Мастер-класс для педагогов дошкольного образования "Использование головоломки "Судоку" в работе с дошкольниками
учебно-методический материал по математике

Сыроватская Наталия Владимировна

Одним из способов развития интеллектуальных способностей — является головоломка. Не случайно этот вид развлечения называют «зарядкой для ума»! При решении головоломки происходит развитие логического и стратегического мышления, пространственного восприятия, памяти, способности к нестандартному взгляду на ситуацию. Головоломки для детей — это не только прекрасный развивающий инструмент, но и — увлекательный способ досуга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_syrovatskaya.doc10.74 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование головоломки «Судоку»

 в работе с дошкольниками»

Автор: Сыроватская Наталия Владимировна, воспитатель МБДОУ детский сад №11 г. Ростов-на-Дону

„Вечная загадка мира — это его познаваемость. …Сам факт этой познаваемости представляется чудом.“ — Альберт Эйнштейн физик-теоретик

Задача дошкольного периода — развитие познавательной активности, которая проявляется в способности ребенка логически мыслить, выделять задачу и находить способы ее решения в самостоятельном активном поиске.

Одним из способов развития интеллектуальных способностей — является головоломка. Не случайно этот вид развлечения называют «зарядкой для ума»!  При решении головоломки происходит развитие логического и стратегического мышления, пространственного восприятия, памяти, способности к нестандартному взгляду на ситуацию. Головоломки для детей — это не только прекрасный развивающий инструмент, но и — увлекательный способ досуга, благодаря которому ребенок сможет получить настоящее удовольствие от процесса поиска ответа на сложные вопросы.

«Для меня самая приятная часть - это головоломка, процесс решения, а не само решение». - Эрно Рубик.

Решение головоломки не приносит, как правило, конкретных знаний, однако дает и малышам, и взрослым гораздо более широкие возможности по восприятию самых разных наук, в частности, математики, геометрии, логики.

В своей практике работы с детьми я использую головоломку «Судоку».  Данную головоломку придумал еще в 18 веке  Леонард Эйлер и называлась она «Латинский квадрат». Особую популярность приобрела в Японии 1980-1990-х годах. В переводе с японского «су» - цифра, «доку» - стоящая отдельно.

Классический «Судоку» это числовой квадрат 9на 9. Цель  Судоку — заполнить квадрат 9 на 9  так, чтобы в каждой строке, столбце и сетке 3 на 3  были все цифры от 1 до 9.

В дошкольной практике используются квадраты меньших размеров, они могут быть заполнены не только цифрами, но цветом, геометрическими фигурами, различными предметами

В чем же именно заключается польза этой головоломки?

– улучшает память, внимание, мышление ребенка. Дошкольник использует свою память, чтобы запоминать числа или рисунки, определить, чего не хватает,  а проанализировав сделать следующий шаг.

– учит ориентироваться в пространстве

- учить планировать свои действия (находить самую заполненную линию и двигаться дальше)

- улучшает силу концентрации, как только он перестает играть в середине игры, ему приходится снова начинать весь мыслительный процесс заново

-  помогает развить чувство времени, дети учатся принимать решения и предпринимать какие-то определенные действия гораздо быстрее и с меньшими колебаниями.

Немаловажный факт, что данная головоломка заставляет детей чувствовать «маленькую победу».

Начинаю знакомить детей с головоломкой в старшем возрасте, с соблюдением основных принципов дошкольной педагогики. Проводила работу индивидуально и небольшими подгруппами. Всю деятельность по работе над головоломкой разделила на этапы:

  1. Работа с закономерностями. Начинаем выстраивать закономерность по образцу с двух элементов, постепенно доводя до 4 . Затем идут задание на придумывание своих комбинаций.
  2. Решение квадратов 2 на 2. Суть данного периода заключается в том, чтобы ребенок заполнил недостающий квадрат. На этом периоде можно использовать конструкторы, в которых присутствуют 4 основных цвета. Ребенок получает карточку, моделирует её из конструктора и добавляет «пропавшую» деталь.
  3. Решение квадратов 3 на 3. Здесь главная задача – научить ребенка видеть, какие элементы в квадрате чередуются и обратить внимание на то, что предметы по вертикали и горизонтали не повторяются
  4. Решение квадратов 4 на 4. На этом периоде обращаем внимание на то, что элементы в строчках и рядах, а так же в  малых квадратах не должны повторятся.

Задание для фокус группы.

  1. Раздаю квадраты «2 на 2» прошу их заполнить. (С этим заданием дети справляются быстро, так, как оно знакомо.) Затем прошу объединить все квадраты так, чтобы объекты в строчках и рядах не повторялись. Чтоб проверить раздаю «Лупу помощницу».
  2. Раздаю квадраты «4 на 4» и конструктор «Цветные кубики». Рассмотрите,  сколько клеточек?  Какие цвета повторяются?

Выложи цвета, которые повторяются перед собой из конструктора.

Найдите строчку или столбец, в котором уже 3 клеточки заполнены.

Подумайте, какой цвет забыли нарисовать? Наложите на клеточки детали конструктора, так чтобы цвета совпадали.

Теперь опять найдите ряд, в котором есть 3 цвета, добавьте не достающий.

Если ряды с большим числом подсказок  заканчиваются,  проверьте квадраты.

  1. Когда дети  будут уверенно играть, можно предложить следующие варианты игры.

Например: Кто быстрее соберет карточку.

                    У кого больше законченных головоломок.

                    У кого больше законченных ходов?  (Играют 2 человека. За каждый законченный ряд, участник получает жетон.)

  1. Решение квадратов с цифрами (для детей подготовительного к школе возраста). Цифрами начинаем заполнять квадраты «3 на 3».  Можно использовать  карточки с цифрами и заполнять из фломастером, а можно  игральными кубиками. Используем задание на сложение чисел в ряду, что закрепляет состав числа 6.

Затем переходим к квадратам большого размера.   Принцип остается прежним – заполнить все пробелы.

Игра «Сочини свой СУДОКУ»  (элемент комбинаторных задач)

Каждому участники раздаются пустые квадраты.

Вариант 1: Подготовьте 4 цвета или кубики с гранями от 1 до 4 – это ваш образец-подсказка. Положите в каждый мини-блок «2 на 2» по одному кубику.

Возьмите еще один набор кубиков. Распределите их в мини – блоки так, чтобы они не совпадали с уже имеющими  цветами или числами кубиков.

Вариант 2: Карточки после очередной раскладки, меняются между участниками игры.

Вариант3: Готовые карточки зарисовываются.

Игра «Какой цвет я загадала» (ориентировка в пространстве)

Вариант 1: Для игры потребуется решённый вариант карточки.

Ведущий загадывает цвет, и говорит координаты загаданной ячейки. Например: Верхний левый мини-блок, под желтым цветом. Нижний правый мини-блок над зеленым кубиком. Снизу второй ряд, третий столбик.

 Главная особенность игр на логику, которые необходимо проводить с детьми дошкольного возраста — это их регулярность. Только систематические занятия будут способствовать развитию мыслительных операций, которые являются составной частью развития логического мышления: сравнения, классификации, синтеза и анализа.

Для того, чтобы решить головоломку необходимы нестандартный подход, ловкость, сообразительность, логика и интуиция. Именно поэтому со многими головоломками дети справляются гораздо лучше взрослых, ведь их мышление еще не засорено штампами и стереотипами — оно более непосредственно и открыто для поиска нового.

Гибкость мышления, умение рассматривать проблему под разными углами, развитое воображение — это те качества, которые пригодятся как в обучении, так и в повседневной жизни. Вот почему решение головоломок является одним из самых полезных развлечений для всей семьи. 

Использованные источники:

Польза головоломок (school-science.ru) 

Головоломка "Судоку" для дошкольников. (infourok.ru) 

Судоку для детей. Распечатать задания - Аналогий нет (analogi.net) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»

Предлагаю вашему вниманию занимательный материал по использованию игровых форм работы здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников...

Оргпроект мастер-класса "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"

Актуализация требований ФГОС ДО о создании условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственно...

Мастер-класс: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"

Презентация на тему: "Грамотная речь педагога-важное условие для формирования речи дошкольников"...

Мастер класс для родителей: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Мастер класс для родителей:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Мастер класс для родителей:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками".

Мастер класс для родителей:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Конспект мастер класса «Использование легоконструирование и робототехники в образовательной работе с дошкольниками».

  Цель: познакомить участников с внедрением Lego–конструирование и робототехники в образовательный процесс ДОО.Вводная часть: Рассказ воспитателя о кружке.Воспитатель: Здравствуйте у...

МАСТЕР КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками»

Цель мастер – класса:Распространение имеющегося опыта использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- конкретизировать представления педагогов о п...