Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе "Пять ключей"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Гумерова Екатерина Николаевна

Формирование элементарных математических представлений, коммуникативных навыков, расширять активный словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_pyat_klyuchey.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ФЭМП

 в средней группе «Пять ключей»

Автор: Гумерова Е. Н.

Интеграция образовательных областей:

• познавательное развитие;

• социально-коммуникативное развитие;

• речевое развитие.

Цель: формирование элементарных математических представлений, коммуникативных навыков, расширять активный словарь детей.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»

2.Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

3. Закреплять знания цветов.

4. Закреплять знания о частях суток.

Развивающие:

• развивать внимание и память;

• развивать умение правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация).

Воспитательные:

• воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми;

• воспитывать интерес к математике, самостоятельность, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Демонстрационный материал:

Посылка с сундучком с пятью замками, письмо, пять ключей, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, гуашь желтого цвета, нарисованное озеро, пять рыбок разного цвета с цифрами от 1 до 5. Геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Обручи: красный, желтый, зеленый, синий

Раздаточный материал:

Двухполосная карточка на каждого ребенка. По пять ежиков и четыре грибочка на каждого ребенка. Плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Листочки, на верхней строчке с нарисованными  предметами (книга, часы, шар, солнце, платок). На нижней строчке изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Простые карандаши на каждого ребенка.

Методические приёмы:

Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевая игра, физкультминутка, конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, подведение итогов.

Секретный эксперимент с водой. Чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки густую гуашь. После того, как вы встряхнёте или взболтаете закрытую баночку, в ней появится цветная вода.

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их. (Здороваются с гостями). Ну а теперь, давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг.

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Я люблю свой детский сад

В нём полным - полно ребят,

Может - сто, а может двести,

Хорошо, когда мы вместе.

Все на месте

Все ли тут?

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись».

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка и странное письмо. На конверте написано: Детский сад, ребятам группы «Светлячки» от Доктора Айболита.

Сейчас я вам его прочитаю.

«Здравствуйте ребята! Помогите мне, пожалуйста.

В Африке заболели зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня мой сундучок! Они закрыли сундучок на пять замков, а ключи бросили в озеро. Если вы согласны мне помочь, вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Собрав все пять ключей, вы сможете открыть сундучок с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут больные зверята. Очень на вас надеюсь! Как справитесь с заданием волшебную воду пришлите мне! Айболит». 

Воспитатель открывает посылку, вынимает сундучок и разглядывает его вместе с детьми.

Воспитатель: Ребятки, поможем Айболиту? (ответ детей)

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь к озеру. А чтобы нам было веселее в пути, я предлагаю петь песенку:

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки

Раз, два, раз, два,

Шагают наши ножки.

Вот мы и пришли к озеру.

  Посмотрите, в озере плавают рыбки(На фланелеграфе расположены бумажные рыбки.)    Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т.д., нам нужно рыбок расположить по порядку. (Воспитатель называет ребенка). 

Вот первая рыбка и задание №1

Найдите рыбку с цифрой 1, 2, 3, 4, 5; назови какого она цвета; и скажите  какая рыбка стоит по счету. (Воспитатель называет ребенка). 

 - Молодцы! Справились, вот и первый ключик! Наше путешествие продолжается.

Вот вторая рыбка и задание №2

«Ребята назовите какие части суток вы знаете. В какой последовательности они идут. Сколько их всего?»

  Игра «Части суток. Ребята, скажите мне пожалуйста, сейчас какое время суток? (утро).

Если вы затрудняетесь, я помогу вам, послушайте загадку:

Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются. (Утро)

Воспитатель: Правильно, конечно утром.

Ребята, а какие части суток еще бывают? (ответы детей). Игра «Части суток» («Закончи предложение»).

Я сейчас вам прочитаю предложение не до конца, вы должны его закончить.

- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)

- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)

- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

- Сколько частей в сутках? (4). Назовите их.

Воспитатель: Молодцы! Вот второй ключик за правильные ответы. А теперь отправляемся дальше в путь.

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки

Раз, два, раз, два,

Шагают наши ножки.

Третья рыбка приготовила нам следующее задание.

Воспитатель:  Для этого ребятки, вам нужно пройти к своим столам. Садитесь, спинки держим ровно, ножки убрали под стол. (Здоровьесбережение - осанка). Перед вами лежат картинки. Вот слушаем задание:

Выложите все картинки с изображением ежиков(Воспитатель выкладывает ежиков на фланелеграфе). Сколько ежиков у вас получилось. (Ответ детей). Правильно. А чем ежи любят лакомиться? Правильно грибочками. Давайте угостим ежиков грибами. (Дети выкладывают грибочки). Всем ли ежикам хватило грибочков? (Ответы детей). Сколько у нас грибочков? А сколько ежиков? Что же нам сделать, чтобы ежиков и грибочков стало поровну? Правильно, нужно добавить один грибочек или убрать одного ежика. Давайте представим, что один ежик убежал. Что у нас получилось теперь? (Ответы детей).

Молодцы ребятки! Задание выполнено! Вот и третий ключ.

Воспитатель: А сейчас нам пора отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть.

(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

(Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

(Хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула,

Быстро-быстро уплыла.

(Помахать рукой)

 

Воспитатель: Ну что ребятки, отдохнули! Пора приступать к следующему заданию.

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки

Раз, два, раз, два,

Шагают наши ножки.

Четвертая рыбка приготовила нам еще одно задание.

Игра «Геометрические фигуры»

 Из мешочка нужно достать геометрическую фигуру, назвать ее признаки, и найти ее домик.

(Дети из мешочка достают геометрические фигуры).

Воспитатель: Посмотрите, что там у вас? (Ответ детей)

Сейчас я скажу волшебные слова, взмахну рукой, и вы превратитесь в геометрические фигуры.

Будем чудо в гости звать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Лишь рукой взмахнем своей,

К волшебству спешим скорей!

(Дети превращаются в фигуры).

– А сейчас давайте познакомимся друг с другом.

Дети по очереди называют свои признаки.

– Я красный треугольник

– Я зеленый круг и т. д.

на полу выкладываются домики –обручи с символами цвета: красный, зеленый, желтый, синий. Дети по команде воспитателя расходятся по своим домам, объясняют свой выбор.

По какому признаку разделились фигуры? (Ответы детей)

Фигуры отправляют на прогулку, в это время символы цвета меняются на символы форм фигур. По сигналу воспитателя дети выбирают свой домик, объясняют свой выбор.

– Почему вы выбрали эти дома? По какому признаку вы разделились?

Дети должны подробно описать признаки, характерные той или иной форме.

- Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием.

Воспитатель: За правильно выполненное задание мы получаем четвертый ключ. Нам пора отправляться дальше в путь.

А вот и следующее задание от пятой рыбки.

Отгадайте загадки:

1. Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Людям я старинный друг,

Называют меня …. (круг)

2. Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны.

Могут разной быть длины.

Ну, пожалуй, и довольно,

Что ты видишь? (треугольник)

3. Из него мы строим дом,

И окошко в доме том.

За него в обед садимся

В час досуга веселимся,

Ему каждый в доме рад,

Кто же он? Наш друг…. (квадрат)

4. Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком.

И получится фигура-

Ты, конечно, с ней знаком… (прямоугольник)

Воспитатель: Ребята, о чем были загадки? Правильно, это геометрические фигуры.

- А теперь скажите, сколько их всего, геометрических фигур? (всего 4 г. ф.)

- Все они одинаковые или разные? (цветом и формой разные)

- А по величине они разные или одинаковые? (по величине одинаковые)

- Назовите мне фигуры, у которых есть углы?

- Назовите мне фигуры, у которых нет углов?

- Сколько геометрических фигур с углами? Без углов?

Ребята, геометрические фигуры мы можем встретить не только в сказочной стране. Но и среди нассреди той обстановки, которая нас окружает

Давайте пройдем к своим столам. Работа детей за столами.

 

Посмотрите у вас на листочке, на верхней строчке нарисованы предметы. (книга, часы, шар, солнце, платок). На второй строчке нарисованы

геометрические фигуры.   Вы должны внимательно посмотреть на предметы, которые нарисованы на первой строчке, и соединить их, с теми геометрическими фигурами, на которых они похожи. Приступаем к заданию.

Итак, книга- с какой геометрической фигурой ты соединил? (прямоугольник)

Часы - с какой геометрической фигурой ты соединил? (квадрат)

Солнце - с какой геометрической фигурой ты соединил? (круг)

Платок – с какой геометрической фигурой ты соединил? (треугольник)

Ну, что? Справились и с этим заданием. За это вы получаете пятый ключ.

Итак, ребятки, сколько у нас ключей(Пять).

Сейчас нам предстоит открыть последний замок сундучка, открыть его и достать волшебную воду.

Дети с воспитателем открывают сундучок и достают волшебную воду. (Она прозрачная).

Воспитатель: По-моему, это обыкновенная вода. Подождите, тут еще записка.

«Если баночку взболтать вода станет волшебной. Пришлите срочно волшебную воду мне в Африку. А для вас, детишки, в сундучке сюрприз, сладкий подарок» (на дне сундучка угощение для ребят).

Вот и подошло к концу наше приключение. Вам понравилось? А что вам понравилось больше всего? (ответы детей).

Давайте попрощаемся с гостями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе. На тему: " Наземный транспорт"

Продолжать знакомить детй с окружающим миром, с разнообразным видом транспорта....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе "Волшебная радуга".

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Волшебная радуга".Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования клеем ПВА и цветной солью.Задачи.Образо...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе детского сада "Я и мое имя"

Открытое занятие содержит в себе цели и задачи:- формирование положительного отношения к своему имени, знать, что оно обозначает; - уточниние представления детей о многообразии имён;   ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...