Календарно-тематическое планирование по ФЭМП дошкольников с ОВЗ.
календарно-тематическое планирование по математике

Баженова Мария Анатольевна

Приложение к адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с особыми образовательными потребностями. Планирование представлено для всех возрастных групп и соответствует особым образовательным потребностям детей с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnoe_femp.docx163.34 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с особыми образовательными потребностями

Календарно-тематическое планирование

учителя-дефектолога

«Формирование элементарных математических

представлений»

Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога: «Формирование элементарных математических представлений»

Вторая младшая группа

Неделя

Тема

Цели и содержание работы

СЕНТЯБРЬ

1

ДИАГНОСТИКА

2

3

Понятия  один-

Познакомить с понятием один, много, ни одного.

много, ни одного.

Учить понимать вопрос: Сколько?

Понятия один 

Закреплять понятия один, много, ни одного.

Познакомить с понятием по одному.

4

много, ни одного, по

Учить отвечать на вопрос: Сколько?, используя слова

одному.

один, много, ни одного.

ОКТЯБРЬ

Понятия один-

Закреплять различение понятий один, много, ни одного, по

одному.

1

много, ни одного, по

Учить пользоваться вышеперечисленными понятиями,

одному.

при ответе на вопрос Сколько?

Сравнение групп

Учить сравнивать группы предметов по количеству

2

предметов по

способом наложения.

количеству. Способ

наложения.

Понятия один-

Закреплять понятия один, много, ни одного, по одному.

много, ни одного, по

Учить сравнивать предметы, группы предметов по

одному. Сравнение

количеству, используя  способ приложения.

предметов по

Познакомить с красным цветом.

3

количеству. Способ

Познакомить с геометрической фигурой круг.

приложения.

Красный цвет.

Геометрическая

фигура круг.

Понятия один-

Закреплять понятия один, много, ни одного, по одному.

много, ни одного, по

Учить сравнивать группы предметов по количеству,

одному. Сравнение

используя понятия больше  меньше.

предметов по

Закреплять знание о красном цвете, познакомить с синим

4

количеству. Больше

цветом.

– меньше. Синий

Учить выделять геометрическую фигуру круг из

цвет.

множества других фигур, выделять признаки круга

Геометрическая

осязательно-двигательным способом.

фигура круг.

НОЯБРЬ

Понятия один, ни

Закреплять умение различать понятия один, ни одного, по

1

одного, по одному,

одному, познакомить с понятием поровну.

поровну (способ

Учить пользоваться способами наложения и приложения

наложения,

при сравнении двух групп предметов по количеству,

приложения).

называя результаты сравнения словами больше  меньше.

Красный, синий

Закреплять знакомые цвета (красный, синий).

цвет. Круг.

Закреплять представления детей о геометрической фигуре

круг. Формировать понимание пространственных

Предлоги  на, под.

отношений предметов, выраженных предлогами на, под.

Один, ни одного, по

Закреплять умение различать понятия один, ни одного, по

одному, поровну.

одному, поровну.

Учить сравнивать две группы предметов по количеству,

Зеленый цвет. Круг.

называя результаты сравнения словами больше  меньше.

2

Закреплять знакомые цвета (красный, синий).

Познакомить с зеленым цветом.

Закреплять представления детей о геометрической фигуре

Предлоги на, в.

круг.

Формировать понимание пространственных отношений

предметов, выраженных предлогами на, в.

Закреплять умение различать понятия один, ни одного, по

Один, ни одного, по

одному, поровну.

Закреплять умение сравнивать две группы предметов по

одному, поровну.

количеству, называя результаты сравнения словами

Желтый цвет. Круг.

больше – меньше.

3

Закреплять знакомые цвета (красный, синий, зеленый).

Познакомить с желтым цветом.

Закреплять представления детей о геометрической фигуре

Предлоги на, в, под.

круг.

Закрепить навыки понимания и употребления предлогов

на, в, под.

Закреплять умение различать понятия один, ни одного, по

одному, поровну.

Учить пользоваться способами наложения и приложения

при сравнении двух групп предметов по количеству.

Закреплять знакомые цвета (красный, синий, зеленый,

Один, ни одного, по

желтый).

4

одному, поровну.

Закреплять представления детей о геометрической фигуре

Квадрат.

круг.

Знакомить детей с геометрической фигурой квадрат.

Учить выделять круг и квадрат из множества других фигур

и произносить их названия.

Закрепить навыки понимания и употребления предлогов

на, в, под.

Закреплять умение различать понятия один, ни одного, по

одному, поровну.

Один, ни одного, по

Учить пользоваться способами наложения и приложения

при сравнении двух групп предметов по количеству.

одному, поровну.

5

Закреплять знакомые цвета (красный, синий, зеленый,

Белый цвет. Круг,

желтый).

квадрат.

Познакомить с белым цветом.

Закреплять представления детей о геометрических фигурах

круг и квадрат.

ДЕКАБРЬ

1

Один, ни одного, по

Закреплять умение различать понятия один, ни одного, по

одному, поровну.

одному, поровну.

Черный цвет. Круг,

Учить пользоваться способами наложения и приложения

квадрат.

при сравнении двух групп предметов по количеству.

Закреплять знакомые цвета (красный, синий, зеленый,

желтый, белый).

Познакомить с черным цветом.

Закреплять умение выделять круг и квадрат из множества

других фигур и произносить их названия.

2

Один, ни одного, по

Закреплять понятия один, ни одного, по одному, поровну.

одному, поровну.

Белый и черный

Закреплять умение пользоваться способами наложения и

цвет. Треугольник.

приложения при сравнении двух групп предметов по

количеству.

Закреплять черный и белый цвета.

Познакомить с геометрической фигурой треугольник.

3

Один, ни одного, по

Закреплять умение различать понятия один, ни одного, по

одному, поровну.

одному, поровну.

Красный, синий,

Закреплять умение пользоваться способами наложения и

желтый, зеленый,

приложения при сравнении двух групп предметов по

белый и черный

количеству.

цвета. Круг, квадрат,

Закреплять все знакомые цвета.

треугольник.

Закреплять изученные геометрические фигуры.

Большой -

Учить практическим путем определять величину

маленький.

предметов (большой - маленький) и выполнять

соотносящие действия.

ПОВТОРЕНИЕ

ЯНВАРЬ

1

КАНИКУЛЫ

2

ДИАГНОСТИКА

Закрепление

Закреплять понятия один, много, по одному.

количественных

Учить сравнивать предметы по величине (большой 

представлений.

маленький),

3

Большой -

Упражнять в сравнении групп предметов по количеству,

маленький.

используя способ наложения и приложения.

Закреплять умение практическим путем определять

величину предметов и выполнять соотносящие действия.

Предлог  на.

Закрепить навыки понимания и употребления предлога на.

Закреплять понятия один, много, по одному.

Учить сравнивать предметы по величине (большой 

Закрепление

маленький),

Закреплять умение сравнивать группы предметов по

количественных

количеству (больше - меньше, поровну), используя способ

представлений.

4

наложения и приложения.

Большой -

Закреплять умение практическим путем определять

маленький. Справа 

величину предметов и выполнять соотносящие действия.

слева.

Учить ориентироваться в схеме собственного тела (справа

– слева).

Закреплять знакомые цвета и геометрические фигуры.

ФЕВРАЛЬ

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2


Закрепление

Закреплять понятия один, много, по одному, при ответе на

количественных

вопрос сколько? пользоваться этими понятиями.

представлений.

Закреплять умение сравнивать предметы по величине

Больше – меньше

(большой – маленький, больше – меньше, одинаковые по

(по величине).

величине).

Одинаковые по

Учить ориентироваться в схеме собственного тела (слева 

величине. Слева -

справа).

справа.

Больше – меньше

Закреплять умение сравнивать предметы по величине

(по размеру).

(большой  маленький, больше  меньше, одинаковые по

Одинаковые по

величине).

величине. Впереди.

Учить ориентироваться в пространстве (впереди).

Закреплять понятия пользоваться способами наложения и

Высокий – низкий.

приложения предметов по высоте, пользоваться понятиями

высокий – низкий.

Упражнять в сравнении предметов по высоте способами

Высокий – низкий.

наложения и приложения.

Вверху – внизу.

Упражнять в умении определять пространственные

отношения и обозначать их словами (вверху  внизу).

МАРТ

Закрепление

количественных

Упражнять в сравнении предметов по высоте способами

представлений.

наложения и приложения, используя понятия выше 

Выше – ниже,

ниже, одинаковые по высоте.

одинаковые по

Упражнять в умении определять пространственные

высоте. Вверх –

отношения и обозначать их словами (вверх  вниз).

вниз.

Учить ориентироваться в схеме своего тела и в

Справа – слева.

окружающем пространстве, используя слова справа 

Вверху – внизу.

слева, вверху – внизу.

Предлоги на, в.

Закрепить навыки понимания и употребления предлогов

на, в.

Учить сравнивать предметы по ширине и обозначать

Широкий – узкий.

результаты сравнения словами широкий  узкий.

Предлоги на, в, под.

Закрепить навыки понимания и употребления предлогов

на, в, под.

Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине,

Широкий – узкий.

используя способ наложения и приложения.

Закреплять понятия широкий – узкий.

Утро.

Познакомить с частью суток – утро, учить употреблять

этот термин в речи.

АПРЕЛЬ

Шире – уже,

Упражнять в сравнении предметов по ширине способами

наложения и приложения, обозначать результаты

одинаковые по

сравнения словами шире  уже, одинаковые по ширине.

ширине. Предлоги

Закрепить навыки понимания и употребления предлогов

на, в, под.

на, в, под.

Закрепление

Учить различать равенство и неравенство групп по

количеству входящих в них предметов, выражая

количественных

результаты сравнения в речи.

представлений.

Познакомить с частью суток – день, учить употреблять

День.

этот термин в речи.

Закрепление

Учить различать равенство и неравенство групп по

3

количественных

количеству входящих в них предметов, выражая

представлений.

результаты сравнения в речи.

Закрепление

Закреплять умение различать равенство и неравенство

групп по количеству входящих в них предметов, выражая

количественных

4

результаты сравнения в речи.

представлений.

Познакомить с частью суток – вечер, учить употреблять

Вечер.

этот термин в речи.

Закрепление

Закреплять изученные цвета и геометрические фигуры.

Закреплять изученные части суток, правильно употреблять

количественных

эти термины в речи.

5

представлений.

Утро, день, вечер.

Учить составлять словосочетания, простые предложения с

Предлоги в, на, под.

помощью предлогов  на, в, под.

МАЙ

Закрепление

Закреплять изученные цвета и геометрические фигуры.

количественных

1

Познакомить с частью суток – ночь, учить употреблять

представлений.

этот термин в речи.

Ночь.

Повторение

Закреплять умение сравнивать 2 предмета, контрастных по

величине, высоте, ширине.

2

изученного

Закреплять изученные части суток, употреблять эти

материала

термины в речи.

3

ДИАГНОСТИКА

Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога: «Формирование элементарных математических представлений»

Средняя группа

Неделя

Тема

Цели и содержание работы

СЕНТЯБРЬ

1

ДИАГНОСТИКА

2

Накапливать сенсорный опыт обследования предметов и

Признаки и

выделения их признаков (цвет, форма).

Учить соотносить предметы по цвету, форме, по

свойства

3

занимаемой площади.

предметов

Накапливать опыт образования множеств.

Учить выделять группы предметов по количественному

признаку – один, много

Продолжить знакомство с понятиями – один и много,

закрепить навыки в определении количества предметов

Понятия

(один – много – ни одного), упражнять в сравнении

4

совокупностей предметов по количеству.

Один и много

Развивать умение анализировать, сравнивать и

устанавливать закономерность расположения предметов в

ряду.

ОКТЯБРЬ

1

2

3

4

1

2

3

4


Продолжить формировать временные отношения: части

суток утро - вечер, учить правильно употреблять эти

Понятия

термины в речи.

Утро – вечер.

Учить устанавливать последовательность событий.

Учить отгадывать загадки на основе зрительного

восприятия информации.

Учить сравнивать группы предметов по количеству

Сравнение групп

методом наложения и приложения.

предметов по

Учить использовать условные обозначения для

количественному

закрепления понятий: один, много, одинаково, столько же.

признаку

Учить понимать выражение столько-сколько,

раскладывать предметы слева направо, отражать в речи

равенство множеств.

Сравнение групп

Обучать сравнивать группы предметов по количеству

методом составления пар.

предметов по

Закрепить умение сравнивать группы предметов по

количественному

количеству методом наложения и приложения.

признаку

Учить замещать реальные предметы их условным

обозначением.

Формировать на предметной основе представление о

круге.

Геометрическая

Познакомить со способом сравнения размера предметов.

Учить соотносить сенсорные эталоны с предметами

фигура круг.

окружающего мира.

Круг большой,

Учить группировать предметы по заданному признаку.

маленький.

Учить видеть закономерности в расположении фигур.

Учить продолжать ряд.

НОЯБРЬ

Формировать на предметной основе представления о

шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей

обстановке. Закрепить представление о круге.

Круг. Шар.

Формировать зрительные и осязательно-двигательные

способы обследования формы. Упражнять в сравнении

плоскостных и объемных фигур.

Развивать наблюдательность, умение соотносить

сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.

Понятия

Продолжать знакомить с методом сравнения предметов по

Длинный –

длине путем приложения.

короткий.

Учить пользоваться словами длинный – короткий.

Продолжить знакомство с понятиями – длинный -

Понятия

короткий, обозначать результаты сравнения словами.

Учить составлять упорядоченный ряд предметов по

Длинный –

степени выраженности в них признака длины, отражая в

короткий.

речи результат сравнения – длиннее – короче, самый

длинный – самый короткий

Учить считать до двух на основе сравнения двух

совокупностей, содержащих 1 и 2 элемента и

Счет до 2-х.

устанавливать равенство между ними прибавлением

единицы.

Формировать представление о сохранении количества

независимо от размера предметов и их расположения.

5

1

2

3

4

1


Учить узнавать предмет по его описанию.

Дать представление о парных предметах, упражнять в

подборе пар предметов.

Формировать представления о том, чего у каждого

Понятие

человека по 2, по 1, развивать умение ориентироваться в

Пара.

схеме своего тела.

Закрепить умение считать до двух на основе сравнения

двух совокупностей, содержащих 1 и 2 элемента.

Закрепить умение сравнивать предметы по длине.

ДЕКАБРЬ

Временные

Продолжить учить различать и правильно называть части

суток: утро - вечер, день - ночь, устанавливать

понятия

последовательность событий.

Утро, день, вечер,

Развивать мыслительные операции (группировать

ночь.

предметы по заданному признаку).

Временные

Формировать временные представления - раньше, позже,

понятия

сначала, потом.

Раньше, позже,

Учить устанавливать последовательность событий,

сначала, потом.

используя в речи слова - раньше, позже, сначала, потом.

Познакомить с образованием числа три  на основе

сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3

Счет до 3-х.

элемента.

Учить называть числительные от 1 до 3, считать и

раскладывать предметы слева направо, упражнять в

ориентировке в пространстве.

Формировать на предметной основе представления о

треугольнике, умение распознавать треугольник в

предметах окружающей обстановки. Закрепить

Геометрическая

представление о круге.

фигура

Формировать зрительные и осязательно-двигательные

Треугольник.

способы обследования фигуры. Упражнять в сравнении

плоскостных фигур.

Развивать наблюдательность, умение соотносить

сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.

ЯНВАРЬ

КАНИКУЛЫ

ДИАГНОСТИКА

Пространственные

Формировать пространственные представления, а именно

слева, справа, посередине.

понятия

Учить определять и обозначать словами расположение

Слева, справа,

предметов на плоскости.

посередине.

Продолжать знакомить с методом сравнения предметов по

Понятия

ширине путем приложения.

Учить отражать в речи результаты сравнения словами

Широкий – узкий.

широкий - узкий.

ФЕВРАЛЬ

Понятия

Продолжить знакомство с понятиями – широкий - узкий,

2

3

4

1

2

3

4


Широкий – узкий.

обозначать результаты 2сравнения словами.

Учить составлять упорядоченный ряд предметов по

степени выраженности в них признака ширины, отражая в

речи результат сравнения – шире – уже – самый широкий,

самый узкий

Познакомить с образованием числа 4 на основе сравнения

двух групп предметов, содержащих 3 и 4 элемента.

Счет до 4.

Учить называть числительные от 1 до 4, считать и

раскладывать предметы слева направо, упражнять в

ориентировке в пространстве.

Формировать на предметной основе представления о

квадрате, умение распознавать квадрат в предметах

окружающей обстановки. Закрепить представление о

Геометрическая

круге, треугольнике.

фигура

Формировать зрительные и осязательно-двигательные

Квадрат.

способы обследования фигуры. Упражнять в сравнении

плоскостных фигур.

Развивать наблюдательность, умение соотносить

сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.

Познакомить с геометрическим телом – куб, учить

обследовать осязательно-двигательным способом куб и

шар.

Дать представление об устойчивости и неустойчивости,

Куб. Шар.

наличии или отсутствии углов.

Упражнять в сравнении плоскостных и объемных фигур.

Упражнять в счете до 4-х.

МАРТ

Познакомить на предметной основе с овалом, умение

распознавать овал в предметах окружающей обстановки.

Геометрическая

Закрепить представление о круге.

Формировать зрительные и осязательно-двигательные

фигура

способы обследования фигуры. Упражнять в сравнении

Овал.

плоскостных фигур.

Круг - овал

Развивать наблюдательность, умение соотносить

сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.

Закрепить счет в пределах 4-х.

Пространственные

Формировать пространственные представления, а именно

понятия

лево - право, спереди – сзади - вокруг.

Лево - право,

Учить определять и обозначать словами расположение

спереди – сзади –

предметов на относительно себя.

вокруг.

Закрепить знания о геометрических фигурах.

Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения

двух групп предметов, содержащих 4 и 5 элемента.

Счет до 5

Учить называть числительные от 1 до 5, считать и

раскладывать предметы слева направо, упражнять в

ориентировке в пространстве.

Пространственные

Формировать пространственные отношения внутри –

снаружи.

понятия

Учить определять и обозначать словами расположение

Внутри - снаружи

предметов.

1

2

3

4

5

1

2


Закрепить количественный счет в пределах 5.

АПРЕЛЬ

Порядковый счет

Учить порядковому счету в пределах 5, дать понятия

до 5.

первый – последний.

Понятия

Учить различать количественный и порядковый счет,

первый –

правильно отвечать на вопросы сколько?, Какой по счету?

последний.

Продолжать знакомить с методом сравнения предметов по

Понятия

высоте путем приложения.

Высокий - низкий

Учить обозначать результаты сравнения словами высокий

- низкий

Продолжить знакомство с понятиями – высокий - низкий,

обозначать результаты сравнения словами.

Понятия

Формировать пространственные представления – вверху,

Высокий –

внизу.

низкий,

Учить составлять упорядоченный ряд предметов по

вверху - внизу

степени выраженности в них признака длины, отражая в

речи результат сравнения – выше, ниже, самый высокий –

самый низкий

Формировать пространственные представления: на, над,

под, около, в, слева, справа. Закреплять умение в

Пространственные

ориентировке на плоскости. Учить двигаться в указанном

понятия

направлении в соответствии со словесной инструкцией.

на, над, под, в.

Закрепить в речи употребление предлогов. Развивать

внимание, мышление

Временные

Формировать временные понятия вчера, сегодня, завтра.

Учить устанавливать последовательность событий,

понятия

правильно использовать в речи данные понятия.

вчера, сегодня,

Закрепить количественный и порядковый счет в пределах

завтра

5.

МАЙ

Закрепить пространственные представления – на, над, под,

в, слева, справа, верху, внизу, внутри, снаружи, спереди,

Повторение

сзади, вокруг.

Закрепить временные представления – утро, вечер, день,

пройденного

ночь, вчера, сегодня, завтра.

материала

Упражнять в подборе и группировке предметов по

определенному признаку (цвет, форма).

Закрепить знания о геометрических телах – шар, куб.

Закрепить навыки количественного и порядкового счета в

пределах 5 с выделением итогового числа с

использованием разных анализаторов: зрительного,

слухового, тактильного.

Повторение

Упражнять в сравнении двух групп предметов по

пройденного

количеству – больше, меньше, столько же .

материала

Упражнять в подборе и группировке предметов по

определенному признаку (величине). Закрепить понятия

величин: большой – маленький, длинный – короткий,

широкий – узкий, высокий –низкий, стимулировать их

активное употребление в речи.

3

4


ДИАГНОСТИКА

Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога: «Формирование элементарных математических представлений»

Старшая группа

Неделя

Тема

Цели и содержание работы

СЕНТЯБРЬ

1

ДИАГНОСТИКА

2

Закрепить умение сравнивать предметы по признакам:

Признаки

цвет, форма, размер.

Упражнять в сравнении предметов по указанным

предметов.

признакам.

Закрепить понятия «одинаковый», «разный».

3

Сравнение

Закрепить и обобщить представления детей о свойствах

предметов по 1-2

предметов.

признакам.

Упражнять в сравнении предметов по 1-2 признакам

Составление групп

(цвет-величина, цвет-форма).

предметов с

Учить составлять группы предметов с заданными

заданными

признаками.

признаками

Понятия

Закрепить понятия один, много, мало, несколько.

Упражнять в сравнении групп предметов, используя

один, много, мало,

понятия один, много, мало, несколько.

несколько

Устанавливать отношения между понятиями один -

много, мало - несколько.

Закреплять понятия большой - маленький, больше -

меньше, одинаковые по размеру.

Понятия

Учить сравнивать предметы по размеру, используя

4

большой -

данные понятия.

маленький, больше-

Закрепить понятие шар.

меньше, одинаковые

Дать понятие о плоскостных фигурах и объемных.

по размеру

Учить обследовать его осязательно-двигательным

(сравнение)

способом.

Геометрическое

Закрепить представления о неустойчивости и отсутствии

тело - шар

углов.

Упражнять в нахождении предметов данной формы в

окружающем пространстве.

ОКТЯБРЬ

1

Понятия больше -

Закрепить понятия больше  меньше.

меньше.

Упражнять в сравнении предметов по количеству путем

2

3

4

1

2

3


составления групп.

Понятия

Закрепить понятия  столько же, одинаково, поровну.

Учить сравнивать группы предметов по количеству

столько же,

путем наложения и приложения, находить одинаковые.

одинаково, поровну.

Развивать умение анализировать, сравнивать,

осуществлять последовательные действия.

Уравнивание групп

Учить уравнивать группы предметов: получать

равенство из неравенства (неравенство из равенства),

предметов

добавлять к меньшему количеству один предмет или

(разница = 1)

убирать его из большего количества.

Понятие пара.

Закрепить у детей  понятие  пара, умение находить пары

в окружающих предметах.

Уравнивание групп

Учить уравнивать группы предметов, пользуясь

предметов.

приемами приложения и составления пар.

Равенство и

Учить сравнивать количество предметов, давая

неравенство

определение больше (меньше) на 1.

(+1, -1).

Закрепить навык уравнивания групп предметов.

Закрепить представление детей о круге.

Геометрическая

Учить выделять круг среди других геометрических

фигура круг.

фигур.

Составление круга

Упражнять в нахождении  данной геометрической

из частей.

фигуры в окружающем пространстве и на картинках.

Развивать целостное восприятие предметов.

Закрепить навыки сравнения предметов по высоте,

Понятия

используя в речи слова  высокий  низкий.

высокий - низкий.

Упражнять в группировке предметов по данному

признаку.

Понятия

Познакомить детей с понятиями выше - ниже,

выше - ниже,

одинаковые по высоте, учить правильно употреблять их

одинаковые по

в речи.

высоте

Учить детей составлять упорядоченный ряд предметов

по степени выраженности в них признака высоты.

НОЯБРЬ

Понятия

Учить определять верх и низ в окружающем

пространстве, на плоскости и на листе бумаги.

верх – низ, сверху -

Упражнять в понимании и употреблении в речи  понятий

снизу

верх – низ, сверху - снизу.

Сравнение

Упражнять в сравнении множеств предметов, находить

множеств. Больше –

больше – меньше на 1,2.

меньше на 1,2

Учить уравнивать группы предметов.

Познакомить с числом и цифрой 1.

Соотнесение числа

Учить устанавливать соответствие между количеством

предметов и цифрой.

и количества.

Учить воспринимать число 1 с помощью различных

Цифра 1.

анализаторов.

Развивать мелкую моторику (выкладывание, обводка по

контуру цифры 1).

Понятия

Учить понимать и использовать в практической

деятельности понятия спереди - сзади (перед, за, между).

спереди - сзади

Упражнять в понимании и употреблении в речи  этих

(перед, за, между)

понятий.

Понятия

Закреплять навыки сравнения предметов по длине,

длинный -

используя в речи слова длинный - короткий.

короткий.

Упражнять в группировке предметов по данному

признаку.

Понятия

Познакомить детей с понятиями длиннее - короче,

длиннее - короче,

одинаковые по длине, учить правильно употреблять их в

одинаковые по

речи.

длине.

Учить детей составлять упорядоченный ряд предметов

по степени выраженности в них признака длины.

Познакомить с образованием и составом числа 2, с

цифрой 2.

Дать понятие о независимости количества от цвета,

Число и цифра 2.

формы, размера.

Образование числа

Учить выделять из множества по образцу и слову,

2.

воспринимать с помощью различных анализаторов.

Учить соотносить число и количество, пользоваться

4

порядковыми числительными.

Развивать мелкую моторику (выкладывание, обводка по

контуру цифры 2)

Сравнение

Учить сравнивать количества 1 и 2 зрительно и на слух.

Учить различать цифры 1 и 2, соотносить их с

количеств (1,2).

количеством.

Различение цифр 1,

Упражнять в решении практических задач на

2.

конкретных предметах.

Учить находить правое и левое в окружающем

Понятие

пространстве, использовать эти понятия.

Учить ориентироваться в собственном теле и в

правое, левое

окружающем пространстве относительно себя.

Развивать слуховое внимание.

5

Пространственные

Учить употреблять пространственные понятия верх, низ,

понятия верх, низ,

левое, правое, середина, вверху, внизу, слева, справа,

левое, правое,

влево, вправо.

середина, вверху,

Учить детей ориентироваться на плоскости и листе

внизу, слева, справа,

бумаги.

влево, вправо.

ДЕКАБРЬ

Закреплять представление детей о треугольнике.

Геометрическая

Познакомить с геометрическим телом конус. Закрепить

фигура

понятие о плоскостных и объемных фигурах.

треугольник.

Закреплять умение пересчета в пределах 3.

Геометрическое

Упражнять в нахождении  данной геометрической

тело конус

фигуры в окружающем пространстве и на картинках.

1

Развивать целостное восприятие предметов.

Знакомить детей с образованием числа 3 и цифрой  3.

Число и цифра 3.

Учить выделять 3 предмета из множества по слову.

Закреплять навык пересчета предметов, независимо от

Образование числа

расположения в пространстве.

3.

Формировать умение соотносить количество, число и

цифру.

Закрепление

Познакомить с составом числа 3.

Учить различать количество 1,2,3 с помощью различных

2

образования числа

анализаторов.

3, состав числа 3.

Формировать  понятие числовой ряд.

3

4

1

2

3

4

1


Упражнять в прямом и  учить обратному счету в

пределах 3.

Понятия

Формировать понятия далеко, близко (около, рядом).

далеко, близко

Учить ориентироваться в окружающем мире и мире

(около, рядом)

предметов.

Понятия

Формировать понятия толстый  тонкий, одинаковый

по толщине, толще, тоньше.

толстый – тонкий,

Учить  сравнивать предметы по толщине, раскладывать

одинаковый по

их по толщине.

толщине, толще,

Упражнять в группировке предметов по данному

тоньше.

признаку.

Понятия

Закрепить понятия толстый  тонкий, одинаковый по

толстый – тонкий,

толщине, толще, тоньше.

одинаковый по

Учить детей составлять упорядоченный ряд предметов

толщине, толще,

по степени выраженности в них признака.

тоньше.

ПОВТОРЕНИЕ

ЯНВАРЬ

КАНИКУЛЫ

ДИАГНОСТИКА

Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 3.

Счет в прямом (до

Учить сравнивать число и количество, соотносить

  1. и обратном (от 3)   количество с цифрой.

порядке

Сравнивать числа и количество, давая определение

больше - меньше на 1

Формировать понятия внутри  снаружи на наглядном

Понятия внутри -

материале.

снаружи.

Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Учить использовать сформированные понятия в речи.

Закреплять представление детей о квадрате, кубе.

Геометрическая

Закрепить понятие о плоских и объемных формах.

Учить выделять квадрат среди других геометрических

фигура квадрат,

фигур.

Геометрическое

Упражнять в нахождении  данной геометрической

тело куб.

фигуры в окружающем пространстве и на картинках.

Развивать целостное восприятие предметов.

Знакомить детей с образованием числа 4 и цифрой  4.

Учить выделять 4 предмета из множества по слову.

Образование числа

Закреплять навык пересчета предметов, независимо от

4; знакомство с

расположения в пространстве.

цифрой 4

Формировать умение соотносить количество, число и

цифру.

Закрепить понятие числовой ряд.

ФЕВРАЛЬ

Закреплять навыки пересчета предметов независимо от

перемещения и их расположения в пространстве,

Состав числа 4

называние итога счета.

Учить согласовывать числительные с

существительными.

Учить составлять число 4 разными способами.

2

3

4

1


Закрепить числовой ряд в пределах 4.

Понятия больше -

Закреплять понятия больше - меньше.

Упражнять в сравнении количества с числом и цифрой.

меньше Сравнение

Закреплять последовательность чисел/цифр в

количеств. Цифры

числовом/цифровом ряду.

1-4.

Образование и

Повторить образование и состав числа 4.

Закрепить понятие числового ряда, счет прямой и

состав числа 4

обратный.

(повторение)

Упражнять в решении практических задач в пределах 4.

Познакомить с геометрической фигурой прямоугольник.

Геометрическая

Упражнять в различении геометрических фигур по

форме, цвету и величине.

фигура

Учить сравнивать геометрические фигуры, узнавать

прямоугольник.

изменения.

Геометрические

Учить узнавать формы в предметах окружающей

фигуры –

обстановки и на картинках.

прямоугольник -

Развивать конструктивные способности, ориентировку

квадрат.

на листе бумаги.

Упражнять в составлении из частей целого.

Познакомить детей с тетрадью в клетку, учить видеть

Знакомство с

клетку.

Закрепить умение ориентироваться в пространстве листа

тетрадью в клетку.

тетради (верх, низ, слева, справа, середина).

Учить обводить заданное количество клеток.

Понятия

Формировать понятия вчера, сегодня, завтра.

вчера, сегодня,

Закреплять понятия раньше, позже.

завтра, раньше,

Учить устанавливать последовательность событий.

позже

Знакомить детей с образованием числа 5 и с цифрой 5.

Закреплять навык пересчета предметов, независимо от

Образование числа

расположения в пространстве.

Формировать умение соотносить количество, число и

5. Цифра 5.

цифру.

Учить выделять 5 предметов из множества по слову.

Закрепить понятие числовой ряд в пределах 5.

Закреплять навыки пересчета предметов независимо от

перемещения и их расположения в пространстве,

направления счета в пределах 5.

Учить выполнять счет движений и счет предметов на

Число и цифра 5

ощупь.

Учить определять место числа в числовом ряду.

Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах

5, от заданного числа, порядковый счет. Учить отвечать

на вопросы: Который по счету? На каком месте?

МАРТ

Части суток.

Закрепить умение определять и называть части суток, их

Их

последовательность, соотносить с действиями в разное

последовательность.

время суток.

Закрепление

Закрепить представление детей о геометрических телах.

геометрических тел

Учить находить предметы из окружения, похожие на

шар, куб, конус.

данные геометрические тела.

Учить сравнивать геометрические тела с

геометрическими фигурами.

Число и цифра 0.

Познакомить с числом и цифрой 0.

Упражнять в отсчете заданного количества в пределах 5.

2

Познакомить с составом числа 5.

Упражнять в счете в пределах пяти с открытым

Состав числа 5.

результатом.

Упражнять в сравнении количества предметов.

Знакомить детей с образованием числа 6, числовым

рядом до 6.

Учить выделять 6 предметов из множества по слову.

Учить пересчитывать предметы в разном расположении

Число 6.

в пространстве, с использованием разных анализаторов.

Формировать умение соотносить число, количество.

Упражнять в счете предметов в пределах 6, с

3

присчитывание и отсчитыванием по 1.

Учить воспроизводить числовой ряд от заданного до

заданного числа.

Закреплять навыки пересчета предметов независимо от

перемещения и их расположения в пространстве,

Число 7

направления счета.

Учить определять место числа в числовом ряду.

Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах

7, от заданного числа, порядковый счет

Знакомить детей с образованием числа 8.

Учить выделять 8 предметов из множества по слову.

Число 8.

Учить пересчитывать предметы в разном расположении

в пространстве с помощью слухового и двигательного

Образование числа.

анализаторов.

Закрепить понятие числовой ряд, уметь воспроизводить

числовой ряд от заданного и до заданного числа.

4

Закреплять числовой ряд, умение находить место числа в

ряду

Учить называть соседей числа.

Числовой ряд.

Закрепить навыки пересчета предметов независимо от

перемещения и их расположения в пространстве в

Соседи числа.

пределах 8, направления счета.

Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах

8, от заданного числа, порядковый счет.

АПРЕЛЬ

Знакомить детей с образованием числа 9.

Учить выделять 9 предметов из множества по слову.

Число 9.

Учить пересчитывать предметы в разном расположении

в пространстве с помощью слухового и двигательного

Образование числа.

анализаторов.

1

Закрепить понятие числовой ряд, уметь воспроизводить

числовой ряд от заданного и до заданного числа.

Закреплять числовой ряд, умение находить место числа в

Числовой ряд.

ряду

Соседи числа.

Закреплять умение называть соседей числа.

Закрепить навыки пересчета предметов независимо от

перемещения и их расположения в пространстве в

пределах 9, направления счета.

Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах

9, от заданного числа, порядковый счет.

Знакомить детей с образованием числа 10.

Учить выделять 10 предметов из множества по слову.

Учить пересчитывать предметы в разном расположении

Число 10.

в пространстве с помощью слухового и двигательного

Образование числа.

анализаторов.

Закрепить понятие числовой ряд, уметь воспроизводить

числовой ряд от заданного и до заданного числа.

Упражнять в количественном и порядковом счете.

2

Закреплять числовой ряд, умение находить место числа в

ряду.

Упражнять в выкладывании числового ряда до 10, в

счете обратном порядке с любого заданного числа.

Числовой ряд.

Учить называть соседей числа.

Соседи числа.

Закрепить навыки пересчета предметов независимо от

перемещения и их расположения в пространстве в

пределах 10, направления счета.

Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах

8, от заданного числа, порядковый счет.

Выделение

Упражнять в отсчитывании заданного количества

количеств, больше

предметов.

названного числа

Закреплять умение в выделении количеств, больше

3

на 1

названного числа на 1.

Выделение

Упражнять в отсчитывании заданного количества

количеств, меньше

предметов.

названного числа

Закреплять умение в выделении количеств, меньше

на 1

названного числа на 1.

Выделение

Упражнять в отсчитывании заданного количества

количеств, больше

предметов.

или меньше

Закреплять умение отсчитывать количество предметов, в

названного числа на

выделении количеств ,больше или меньше названного

4

1

числа на 1.

Состав числа 2 и 3

Закрепить состав чисел 2 и 3.

(повторение).

Упражнять в решении практических задач в пределах 3.

Решение

Упражнять в прямом, обратном, порядковом счете в

практических задач

пределах 10, в соотнесении числа и цифры в пределах 5.

в пределах 3.

Закрепить ряд цифр в пределах 5.

Состав числа 4

Закрепить состав числа 4.

(повторение).

Упражнять в решении практических задач в пределах 4.

Решение

Упражнять в прямом, обратном, порядковом счете в

практических задач

пределах 10, в соотнесении числа и цифры в пределах 5.

5

в пределах 4.

Закрепить ряд цифр в пределах 5.

Состав числа 5

Закрепить состав числа 5.

(повторение).

Упражнять в решении практических задач в пределах 5.

Решение

Упражнять в прямом, обратном, порядковом счете в

практических задач

пределах 10, в соотнесении числа и цифры в пределах 5.

в пределах 5.

Закрепить ряд цифр в пределах 5.

МАЙ

1

Дни недели.

Формировать  понятия неделя, дни недели, их

последовательность.

Учить устанавливать последовательность дней недели.

Ориентировка в

пространстве и на

Закрепить умение ориентировать в окружающем

листе бумаги

пространстве и на листе бумаги.

(закрепление)

Закрепить состав чисел в пределах пяти.

Состав чисел в

Упражнять  в составлении числа из отдельных единиц,

пределах 5

из двух меньших чисел.

2

(повторение)

Закрепить счет в пределах 10, соотнесение числа и

цифры в пределах пяти.

Занятие –

путешествие в

Повторение пройденного материала

страну математики

3

ДИАГНОСТИКА

Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога: «Формирование элементарных математических представлений»

Подготовительная группа

Неделя

Тема

Цели и содержание работы

СЕНТЯБРЬ

1

ДИАГНОСТИКА

2

Геометрические

Повторить геометрические фигуры, которые известны

фигуры

детям: круг, треугольник, квадрат.

(повторение).

Учить детей сравнивать предметы по цвету, находить

Сравнение

одинаковые и разные по цвету предметы на основе

предметов по

практических действий, составлять группы предметов,

цвету.

одинаковых по цвету.

Учить понимать значение слов: каждый, все, остальные,

Понимание

кроме. Вводить эти слова в активный словарь ребенка.

значений слов:

Упражнять детей в сравнении предметов по цвету,

каждый, все,

находить одинаковые и разные по цвету предметы на

3

остальные, кроме.

основе практических действий, составлять группы

предметов, одинаковых по цвету.

Закрепить знание о геометрической фигуре

прямоугольник.

Учить выделять прямоугольник среди других

геометрических фигур.

Упражнять в нахождении  данной геометрической фигуры

Прямоугольник.

в окружающем пространстве и на картинках.

Развивать целостное восприятие предметов.

Упражнять в сравнении предметов по цвету, находить

одинаковые и разные по цвету предметы на основе

практических действий, составлять группы предметов,

одинаковых по цвету.

4

Сравнение

Закрепить умение различать и правильно называть

предметов по

геометрические фигуры.

форме.

Изучать одно из свойств предметов – форму.

Учить сравнивать предметы по форме.

Упражнять в сравнении предметов по форме, находить

одинаковые и разные по форме предметы на основе

практических действий, составлять группы предметов,

одинаковых по форме и различных по другим признакам.

Познакомить с геометрической фигурой овал.

Учить выделять овал среди других геометрических фигур.

Упражнять в нахождении  данной геометрической фигуры

в окружающем пространстве и на картинках.

Овал

Развивать целостное восприятие предметов.

Упражнять в сравнении предметов по форме, находить

одинаковые и разные по форме предметы на основе

практических действий, составлять группы предметов,

одинаковых по форме.

Сравнение

Закрепить умение различать и правильно называть

геометрические фигуры.

предметов по

Изучать одно из свойств предметов – размер.

размеру.

Учить сравнивать предметы по размеру.

ОКТЯБРЬ

Закрепить умение различать и правильно называть

геометрические фигуры.

Сравнение

Упражнять в сравнении предметов по размеру, находить

предметов по

одинаковые и разные по размеру предметы на основе

размеру.

практических действий, составлять группы предметов,

одинаковых по размеру и различных по другим

признакам.

Закрепить понятие большой  маленький.

Упражнять в сравнении нескольких предметов по

Понятия

величине способами приложения, наложения, определять

эти признаки предметов словами большие  маленькие,

1

большой -

одинаковые по величине, больше, меньше, самый большой,

маленький

самый маленький.

Формировать умение группировать предметы по

указанным признакам.

Закрепить умение сравнивать несколько предметов по

величине способами приложения, наложения, определять

Понятия

эти признаки предметов словами большие  маленькие,

большой -

одинаковые по величине, больше, меньше, самый большой,

маленький

самый маленький.

Формировать умение группировать предметы по

указанным признакам.

Уточнить и закрепить количественные отношения один –

много, столько же на основе визуального сравнения и

Понятия

пересчета.

один, много,

Закрепить умение соотносить число 1 с количеством и

2

столько же

цифрой.

Работать над согласованием числительного один и

наречия много с существительным в роде и падеже.

Понятия

Уточнить и закрепить понятия слева  справа 

слева, справа,

посередине в действиях с конкретными предметами и на

посередине.

плоскости.

Закрепить ориентировку в пространстве и на листе

бумаги.

Формировать умение анализировать и сравнивать

Сравнение

совокупности предметов методом взаимно однозначного

соотнесения (наложение, приложение).

совокупностей

Раскрыть понятия равенства и неравенства совокупностей

предметов

предметов, используя понятия много, столько же, мало,

несколько, одинаково, поровну, больше, меньше.

Упражнять в сравнении совокупностей предметов

методом взаимно однозначного соотнесения (наложение,

Сравнение

приложение).

совокупностей

Учить использовать в речи слова много, столько же,

предметов

мало, несколько, одинаково, поровну, больше, меньше.

Учить отвечать на вопрос сколько? (больше, меньше,

столько же)

Закрепить понятия равенства и неравенства предметов.

3

Сравнение

Упражнять в сравнении совокупностей предметов путем

увеличения или уменьшения количества предметов.

совокупностей

Учить сопровождать практические действия словами

предметов.

прибавил, убавил, стало больше, стало меньше, стало

Знаки =, =/=.

поровну.

Познакомить детей со знаками =, =/=.

Сравнение

совокупностей

Закрепить понятия равенства и неравенства предметов.

предметов.

Упражнять в правильном использовании знаков =, =/=.

Знаки =, =/=.

Уточнить и закрепить знания детей в образовании числа 2

Число и цифра 2.

на основе сравнения двух совокупностей, умение

называть, обозначать цифры, соотносить число с

количеством и цифрой.

Закрепить понятие пара.

Число и цифра 2.

Учить распределять количество предметов парами.

Пара.

Упражнять в согласовании числительного с

4

существительным в роде и падеже.

Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по

высоте способами приложения, наложения.

Понятия

Определять указанные признаки предметов словами:

высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые по высоте,

высокий - низкий

самый высокий, самый низкий.

Формировать умение группировать предметы по

указанным признакам.

НОЯБРЬ

Продолжать упражнять детей в сравнении нескольких

предметов по высоте способами приложения,

наложения.

Понятия

Определять указанные признаки предметов словами:

1

высокий - низкий

высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые по высоте,

самый высокий, самый низкий.

Формировать умение группировать предметы по

указанным признакам.

Число и цифра 3.

Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа

3 на основе двух совокупностей.

Упражнять в назывании и обозначении числа цифрой,

соотнесении числа с количеством и цифрой.

Упражнять в счете до 3 в прямом и обратном порядке, в

Число и цифра 3.

счете на слух, на ощупь, счете движений.

Упражнять в согласовании числительного 3 с

существительным в роде и падеже.

Понятия

Уточнить и закрепить пространственные представления в

впереди – сзади, на

действиях с конкретными предметами и на плоскости.

– над – под.

Понятия

Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по

длинный -

длине способами приложения, наложения.

короткий.

Определять указанные признаки словами: длинный -

Длиннее, короче.

короткий, длиннее - короче, самый длинный, самый

Самый длинный,

2

короткий, одинаковые по длине.

самый короткий.

Понятия

Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по

длине способами приложения, наложения.

длинный -

Определять указанные признаки словами: длинный -

короткий.

короткий, длиннее - короче, самый длинный, самый

Длиннее, короче.

короткий, одинаковые по длине.

Самый длинный,

Формировать умение группировать предметы по

самый короткий.

указанному признаку.

Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа

Число и цифра 4.

4 на основе двух совокупностей.

Упражнять в назывании и обозначении числа цифрой,

соотнесении числа с количеством и цифрой.

Устанавливать последовательность чисел в пределах 4 в

прямом и обратном порядке.

Число и цифра 4.

Упражнять в счете до 4 в прямом и обратном порядке, в

счете на слух, на ощупь, счете движений.

3

Упражнять в согласовании числительного 4 с

существительным в роде и падеже.

Уточнить представление о сутках и составных частях

суток, их  последовательность. Систематизировать

Части суток

конкретные представления о том, что происходит в

разное время суток.

Учить соотносить части суток с определенным цветом

(ночь - черный, день – белый).

Упражнять детей в сравнении нескольких  предметов по

Понятия

ширине.

Учить определять ширину предметов словами: узкий -

узкий - широкий.

широкий, уже – шире, самый широкий, самый узкий,

одинаковые по ширине.

Упражнять детей в сравнении нескольких  предметов по

4

ширине.

Закрепить умение определять ширину предметов

Понятия

словами: узкий - широкий, уже  шире, самый широкий,

узкий - широкий.

самый узкий.

Формировать умение группировать предметы по

указанному признаку.

Понятие о

Закрепить представление о настоящем, будущем,

времени:

прошедшем времени (сегодня, завтра, вчера).

настоящее,

Учить использовать в речи соответствующие слова,

прошлое, будущее

обозначающие временные понятия.

(сегодня, завтра,

вчера).

Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа

5 на основе двух совокупностей.

Число и цифра 5.

Упражнять в назывании и обозначении числа цифрой,

соотнесении числа с количеством и цифрой.

Устанавливать последовательность чисел в пределах 5 в

прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

Познакомить с новым видом многоугольников –

5

пятиугольником.

Пятиугольник.

Упражнять в счете до 5 в прямом и обратном порядке, в

Число и цифра 5.

счете на слух, на ощупь, счете движений.

Упражнять в согласовании числительного 5 с

существительным в роде и падеже.

Формировать представление детей о сложении, как

Сложение. Знак +

объединении совокупностей предметов. Познакомить со

знаком +.

ДЕКАБРЬ

Сложение. Знак +

Формировать представление детей о сложении, как

объединении совокупностей предметов. Познакомить со

знаком +.

1

Сложение. Знак +

Закрепить представления детей о сложении, как

(закрепление)

объединении совокупности предметов.

Сложение. Знак +

Учить записи сложения с помощью знака +.

(закрепление)

Упражнять детей в сравнении предметов по толщине.

Понятия

Учить определять толщину предметов словами: толстый

толстый - тонкий.

- тонкий, одинаковые по толщине, толще - тоньше,

самый толстый, самый тонкий.

Упражнять детей в сравнении предметов по толщине.

Учить определять толщину предметов словами: толстый

Понятия

- тонкий, одинаковые по толщине, толще - тоньше,

толстый - тонкий

самый толстый, самый тонкий.

2

Формировать умение группировать предметы по

указанному признаку.

Порядковые

Раскрыть значение порядковых числительных и закрепить

числительные.

навыки порядкового счета в пределах пяти. Показать, что

Понятия

для определения порядкового места предмета имеет

между, перед, за.

значение направление счета.

Учить располагать предметы в указанном порядке и

определять пространственные отношения: между, перед,

за.

Свойства

Закрепить и обобщить представления о свойствах

предметов

предметов: цвете, форме, размере.

(обобщение)

Закрепить умение детей сравнивать предметы по цвету,

3

форме, размеру.

Учить находить признаки сходства и различия и выражать

их в речи.

Свойства

Закрепить умение детей сравнивать предметы по цвету,

предметов

форме, размеру.

(обобщение)

Учить классифицировать предметы по заданным

признакам.

Учить находить признаки сходства и различия и выражать

их в речи.

Вычитание. Знак -

Формировать представление о вычитании как об

удалении из совокупности предметов ее части.

Познакомить со знаком - .

Вычитание. Знак -

Закрепить представления детей о вычитании.

Учить записи сложения с помощью знака -.

Сложение и

Закрепить практические навыки сложения и вычитания.

4

вычитание.

Учить анализировать, что было в начале, что получилось

Сложение и

в результате действий.

Учить определять какое действие должно быть выполнено

вычитание.

и обосновывать выбор знака.

ЯНВАРЬ

1

КАНИКУЛЫ

2

ДИАГНОСТИКА

Формировать представление о сравнении совокупностей

Знаки >, <

предметов с помощью знаков >, <.

Упражнять в сравнении совокупностей предметов и

обосновывать выбор знака.

Закрепить практические навыки сравнения совокупностей

Знаки >, <

предметов с помощью знаков >, < и сопровождать

действия словами: больше, меньше.

3

).

Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа

6 на основе двух совокупностей.

Познакомить с цифрой 6, с соотнесением числа с

Число и цифра 6.

количеством и цифрой.

Учить написанию цифры 6.

Устанавливать последовательность чисел в пределах 6 в

прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

Познакомить с новым видом многоугольников –

шестиугольником.

Упражнять в счете до 6 в прямом и обратном порядке, в

Число и цифра 6.

счете на слух, на ощупь, счете движений.

Упражнять в составлении и записи операций сложения и

Шестиугольник.

вычитания в пределах 6 и  прочтении полученного

выражения.

Учить согласовывать числительное 6 с

существительными в роде и падеже.

4

Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа

7 на основе двух совокупностей.

Познакомить с цифрой 7, с соотнесением числа с

Число и цифра 7.

количеством и цифрой.

Учить написанию цифры 7.

Устанавливать последовательность чисел в пределах 7 в

прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

Закрепить понятия о последовательности дней в неделе,

Дни недели

месяцев в году, показать, что эта последовательность

Месяцы

всегда одна и та же.

Закрепить знания о последующих и предыдущих днях

недели и месяцах в году.

Учить активно использовать их названия в речи.

ФЕВРАЛЬ

Упражнять в счете до 7 в прямом и обратном порядке, в

счете на слух, на ощупь, счете движений.

Упражнять в составлении и записи операций сложения и

Число и цифра 7.

вычитания в пределах 7 и  прочтении полученного

Многоугольники.

выражения.

Закрепить знания о многоугольниках.

Учить согласовывать числительное 7 с

существительными в роде и падеже.

Познакомить с геометрическим телом цилиндр. Закрепить

Геометрическое

понятие о плоскостных и объемных фигурах.

1

Закреплять умение пересчета в пределах 7.

тело

Упражнять в нахождении  данного геометрического тела

цилиндр

в окружающем пространстве и на картинках.

Развивать целостное восприятие предметов.

Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа

8 на основе двух совокупностей.

Познакомить с цифрой 8, с соотнесением числа с

Число и цифра 8.

количеством и цифрой.

Учить написанию цифры 8.

Устанавливать последовательность чисел в пределах 8 в

прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

Упражнять в счете до 8 в прямом и обратном порядке, в

счете на слух, на ощупь, счете движений.

Упражнять в составлении и записи операций сложения и

Число и цифра 8.

вычитания в пределах 8 и  прочтении полученного

выражения.

Учить согласовывать числительное 8 с

существительными в роде и падеже.

Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа

9 на основе двух совокупностей.

Число и цифра 9.

Познакомить с цифрой 9, с соотнесением числа с

2

количеством и цифрой.

Учить написанию цифры 9.

Устанавливать последовательность чисел в пределах 9 в

прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

Упражнять в счете до 9 в прямом и обратном порядке, в

счете на слух, на ощупь, счете движений.

Число и цифра 9.

Упражнять в составлении и записи операций сложения и

вычитания в пределах 9 и  прочтении полученного

выражения.

Учить согласовывать числительное 9 с

существительными в роде и падеже.

Уточнить знания о числе и цифре 0.

Упражнять в отсчете заданного количества в пределах 9.

Учить выполнять счетные операции на сложение и

3

Число и цифра 0

вычитание в пределах 9, упражнять в чтении данных

записей.

Показать, что при выполнении действий сложения и

вычитания с числом 0 результат не изменяется.

Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа

10 на основе двух совокупностей.

Число и цифра 10.

Познакомить с цифрой 10, с соотнесением числа с

количеством и цифрой.

Учить написанию цифры 10.

Устанавливать последовательность чисел в пределах 10 в

прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.

Упражнять в счете до 10 в прямом и обратном порядке, в

счете на слух, на ощупь, счете движений.

Число и цифра 10.

Упражнять в составлении и записи операций сложения и

вычитания в пределах 10 и  прочтении полученного

Цифровой ряд.

выражения.

Учить узнавать заданную цифру из ряда других.

Учить согласовывать числительное 10 с

существительными в роде и падеже.

Измерение длины.

Формировать представления об измерении длины с

помощью мерки, линейки.

Измерение длины.

Познакомить с такими единицами измерения длины, как

Числовой отрезок.

шаг, пядь, локоть, сажень.

Упражнять в практическом измерении длины с помощью

мерки, линейки.

4

Познакомить с сантиметром и метром как

Измерение длины.

общепринятыми единицами измерения длины,

Числовой отрезок.

формировать умение использовать линейку для

измерения длин отрезков.

Познакомить с числовым отрезком, показать приемы

присчитывания и отсчитывания одной или нескольких

единиц на числовом отрезке.

МАРТ

Познакомить с геометрическим телом пирамида.

Закрепить понятие о плоскостных и объемных фигурах.

Закреплять умение пересчета в пределах 10.

Геометрическое

Упражнять в нахождении  данного геометрического тела

тело

в окружающем пространстве и на картинках.

пирамида

Формировать умение сравнивать геометрические тела:

шар-куб, конус-пирамида-цилиндр. Учить находить

1

признаки сходства и различия геометрических тел.

Развивать целостное восприятие предметов.

Числа от 1 до 10

Упражнять в назывании и обозначении чисел от 1 до10.

Учить устанавливать последовательность чисел в прямом

и обратном порядке в пределах 10, начиная с любого

числа.

Числа от 1 до 10

Учить понимать выражения: до, после, за, между, перед.

Формировать умение соотносить цифру, число и

количество в пределах 10.

Числа от 1 до 10,

Продолжать учить соотносить цифру, число и количество

в пределах 10, сравнивать смежные числа, увеличивая или

операция

уменьшая на 1,2 единицы.

сравнения

2

Закрепить знаки  =, =/=.

Закрепить состав чисел 2 и 3, учить раскладывать числа

Состав чисел 2,3

2,3 на 2 меньших числа, а из двух меньших чисел

составлять одно на конкретных предметах и на числовых

карточках.

Упражнять в согласовании числительных 2,3 с

существительными в роде и падеже.

Познакомить с переместительным свойством сложения и

Переместительное

показать его практическое применение на наглядном

свойство сложения

материале и с помощью цифр.

Упражнять в составлении арифметического выражения.

Состав числа 4

Закрепить состав числа 4, учить раскладывать число 4 на

2 меньших числа, а из двух меньших чисел составлять

одно целое число на конкретных предметах и на

числовых карточках.

3

Состав числа 4

Упражнять в составлении арифметического выражения.

Упражнять в согласовании числительного 4 с

существительными в роде и падеже

Закрепить состав числа 5, учить раскладывать число 5 на

Состав числа 5

2 меньших числа, а из двух меньших чисел составлять

одно целое число на конкретных предметах и на числовых

карточках.

Упражнять в составлении арифметического выражения.

Состав числа 5

Продолжать формировать понятие о переместительном

свойстве сложения.

Упражнять в согласовании числительного 5  с

существительными в роде и падеже.

Закрепить состав числа 6, учить раскладывать число 6 на

4

Состав числа 6

2 меньших числа, а из двух меньших чисел составлять

одно целое число на конкретных предметах и на числовых

карточках.

Упражнять в составлении арифметического выражения.

Продолжать формировать понятие о переместительном

Состав числа 6

свойстве сложения.

Учить считать по 2.

Упражнять в согласовании числительного 6 с

существительными в роде и падеже

АПРЕЛЬ

Закрепить состав числа 7, учить раскладывать число 7 на

Состав числа 7

2 меньших числа, а из двух меньших чисел составлять

одно целое число на конкретных предметах и на числовых

карточках.

Упражнять в составлении арифметического выражения.

Состав числа 7

Продолжать формировать понятие о переместительном

1

свойстве сложения.

Упражнять в согласовании числительного 7  с

существительными в роде и падеже

Дать представления детям об арифметической задаче.

Арифметическая

Учить правильно отвечать на вопросы задачи по образцу,

задача

уметь выделять условие задачи и вопрос.

на сложение

Учить составлять задачи на сложение в предметно -

практической деятельности.

Закрепить состав числа 8, учить раскладывать число 8 на

2

Состав числа 8

2 меньших числа, а из двух меньших чисел составлять

одно целое число на конкретных предметах и на числовых

карточках.

Упражнять в составлении арифметического выражения,

Состав числа 8

решении арифметических задач на сложение.

Упражнять в согласовании числительного 8  с

существительными в роде и падеже.

Закрепить состав числа 9, учить раскладывать число 9 на

Состав числа 9

2 меньших числа, а из двух меньших чисел составлять

одно целое число на конкретных предметах и на числовых

карточках.

Упражнять в согласовании числительного 9 с

Состав числа 9

существительными в роде и падеже

Упражнять в составлении арифметического выражения,

решении арифметических задач.

3

Закрепить состав числа 10, учить раскладывать число 10

Состав числа 10

на 2 меньших числа, а из двух меньших чисел составлять

одно целое число на конкретных предметах и на числовых

карточках.

Состав числа 10

Упражнять в составлении арифметического выражения,

решении арифметических задач на сложение.

Арифметическая

Дать  представление об арифметической задаче на

задача

вычитание.

на вычитание

Учить правильно отвечать на вопросы задачи по образцу,

Арифметическая

уметь выделять условие задачи и вопрос.

задача на

Учить составлять задачи на вычитание в предметно -

4

вычитание

практической деятельности.

Закрепить пространственные представления – право-лево,

верх-низ, посередине, между.

Ориентировка в

Упражнять в использовании в речи слов, обозначающих

пространстве и на

местоположение предметов, направление движений.

листе бумаги.

Упражнять в написании графических диктантов по

образцу и по словесной инструкции.

Закрепить названия геометрических фигур, цифр.

Арифметические

Учить сравнивать задачи на нахождение суммы и остатка

задачи на

и называть арифметические действия, используя

сложение и

конкретные предметы, зрительные опоры, схемы.

вычитание

Учить решать задачи на увеличение числа на несколько

Арифметические

единиц, используя при этом конкретные предметы,

задачи на

5

иллюстративный материал, схемы.

сложение и

Упражнять в составлении задач всех видов по картинкам.

вычитание

Учить выделять числовые данные и реальные действия,

Арифметические

которые привели к изменению количества предметов.

задачи на

Учить делать рисунок задачи, отражая в нем ее условия.

сложение и

Упражнять в составлении записи решения задачи.

вычитание

МАЙ

Повторение

Обобщить знания о геометрических фигурах,

геометрических телах. Упражнять в сравнении

1

плоскостных и объемных фигур.

Повторение

Закрепить представления о свойствах предметов (цвет,

форма, размер), упражнять в классификации

Повторение

геометрических тел и фигур по заданному признаку.

Закрепить навыки пространственной ориентировки на

плоскости, в пространстве, относительно себя.

Развивать графические навыки.

Повторение

Закрепить числа и цифры 0-10, количественный и

порядковый счет в пределах 10 - прямой и обратный;

умение соотносить число, количество и цифру.

2

Повторение

Закрепить умение сравнивать 2 числа с использованием

знаков <., >, =.

Закрепить состав чисел от 2 до 10.

Повторение

Упражнять в составлении и решении арифметических

задач и примеров на сложение и вычитание.

3

ДИАГНОСТИКА

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...