Кружок по математики "Рисуем по клеточкам" 2022-2023гг.
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

 Халидя Хамзяевна Масеева

Современная школа предъявляет большие требования к детям поступающим в первый класс. К сожалению уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребёнок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно –двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу в кружке «Клетка за клеткой».

Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.

С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления.

И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.

Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст- это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_risuem_po_kletochkam.docx163.91 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\USER\Downloads\Attachments_halidia.maseewa@yandex.ru_2023-02-16_10-11-41\IMG_20230216_100124.jpg

Программа кружка «Рисуем по клеточкам»

Автор: Масеева Халидя Хамзяевна

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи кружка.
  3. Комплектование группы.
  4. Формы организации кружка.
  5. Формы работы с детьми.
  6. Методы работы.
  7. Время проведения кружка.
  8. Перспективно-календарный план кружка.
  9. Программно-методическое обеспечение работы кружка.
  10. Мониторинг.
  11. Список детей

        

  1. Пояснительная записка.

Современная школа предъявляет большие требования к детям поступающим в первый класс. К сожалению уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребёнок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно –двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программ первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу в кружке «Клетка за клеткой».

Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.

С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления.

И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.

Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст- это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире.

2. Цели и задачи кружка «Клетка за клеткой»:

Цель: Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, на листе, в клеточке. Развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений из геометрических фигур.

Задачи:

  • Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.
  • Учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур.
  • Обобщать и систематизировать представления детей о плоскостных геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
  • Развивать конструктивные умения детей в действиях с графическими изображениями: разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей, преобразование формы фигур.

3.Комплектование группы.

Группа в соответствии с возрастом детей:  подготовительная к школе группа наполняемость 16 человек.

4.Формы организации кружка.

- Индивидуальные

- Подгрупповые

-Групповые

5. Формы работы

-Беседа

-Интегративная деятельность

6. Методы работы с детьми.

-Словесные.

-Наглядные.

-Практические

7. Время проведения кружка.

Пятница 15.15. – 16.05.

8. Перспективный план кружка

«Рисуем по клеточкам»

№п/п

Тема

Цель

Упражнения

Количество занятий

Октябрь

1.

Определение ведущей руки у детей.

Познакомить детей с тетрадью, учить ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы)

1.Достать бусинку ложкой из стакана.

2.Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.

3.Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.

2

2.

Знакомство с тетрадью с крупной клеткой.

1.Клетка-это домик. У домика есть пол, стены, и потолок, также и у клетки есть пол, стены, потолок.

2. Игра с клеткой.

Найти в клетке центр.

Найти левый верхний угол.

Найти правый нижний угол

3

3.

Рисование по клеточкам самостоятельно по желанию.

1.Ходьба по клеткам

Хождение по клеткам пальчиками.

Хождение по клеткам ручкой, через клетку.

2

4.

Рисование по клеточкам, простейший узор.

1.Рисование внутри клетки предметов округлой формы,

пирамидка, крепость.

3

Ноябрь

1.

Точки.

Учить ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны)

1.Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом (шариковой ручкой).

2

2.

Палочки.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам (вертикальные, горизонтальные).

3

3.

Линия.

Учить работать в пределах границ и строки по опорным точкам.

Доведение длинных и коротких линий.

2

4.

Квадрат.

Обведи фигуры и раскрась: один квадрат синим, а другой красным цветом.

3

Декабрь

1.

Узор.

Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, учить соблюдать интервал («ходим» через клетку)

Нарисуй по клеточкам простейший узор.

2

2.

Линии внутри предмета.

Песочные часы в клетке.

«Снежинки».

3

3.

Штриховка.

Птички на ветках сидят.

2

4.

Рисование по образцу.

Нарисуй по клеточкам ёлки.

3

Январь

1.

Соедини точки

Учить работать по опорным точкам.

Доведение длинных и коротких линий.

2

2.

Лабиринт

Доведи до цели линию.

3

3.

Скопируй

Скопируй узор

2

4.

Таблица

Найди закономерности и дорисуй линию.

3

Февраль

1.

Закономерность

Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, учить соблюдать интервал («ходим» через клетку).

Заверши рисунок

2

2.

Составь узор

Сложи узор

3

3.

Цепочка фигур

Продолжи цепочку (реши примеры).

2

4.

Рисование по образцу (выбор детей).

Нарисуй по клеткам (белочка, волк)

3

Март

1.

Фигуры

Учить работать в пределах границ фигуры.

Нарисуй фигуры. Найди ошибку.

2

2.

Штриховка

Скопируй образец и выполни штриховку.

3

3.

Чертёж

Заверши чертёж

2

4.

Рисование по образцу (выбор детей)

Нарисуй по клеткам (дятел, заяц, ёж)

3

Апрель

1.

Квадрат

Учить ориентироваться по клеткам.

Нарисуй квадраты через клетку. Раскрась половину квадрата желтым цветом, а половину зеленым.

2

2.

Кроссворд

Составь кроссворд по теме «Космос».

3

3.

Инженер

Сделай чертеж по описанию (1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево,1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо).

2

4.

Рисование по образцу (выбор детей)

Нарисуй по клеткам (волк, медведь, лиса).

3

Итого:

70

9. Методическое обеспечение работы кружка «Клетка за клеткой».

Программно-методическое обеспечение

Перечень программ и технологий

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-5-е изд., испр.и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.-2008с.
  2. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.-224с.

Перечень пособий

  1. Т.С.Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. – Мозаика-Синтез,2001 г. – 62
  2. Алена Курсакова  «Учим сами» - «Рисуем по клеточкам» для детей 5-6 лет

11.   Мониторинг.

Мониторинг развития у детей форсированности навыков ориентировки в пространстве по основным направлениям, представлений о точке и линии как о средствах языка графики, способности освоения способов построения графических изображений геометрических фигур, разбиения фигур на части, воссоздания фигур из частей, преобразования формы фигур проводится 1 раз в год ( май ).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования кружка «Клетка за клеткой».

(Задания подбираются по усмотрению педагога)

Список детей:

1.Айдарбеков Асылбек Бауржанович                                 11.06.2016

2.Бадамшина Дарья Андреевна                                           04.07.2016

3.Бугиева Амина Джоухаровна                                           03.07.2016

4.Галицкий Клим Максимович                                            04.06.2016

5.Дамирулы Тамерлан                                                          08.07.2016

6.Дроботов Дмитрий Сергеевич                                          28.062016

7.Дьеченко Елизавета Дмитриевна                                     23.06.2016

8.Еркишев Саян Нуржанович                                              14.07.2016

9.Иванова Анна Алексеевна                                                11.06.2016

10.Кашкина Алена Евгеньевна                                           12.07.2016

11.Меденцов Глеб Владимирович                                      16.07.2016

12.Новиков Ратмир Андреевич                                           09.06.2016

13.Перятинский Сергей Владимирович                             13.05.2016

14.Удовенко Варвара Александровна                                02.062016

15. Шубаров Самир Дауренович                                        11.08.2016

      16.Хакбердиева Роман Уктамович                                   22.08.2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

Кружок по рисованию

Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...