Формирование математических предсталений дошколльников
статья по математике (старшая группа)

Сивохина Татьяна Николаевна

Формирование математических представлений дошкольников

Особенности развития математических представлений у дошкольников

 

   Математические способности относятся к разновидностям интеллектуальной деятельности. Их формирование и развитие происходит в процессе обучения. Чтобы развить математические способности у детей, педагоги проводят организацию учебных занятий особым образом: используют специальные упражнения, которые ориентированы на развитие мыслительных процессов и подготовку к последующему совершенствованию умственных навыков деятельности.

   Для развития математических способностей не требуется обладать отличной памятью. Математические способности ни в коей мере не связаны с темпом работы ребенка. Он может быть медлительным, не отличаться быстрым восприятием, но при этом, обладать навыками тщательного продумывания своей деятельности, мыслить творчески, что в итоге благотворно сказывается на формировании математических навыков.

   Развитие математических способностей зависит от возраста ребенка.  Поскольку разный

возраст определяет наличие определенных интеллектуальных навыков ребенка и обуславливает особенности его усвоения математических навыков.

 

      Математические навыки состоят из следующих элементов:

1. Способность к разделению математического материала, разделению математических

форм и содержания, навыки практического применения формальных структур,

отношений и взаимосвязей.

2. Навыки универсализации математического материала, выделение приоритетного и

нахождение внутренних сходных качеств, в казалось бы различных объектах.

3. Навыки практического применения чисел и знаков.

4. Навыки пошагового логического рассуждения, обоснования, разумных выводов.

5. Наличие гибкого мышления, умения быстро переключаться между мыслительными процедурами.

6. Развитая математическая память.

7. Навыки пространственного восприятия и практического воплощения пространственных

представлений.

 

  Освоение навыков счета начинается детьми в четырехлетнем возрасте.  Дети этого возраста

могут произвести простые подсчеты, имеют представления об элементарных временных и

пространственных связях, могут видоизменять объекты разных структур и модификаций.

Фактически, ребенок принимает участие в простейшей математической деятельности, делая

это на бессознательном уровне.

   Объем математических представлений и навыков постепенно растет. Их освоение происходит

постепенно, с течением времени и развития познавательных процессов. Познавательная

активность и логические процессы развиваются за счет организации педагогом развивающих

игр различной направленности.

   В задачу педагога входит создание определенной среды для усвоения навыков сравнения,

подсчета, объединения и разъединения различного количества объектов, предметов, явлений.

При этом, игровая деятельность, ее сюжетная линия выбирается ребенком самостоятельно.

Педагог только направляет деятельность детей и помогает достичь нужного результата –

развитие конкретного элемента математических способностей.

 

Основные приемы развития элементарных математических способностей

 

   Педагоги применяют различные методики обучения дошкольников для развития у них

простейших математических способностей. Их можно подразделить на три основные группы:

1. Наглядные приемы – основаны на применении различных моделей, образцов,

иллюстраций, мультимедийных слайдов и презентаций, видео роликов. Наглядные

пособия и их сложность зависит от возрастных особенностей развития детей. На разных

этапах дошкольного обучения происходит изменение в выборе наглядных средств

обучения и техниках их применения.

2. Словесные приемы – основаны на использовании педагогом бесед, рассказов,

рассуждений, пояснений и объяснений, инструкций. Применение этих приемов, их темп,

порядок и емкость зависит также от возрастной специфики развития детей.

3. Практические приемы – основаны на использовании различных упражнений, заданий,

включение в процесс обучения различных игр, экспериментальной деятельности и

моделирования.

 

          Использование дидактической игры в качестве метода развития математических способностей

 

   Для развития основных математических способностей ребенка дошкольного возраста

применяются различные дидактические игры – настольные, сюжетные, словесные, инсценированные.

   Использование игровой деятельности для развития определенных способностей имеет важное

обучающее значение. В дошкольном возрасте, ребенок с трудом усваивает информацию,

которая доносится до него в форме построения учебного занятия. Игра же, завлекает ребенка,

стимулирует его интерес и желание познавать. Поэтому дидактические игры характеризуются

пользой и глубоким содержанием. В ходе игры, у ребенка формируются новые навыки,

закрепляются старые и усваиваются новые теоретические знания.

   Дидактические игры направлены на умственное развитие ребенка, поскольку в ходе их

применения ребенок обучаются счету, развиваются его речевые навыки. Все это, положительно сказывается на развитии математических способностей.

  Дидактические игры организуются по определенным правилам и включают в себя различные

действия, носящие логический характер. Дети обучаются новым способам действий, формируются и совершенствуются их пространственные представления.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры дидактических игр и упражнений

 

Дидактическая игра «Сыщики»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.).
Игровая задача: найти игрушки и вернуть их на своё место.
Игровое правило: действовать в соответствии с заданной инструкции.
Игровое действие: взаимодействовать с игрушками.
Содержание. Воспитатель сообщает ребенку, что ночью в группе произошел переполох и все игрушки спрятались. Воспитатель предлагает ребенку поиграть в сыщика, найти игрушки по названым ориентирам, в соответствии с которыми ребенок движется к цели (т.е. к месту, где спрятана игрушка) и вернуть их на свои место. Ребенку предлагается, например, дойти до шкафа, повернуть направо, найти дорожку, дойти до поворота, повернуться налево и там искать спрятанную игрушку.

 

Дидактическая игра «Путешествие по морю» 
Цель: развитие пространственных представлений детей, через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: управлять кораблем всем вместе.
Игровое правило: совершить путешествие по морю.
Игровое действие: перемещать штурвал «корабля».
Содержание. Воспитатель предлагает детям совершить путешествие по морю и сообщает, что корабль придется управлять всем вместе в ручную. Воспитатель задает инструкцию: «Разместите штурвал в середину листа. Впереди огромные скалы, их надо оплыть, переведите штурвал в верхний правый угол. Навстречу нам движется другой корабль, переведем штурвал в нижний левый угол. К нам приближается огромная волна, переводим штурвал в нижний правый угол. Пересекаем прекрасный залив и переводим штурвал в верхний левый угол. Переходим на автоматическое управление, переводим штурвал в середину»

 

Дидактическая игра «Графический диктант» 
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: расколдовать волшебного персонажа.
Игровое правило: следовать инструкции взрослого.
Игровое действие: взаимодействовать с заколдованным персонажем.
Содержание. Воспитатель предлагает детям расколдовать волшебного персонажа и задаёт инструкцию: «Найдите пожалуйста точку и от точки проведите 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединить в начальной точке». Воспитатель спрашивает у детей, что у них получилось

 

Применение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе и развитии математических

способностей:

Развивает умственную активность ребенка дошкольного возраста;

Развивает психические процессы организма;

Формирует заинтересованность познавательной деятельностью;

Развивает навыки наблюдения, сравнения, сопоставления, группировки объектов по

различным признакам, формирует способности оценки и анализа различных процессов;

Развивает сенсорные навыки и умения;

Формирует правильное речевое произношение, речевое построение и способности

грамотного выражения своих мыслей в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.docx288.52 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование математических представлений дошкольников

Особенности развития математических представлений у дошкольников

   Математические способности относятся к разновидностям интеллектуальной деятельности. Их формирование и развитие происходит в процессе обучения. Чтобы развить математические способности у детей, педагоги проводят организацию учебных занятий особым образом: используют специальные упражнения, которые ориентированы на развитие мыслительных процессов и подготовку к последующему совершенствованию умственных навыков деятельности.

   Для развития математических способностей не требуется обладать отличной памятью. Математические способности ни в коей мере не связаны с темпом работы ребенка. Он может быть медлительным, не отличаться быстрым восприятием, но при этом, обладать навыками тщательного продумывания своей деятельности, мыслить творчески, что в итоге благотворно сказывается на формировании математических навыков.

   Развитие математических способностей зависит от возраста ребенка.  Поскольку разный

возраст определяет наличие определенных интеллектуальных навыков ребенка и обуславливает особенности его усвоения математических навыков.

      Математические навыки состоят из следующих элементов:

1. Способность к разделению математического материала, разделению математических

форм и содержания, навыки практического применения формальных структур,

отношений и взаимосвязей.

2. Навыки универсализации математического материала, выделение приоритетного и

нахождение внутренних сходных качеств, в казалось бы различных объектах.

3. Навыки практического применения чисел и знаков.

4. Навыки пошагового логического рассуждения, обоснования, разумных выводов.

5. Наличие гибкого мышления, умения быстро переключаться между мыслительными процедурами.

6. Развитая математическая память.

7. Навыки пространственного восприятия и практического воплощения пространственных

представлений.

  Освоение навыков счета начинается детьми в четырехлетнем возрасте.  Дети этого возраста

могут произвести простые подсчеты, имеют представления об элементарных временных и

пространственных связях, могут видоизменять объекты разных структур и модификаций.

Фактически, ребенок принимает участие в простейшей математической деятельности, делая

это на бессознательном уровне.

   Объем математических представлений и навыков постепенно растет. Их освоение происходит

постепенно, с течением времени и развития познавательных процессов. Познавательная

активность и логические процессы развиваются за счет организации педагогом развивающих

игр различной направленности.

   В задачу педагога входит создание определенной среды для усвоения навыков сравнения,

подсчета, объединения и разъединения различного количества объектов, предметов, явлений.

При этом, игровая деятельность, ее сюжетная линия выбирается ребенком самостоятельно.

Педагог только направляет деятельность детей и помогает достичь нужного результата –

развитие конкретного элемента математических способностей.

Основные приемы развития элементарных математических способностей

   Педагоги применяют различные методики обучения дошкольников для развития у них

простейших математических способностей. Их можно подразделить на три основные группы:

1. Наглядные приемы – основаны на применении различных моделей, образцов,

иллюстраций, мультимедийных слайдов и презентаций, видео роликов. Наглядные

пособия и их сложность зависит от возрастных особенностей развития детей. На разных

этапах дошкольного обучения происходит изменение в выборе наглядных средств

обучения и техниках их применения.

2. Словесные приемы – основаны на использовании педагогом бесед, рассказов,

рассуждений, пояснений и объяснений, инструкций. Применение этих приемов, их темп,

порядок и емкость зависит также от возрастной специфики развития детей.

3. Практические приемы – основаны на использовании различных упражнений, заданий,

включение в процесс обучения различных игр, экспериментальной деятельности и

моделирования.

          Использование дидактической игры в качестве метода развития математических способностей

   Для развития основных математических способностей ребенка дошкольного возраста

применяются различные дидактические игры – настольные, сюжетные, словесные, инсценированные.

   Использование игровой деятельности для развития определенных способностей имеет важное

обучающее значение. В дошкольном возрасте, ребенок с трудом усваивает информацию,

которая доносится до него в форме построения учебного занятия. Игра же, завлекает ребенка,

стимулирует его интерес и желание познавать. Поэтому дидактические игры характеризуются

пользой и глубоким содержанием. В ходе игры, у ребенка формируются новые навыки,

закрепляются старые и усваиваются новые теоретические знания.

   Дидактические игры направлены на умственное развитие ребенка, поскольку в ходе их

применения ребенок обучаются счету, развиваются его речевые навыки. Все это, положительно сказывается на развитии математических способностей.

  Дидактические игры организуются по определенным правилам и включают в себя различные

действия, носящие логический характер. Дети обучаются новым способам действий, формируются и совершенствуются их пространственные представления.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Примеры дидактических игр и упражнений

C:\Users\Егор\Desktop\IMG_4471.jpg

Дидактическая игра «Сыщики»
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.).
Игровая задача: найти игрушки и вернуть их на своё место.
Игровое правило: действовать в соответствии с заданной инструкции.
Игровое действие: взаимодействовать с игрушками.
Содержание. Воспитатель сообщает ребенку, что ночью в группе произошел переполох и все игрушки спрятались. Воспитатель предлагает ребенку поиграть в сыщика, найти игрушки по названым ориентирам, в соответствии с которыми ребенок движется к цели (т.е. к месту, где спрятана игрушка) и вернуть их на свои место. Ребенку предлагается, например, дойти до шкафа, повернуть направо, найти дорожку, дойти до поворота, повернуться налево и там искать спрятанную игрушку.

Дидактическая игра «Путешествие по морю» 
Цель: развитие пространственных представлений детей, через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: управлять кораблем всем вместе.
Игровое правило: совершить путешествие по морю.
Игровое действие: перемещать штурвал «корабля».
Содержание. Воспитатель предлагает детям совершить путешествие по морю и сообщает, что корабль придется управлять всем вместе в ручную. Воспитатель задает инструкцию: «Разместите штурвал в середину листа. Впереди огромные скалы, их надо оплыть, переведите штурвал в верхний правый угол. Навстречу нам движется другой корабль, переведем штурвал в нижний левый угол. К нам приближается огромная волна, переводим штурвал в нижний правый угол. Пересекаем прекрасный залив и переводим штурвал в верхний левый угол. Переходим на автоматическое управление, переводим штурвал в середину»

Дидактическая игра «Графический диктант» 
Цель: развитие пространственных представлений детей через
дидактическую игру.
Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: расколдовать волшебного персонажа.
Игровое правило: следовать инструкции взрослого.
Игровое действие: взаимодействовать с заколдованным персонажем.
Содержание. Воспитатель предлагает детям расколдовать волшебного персонажа и задаёт инструкцию: «Найдите пожалуйста точку и от точки проведите 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединить в начальной точке». Воспитатель спрашивает у детей, что у них получилось

Применение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе и развитии математических

способностей:

Развивает умственную активность ребенка дошкольного возраста;

Развивает психические процессы организма;

Формирует заинтересованность познавательной деятельностью;

Развивает навыки наблюдения, сравнения, сопоставления, группировки объектов по

различным признакам, формирует способности оценки и анализа различных процессов;

Развивает сенсорные навыки и умения;

Формирует правильное речевое произношение, речевое построение и способности

грамотного выражения своих мыслей в речи.

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по формированию математических представлений "Путешествие к математическому чудо дереву".

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Физкультура", "Музыка".Интеграция детской деятельности: Игровая,  коммуникативная, познавательная. В современной образовательной ...

Конспект математического досуга по формированию математических представлений в средней группе «Все профессии важны».

Данный досуг направлен на закрепление представлений о геометрических фигурах,  объёмных фигурах,  умение детей видеть форму окружающих предметов, развитие навыков ориентировки в пространстве...

Проект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Игровые занимательные задачи, как одно из средств формирования математических представлений и развитие логического мышления и воображения».

Задачи:Закрепить умение работы с планом.Умение строить из палочек логическую дорогу по зрительной памяти.Умение определять место числа среди других чисел ряда.Состав чисел из двух меньшихРешение...

Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе

Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...

«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования логико-математических игр»

Материал представлен сообщением из опыта работы воспитателя о формировании интреса у детей к логико-математическим играм и упражнениям....

«Формирование математического мышления у дошкольников посредством логико-математических игр»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр и  задач, которые направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий....