непохожее» Л.А. Венгер

Цель: выявление уровня овладения мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения признаков.

Процедура проведения. Материалом служат 8 геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету, величине: 4

квадрата, 4 круга. Четыре фигуры одного цвета (один круг маленький, другой – большой; один квадрат – маленький, другой –большой). Остальные фигуры – другого цвета. Взрослый раскладывает фигурки в ряд в 87 произвольной последовательности и говорит ребенку: «Посмотри, какие здесь фигурки: они все разные, нет ни одной похожей, одинаковой. Посмотри и скажи, чем они отличаются друг от друга». Посмотри и скажи, чем они отличаются друг от друга». Необходимо, чтобы были названы все различия (цвет, форма и величина; синие и красные; большие и маленькие; круги и квадраты). После этого взрослый подводит итог: «Значит, здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие». Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький синий квадраты), спросить:

«Чем эти фигурки отличаются друг от друга?» Так же можно помочь выделить и другие признаки – цвет и форму.

Одну из фигурок (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку.  

Экспериментатор просит: «Найди среди остальных фигурок самую не похожую на эту. Самая непохожая – только одна» Указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?» Ответ ребенка фиксируют. Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.

Обработка материала. Уровни выполнения заданий определяются количеством признаков, на которые ориентировался ребенок при выборе «самый непохожей» фигурки и которые назвал: высокий уровень – преобладание выбора по трем признакам и называние одного-двух; средний уровень – преобладание выбора по двум признакам и называние одного; низкий уровень – преобладание выбора по одному признаку без называния признака.

Изучение мыслительной операции – обобщение

(Литература: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. –М.: Академия, 2000).

Материал: 10 таблиц размером 12х12, разделенные на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет, 3 предмета на таблице можно объединить по существенным признакам, а 4 из них – лишний.

Исследования проводятся индивидуально с детьми 3-7 лет, ребенку показывают по одной таблице и говорят; «Посмотри на карточку, здесь нарисовано 4 предмета. Три из них подходят друг к другу, а 4 – лишний. Какой предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе остальные 3 предмета? Обработка данных:

Анализируют особенности обобщения предметов ребенком: обобщает ли он по понятийному признаку, делает обобщение на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации.

Выявляет умение подобрать обобщающее слово к группе предметов.

Выясняют, какие группы предметов легче объединить, а также как зависит процесс  обобщения от возраста  детей.

Тест «Нелепицы»

(Литература: Немов Р.С. Психология. – 3 том. – М.: Владос, 1999.)

Эта методика позволяет оценивать элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природы. Позволяет определить умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Проведение: ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько довольно нелепых

ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки, ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте  или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». Примечание: обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке; затем объясняет, как на самом деле должно быть.

За 3 минуты ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов:88

10 баллов – если за 3 минуты ребенок заметил все 7 имеющихся нелепиц, все объяснил, что не так и что и как должно быть на самом деле.

8-9 баллов 0 ребенок заметил все нелепицы, но от 1 до 3 не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть на самом деле.

6-7 баллов – заметил все нелепицы, но 3-4 – не успел объяснить или сказать как должно быть на самом деле.

4-5 баллов – заметил все нелепицы, но 5-7 – не успел объяснить.

2-3 балла – за отведенное время не заметил 1-4 нелепицы, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл – заметил меньше 4 нелепиц.

2.4  Методические материалы

2.4.1. Методическое обеспечение реализации программы

Материально - техническое обеспечение

Одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательного процесса, являются условия реализации программы, соответствующие СанПиН 2.4.4.1251-0З.Групповые помещения – групповая комната или центр дополнительного образования.

Условия, помещение

Оборудование и пособия

ТСО

Центр познавательного развития в групповой комнате

Рабочие тетради «Школа для дошколят» 6-7 лет

 О.С. Жукова «Развиваем логику» (6 – 7 лет), карандаши.

«Первоклассные упражнения «Логика»

Задания для развития логического мышления

Дидактический материал:

Геометрические фигуры и тела.

мольберт.

Знаки-символы.

Счётные палочки.

Предметные картинки.

Блоки Дьенеша,

Дидактические и развивающие  игры.

Для занятий необходимо иметь на каждого учащегося:

  1. Папка для выполнения заданий на листе
  2. Тетрадь в крупную клетку  
  3. Цветные карандаши (набор - 6 цветов)
  4. Простой карандаш  

Магнитофон  

Нетбук

 

Компьютер

Проектор

Экран  

Фотоаппарат

Список используемой литературы 

  1. Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996. – 400с.
  2. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  3. Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002, 1008.
  4. Леонтьев А.А. Выготский Л.С. М.: Просвещение, 1990, 158 с.
  5. Мухина В.С. Детская психология./Под ред. Венгера Л.А. М.: Просвещение, 1985, 271
  6. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Т. 1, 2. М.: Владос, 1995, 576 с.
  7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 528 с.
  8. Петровский В.А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.
  9. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1995. – 232 с. 12. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291с.
  1. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М.: АО «Столетие», 1994, 192с. «Развиваем логику»  Александр Лекомцев, изд. «Феникс» Ростов- на- Дону2014г.
  2. «Тренажер по математике для детей 6-7 лет» В.Г.Голубь, изд. «Метода» Воронеж 2014г.
  3. «Всё по полочкам» А.В. Горячев, Н.В. Ключ, изд. ООО «Баласс» Москва 2004г.
  4. «Логические игры для дошкольников» изд. ООО «Ранок» Харьков 2010г.
  5. «Развитие пространственного мышления и речи» изд. ООО «Хатрер-пресс» Москва 2013г.
  6. Комплексные занятия  М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ,изд. «Учитель» Волгоград 2010г.
  7. «Чего на свете не бывает?» О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаевой , изд .«Просвещение» Москва 1991г.

        

  1. комплексно-тематический план

         

Комплексно-тематическое планирование занятий дополнительного образования «Эрудиты».

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

1

«Развитие         познавательного внимания».

Развивать зрительное внимание посредством нахождения отличий между картинками.

2

«Развитие избирательности зрительного внимания».

Учить находить два схожих, по признакам, предмета. Закреплять навыки закрашивания.

3

«Развитие избирательности зрительного внимания».

Учить находить два схожих, по признакам, предмета. Закреплять навыки закрашивания.

4

«Развитие концентрации зрительного внимания».

Развивать пространственное мышление, зрительное внимание.

5

«Анализ и синтез предметов сложной формы».

Закреплять знания о внешнем виде геометрических фигур, развивать умение анализировать.

6

«Анализ и синтез предметов сложной формы».

Развивать логическое мышление и закреплять умение закрашивать внутри контура.

7

«Анализ и синтез предметов сложной формы».

Развивать навыки сравнения геометрических фигур. Закреплять умение закрашивать внутри контура.

8

«Поиск недостающей фигуры. Количество и счет».

Развивать навыки порядкового счета, умения писать цифры и рисовать геометрические фигуры.

9

«Поиск недостающего предмета. Величина.

Геометрические фигуры».

Развивать навыки рисования геометрических фигур. Развивать логику.

10

«Поиск         недостающей фигуры.         Ориентировка         в пространстве».

Развивать логику, мышление, учить находить схожие и различные признаки. Закреплять умение рисовать простые предметы.

11

«Поиск недостающей фигуры по нескольким признакам».

Учить сравнивать предметы по нескольким признакам. Развивать умение перерисовывать простые предметы.

12

«Продолжение         ряда.

Количество и счет».

Учить находить закономерность. Закреплять навыки рисования геометрических фигур и простых предметов.

13

«Продолжение ряда. Количество и счет.

Величина».

Развивать навыки выявления закономерностей и умения доводить изображение до образца.

14

«Продолжение         ряда.

Геометрические фигуры».

Развивать пространственное мышление, закреплять знания о геометрических фигурах, знакомых ранее, и знакомить с новыми

(пятиугольник, шестиугольник)

15

        «Продолжение         ряда.

Ориентировка во времени».

Учить находить закономерности в изображениях         предметов. Развивать навыки ориентирования во времени.

16

«Продолжение ряда по нескольким признакам».

Развивать         навыки         выявления закономерностей         и         умения доводить изображение до образца, дорисовывая         недостающие предметы.

17

        «Нахождение         ошибки.

Количество и счет».

Выявлять         несоответствия         в изображении предметов.  

18

        «Нахождение         ошибки.

Количество и счет».

Выявлять         несоответствия         в изображении предметов.  

19

        «Нахождение         ошибки.

Величина».

Учить находить отличия между предметами, сравнивая из по величине.  

20

        «Нахождение         ошибки.

Геометрические фигуры».

Учить сравнивать геометрические фигуры по внешнему виду и признакам.  

21

        «Нахождение         ошибки.

Ориентировка во времени».

Учить находить несоответствие в порядке расположения изображений, исключать лишнее.

22

«Нахождение ошибки. Ориентировка в пространстве».

Учить детей находить различия в предметах, сравнивая их положение в пространстве.

23

«Умозаключения».

Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач.  

24

«Умозаключения».

Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач.

25

«Умозаключения».

Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач.  

26

«Умозаключения».

Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач.

27

«Словесные и логические игры и упражнения»

Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач.

28

«Словесные и логические игры и упражнения»

Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач.

29

«Логические задачи».

Развивать логическое мышление. Учить решать логические задачи.

30

«Продолжи ряд».

Учить отмечать закономерности в ряду, восполнять недостающие предметы.

31

«Умозаключения».

Развивать логическое мышление. Учить определять на слух решение логических задач.

32

«Логические задачи».

Развивать логическое мышление. Учить решать логические задачи.

33

«Нахождение ошибки. Ориентировка в пространстве».

Учить детей находить различия в предметах, сравнивая их положение в пространстве.

34

        «Нахождение         ошибки.

Количество и счет».

Выявлять         несоответствия         в изображении предметов.  

35

«Мониторинг».

Выявление уровня усвоения программы кружковой деятельности

36

«Мониторинг».                         

.        

Выявление уровня усвоения программы кружковой деятельности

                        

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

турнир эрудитов, спортивно-познавательная программа

спортивно познавательная программа посвященная ОБЖ для детей подготовительной группы...

Конспект проведения познавательной программы по ОБЖ. "Турнир эрудитов".

Задачи:1). Сформировать умения правильно действовать в экстренных ситуациях.2). Обобщить знания о правилах техники безопасности в быту, на улице.3). Развивать умение детей самостоятельно пользоваться ...

«Битва эрудитов» Интеллектуальная игра для педагогов «Битва эрудитов»

                                        «Битва эрудитов»    Интеллектуальная  ...

Образовательная программа "Клуб Эрудитов"

Предлагаемые на занятиях материалы позволяют заниматься умственным развитием, логическим мышлением дошкольников в увлекательной для них игровой форме....

Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности " Грамотейка" для детей 6-7 лет

Программа расчитаннана детей 6-7 лет .Особое внимание в программе уделяется формированию образа буквы и развитию произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, так как практика пока...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Эрудиты» (6-7 лет) (соответствует ФГОС ДО и ФОП ДО)

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Эрудиты» (6-7 лет)(соответствует ФГОС ДО и ФОП ДО)...